Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Чудо надъ пятью хлѣбами и двумя рыбами.
Поученіе въ недѣлю 8-ю по Пятидесятницѣ.

Въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи повѣтствуется о чудѣ насыщенія Господомъ Іисусомъ Христомъ пятью хлѣбами и двумя рыбами пяти тысячъ народа, кромѣ женъ и дѣтей (Матѳ. 14, 14-22).

Это чудо совершено было въ поздній вечеръ. Но прежде чѣмъ преподать народу тѣлесную пищу, Господь Іисусъ напиталь его пищею духовною, бесѣдуя о Царствіи Божіемъ. Продолжительна была эта бесѣда, но народъ, пришедшій къ Іисусу въ количествѣ нѣсколькихъ тысячъ, не утомлялся ею и такъ увлекся ею, что не хотѣлъ разстаться съ божественнымъ Учителемъ и забылъ даже о подкрѣпленіи себя пищею. Господь сжалился надъ нимъ и на предложеніе учениковъ отпустить народъ, чтобы они пошли въ окрестныя селенія и деревни ночевать и купить хлѣба, ибо имъ нечего ѣсть, — отвѣчалъ отказомъ. Онъ спросилъ учениковъ: сколько есть здѣсь хлѣбовъ? и узнавъ, что у одного мальчика есть пять хлѣбовъ ячменныхъ и двѣ рыбы, приказалъ принесть ихъ къ себѣ, а людей повелѣлъ разсадить всѣхъ на зеленой травѣ купами по сту и по пятидесяти. Затѣмъ, взявъ пять хлѣбовъ и двѣ рыбы, воззрѣлъ на небо, благословилъ ихъ, и хвалу воздавъ, сталъ преломлять хлѣбы и давать ученикамъ, а ученики раздавали возлежащему народу; такъ же и двѣ рыбы раздѣлилъ на всѣхь, сколько кто хотѣль. И ѣли всѣ и насытились. По повелѣнію Іисуса, ученики собрали осгавшіеся куски и наполнили ими двѣнадцать коробовъ.

Повѣтствованіе о совершившемся чудѣ представляетъ для насъ немало назидательныхъ уроковъ.

Прежде всего назидательно то, что чудо предварено было ученіемъ Христовымъ: народъ напитанъ былъ пищею тѣлесною по принятіи пищи духовной. Послѣдняя настолько важнѣе первой, насколько душа важнѣе тѣла, насколько спасеніе души драгоцѣннѣе тѣлеснаго здоровья. Душа не меньше нуждается въ пищѣ, соотвѣтствующей ея духовнымъ потребностямъ — истины, добра и духовнаго мира, какъ и тѣло въ вещественной пищѣ. Жизнь тѣлесная не можетъ продолжаться безъ пищи, съ прекращеніемъ питанія прекращается жизнь. Равно и душѣ грозитъ духовная смерть, если она живетъ жизнію скотоподобною, не заботясь о познаніи истины, о преуспѣяніи въ благочестіи и добродѣтели, о стяжаніи духовнаго мира въ общеніи съ Богомъ и помышляя только о потребностяхъ земныхъ и житейскихъ. Омертвѣвъ для жизни духовной, она находится въ опасности вѣчной погибели. Христосъ пришелъ въ міръ для спасенія души, для чего потребно было возбудить и поддержать въ ней стремленіе къ истинѣ, добру и духовной радости. Эта цѣль достигаема была посредствомъ ученія о Царствіи Божіемъ. Сіе ученіе въ обильной мѣрѣ Христомъ предлагаемо было людямъ во дни Его земной жизни, и благо было тѣмъ, которые съ благоговѣніемъ и любовію внимали этому ученію: словеса Господни были для нихъ слаще меда и питательнѣе всякой другой пищи. Чѣмъ иначе, какъ не этою сладостію и питательностію можно объяснить то, что слушавшіе ихъ заслушивались до забвенія тѣлесной пищи? Но мы не должны завидовать имъ. Тоже самое благо доступно для всѣхъ насъ. Христосъ вчера и днесь тойже и во вѣки. Вознесшись съ тѣломъ на небеса, Онъ продолжаетъ оглашать насъ тѣмъ же ученіемъ, какое слышали изъ устъ Его современные Ему іудеи. Оно содержится въ Евангеліи, въ которомъ записаны Его словеса и дѣянія. Слушай или читай Евангеліе, и ты услышишь и увидишь тоже, что слышали и видѣли современники Его земной жизни. Внимай также ученію преемниковъ апостольскаго служенія пастырей Церкви, — ихъ устами глаголетъ намъ Самъ Христосъ, такъ что, слушающій ихъ слушаетъ Самого Іисуса Христа, и отвергающійся ихъ Его отвергается (Лук. 10, 16).

