Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Духовное разслабленіе.
Поученіе въ недѣлю разслабленнаго.

Въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи (Іоан. 5, 1-16) повѣствуется о чудесномъ исцѣленіи разслабленнаго, т.-е. пораженнаго параличемъ больного. Лишенный возможности движенія съ одного мѣста на другое, онъ тридцать восемь годовъ ожидалъ, не приметъ ли кто участія въ немъ, не поможетъ ли ему спуститься въ Силоамскій водоемъ для исцѣленія въ то мгновеніе, когда Ангелъ Господень являлся въ этомъ мѣстѣ и своимъ прикосновеніемъ къ водамъ дѣлалъ ихъ цѣлительными. — Параличъ, какъ и всякая тяжкая болѣзнь, есть великое бѣдствіе, въ рѣдкихъ случаяхъ уничтожаемое естественными средствами. Но все же это есть бѣдствіе тѣлесное, которое можетъ быть не только безвредно для души, но еще полезно, если переносится съ христіанскимъ терпѣніемъ и преданностію волѣ Божіей, если соединяется съ упражненіями въ дѣлахъ благочестія, любви къ Богу и ближнимъ. Несравненно опаснѣе и пагубнѣе недуги душевные, т.-е. грѣхи или грѣховныя состоянія, грозящія вѣчною погибелію нераскаянному грѣшнику. Къ числу такихъ состояній относится духовное разслабленіе, похожее на тѣлесный параличъ. Послѣдній лишаетъ человѣка или движенія, или чувствительности, или того и другого вмѣстѣ. Нѣчто подобное усматривается во многихъ грѣшникахъ. Подобно параличнымъ, осужденнымъ на неподвижность, они находятся въ состояніи духовной неподвижности, духовнаго оцѣпенѣнія въ отношеніи къ добру, такъ что при всемъ желаніи исполнять волю Божію, жить богоугодно, они сознаютъ, что у нихъ нѣтъ для этого силъ. Больше или меньше такое бѣдственное состояніе есть удѣлъ каждаго изъ насъ, ибо каждый изъ насъ долженъ приложить къ себѣ сказанное Апостоломъ: не еже бо хощу доброе, сіе творю, но еже не хощу злое, сіе содѣваю. Вижду инъ законъ во удѣхъ моихъ, противовоюющь закону ума моего и плѣняющь мя закономъ грѣховнымъ сущимъ во удѣхъ моихъ (Рим. 7, 19-23). Это безсиліе воли человѣческой для борьбы со грѣхомъ, эта невозможность избѣжать грѣха, называется грѣхомъ первороднымъ, который наслѣдованъ нами отъ Адама и переходитъ отъ родителей къ дѣтямъ путемъ естественнаго рожденія, ибо всѣ мы во грѣхахъ раждаемся, въ беззаконіяхъ зачинаемся. Даже великіе праведники несвободны отъ грѣховныхъ склонностей. Но они не соуслаждаются имъ, не мирятся съ ними, но постоянно ведутъ съ ними борьбу и не безуспѣшно при помощи благодати Божіей. Не таковы грѣшники, пораженные духовнымъ разслабленіемъ. Хотя они сознаютъ свое безсиліе бороться съ духовными искушеніями, но привычка ко грѣху, къ повторенію однихъ и тѣхъже грѣховъ довела ихъ до такого жалкаго состоянія, что они совсѣмъ отказываются отъ борьбы съ ними и рады бы вступить на правый путь, путь заповѣдей Господнихъ, но, сдѣлавшись рабами грѣховныхъ привычекъ, не рѣшаются сдѣлать ни одного шага, чтобы освободиться отъ нихъ. Таковы, напримѣръ, пьяницы, сквернословы, пристрастившіеся къ азартнымь играмъ, къ воровству, къ буйству и т. п.; грѣховные пристрастія и привычки до такой степени овладѣли ихъ душею, что у нихъ нѣтъ силъ вырваться изъ плѣна ихъ.

