Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Грѣхъ богохульства.
(Поученіе въ недѣлю 7-ю по Пятидесятницѣ).

Фарисее глаголаху: о князѣ бѣсовстѣмъ изгонитъ бѣсы (Матѳ. 9, 34).

Сіи слова, содержащіяся въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи, сказаны фарисеями по поводу чудеснаго исцѣленія Іисусомъ Христомъ человѣка нѣмого-бѣсноватаго: бѣсъ былъ изгнанъ изъ него, нѣмой сталъ говорить. Народъ, пораженный чудомъ, говорилъ: никогда ничего подобнаго не бывало въ Израилѣ. Враги Христовы съ цѣлью отвлечь народъ отъ Христа, хотя не отвергали чуда, старались объяснить его въ превратномъ смыслѣ, увѣряя народъ, что Іисусъ совершилъ это чудо не божественною силою, по силою князя бѣсовскаго, что Христосъ находится въ тѣсномъ союзѣ съ нимъ и его силою изгоняетъ бѣсовъ. Какая гнусная и нелѣпая клевета на Іисуса! Онъ пришелъ въ міръ за тѣмъ, чтобы разрушить дѣла діавола, уничтожить царство его, распространенное по всему міру, царство суевѣрій, многобожія — ибо вси бози языкъ бѣсове (Псал. 95, 5), по слову псалмопѣвца, — царство нечестія, всякой лжи и нечистоты. Опровергая эту клевету по другому подобному случаю, Христосъ сказалъ: всяко царство раздѣльшееся на ся запустѣетъ, и всякъ градъ или домъ раздѣливыйся на ся не станетъ. И аще сатана сатану изгонитъ, на ся раздѣлился есть: како убо станетъ царство его (Матѳ. 12, 25-26)? Смыслъ рѣчи Христовой такой: «Согласно ли съ здравымъ смысломъ думать, будто діаволъ, исконный врагъ добра и истины, помогаетъ Христу разрушать его царство и насаждать въ мірѣ истину и добро? Если, по словамъ фарисеевъ, Христосъ изгоняетъ бѣсовъ силою князя бѣсовскаго, что это значитъ какъ не то, что сатана, изгоняя бѣсовъ, покорныхъ своихъ слугъ, изгоняетъ самого себя, что онъ раздѣлился самъ съ собою? Возможно ли, чтобы князь бѣсовскій, посылающій бѣсовъ въ людей мучить ихъ, въ тоже время помогалъ Христу выгонять ихъ изъ людей, чтобы не мучили ихъ? Это значило бы, что царство сатаны раздѣлилось; если же царство раздѣлилось, то ему грозитъ опустѣніе, и сатана сдѣлался бы врагомъ самому себѣ; но это не допустимо; сатана закоснѣлъ во враждѣ противъ истины и добра». Дѣйствительно, сатана до такой степени закоснѣлъ въ этой враждѣ, что она будетъ продолжаться до скончанія вѣка, пока окончательно онъ будетъ побѣжденъ въ лицѣ антихриста. До появленія антихриста царство сатаны, хотя нанесены ему сокрушительные удары силою Христовою, не опустѣетъ. Судя по тому, что членовъ царства Христова до сихъ поръ, несмотря на постепенное возрастаніе христіанской вѣры, гораздо меньше чѣмъ слугъ сатаны, должно полагать, что окончательное паденіе его царства не скоро наступитъ, и что всего нелѣпѣе было утверждать, чтобы сатана самъ ускорилъ паденіе своего царства во дни земной жизни Христа. Посему если фарисеи сказали, что Христосъ изгоняетъ бѣсовъ силою князя бѣсовскаго, они сказали грубую и нелѣпую клевету, которая притомъ соединена съ богохульствомъ, ибо обвинили Его въ союзѣ съ діаволомъ, обвинили всенародно, въ присутствіи многихъ свидѣтелей. Можетъ ли быть что возмутительнѣе? Къ сожалѣнію, грѣхъ богохульства не есть необыкновенное явленіе. Возмутительно слышать богохульныя бранныя рѣчи противъ истиннаго Бога и христіанской вѣры со стороны невѣрующихъ въ истиннаго Бога язычниковъ, каковы напримѣръ рѣчи Ассирійскаго полководца Рапсака во время осады Іерусалима (4 Цар. 18, 22. 30; 10, 22); Рапсакъ ни во что ставилъ истиннаго Бога и покланялся ложнымъ богамъ. Къ прискорбію, и въ средѣ христіанскаго общества встрѣчаются люди, которые позволяютъ себѣ произносить хулу на Святую Троицу, на Христа Спасителя, на Богородицу, на святыхъ, на Церковь, на таинства, на Священное Писаніе, вообще на вѣру христіанскую. Для нихъ нѣтъ ничего священнаго. Все, что для другихъ священно, для нихъ составляетъ предметъ поруганія. Въ крайней степени богохульство проявляется у бѣсноватыхъ, особенно когда ихъ приводятъ въ какую нибудь церковь для поклоненія святымъ мощамъ и святымъ иконамъ. Съ величайшими усиліями подводятъ ихъ къ этимъ святынямъ, чтобы приложиться къ нимъ. При этомъ они оглашаютъ воздухъ ужасающимъ крикомъ, изъ ихъ устъ исторгаются самыя гнусныя хулы противъ Бога и святыхъ Его. Послѣ сего они большею частію утихаютъ, полагаютъ на себѣ крестное знаменіе и нерѣдко выздоравливаютъ. Гораздо достойнѣе сожалѣнія положеніе многихъ здравомыслящихъ людей, которые, питая заклятую вражду противъ Церкви православной, изрыгаютъ страшныя хулы противъ нея, называя ее сатанинскимъ капищемъ, — противъ имени Христа Спасителя, называя Его антихристомъ, если имя Его произносится Іисусъ а не Исусъ, — противъ четырехконечнаго креста, уподобляя его изображенію креста на игральныхъ картахъ, — противъ таинства евхаристіи, называя тѣло и кровь Христову омерзительнымъ именемъ, — вообще противъ всѣхъ священнодѣйствій православной Церкви, отрицая присутствіе въ нихъ благодати Божіей. Съ величайшей злобою и презрѣніемъ они относятся къ мощамъ новоявленныхъ угодниковъ Божіихъ, не признаютъ ихъ нетлѣнія и чудесъ, чрезъ нихъ совершаемыхъ, даже дерзаютъ утверждать, что они совершаются силою бѣсовскою. Такія богохуленія слышатся, къ прискорбію, не отъ однихъ раскольниковъ, но и отъ многихъ утратившихъ вѣру, гордыхъ своимъ многознаніемъ. Иногда эти богохуленія встрѣчаются въ книгахъ, напечатанныхъ за границею, въ карикатурныхъ рисункахъ, но большею частію изрыгаются устно.

