Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Слава Ѳавора.
Поученіе въ праздникъ Преображенія.

Ѳаворъ и Ермонъ о имени твоемъ возрадуются (Псал. 88, 13).

Сими словами одного изъ псалмовъ прославляются Палестинскія горы Ѳаворъ и Ермонъ. Въ первой половинѣ этого псалма псалмопѣвецъ воспѣваетъ милости Божіи къ избранному народу. Одна изъ этихъ милостей состоитъ въ томъ, что избранный народъ водворился въ обѣтованной землѣ, находившейся въ обладаніи язычниковъ. Нельзя было не радоваться этому событію; къ сей радости псалмопѣвецъ приглашаетъ даже горы въ предѣлахъ обѣтованной земли: Ѳаворъ въ Галилеѣ, и Ермонъ на сѣверѣ Палестины. Само собою разумѣется, что это приглашеніе относится въ собственномъ смыслѣ не къ бездушнымъ предметамъ, а къ людямъ, съ тѣмъ чтобы они, владѣя этими горами, радовались и ликовали, взирая на нихъ, какъ на свидѣтельство милости Божіей къ нимъ, но главнымъ образомъ, какъ на свидѣтельство славы имени Его: «возрадуются о имени Твоемъ». До времени водворенія Евреевъ въ землѣ обѣтованной, она осквернена была языческими суевѣріями. Истиннаго Бога никто изъ обитателей ея не зналъ, всѣ кланялись ложнымъ богамъ и приносили имъ жертвы повсюду — въ лѣсахъ, при рѣкахъ и преимущественно на горахъ; но какъ только утвердился избранный народъ въ этой землѣ, она освятилась призываніемъ имени истиннаго Бога; горы и холмы, до тѣхъ поръ оглашавшіеся пѣснями въ честь ложныхъ боговъ, огласились радостными славословіями въ честь Единаго истиннаго Бога, исповѣданіемъ Его премудрости, благости и всемогущества, насколько эти совершенства отразились въ созданіи такихъ величественныхъ горъ, какъ цвѣтущій, покрытый богатою растительностью, Ѳаворъ и снѣжный, дающій благотворную влагу, Ермонъ. Православная Церковь, прославляя Преображеніе Господне на Ѳаворѣ, примѣняетъ къ этому событію слова псалмопѣвца: «Ѳаворь и Ермонъ о имени Твоемъ возрадуются». Этотъ стихъ часто повторяется въ службѣ праздника Преображенія. На чемъ основывается примѣненіе этого стиха къ сему празднику? На томъ, что какъ въ ветхомъ завѣтѣ гора Ѳаворъ освящена была славою имени Божія, такъ и въ новомъ завѣтѣ на тойже горѣ открылась эта слава и притомъ въ высшей степени, чѣмъ прежде. Самъ основатель новаго завѣта, Господь Іисусъ явился на ней во славѣ своего Божества, которая просіяла на самомъ тѣлѣ Его, озарила лице Его свѣтомъ, какъ бы солнечнымъ, такъ что нельзя было смотрѣть на Него, убѣлила одежды Его, какъ снѣгъ. Самъ Богъ Отецъ гласомъ съ неба свидѣтельствовалъ на сей горѣ о Немъ, подобно тому, какъ на Іорданѣ, какъ о Сынѣ своемъ возлюбленномъ, на которомъ почиваетъ Его благоволеніе по самому Его человѣчеству. Къ сему свидѣтельству о Сынѣ Отецъ присовокупилъ заповѣдь: «Того послушайте». Такимъ образомъ на Ѳаворѣ произошло подобное тому, чтó было на Синаѣ. На Синаѣ даны были основныя заповѣди Закона: Господь провозгласилъ Себя Единымъ истиннымъ Богомъ и заповѣдалъ Его единаго чтить и всѣ обязанности въ отношеніи къ Нему и къ ближнимъ исполнять съ безпрекословнымъ послушаніемъ Его святой волѣ. На Ѳаворѣ провозглашено самимъ Богомъ-Отцемъ Божеское достоинство преобразившагося Іисуса, какъ Его возлюбленнаго, т. е. Единороднаго Сына, и слѣдовательно заповѣдано чествовать Его, какъ и Отца, такъ что, кто не чтитъ Сына, тотъ не чтитъ Отца, пославшаго Его. Данная при семъ заповѣдь о послушаніи Сыну обязываетъ соблюдать новозавѣтныя заповѣди, данныя Сыномъ, такъ же свято, какъ свято должны быть исполняемы заповѣди ветхозавѣтныя. Для исполненія заповѣдей Христовыхъ потребно самоотверженіе, т. е. отреченіе отъ своей воли и безпрекословное послушаніе волѣ Христовой. И если ветхозавѣтному вѣрующему нельзя было нарушать заповѣди Божіи безнаказанно, то всего менѣе можетъ надѣятся на безнаказанность нарушитель заповѣдей новозавѣтныхъ, провозглашенныхъ не человѣкомъ, подобнымъ Моисею, по Богочеловѣкомъ (Евр. 2, 3). Посему, какъ бы онѣ ни казались трудными къ исполненію, напримѣръ заповѣдь о любви къ врагамъ, о негнѣвливости, о сердечной чистотѣ, объ отсѣченіи пристрастія къ земнымъ благамъ во что бы ни стало, исполнять ихъ надобно. Уклоняющійся отъ исполненія ихъ не есть ученикъ Христовъ, не достоинъ имени христіанина и подвергается опасности вѣчнаго осужденія. Великія трудности предстоятъ ревнующему объ исполненіи ихъ; но нельзя сказать, что онѣ непобѣдимы. Если Господь далъ заповѣди, то стало быть онѣ могутъ быть исполнены, — Онъ не потребовалъ бы отъ насъ того, что невозможно исполнить. Притомъ, давъ заповѣди, Онъ вмѣстѣ далъ благодать для облегченія трудовъ въ исполненія ихъ и вмѣстѣ обѣтованіе блаженства за послушаніе Его волѣ.

