Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Двоякое чудо въ Успеніи Богоматери. Поученіе въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы.

О дивное чудо! Источникъ жизни во гробѣ полагается, и лѣствица къ небеси гробъ бываетъ.

Въ сихъ словахъ прославляется двоякое чудо въ Успеніи Пресвятой Богородицы. Во первыхъ, Она полагается во гробѣ. Что же однако тутъ чудеснаго? Не безплотный же духъ Она была, имѣла такое же смертное тѣло, какъ и всѣ, стало быть, какъ и всѣ, должна была помереть, согласно приговору Божескаго правосудія, осудившему на смерть нашихъ прародителей за преступленіе заповѣди. Этотъ приговоръ палъ и на всѣхъ потомковъ ихъ: съ наслѣдіемъ грѣха всѣ они наслѣдовали смерть. Пресвятая Богородица не была исключеніемъ, ибо не чужда была первороднаго грѣха. Слѣдственне чуда, повидимому, нѣтъ въ томъ, что Она померла и положена во гробъ. Но дѣло въ томъ, что сей участи подверглась матерь не простого человѣка, но Богочеловѣка: Она была источникомъ Живота. Какъ могла умереть Та, отъ которой произошолъ Животъ, т. е. воплотившійся отъ Нея Сынъ Божій? Онъ есть присносущный животъ по своему вѣчному существованію, ибо не было времени, когда бы Онъ не существовалъ. Онъ есть животъ и въ томъ смыслѣ, что даетъ жизнь всякой твари: Имъ всѣ мы живемъ и движемся и существуемъ (Дѣян. 17, 28). Древо жизни насажденное въ раю оберегало отъ болѣзни и смерти вкушающихъ отъ него; но оно только служило прообразомъ виновника и хранителя жизни Сына Божія. Какъ могла прикоснуться смерть къ той, которая была вмѣстилищемъ самой этой Присносущной жизни? Она нетлѣнно пріяла въ себя огнь Божества и сохранилась отъ него цѣлою и невредимою: какъ же Она могла уступить естественной силѣ смерти? Сего не должно бы быть, и однако же было. Поистинѣ это было чудо, какъ явленіе неожиданное; но нельзя сказать, чтобы оно совсѣмъ было необъяснимо. Какъ же именно объяснить то, что носившая во чревѣ самосущую и всеоживотворяющую Жизнь, подверглась смерти? На сей вопросъ Церковь отвѣчаетъ: «аще и непостиженъ (непостижимый) Ея плодъ, имже небеса быша, погребеніе пріятъ волею, яко мертвъ: како погребенія отвержется неискусобрачно Родшая» (2-й Канонъ Успенія, Пѣснь 4-я)? Она умерла потому, что и Сынъ Ея умеръ по плоти. Ей ли избѣжать смерти, когда власти ея подчинился отъ Нея рожденный, присносущный Сынъ? — Должно думать, что по своему всегдашнему смиренію и по желанію подражать уничиженію своего божественнаго Сына, Она сама желала не миновать уничиженнаго пути смерти временной.

Было и другое сходство Ея съ Сыномъ, которое представляетъ также дивное чудо. Ея божественный Сынъ недолго съ пречистымъ своимъ тѣломъ былъ во гробѣ, ибо на третій день воскресъ. Путемъ смерти Онъ перешелъ въ жизнь и всѣхъ съ Собою совоскресилъ, по каковой причинѣ гробъ Его Церковь именуетъ живоноснымъ и источникомъ нашего воскресенія. Равно и смерть Матери Его была кратковременна: гробъ Ея сдѣлался «лѣствицею къ небеси». Она преставилась на небо не только душею, но и тѣломъ, и какъ Христосъ по воскресеніи являлся апостоламъ въ воскресшемъ тѣлѣ, такъ и Она по вознесеніи Своемъ на небо явилась тѣмъ же апостоламъ, и подобно Сыну своему и Богу изрекла имъ обѣтованіе пребывать съ ними. Это поистинѣ дивное чудо.

