Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Проявленіе благости Божіей въ попущеніи зла. Поученіе въ недѣлю Самаряныни.

Въ сегоднешнемъ апостольскомъ чтеніи (Дѣян. 11, 19-26. 29-30) идетъ рѣчь объ успѣхахъ евангельской проповѣди за предѣлами Іудеи. Причиною этихъ успѣховъ было гоненіе на христіанъ въ Іерусалимѣ послѣ мученической кончины архидіакона Стефана. Особенное участіе въ озлобленіи христіанъ принималъ Савлъ: онъ вторгался въ домы ихъ, влачилъ мужчинъ и женщинъ и отдавалъ ихъ въ темницу. Гонимые христіане разсѣялись, ища себѣ убѣжища за границею Іудеи, и куда ни приходили, вездѣ распространяли Евангеліе не только между іудеями, но и между язычниками. Особенно много язычниковъ увѣровало и обратилось ко Господу въ Антіохіи, гдѣ ученики Христовы въ первый разъ стали называться христіанами. Такимъ образомъ, гоненіе на христіанство съ самаго начала послужило къ пользѣ его, изъ зла вышло добро. Особенно это открылось при послѣдующихъ гоненіяхъ на христіанскую вѣру, воздвигнутыхъ язычниками и продолжавшихся съ нѣсколькими промежутками до четвертаго вѣка, когда равноапостольный Константинъ объявилъ ее господствующею въ Римской имперіи. Гоненія были повсемѣстны и отличались необычайною жестокостью. Мучители разсчитывали, что имъ удастся вконецъ истребить христіанство. Но послѣдствія были совершенно противоположныя. Гоненія споспѣшествовали только умноженію числа христіанъ. Необыкновенное благодушіе, съ какимъ христіане переносили пытки и смерть за вѣру, ихъ незлобіе и молитвы за мучителей, ихъ сверхъ-человѣческое мужество среди жесточайшихъ мукъ, нерѣдко чудесное исцѣленіе истерзанныхъ членовъ, — все это сильно поражало зрителей изъ язычниковъ, и многіе изъ нихъ не медля объявляли себя христіанами и сами шли на муки, на которыя пришли посмотрѣть изъ одного любопытства. Даже мучители и палачи нерѣдко отказывались продолжать исполненіе казни и тотчасъ становились христіанами. Еще не зная содержанія и не умѣя цѣнить внутреннее достоинство ученія Христова, язычники заключали о превосходствѣ его по тѣмъ дѣйствіямъ, какія оно производило на христіанъ, по тому необычайному самоотверженію, съ какимъ они за вѣру отдавали себя на муки и смерть, по той чудесной помощи, вслѣдствіе которой они нерѣдко выходили невредимыми изъ пытокъ. Враги христіанства со стыдомъ должны были видѣть торжество его надъ всѣми усиліями уничтожить его. Мученическая кровь послужила ко благу Церкви, была, по выраженію церковнаго писателя, сѣменемъ новыхъ христіанъ. Безъ этой крови не могла бы утвердиться Церковь Христова, и дѣло Христово погибло бы въ самомъ началѣ, еслибы по страху гоненій христіане малодушно отрекались отъ Христа. Къ славѣ Церкви Христовой произошло противное, и такимъ образомъ изъ худа вышло добро.

Какое великое злодѣяніе совершили іудеи, когда отвергли Христа, не оцѣнили Его безчисленныхъ благодѣяній, свидѣтелями которыхъ были во все время Его земного служенія, и не зная за Нимъ никакой вины, предали Его на страданія и крестную смерть! Но это злодѣяніе послужило къ нашему спасенію. Для нашего спасенія Христу падлежало за насъ пострадать и умереть на крестѣ согласно пророчеству: Той язвенъ бысть за грѣхи наша и мученъ бысть за беззаконія наша. Язвою Его мы исцѣлѣхомъ (Ис. 53, 5). Всѣ люди своими грѣхами навлекли на себя гнѣвъ Божій и заслужили вѣчную погибель. Для умилостивленія прогнѣваннаго Господа и для избавленія отъ вѣчной погибели потребна была безконечной цѣны жертва, каковою могла быть только вольная смерть Богочеловѣка, спасительная для всѣхъ потому, что подъялъ ее, принявъ на Себя вину всѣхъ, Невинный и Безгрѣшный и притомъ Богъ по плоти. Враги Его, предавая Его на закланіе, не подозрѣвали, что были орудіями милосердія Божія ко всему человѣческому роду, что крестъ, на который они Его возвели, былъ жертвенникомъ, на которомъ принесена была спасительная для всего міра жертва, и что такимъ образомъ изъ самаго величайшаго зла произошло добро.

