Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
О подражаніи милосердому самарянину.
Поученіе въ недѣлю 25-ю по Пятидесятницѣ.

Иди, и ты твори такожде (Лук. 10, 37).

Въ сегоднешнемъ Евангельскомъ чтеніи повѣтствуется о милосердомъ самарянинѣ, который оказалъ состраданіе путешественнику, шедшему изъ Іерусалима въ Іерихонъ и подвергшемуся нападенію разбойниковъ. Они ограбили его, изранили, изувѣчили и бросили на дорогѣ еле живого. Мимо него прошли іудейскій священникъ и левитъ, не оказавъ ему помощи, изъ опасенія не попасть бы имъ самимъ въ руки разбойниковъ. Не такъ поступилъ самарянинъ. Онъ остановился, поднялъ несчастнаго, возлилъ на его раны вино и елей, перевязалъ ихъ, посадилъ его на своего осла, привезъ въ гостинницу и поручилъ его попеченію хозяина гостинницы, оставивъ ему деньги на необходимые расходы.

Въ примѣрѣ милосердаго самарянина предлагается намъ, братіе, ученіе о милосердіи къ людямъ бѣдствующимъ. Побуждая къ подражанію сему примѣру, Господь Іисусъ сказалъ законнику, вызвавшему Его изречь притчу о самарянинѣ: иди, и ты твори такожде. Такъ и поступаютъ истинные христіане по отношенію къ страждущимъ отъ болѣзней и отъ другихъ бѣдствій. Они или непосредственно, лично оказываютъ имъ потребную помощь, или чрезъ посредство человѣколюбивыхъ обществъ, принявшихъ на себя трудъ попеченія о раненыхъ воинахъ и вообще находящихся въ безвыходномъ бѣдственномъ положеніи. Къ числу таковыхъ обществъ принадлежитъ общество такъ называемаго Краснаго Креста. Оно собираетъ на сей предметъ пожертвованія, приготовляетъ сестеръ милосердія, которыя являются на мѣсто военныхъ дѣйствій, имѣютъ уходъ за раненными, не разбирая единоземцевъ и непріятелей, а въ мирное время посылаются въ разныя мѣста, близкія и отдаленныя, во время повальныхъ болѣзней для попеченія о больныхъ. Кромѣ сего общество Краснаго Креста принимаетъ на себя заботы о помощи голодающихъ въ неурожайные годы. Въ текущемъ году нѣсколько Русскихъ губерній постигнуто неурожаемъ. Напримѣръ, въ Самарской губерніи въ продолженіе всего лѣта не было дождя, хлѣбныя растенія и травы погибли. Еще больше повредилъ имъ сильный морозъ въ маѣ и августѣ. Запасовъ для обсѣмененія полей, для прокормленія себя и скота не осталось. Правительство не жалѣетъ средствъ для облегченія этого бѣдствія, но въ послѣднее время неурожайные годы такъ часто, иногда непрерывно повторяются, что и казенная помощь является недостаточною. Общество Краснаго Креста значительно содѣйствуетъ правительству въ дѣлѣ благотворенія: оно собираетъ пожертвованія посредствомъ подписныхъ листовъ и кружекъ, имѣющихся для сего при каждой церкви. Кромѣ того для сборовъ сихъ пожертвованій особо назначенъ настоящій воскресный день, въ который воспоминается подвигъ самарянина Евангельской притчи и въ лицѣ его указуется примѣръ для подражанія. Не откажемся, братіе, отъ участія въ этомъ святомъ дѣлѣ благотворенія не только по естественному чувству состраданія, но наипаче по христіанскому побужденію. Не забудемъ, что благотворя бѣдствующимъ больнымъ и голодающимъ, нагимъ и безпріютнымъ, мы оказываемъ услугу Самому Христу, Который является въ лицѣ ихъ для возбужденія нашего состраданія и на страшномъ судѣ своемъ наречетъ благотворителей благословенными Отца Своего и скажетъ имъ: взалкахся и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, нагъ и одѣясте Мя, боленъ и посѣтисте Мене (Матѳ. 25, 35-36).

