Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Молитва за царя. Поученіе въ день священнаго коронованія и помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича.

Молю прежде всѣхъ творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, за царя и за всѣхъ, иже во власти суть (1 Тим. 2, 1-2).

Заповѣдь Апостола о молитвѣ за царя Церковь научаетъ исполнять ежедневно, начиная съ утренней службы. Эта служба начинается чтеніемъ двухъ относящихся къ царю псалмовъ, одного (Псал. 19): Услытитъ тя Господь въ день печали, другого (Псал. 20): Господи силою Твоею возвеселится царь и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло, — и молитвою: Спаси, Господи, люди Твоя, также ектеніею о царѣ и о всѣмъ царствующемъ домѣ. Понятно, почему начало каждаго дня должно освящать молитвою за царя. Ночь назначена для покоя, день назначенъ для трудовъ и работы. Какъ только начинаетъ разсвѣтать, исходитъ человѣкъ на дѣло свое и на дѣланіе свое даже до вечера (Псал. 103, 23). Разумѣются здѣсь дѣла и работы хозяйственныя. Для совершенія ихъ нужна свобода и увѣренность, что никто не помѣшаетъ этимъ занятіямъ. На чемъ основывается эта свобода и увѣренность? На томъ, что существуетъ сильная власть, охраняющая свободу и безопасность трудящихся и что благодаря этой охранѣ нѣтъ необходимости въ одно и тоже время дѣлать два дѣла, — одною рукой работать, другою отражать хищниковъ, готовыхъ не только отнять силою рабочій скотъ и орудія работы, но посягнуть на самую жизнь работающихъ, какъ это бываетъ обыкновенно въ странахъ, не имѣющихъ сильной власти, напримѣръ, въ Палестинѣ. Въ нашемъ благоустроенномъ государствѣ подобной опасности быть не можетъ. Вотъ почему мы молимся ежедневно за охраняющую насъ верховную власть; но особенно усердны и усиленны бываютъ молитвы за царя въ царскіе дни, въ ряду которыхъ первое мѣсто занимаетъ день священнаго коронованія и помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Николая Александровича.

Какія молитвы возноситъ Церковь за царя во всѣ царскіе дни, наипаче же въ сей день? Молитвы благодаренія и прошенія.

Слава и благодареніе подобаетъ Господу первѣе всего за то, что въ лицѣ царя нашего дарованъ намъ царь самодержавный, имѣющій возможность употреблять свою власть для блага подданныхъ съ полною свободой, безъ малѣйшаго стѣсненія со стороны партій, независимый отъ людей, дающій отчетъ въ своей дѣятельности только Господу Богу и своей совѣсти, свободно, безъ стороннихъ принужденій, ограничивающій себя законами. Находясь подъ сѣнію самодержавной власти, мы не знаемъ тѣхъ неурядицъ, отъ которыхъ страдаютъ государства, имѣющія во главѣ своей правителей, власть которыхъ ограничена представителями народа. Неизбѣжная въ семъ случаѣ борьба представителей народа сопровождается мятежами, торжествомъ неблагонамѣренныхъ людей надъ благонамѣренными, всякаго рода происками съ цѣлью привлечь къ себѣ большинство. Благодареніе Господу, въ нашемъ отечествѣ подобныя явленія не допускаются, хотя, къ сожалѣнію, и среди насъ есть люди, которые вопреки присягѣ на вѣрноподданство самодержавному Царю пытаются негласно, а иногда гласно, путемъ заявленій въ печати, и иногда въ собраніяхъ земскихъ и сословныхъ, колебать уваженіе къ самодержавію, распространять мнѣнія о преимуществѣ предъ нимъ народовластія, хвалить иноземные порядки въ государственномъ устройствѣ и своимъ вольномысліемъ волновать особенно незрѣлые умы. Дай Богъ, чтобы подобныя попытки, направленныя противъ самодержавной власти и ненаходящія себѣ почвы въ исторіи нашего отечества и въ большинствѣ благомыслящихъ людей, не имѣли ни малѣйшаго успѣха. Дай Богъ, чтобы самодержавіе царей нашихъ, несомнѣнно благотворное для отечества, оставалось незыблемымъ и не только не ослабѣвало, а болѣе и болѣе укрѣплялось, какъ залогъ нашего благосостоянія, какъ единственное средство для спасенія насъ отъ губительныхъ переворотовъ въ жизни государственной.