Но дивясь чудесамъ Успенія Богоматери, посмотримъ, не бываетъ ли подобное и съ нами? Бываетъ, хотя не въ столь поразительномъ видѣ. Во первыхъ и наша смерть есть своего рода чудо. Въ погребальныхъ пѣснопѣніяхъ встрѣчаются такія слова: О чудесе! Что сіе еже о насъ бысть таинство? Како предахомся тлѣнію? Како сопрягохомся смерти? — Итакъ и наша смерть не есть что нибудь обыкновенное. Мы смотримъ на нее, только какъ на естественное явленіе, ибо тѣло по самой природѣ смертно. Это справедливо. Но было время, когда это смертное тѣло ограждено было отъ смертной опасности. Мы сотворены были для вѣчной жизни не по душѣ только, но и по самому тѣлу. Ибо для чего было насаждено въ раю древо жизни? Для того, чтобы вкушающіе отъ плодовъ его были предохранены по самому тѣлу отъ болѣзней, старости и смерти. По какой же причинѣ мы стали помирать? По той причинѣ, что насъ прогнали изъ рая и удалили отъ древа жизни. За что? За непослушаніе. Оно причиною неожиданнаго явленія, называемаго смертію. Ради этой неожиданности она поистинѣ есть чудо, совершившееся единственно по силѣ Божія повелѣнія. Воистинну Бога повелѣніемъ мы предахомся тлѣнію и сопрягохомся смерти. Божіимъ повелѣніемъ древу жизни дана была сила поддерживать тѣлесную жизнь человѣка, и это было поистнѣ чудо. Единственно по Божію повелѣнію человѣкъ лишился этой Божіей милости. Земля еси и въ землю пойдеши, изрекъ Господь. И это поистинѣ было чудо, ибо безъ этого грознаго изреченія смерть не пришла бы въ міръ.

Но слава милосердію Божію! Несомнѣнно, что смерть есть зло, но изъ самого зла вышло добро. Съ прекращеніемъ тѣлесной жизни прекратилась возможность прогнѣвлять Господа новыми грѣхами и вмѣстѣ дана грѣшнику возможность путемъ раскаянія достигнуть по смерти вѣчно блаженной жизни. Смерть явилась переходнымъ состояніемъ. Ибо какъ гробъ Богоматери былъ лѣствицею къ небеси, такъ равно и намъ суждено путемъ тѣлесной смерти вознестись на небеса сначала одною душею, а въ концѣ вѣковъ съ тѣломъ, имѣющимъ воскреснуть и соединиться съ нею. И это поистинѣ есть дивное чудо, ибо какъ повелѣніемъ Божіимъ явилась въ мірѣ смерть, такъ и въ концѣ вѣковъ единственно по гласу или повелѣнію Божію послѣдуетъ возстановленіе вѣчной жизни по самому тѣлу. Къ сожалѣнію, участь имѣющихъ воскреснуть не будетъ одинакова: изыдутъ сотворшіе благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіе злая въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 29). Итакъ если хотимъ, чтобы и нашъ гробъ, какъ гробъ Богоматери, былъ лѣствицею къ небеси для вѣчноблаженной жизни, будемъ творить благая, упражняться въ добродѣтеляхъ, избѣгать грѣховъ, въ содѣянныхъ грѣхахъ каяться и приносить плоды покаянія и сіи подвиги продолжать до самаго конца жизни, ибо только претерпѣвый до конца спасенъ будетъ.

Горе тому, кто подъ конецъ жизни сбился съ пути истины и умеръ во грѣхѣ безъ раскаянія: ему не вмѣнятся въ заслугу прежніе подвиги жизни богоугодной; для него смерть будетъ лѣствицею не къ небу, а къ аду, отъ чего молитвами Богородицы да спасетъ насъ всѣхъ Господь.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 194-197.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0