Людямъ за сіе послушаніе обѣщано блаженство, не только по душѣ, но и по тѣлу. Господь Іисусъ, преобразившійся на Ѳаворѣ, преобразитъ нѣкогда тѣло смиренія нашего, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его (Флп. 3, 21). Это совершится тогда, когда тѣло воскреснетъ и соединится съ душею. Тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43). Свѣтъ славы Христовой, сіяющей на Его прославленномъ тѣлѣ, будетъ отражаться и на тѣлѣ праведниковъ. Понять это не трудно, ибо и въ настоящей жизни, когда человѣкъ находится въ веселомъ расположеніи духа, веселіе отражается на его лицѣ, дѣлаетъ его свѣтлымъ. Подобное должно случиться съ праведниками въ царствѣ славы. Душа ихъ преисполнена будетъ радостію и веселіемъ вслѣдствіе того, что они непрерывно будутъ наслаждаться зрѣніемъ лица Божія, т. е. ощущеніемъ благоволенія Его. Если благоволеніе и ласковость къ намъ любимаго и любящаго насъ человѣка, выражаемая въ свѣтлой улыбкѣ его, возбуждаетъ въ насъ радость, отъ которой сіяетъ наше лице, то чтó удивительнаго, если лица праведныхъ по воскресеніи будуть сіять необычайнымъ свѣтомъ отъ переполняющей ихъ душу радости и веселія отъ свѣта лица Божія?

Будемъ молить Господа, преобразившагося на Ѳаворѣ, да возсіяетъ и намъ Его присносущный свѣтъ, какимъ просвѣтятся праведницы, для чего будемъ ревновать о стяжаніи праведности чрезъ послушаніе Его волѣ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 185-188.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0