Книга Евангелія, равно и прочія Новозавѣтныя книги, должны быть настольными для каждаго христіанина. Сами личные свидѣтели и слушатели Христа Спасителя цѣлые дни проводили въ созерцаніи и слушаніи Его. Что же касается насъ, то мы должны поставить себѣ за правило ежедневно хоть нѣсколько минутъ, если не часовъ, употреблять для прочтенія главы изъ Евангелія или Апостола, или, по крайней мѣрѣ, положенное на каждый день, такъ называемое, зачало или отдѣленіе изъ Евангелія и Апостола. Лучшимъ временемъ для этого чтенія можетъ быть время непосредственно послѣ утреннихъ молитвъ. Въ молитвахъ мы обращаемся къ Богу съ исповѣданіемъ своихъ чувствъ и желаній; въ чтеніи же изъ Евангелія и Апостола Самъ Богъ обращается къ намъ, какъбы съ отвѣтомъ на наше молитвенное обращеніе къ Нему. Благоговѣйное настроеніе души, питаемое упражненіями въ этихъ чтеніяхъ, служитъ залогомъ милости Божіей на весь день. День, начало котораго освящено этимъ святымъ дѣломъ, есть поистинѣ благословенный день.

Христосъ Спаситель рекъ: ищите прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вомъ (Матѳ. 6, 33), т. е. главнымъ предметомъ вашихъ заботъ должно быть удовлетвореніе духовныхъ потребностей. Главною цѣлію вашей жизни должно быть достиженіе Царства небеснаго. Что же касается до земныхъ житейскихъ нуждъ и благъ, то забота о нихъ должна имѣть второстепенное значеніе. Христіанинъ долженъ быть увѣренъ, что, если главнымъ для него дѣломъ служитъ спасеніе души, Господь въ награду за сіе благословитъ успѣхомъ и земныя заботы. О вѣрности этого обѣтованія свидѣтельствуетъ чудесное насыщеніе пяти тысячъ людей, которые пришли къ Іисусу Христу только затѣмъ, чтобы принять отъ Него духовную пищу, послушать Его ученія о Царствіи небесномъ. Они слушали Его до забвенія тѣлесныхъ потребностей, и вотъ Господь удовлетворилъ и тѣлесныя ихъ потребности въ награду за ихъ усердіе къ пріятію отъ Него духовной пищи, чудесно напиталъ голодныхъ хлѣбами, малое количество ихъ умноживъ до такой степени, что всѣ остались сыты и довольны. Подобное чудо совершили пророки Илія и Елисей. Илія во время голода въ землѣ Израильской нашель гостепріимный пріютъ у бѣдной вдовы Сарептской, и въ продолженіе двухъ лѣтъ пребыванія у ней продовольствіе его и ея съ семействомъ было обезнечено чудомъ надъ горстью муки и надъ сосудомъ съ елеемъ: во все это время мука въ сосудѣ и елей въ сосудахъ не оскудѣвали, каждый день они были полны, какъ бы непочатые. Вдовѣ одной изъ сыновъ пророческихъ, знакомой Елисею, нечѣмъ было платить долговъ, оставшихся послѣ мужа. Елисей приказалъ ей набрать сосудовъ въ большемъ количествѣ и изъбывшаго у ней сосуда съ масломъ приказалъ наливать въ нихъ. Всѣ они наполнились масломъ, которое продано было въ такомъ количествѣ, что вырученныхъ денегъ оказалось достаточнымъ не только для уплаты долговъ, но и для ея пропитанія на долгое время. Но какъ ни поразительны были оба эти чуда, все же они не такъ значительны въ сравненіи съ чудомъ Христовомъ надъ пятью хлѣбами и двумя рыбами: оно несравненно превосходило ихъ по количеству насыщеннаго Христомъ народа и по обилію оставшихся кусковъ хлѣба. Подобныя чудеса бываютъ рѣдко. Тѣмъ не менѣе власть Христова надъ хлѣбными произрастеніями со времени ихъ сотворенія продолжается и будетъ продолжаться до скончанія вѣка. Отъ Его власти зависитъ обиліе и скудость, урожай и неурожай. Силы природы являются въ семъ случаѣ орудіями Его всевластной силы. Убѣжденіемъ въ этой истинѣ, въ нашей зависимости отъ Него въ земныхъ потребностяхъ, объясняется мольба къ Господу объ ихъ удовлетвореніи. Всѣ истинно вѣрующіе убѣждены, что труды человѣка, въ потѣ лица обработывающаго землю для своего пропитанія, могутъ быть успѣшны только при благословеніи Божіемъ и потому усердно испрашиваютъ его на свои труды.