Въ составъ русскаго государства входитъ множество областей. Однѣ изъ нихъ населены сплошнымъ великорусскимъ племенемъ, другія — инородцами и вмѣстѣ иновѣрцами, иныя русскими, говорящими на разныхъ нарѣчіяхъ. Но какъ бы ни были разнообразны части государства по народонаселенію, всѣ онѣ составляютъ единое цѣлое, всѣ обитатели ихъ суть подданные одного русскаго царя. Въ послѣднее время высказываются попытки раздѣленія Россіи на нѣсколько частей самостоятельныхъ, или соединенныхъ только номинально подъ властью единаго Государя. Возблагодаримъ Господа за то, что эти попытки не удаются. Крѣпкая самодержавная власть простирается на всѣ части государства и не даетъ имъ возможность обособленія. Иначе и быть не должнó. Россія сильна только цѣльностью. Разчлененіе ея или обособленіе частей было бы такъ же пагубно, какъ это было во времена удѣловъ. Почему Россія была покорена Татарами? Потому, что удѣльные князья были несогласны между собою и не хотѣли подчиниться единой государственной власти. Только въ союзѣ съ нею и между собою они могли бы дать отпоръ татарскому нашествію. Къ счастью, уроки исторіи не пропали даромъ. Удѣлы постепенно уничтожились, мелкія владѣнія постепенно подчинились Московскимъ князьямъ. Въ лицѣ ихъ явилась единодержавная власть, которая избавила Россію не только отъ татарскаго ига, по и отъ покушенія на цѣлость ея со стороны другихъ враговъ. Россія сдѣлалась сильною и неодолимою единственно потому, что сплотилась во единое тѣло. Будемъ молить Господа, чтобы помогъ нашему царю сохранить цѣлость государства, уничтожить покушенія на его разчлененіе со стороны внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ.

Блаженно почившій родитель благополучно царствующаго нашего царя былъ поистинѣ царь мира и ему завѣщалъ миролюбіе. И кто же не знаетъ, какъ свято исполняется сыномъ это завѣщаніе? Онъ слѣдуетъ миролюбивой политикѣ въ международныхъ отношеніяхъ и не только самъ не подаетъ повода къ нарушенію мира, но и въ другихъ государствахъ старается поддержать духъ миролюбія. Господь благословляетъ его направленныя къ сему усилія вожделѣннымъ успѣхомъ. Его благословляетъ вся Европа за благо мира, сознавая, что преимущественно ему обязана этимъ благомъ. Возникшая война между магометанскою державой и единовѣрною намъ Греціей грозила распространиться на сосѣднія страны; но прекращена миролюбивымъ вмѣшательствомъ русскаго царя, и чрезъ то отвращены безчисленныя бѣдствія для воюющихъ и для не воюющихъ, но собиравшихся принять участіе въ войнѣ. Возблагодаримъ Господа за то, что мы проводимъ мирное житіе, которое нашъ добрый царь поддерживаетъ не только въ международныхъ отношеніяхъ, но и внутри Россіи. Есть у насъ враги мира, которые, будучи чужды страха Божія и любви къ отечеству, подстрекаютъ учащуюся молодежь и также рабочихъ промышленныхъ и фабричныхъ заведеній къ произведенію безпорядковъ, повторяющихся почти ежегодно. Но эти безпорядки быстро прекращаются мудрыми мѣрами правительства, и водворяемый повсюду миръ возстановляетъ правильное теченіе дѣлъ. Помолимся Господу, да избавитъ нашего миролюбиваго царя отъ причиняемыхъ ему огорченій со стороны внутреннихъ враговъ мира и да благословитъ успѣхомъ его заботы о поддержаніи мира повсюду — внѣ государства и внутри его.

Возблагодаримъ наконецъ Господа за то, что въ Россіи ненарушимо сохраняется союзъ между государствомъ и Церковью, что въ лицѣ государя мы имѣемъ перваго сына и покровителя Православной Церкви, и что государство многимъ обязано услугамъ Церкви, ибо истинные сыны Церкви суть наилучшіе слуги Государя и самые благонадежные вѣрноподданные его. Врагамъ общественнаго порядка не нравятся такія отношенія Церкви и государства. Имъ хотѣлось бы, чтобы государство отказалось отъ союза съ Церковью и отъ покровительства ей, чтобы дана была полная свобода ересямъ, расколамъ и другимъ лжеученіямъ, враждебнымъ не только Церкви, но и государству. Но если и теперь при существующей вѣротерпимости и снисходительности правительства къ лжеученіямъ много вреда испытываетъ отъ нихъ Церковь, терпя глумленія и поруганіе отъ ея враговъ, борющихся съ нею не только устными и печатными оскорбленіями ей, но даже грубыми насильственными нападеніями на ея святыни, то чтó было бы, еслибы дарована была полная свобода врагамъ православной Церкви? Тогда отъ нихъ житья не было бы православнымъ русскимъ людямъ; тогда нельзя было бы существовать безопасно не только Церкви, но и государству, ибо враги Церкви тайно и открыто проповѣдуютъ противогосударственное ученіе, возстаютъ противъ общественныхъ судовъ, военной службы, платежа податей, присяги, законнаго брака, вообще противъ основъ жизни церковной, семейной, общественной и государственной. Такими явленіями будутъ ознаменованы времена антихриста. Не дай Богъ дожить намъ до этихъ временъ; будемъ усердно молить Вседержителя Бога, да поможетъ своего благодатію Царю нашему благоуспѣшно противодѣйствоватъ усиліямъ враговъ Церкви, направленнымъ къ разрушенію не только ея, но и государства.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 124-128.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0