О тяжести грѣха богохульства и вообще хуленія Вѣры можно судить по тому, что въ Ветхомъ Завѣтѣ за этотъ грѣхъ положена была смертная казнь, побіеніе камнями (Лев. 24, 10. 16). Эта казнь предваряема была тѣмъ, что свидѣтели богохульства возлагали руки на главу богохульника. Іисусъ Христосъ, обличая іудеевъ за грѣхъ богохульства по поводу исцѣленія Имъ другого бѣсноватаго, назваль этотъ грѣхъ хулою на Святаго Духа и сказалъ: «всякій грѣхъ и хула даже на Сына человѣческаго отпустится, но хула на Духа Святаго не отпустится ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій» (Матѳ. 12, 31-32). Строгость этого приговора объясняется злонамѣренностію богохульниковъ. Они, т. е. богохульствовавшіе фарисеи, не могли не знать, что чудеса, равно какъ пророчества, суть дѣйствія Святаго Духа. Стало быть, объявляя Христа за исцѣленіе бѣсноватыхъ въ союзѣ съ діаволомъ, они виновны были не столько противъ Христа, сколько противъ Святаго Духа, дѣло Его называя діавольскимъ, хотя знали, что подобныя дѣла можетъ творить только Богъ. Правда, при кончинѣ вѣка попущено будетъ и діаволу черезъ антихриста творить нѣчто подобное чудесамъ, подобно тому какъ волхвы предъ фараономъ могли сотворить слабое подобіе первымъ тремъ чудесамъ Моисея. Но что чудеса антихристовы будутъ дѣломъ обмана, а не дѣломъ божественной силы, это ясно изъ свидѣтельства апостола (2 Сол. 2, 9-10), и въ этомъ нетрудно убѣдиться въ виду того, что антихристъ будетъ врагомъ вѣры и благочестія и потому ничего не будетъ общаго между нимъ и Христомъ.

Грѣхъ богохульства есть поистинѣ діавольскій грѣхъ. Діаволъ первый дерзнулъ богохульствовать, когда, искушая на грѣхъ Еву, истолковалъ ей заповѣдь Божію о не вкушеніи отъ древа познанія добра и зла въ смыслѣ зависти Бога къ людямъ, ибо, по словамъ діавола, Богъ опасался, что люди, вкусивъ запрещеннаго плода, сдѣлаются подобными Ему богами.