И было бы великою дерзостію и нечестіемъ полагаться только на свои труды и отъ нихъ только ожидать успѣха въ земледѣліи, огородничествѣ и садоводствѣ. Правда, милосердый Господь посылаетъ солнце свое и дожди свои на злыхъ и добрыхъ, на праведныхъ и неправедныхъ, на просящихъ у Него милости и не просящихъ (Матѳ. 5, 45); но для чего Онъ такъ поступаетъ? Для того, чтобы побудить къ благодарности за Его милости не только добрыхъ, но и злыхъ, ибо и злые, видя, какъ милосердъ Господь, могутъ быть тронуты Его милостію, если не совсѣмъ заглохла въ нихъ совѣсть, раскаются въ гордости и самомнѣніи, съ какими дотолѣ они относились къ промыслу Божію, не признавая Его участія въ судьбѣ человѣка. Но горе имъ, если они не раскаются въ этомъ! Имъ угрожаетъ тоже, что случилось съ богачемъ евангельской притчи, который, когда Господь послалъ ему обильный урожай, вмѣсто того, чтобы смиренно благодарить за него Господа, сталъ мечтать о предстоящихъ ему удовольствіяхъ. Безумный, сказалъ ему Господь, въ сію нощь истяжутъ душу твою отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ? (Лук. 12, 20). Людей, забывающихъ Бога, постигаетъ то, что долготерпѣливый Господь забудетъ ихъ своею милостію, пошлетъ на нихъ внезапную смерть, которая разрушитъ ихъ мечты о земныхъ наслажденіяхъ, и умрутъ они безъ покаянія.

Какъ совершилъ Господь чудо? Онъ, воззрѣвъ на небо, благословилъ пять хлѣбовъ и двѣ рыбы и хвалу воздавъ, сталъ преломлять ихъ и давать ученикамъ для раздачи народу. Подобное священнодѣйствіе и теперь совершаетъ Церковь, когда устами священника предъ вкушеніемъ пищи и питія призываеть на нихъ благословеніе Божіе сими словами: «Самъ Христе, благослови ястіе и питіе рабомъ твоимъ, яко святъ еси во вѣки вѣковъ». Равно на литіи въ концѣ вечерни Церковь призываетъ благословеніе Христово на хлѣбы, пшеницу, вино и елей: «Господи Іисусе Христе Божс нашъ, благословивый пять хлѣбовъ и пять тысячъ насытивый, Самъ благослови и хлѣбы сія, пшеннцу, вино и елей, и умножи сія во всемъ мірѣ твоемъ, и вкушающія отъ нихъ вѣрныя освяти», — и заключаетъ сію молитву исповѣданіемъ всемогущей силы Христовой: «Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже нашъ, и Тебѣ славу возсылаемъ со Отцемъ и Единосущнымъ Твоимъ Духомъ». Итакъ если Церковь находить нужнымъ Христа, благословившаго пять хлѣбовъ и чудесно насытившаго народъ, призывать для благословенія нашей пищи, то какъ нечестиво поступаютъ тѣ, которые не ощущаютъ нужды въ Его благословеніи, не призывають Его благословенія на земледѣльческія работы, на употребленіе пищи и питія, садятся за трапезу не помолившись и не оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ! Неблагодарность и гордость ихъ ничѣмъ не могутъ быть извинены въ семъ случаѣ.

