Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Единеніе вѣрующихъ. Поученіе въ недѣлю отцевъ перваго Вселенскаго собора.

Не о сихъ же молю токмо, но и о вѣрующихъ словесе ихъ ради въ Мя, да вси едино будутъ: якоже Ты Отче во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 20-21).

Сіи слова содержатся въ первосвященнической молитвѣ Господа Іисуса, произнесенной наканунѣ крестной смерти Его. Часть этой молитвы вошла въ составъ сегоднешняго евангельскаго чтенія и содержитъ въ себѣ ходатайство Іисуса Христа преимущественно за Апостоловъ; но приведенныя слова тойже части молитвы относятся не къ однимъ апостоламъ, но и ко всѣмъ имѣющимъ увѣровать въ Него по ихъ слову, по дѣйствію ихъ проповѣди. Какого же блага Христосъ испрашиваетъ у Бога Отца вѣрующимъ въ Сына Его? Блага духовнаго, единенія между ними, подобнаго тому, какое существуетъ въ единеніи Бога Отца и Сына. Идетъ рѣчь о единеніи вѣрующихъ въ любви, образомъ которой должна служить для нихъ высочайшая любовь между Богомъ Отцемъ и Сыномъ. Основаніемъ взаимной любви вѣрующихъ служитъ вѣра во Христа, воспріятая ими отъ Апостоловъ. Она научаетъ ихъ взирать на себя, какъ на чадъ Отца небеснаго по благодати крещенія, какъ на братьевъ въ отношеніи другъ къ другу, какъ на единое семейство Божіе, какъ на единое тѣло, члены котораго живутъ одною общею жизнью. Вслѣдствіе сего вѣрующіе во Христа должны принимать къ сердцу нужды, горе и радость ближняго такъ же близко, какъ собственныя нужды, горе и радость. Такова сила вѣры во Христа Іисуса. Она всѣхъ вѣрующихъ связуетъ узами любви, несмотря на разность по внѣшнему положенію и достоинству, по различію между богатыми и бѣдными, знатными и незнатными, образованными и необразованными, праведными и грѣшными. Богатые должны помогать бѣднымъ, какъ братьямъ своимъ во Христѣ Іисусѣ, руководствуясь убѣжденіемъ, что богатство есть даръ Божій, который данъ имъ не для ихъ только личной пользы, а вмѣстѣ для употребленія въ пользу ближнихъ, что они суть не полновластные обладатели земныхъ благъ, а только распорядители, что они суть орудія промышленія Божія о бѣдныхъ, что Господь, хотя могъ бы непосредственно приходить на помощь бѣднымъ, даруетъ ее нуждающимся чрезъ посредство богатыхъ для того, чтобы связать тѣхъ и другихъ одолженіями съ одной стороны и благодарностью съ другой, вообще для поддержанія между тѣми и другими любви. Горе богатымъ, позабывающимъ братство въ отношеніи къ бѣднымъ и презирающимъ ихъ: имъ грозитъ участь богача евангельской притчи, осужденнаго на адскія мученія въ наказаніе за то, что онъ во время земной жизни презиралъ нищаго Лазаря и жилъ только въ свое удовольствіе, каждый день пируя съ своими пріятелями. — Начальники и господа должны помнить, что власть дается не для превозношенія, не для почестей отъ подчиненныхъ, а для служенія имъ, — слѣдуя словамъ Христовымъ: аще кто хощетъ въ васъ вящшій быти, да будетъ вамъ слуга (Матѳ. 20, 13), и взирая на примѣръ Самого Христа, Который, по слову Его, пришелъ въ міръ не затѣмъ, чтобы служили Ему, но чтобы служить людямъ и положить за нихъ душу свою. — Люди образованные должны заботиться о просвѣщеніи тѣхъ, которыхъ они считаютъ невѣждами, особенно по отношенію къ закону Господню. Превосходство ихъ въ дѣлѣ усвоенія истины должно располагать ихъ не къ надменію и гордости, чтó было бы признакомъ глупости, — а къ готовности дѣлиться своимъ знаніемъ съ непросвѣщенными. Иначе они будутъ походить на фарисеевъ, которые относились съ презрѣніемъ къ простому народу, и говорили: «этотъ народъ невѣжда въ законѣ, проклятъ онъ» (Іоан. 7, 49). За что же они проклинали невѣжественный по ихъ мнѣнію народъ? За то единственно, что онъ внималъ ученію Христову, увлекался этимъ ученіемъ и свѣтомъ его просвѣщался такъ, что въ этомъ отношеніи превосходилъ многоученыхъ книжниковъ и фарисеевъ. Не проклинать они должны были народъ, а скорѣй поучиться у него той мудрости, какую стяжалъ онъ, внимая гласу Христа. — Въ обществѣ христіанскомъ соединены внѣшнимъ образомъ благочестивые и нечестивые, добродѣтельные и порочные. Первые какъ должны относиться къ послѣднимъ? Худо было бы, если бы они поступали такъ, какъ поступали въ отношеніи къ грѣшникамъ гордые своею праведностью фарисеи, которые почитали унизительнымъ для себя имѣть общеніе съ грѣшниками и осуждали Іисуса Христа за то, что Онъ былъ близокъ къ грѣшникамъ, не гнушался обществомъ мытарей, раздѣлялъ съ ними хлѣбъ-соль, отнюдь не ради чревоугодія, а единственно для того, чтобы, пользуясь ихъ гостепріимствомъ, питать ихъ духовною пищей своего спасительнаго слова. Такъ должны поступать и послѣдователи Христа Спасителя, преуспѣвшіе въ вѣрѣ и благочестіи. Они должны заботиться о спасеніи не себя только, но и ближнихъ своихъ, угрожаемыхъ опасностью погрязнуть въ порокахъ или уже погрязшихъ, ибо должны любить ихъ какъ самихъ себя, какъ братьевъ своихъ по благодати искупленія. Безъ этой любви, безъ этой ревности о спасеніи погибающихъ неугодны Богу подвиги благочестія и добродѣтели. Члены христіанскаго общества въ дни апостоловъ не всѣ одинаково смотрѣли на пищу. Одинъ вѣровалъ или убѣжденъ былъ, что всякое созданіе добро, и потому въ яствахъ ничтоже отметно, съ благодареніемъ пріемлемо (1 Тим. 4, 4), что брашно не поставляетъ насъ предъ Богомъ (1 Кор. 8, 8), и дозволялъ себѣ употреблять въ пищу мясо нѣкоторыхъ животныхъ, нечистыхъ по закону Моисееву, не почитая этого грѣхомъ. Противъ этого нечего сказать, потому что обрядовые законы Моисеевы относительно пищи необязательны для христіанина. Но другіе христіане, именно обращенные изъ іудеевъ, соблазнялись этою свободой въ употребленіи пищи и почитали грѣхомъ, противнымъ своей совѣсти, отступать въ семъ случаѣ отъ закона ветхозавѣтнаго. Какъ надлежало поступать христіанину, чтобы не подавать повода къ такому соблазну? Подобный случай имѣетъ въ виду апостолъ, когда говоритъ: сильніи должны немощи немощныхъ носити (Рим. 15, 1), т.-е. въ присутствіи мнительныхъ христіанъ, разборчивыхъ въ пищѣ, должны воздерживаться отъ снѣдей, употребленіе которыхъ смущаетъ совѣсть послѣднихъ и почитается ими грѣхомъ. Этого воздержанія требуетъ долгъ любви къ братіямъ. Для сильнаго вѣрою отъ этого никакого не будетъ вреда, ибо по его вѣрѣ вкушать и не вкушать что — дѣло безразличное. Но оно отнюдь не безразлично, когда этою свободой смущается и соблазняется немощный братъ: лучше не наводить его на соблазнъ и не подавать ему поводъ осуждать брата, почитающаго себя сильнымъ, и чуждаться общенія съ нимъ изъ-за пищи. Случается впрочемъ, что немощный по вѣрѣ братъ, вопреки своей совѣсти, съ цѣлью избѣжать насмѣшекъ, изъ человѣкоугодія станетъ, глядя на сильнаго, безразборчиво вкушать ту или другую пищу. Въ этомъ другой грѣхъ. Немощный увлекся примѣромъ сильнаго вопреки своей совѣсти, сдѣлалъ то, за что совѣсть осуждаетъ, что противно его вѣрѣ или убѣжденію, а «все, что не отъ вѣры, грѣхъ есть» (Рим. 14, 23). Не похристіански поступитъ тотъ, кто наведетъ его на этотъ грѣхъ. «Не погуби пищею того, за кого Христосъ умеръ» (Рим. 14, 15).