Примѣръ милосердаго самарянина научаетъ насъ помогать ближнимъ не только въ тѣлесныхъ, но и въ духовныхѣ нуждахъ. Есть духовныя нужды, которыя уподобляютъ человѣка путешественнику, на іерихонской дорогѣ попавшему въ руки разбойниковъ. Вся земная жизнь наша есть не что иное, какъ путешествіе или странствованіе къ небесному отечеству. На этомъ пути неизбѣжны встрѣчи съ духовными разбойниками, врагами нашего спасенія, злыми духами. Они всячески стараются погубить путника посредствомъ искушеній на грѣхъ. Эта опасность угрожаетъ не только безпечнымъ и неосторожнымъ путникамъ, но и бдительнымъ въ дѣлѣ спасенія души. Случается, что человѣкъ весь погруженъ въ молитву, въ богомысліе, въ самоиспытаніе и ничѣмъ постороннимъ не занятъ, и вдругъ въ душу его вторгаются хульные и нецѣломудренные помыслы. Откуда они взялись? Судя по тому, что въ душѣ господствовало противоположное настроеніе, ничего не имѣющее общаго съ ними, должно полагать, что причины ихъ были внѣ ея. Духи злобы съ разбойническимъ насиліемъ произвели нападеніе на душу, возмутили ея внутренній миръ, взволновали грѣховными искушеніями. Бѣсовскія искушенія часто до такой степени овладѣваютъ душею, что она походитъ на обнаженнаго и израненнаго разбойниками путника: она обнажается или лишается благодати Божіей, дарованной ей въ крещеніи и служившей для нея великолѣпною ризою. Она покрывается язвами грѣховными, которыя убиваютъ въ ней духовную жизнь, такъ что безъ сторонней помощи она не можетъ возвратиться къ этой жизни. Главная помощь ожидается въ семъ случаѣ отъ благодати Божіей, немощная врачующей. Но и со стороны людей можетъ быть оказана не малая услуга погибающему грѣшнику. Никто не имѣетъ права уклоняться отъ этой услуги отговорками вродѣ слѣдующей: «это не мое дѣло, каждому до себя, — куда мнѣ спасать другихъ, хоть самому бы спастись какъ-нибудь». Грѣшно такъ говорить: христіанинъ долженъ помнить заповѣдь — любить ближняго, какъ самого себя. Стало быть если я по любви къ себѣ долженъ заботиться о своемъ спасеніи, то не должна быть мнѣ чужда забота и о спасеніи ближняго. Не говори: «неприлично навязываться съ духовною помощію, когда ея отъ меня не требуютъ, предлагать услуги, которыхъ не просятъ». Нехристіанское разсужденіе: христіанская любовь отличается предупредительностію. При видѣ угрожаемаго погибелью грѣшника, она не дожидается отъ него вызова на помощь, справедливо опасаясь, что если будешь ждать сего, то пожалуй и не дождешься, и время къ спасенію погибающей души будетъ безвозвратно потеряно. Христіанская любовь поступаетъ съ нуждающимися въ духовной помощи, какъ поступаетъ Господь съ грѣшниками. Обрѣтохся, говоритъ Онъ, неищущимъ Мене, явленъ быхъ не вопрошающимъ о Мнѣ (Ис. 65, 1). Не говори: «не мое дѣло входить въ духовныя нужды ближняго, слѣдить за его душевнымъ состояніемъ, вразумлять и утѣшать его, на то есть пастыри церковные, отцы духовные!» Правда, это прямое ихъ дѣло. Къ сожалѣнію, не всѣ они принимаютъ его къ сердцу. Есть такіе между ними, которые поступаютъ въ семъ случаѣ подобно священнику и левиту, которые, увидѣвъ на дорогѣ іерихонской ограбленнаго и избитаго разбойниками путника, прошли мимо него, не оказавъ ему помощи. Подобные пастыри будутъ отвѣчать за свой грѣхъ. Грѣшно ссылаться на нихъ въ оправданіе своего равнодушія къ бѣдственной участи погибающаго грѣшника. Самъ поспѣши на помощь ему подобно милосердому самарянину, иначе и тебѣ придется отвѣчать предъ судомъ Божіимъ, какъ отвѣтитъ нерадивый пастырь. Отчего у насъ гибнутъ нравственно многіе? Оттого, что не встрѣчаютъ нашего участія къ себѣ. Требуютъ всего отъ духовныхъ пастырей, но и заботы послѣднихъ о спасеніи погибающихъ оказываются безплодными, потому что не поддерживаются прочими членами христіанскаго общества. Отчего широкою рѣкою по лицу земли разливаются невѣріе, нечестіе, развратъ, хищничество? Оттого, что зрители этого зла, за немногими исключеніями, не почитаютъ себя обязанными противодѣйствовать ему силою нравственнаго вліянія. Отчего съ безпримѣрною дерзостію распространяются среди насъ, особенно среди молодежи, противообщественныя ученія? Оттого, что распространители ихъ не видятъ дружнаго, единодушнаго отпора со стороны людей благомыслящихъ. Отчего безнравственные люди не стыдятся дѣлать зло? Оттого, что не кого стыдиться, всѣ равнодушно смотрятъ на нихъ, какъ будто такъ и должно быть. Но и усилія благомыслящихъ людей вразумить и спасти грѣшниковъ могутъ быть успѣшны только подъ условіемъ благодатной помощи, сообщаемой преимущественно въ храмахъ. Посему, какъ милосердый самарянинъ не только самъ лично позаботился подать посильную помощь путнику, ограбленному и изувѣченному разбойниками, но для окончательнаго излеченія привезъ его въ гостинницу, такъ и всякій изъ насъ, заботящійся о спасеніи грѣшниковъ, не долженъ думать, что для сего достаточно собственныхъ его усилій; пусть онъ укажетъ имъ святыя таинства церкви, имѣющія цѣлебную духовную силу; пусть убѣдитъ ихъ почаще посѣщать храмъ Божій и по временамъ отъ совершителей сихъ таинствъ принимать благодать исцѣленія. Храмъ есть открытая для всѣхъ гостинница, въ которой могутъ найти прибѣжище и упокоеніе всѣ духовные Странники и пришельцы.

Таковы, братіе, уроки, предлагаемые намъ въ евангельской притчѣ о самарянинѣ. Она учитъ насъ не только тѣлесному, по и духовному мизосердію. Будемъ внимательны къ сему ученію и по его руководству упражняться въ дѣлахъ милости тѣлесной и духовной. Аминь.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 304-308.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0