Когда народъ насытился чудесно умноженными хлѣбами, Господь сказалъ ученикамъ своимъ: «соберите оставшіеся куски, чтобы ничего не пропало». Весьма знаменательны и поучительны и сіи слова Господа. Пища, употребляемая нами, есть даръ Божій. Дарами Божіими надо дорожить и употреблять ихъ на пользу ближнихъ. Для чего въ избыткѣ дается намъ пропитаніе? Для того, чтобы этимъ избыткомъ мы дѣлились съ нуждаюишмися, а не для того, чтобы расточать его на прихоти, какъ поступаютъ многіе, когда живутъ только для однихъ себя, подражая богачу евангельской притчи, который до пресыщенія наѣдался и напивался, а нищему Лазарю, лежавшему у воротъ его дома, не давалъ куска отъ остатковъ своей обильной трапезы. Горе тѣмъ, которые по скупости накопляютъ и берегутъ земныя блага, сами не пользуются ими и другимъ ничего не удѣляютъ; но горе также тѣмъ, которые расточаютъ дарованныя Богомъ блага вмѣсто того, чтобы поберечь ихъ для употребленія во славу Бога и на нужды ближнихъ.

Передъ тѣмъ, какъ совершить чудо насыщенія народа, Господь Іисусъ Христосъ приказалъ ученикамъ разсадить народъ на травѣ купами по пятидесяти и по сту человѣкъ и затѣмъ подходить къ каждой купѣ и раздавать пищу. Какое премудрое распоряженіе! Не будь его сдѣлано, голодный народъ въ количествѣ пяти тысячъ въ безпорядкѣ устремился бы къ пищѣ, произошла бы давка, раздались бы вопли отчаянія изъ устъ раздавленныхъ людей, и такимъ образомъ чудесное благодѣяніе Божіе послужило-бы къ злу. Это зло, предусмотрѣнное заранѣе, предотвращено Христомъ. Вотъ примѣръ для подражанія. Щедрость къ ближнимъ должна быть соединяема съ осторожностію, чтобы она не послужила имъ во зло. Случается, что когда устрояются всенародныя пиршества, погибаетъ много народа, если заранѣе не принимаются мѣры къ тому, чтобы народъ не бросался на пищу и напитки съ звѣрскою жадностію, чтобы не давили другъ друга, не отнимали лакомые куски у другого, не производили изъ-за этого дракъ и кровопролитія, какъ это иногда бываетъ. Какъ въ другихъ, такъ и въ этомъ случаѣ должно быть соблюдаемо правило: вся благообразно и по чину да бываютъ. Дѣло не въ томъ только, чтобы угостить, но и въ томъ, чтобы при этомъ не было возмутительныхъ безпорядковъ, чтобы угощаемые вели себя скромно, помня свое человѣческое достоннство, чтобы не упивались, и злоупотребленіемъ щедростію угоститетей не огорчали ихъ и не радовали діавола.

Таковы, братіе, уроки, которые предлагаются намъ евангельскимъ повѣствованіемъ о чудѣ надъ пятью хлѣбами. Будемъ помнить ихъ и принимать ихъ не къ свѣдѣнію только, но и къ руководству. Все, что написано въ словѣ Божіи, намъ въ наказаніе и наученіе написано.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 178-184.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0