Церковь, основанная Христомъ Спасителемъ, есть столпъ и утвержденіе истины. Это значитъ, что она есть непогрѣшимый органъ Христовой истины, какъ непогрѣшителенъ самъ Христосъ, Который обѣщалъ пребывать въ ней до скончанія вѣка, какъ непогрѣшителенъ Духъ Святый, который, по обѣтованію Христову, пребудетъ въ Церкви во вѣки (Іоан. 14, 16). Посему необходимо, чтобы всякій, желающій быть утвержденнымъ въ истинѣ и быть далекимъ отъ опасности уклониться отъ нея, впасть въ заблужденіе, смиренно подчинялся руководству Церкви, заключающемуся въ символѣ вѣры, въ писаніяхъ отцевъ и учителей Церкви, въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ, въ вѣроопредѣленіяхъ вселенскихъ соборовъ и, наконецъ, въ живомъ ученіи пастырей Церкви, получившихъ отъ Іисуса Христа, по преемству отъ Апостоловъ, власть ученіемъ своимъ привлекать людей къ вѣрѣ и утверждать въ ней. Эта власть столь священна, что, по слову Христову, кто слушаетъ ихъ, слушаетъ Самого Христа и кто отметается ихъ, отметается Самого Христа (Лук. 10, 16). Къ сожалѣнію, съ самаго начала христіанства появлялись и до сихъ поръ появляются и размножаются люди, которые въ дѣлѣ усвоенія Вѣры пренебрегаютъ руководство Церкви, измышляютъ свои ученія и всячески стараются навязать ихъ другимъ и отвлечь ихъ отъ Церкви. Это еретики и раскольники. Великое зло они причиняютъ Церкви, вооружая противъ нея родившихся и воспитавшихся въ нѣдрахъ ея и увлекая ихъ на путь погибели, ибо внѣ Церкви нѣть спасенія. Но если нѣтъ худа безъ добра, то это же можно сказать о ересяхъ и расколахъ. Мудрованія еретиковъ и раскольниковъ всегда служили только къ вящшему торжеству Христовой, содержимой Церковью, истины, ибо давали поводъ пастырямъ Церкви полнѣе, точнѣе и всестороннѣе раскрыть истины церковнаго вѣроученія. Вслѣдствіе этого успѣхи лжеучителей оказывались и оказываются непрочными. Толпы ихъ съ каждымъ вѣкомъ христіанства появлялись и исчезали, а истина Христова пребываетъ во вѣкъ. Торжество ея надъ врагами истины ясно свидѣтельствуетъ, что борьба съ ними служитъ только ко благу Церкви. Изъ зла въ семъ случаѣ проистекаетъ добро.

Изъ ветхозавѣтной исторіи укажемъ на одинъ примѣръ въ доказательство тойже истины. Великое зло сыновья патріарха Іакова сдѣлали брату своему Іосифу по зависти къ нему, какъ любимцу отца. Они хотѣли уморить его, бросивъ его въ безводную яму, но надъ нимъ сжалился одинъ изъ братьевъ и по его совѣту они продали его въ Египетъ. Въ Египтѣ Іосифъ сталъ извѣстенъ Фараону по своей мудрости и прозорливости и сдѣлался первымъ вельможею по царѣ. Находясь на такой высотѣ, своими мудрыми распоряженіями онъ спасъ египтянъ отъ голода въ неурожайные годы и сдѣлался благодѣтелемъ своихъ братьевъ, которыхъ переселилъ къ себѣ вмѣстѣ съ отцемъ. Когда померъ отецъ, братья боялись, не отомститъ ли имъ Іосифъ за обиду, какую они ему сдѣлали. Но Іосифъ почелъ за тяжкій грѣхъ мстить тѣмъ, которыхъ Господь избралъ въ орудіе Своего промышленія о немъ и о ближнихъ. Онъ сказалъ въ успокоеніе своимъ братьямъ: вы совѣщасте на мя злая, Богъ же совѣща о мнѣ во благая, дабы препиталися людіе мнози (Быт. 50, 18-21), т.-е. вашъ злой совѣтъ противъ меня совѣтомъ преблагой, премудрой и всемогущей воли Божіей обращенъ во благо мнѣ и чрезъ меня во благо многихъ, обязанныхъ мнѣ спасеніемъ отъ голодной смерти.

Въ виду всего этого мы не должны смущаться явленіями зла въ мірѣ. Какъ бы ни были возмутительны и тяжки эти явленія, мы должны смотрѣть на нихъ съ надеждою на промыслъ Божій, обращающій зло въ добро.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 129-132.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0