Правило о снисхожденіи сильныхъ вѣрою къ немощнымъ православная русская Церковь примѣняетъ къ старообрядцамъ. Многіе изъ нихъ желаютъ соединиться съ Церковью; но они такъ привыкли къ своимъ обрядамъ, такъ убѣждены въ ихъ святости и непреложности, что не желаютъ перемѣнить ихъ на обще-принятые въ православной Церкви обряды. Это значитъ, по ихъ словамъ, поступить противъ совѣсти. Какъ же поступаетъ православная Церковь въ отношеніи къ таковимъ? Требуетъ ли она, чтобы они не слушали голоса совѣсти? Отнюдь нѣтъ. Она снисходитъ къ немощной совѣсти, дозволяетъ имъ принять такъ называемое единовѣріе, т.-е. вступить въ общеніе съ нею не безусловное, а съ удержаніемъ излюбленныхъ ими обрядовъ и обычаевъ, лишь бы только они признавали власть церковнаго священноначалія и не хулили общепринятыхъ православныхъ обрядовъ.

Таково, братіе, единеніе вѣрующихъ во Христа Іисуса. Умоляя о семъ единеніи въ своей первосвященнической молитвѣ, Господь Іисусъ хощетъ, чтобы оно соблюдаемо было между вѣрующими при всемъ различіи ихъ по внѣшнимъ положеніямъ, также по нравственнымъ и умственнымъ достоинствамъ, чтобы мы другъ друга тяготы носили (Гал. 6, 2), одни другимъ помогали, высокіе по уму и по нравственности не презирали невѣждъ и порочныхъ, чтобы сильные по вѣрѣ были снисходительны къ немощнымъ.

Къ сожалѣнію, ничто столько не разъединяетъ христіанъ, какъ разновѣріе, особенно ереси и расколы. Какъ много зла происходитъ отъ нихъ, можно судить по Аріанской ереси, отвергавшей единосущіе Сына Божія съ Богомъ Отцемъ. Эта ересь осуждена на первомъ Вселенскомъ соборѣ, память котораго Церковь сегодня совершаетъ. Догматъ единосущія Сына Божія съ Отцемъ, твердо и ясно поставленный на семъ соборѣ, принятъ повсюду въ христіанскомъ мірѣ и свято сохраняется не только въ восточно-православной Церкви, но и въ западныхъ вѣроисповѣданіяхъ. Между тѣмъ сколько крови пролито изъ-за этого догмата! Аріане были гонителями Церкви за исповѣданіе сего догмата, не менѣе жестокими, какъ и язычники. Будемъ, братіе, свято соблюдать этотъ догматъ. Онъ имѣетъ необходимую связь съ догматомъ искупленія. Христосъ искупилъ насъ крестною жертвой. Но эта жертва имѣетъ искупительную силу потому, что принесъ ее не простой человѣкъ, но Богочеловѣкъ, Христосъ единосущный по божеству Отцу и Святому Духу. Если желаемъ, чтобы наша вѣра въ единосущіе трехъ лицъ Святой Троицы угодна была Богу, будемъ блюсти духовное единеніе другъ съ другомъ такъ, чтобы не только едиными устами, но единымъ сердцемъ, полнымъ любви другъ къ другу, мы достойно могли славить и воспѣвать всечестное и великолѣпое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздѣльную.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 136-141.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0