Грѣхъ богохульства есть также грѣхъ антихристовъ, ибо онъ, по слову тайновидца, будетъ имѣть хульныя уста и отверзетъ ихъ въ хуленіе къ Богу, хулить имя Его и живущихъ на небеси (Апок. 13, 5-6).

Если грѣшно хулить человѣка, каковъ бы онъ ни былъ, то несравненно грѣшнѣе дерзость хулы на Бога со стороны ничтожнаго предъ Нимъ существа. Архангелъ Михаилъ не дерзнулъ похулить даже діавола, когда препирался съ нимъ о тѣлѣ Моисея. Архангелъ не допускалъ діаволу взять это тѣло, сокрытое въ неизвѣстномъ мѣстѣ, и дѣлать его предметомъ суевѣрнаго поклоненія (Іуд. ст. 9). Діаволъ вѣроятно осыпалъ Архангела бранными словами за сіе противодѣйствіе; но Архангелъ не отвѣчалъ на брань бранью, ибо въ лицѣ самого діавола чтилъ одаренное отъ Бога высокими достоинствами существо, несмотря на то, что онъ помрачилъ въ себѣ эти достоинства. Если свѣтлый духъ не дерзнулъ хулить ожесточеннаго врага Божія, духа всякой лжи и нечистоты, то судите, какъ возмутительно и непростительно богохульство. Нельзя не поставить въ вину хуленіе истиннаго Бога со стороны незнающихъ Его, язычниковъ, каковы напримѣръ Фараонъ (Исх. 5, 2), Голіаѳъ, Гапсакъ (4 Цар. 19, 16-22), Навуходоносоръ (Дан. 3, 17), Антіохъ (2 Мак. 9, 4. 12. 28), ибо и язычники не лишены средствъ достигнуть истиннаго богопознанія (Рим. 1, 20). Но несравненно тяжелѣе и безотвѣтнѣе вина богохульства со стороны людей, знакомыхъ съ истинною вѣрой. Вотъ почему таковыхъ даже гражданскій законъ присуждаетъ къ строгому наказанію. По степени важности вины, однихъ осуждаетъ онъ на каторгу, если преступленіе совершено въ церкви, другихъ къ поселенію въ отдаленныя мѣста, если преступленіе совершено въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ, иныхъ къ тюремному заключенію. Даже тѣ, которые дозволаютъ себѣ произнести въ публичномъ мѣстѣ слова, имѣющія видъ богохуленія или порицанія вѣры и Церкви православной, безъ умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумѣнію, невѣжеству и пьянству, заключаются въ исправительный домъ на нѣсколько мѣсяцевъ. Этого мало: тюремному заключенію подвергается и тотъ, кто, слышавъ въ публичномъ мѣстѣ богохуленіе или порицаніе вѣры, не даетъ о томъ знать начальству для прекращенія соблазна, ибо это преступленіе, тяжкое само по себѣ, становится еще тяжелѣе потому, что оно производитъ вредное дѣйствіе на слушателей, ослабляя въ людяхъ слабыхъ благоговѣніе къ Богу.

Никому не дай Богъ впасть въ искушеніе богохульства. Но опасность быть виновнымъ въ этомъ грозитъ всякому. Апостолъ Павелъ обличаетъ іудеевъ въ томъ, что они, хвалясь знаніемъ закона, преступленіемъ его не только сами безчестятъ Бога, но еще даютъ поводъ другимъ хулить Его. «Васъ ради, присовокупляетъ апостолъ, имя Божіе хулится во языцѣхъ» (Рим. 2, 24). Іудеи словами Бога не хулили, но жизнь ихъ была такова, что язычники, смотря на нее, хулили истиннаго Бога. Они такъ разсуждали: если исповѣдники іудейской вѣры ведутъ себя безнравственно, то значитъ и вѣра ихъ нехороша и Богъ, въ котораго они вѣруютъ, не есть истинный Богъ. По жизни вѣрующихъ язычники судили о вѣрѣ. Сужденіе, конечно, несправедливое; не вѣра виновата въ томъ, что вѣрующіе живутъ худо; истинная вѣра учитъ одному добру; но, къ сожалѣнію, люди не слушаютъ ея внушеній и даютъ поводъ незнающимъ этой вѣры хулить ее и такимъ образомъ, хотя сами не хулятъ ее, должны отвѣчать за богохульство, совершаемое другими. Будемъ, братіе, помнить это и вести жизнь такъ, чтобы зрящіе ее не хулили, а прославляли Отца небеснаго. Проповѣдники Евангелія просвѣщаютъ невѣрныхъ словомъ, а прочіе могутъ содѣйствовать успѣхомъ истинной вѣры среди невѣрныхъ жизнію, т. е. ревностію къ исполненію заповѣдей Господнихъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 172-177.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0