Съ отсутствіемъ движенія въ членахъ соединяется иногда въ параличномъ или разслабленномъ человѣкѣ отсутствіе чувствительности, такъ что онъ не чувствуетъ, напримѣръ, боли отъ уколовъ, смотритъ открытыми глазами, но не видитъ, звуковъ и шуму вокругъ него не слышитъ. Жизнь въ немъ сохраняется, но сознаніе теряется. Она поддерживается только питаніемъ, способность къ которому не утрачивается. Вотъ образъ души, въ которой грѣхъ притупилъ чувствительность къ добру и злу. Находящійся въ подобномъ положеніи человѣкъ очень воспріимчивъ ко всему, что служитъ пищею для его самолюбія и чувственности, радуется и восхищается всѣмъ, что удовлетворяетъ его мірскимъ, чувственнымъ, плотскимъ вкусамъ, что производить пріятное впечатлѣніе на его зрѣніе, слухъ, обоняніе, осязаніе, и раздражается всѣмъ, что уязвляетъ его самолюбіе. Онъ нечувствителенъ къ радостямъ и скорбямъ духовнымъ. Ему недоступны удовольствія, свойственныя людямъ благочестивымъ, доставляемыя чтеніемъ слова Божія, богомысліемъ, молитвою, благодатію таинствъ. Все это ему скучно. Во всемъ этомъ онъ не находитъ себѣ пищи, даже напоминаніе ему о сихъ потребностяхъ приводитъ его въ досаду и злобу. Когда Господь ущедряетъ его житейскими милостями, онъ радъ этому, но не чувствуетъ нималѣйшей благодарности къ Господу, нимало не сознаетъ, что обязанъ ими Господу. Когда Господь посѣщаетъ его болѣзнію и разными житейскими невзгодами, онъ или совсѣмъ не показываетъ смиренія предъ Господомъ, не признавая Его власти въ распоряженіи судьбами человѣческими и потому не раскаивается предъ Нимъ въ своихъ грѣхахъ, не благодаритъ Его за напоминаніе ему объ исправленіи и не старается умилостивить Его, или готовъ скорѣе роптать на Него и, на доброжелательные совѣты близкихъ къ нему людей обратиться ко Господу, отвѣчаетъ выраженіемь негодованія и даже бранью, вообще нимало не чувствуетъ зависимости своей отъ Господа.

Съ особенною силою нечувствительность проявляется въ людяхъ пораженныхъ тѣлеснымъ разслабленіемъ тогда, когда параличемъ поражается мозгъ. Въ этихъ случаяхъ человѣкъ теряетъ сознаніе и память, произноситъ безсвязныя слова, заговаривается, никого изъ окружающихъ его не узнаетъ, бредитъ на яву. Въ подобномъ состояніи находится духовно-разслабленный человѣкъ. Въ физическомъ отношеніи онъ здоровъ, незамѣтно въ немъ поврежденій въ умственныхъ способностяхъ, въ памяти, въ дѣйствіяхъ чувствъ. Но привычка ко грѣхамъ, пристрастіе къ дѣламъ житейскимъ и къ земнымъ благамъ доводитъ его до того, что онъ перестаетъ сознавать бытіе сверхчувственнаго міра, не придаетъ никакого значенія истинамъ духовнымъ, нимало не помышляетъ о спасеніи души, благо жизни и цѣль ея поставляетъ въ удовлетвореніи чувственныхъ потребностей и прихотей, теряетъ сознаніе различія добра отъ зла, грѣха отъ негрѣха, въ исполненіи обязанностей гражданскихъ, семейныхъ, житейскихъ руководствуется не страхомъ Божіимъ, не сознаніемъ христіанскаго долга, не совѣстію, а единственно житейскими побужденіями, страхомъ отвѣтственности предъ судомъ, предъ общественнымъ мнѣніемъ, соображеніями вреда или пользы своихъ дѣйствій. Умъ и совѣсть такого человѣка въ отношеніи ко всему, что выше самолюбія и чувственности, напоминаютъ параличъ мозга, хотя мозгъ у нихъ физически не поврежденъ. Такіе люди здраво разсуждаютъ о земныхъ вещахъ; что же касается до всего, что выше земного ихъ разсужденія, рѣчь ихъ о томъ походитъ на бредъ пораженнаго параличемъ мозга. Все представляется имъ въ превратномъ видѣ. Даже непреложныя Евангельскія истины, обѣтованія и угрозы или совсѣмъ отвергаются ими, или понимаются такъ, что трудно догадаться, есть ли что-нибудь общее между ихъ пониманіемъ и самымъ предметомъ. Напримѣръ, въ Евангеліи нигдѣ нѣтъ ученія о противозаконности и преступности общественныхъ судебныхъ учрежденій. Нашлись однако люди, которые навязываютъ это ученіе Евангелію. Не бредъ ли это? И вообще всѣ невѣрующіе и непочитающіе себя обязанными руководствоваться сужденіемъ объ истинѣ словомъ Божіимъ и ученіемъ Церкви только бредятъ и свой бредъ выдаютъ за истину. Наши раскольники поражаютъ совершеннымъ отсутствіемъ здраваго смысла, защищая свои грубѣйшія суевѣрія. Какъ ни ясна истина, отвергаемая ими, они видя не видятъ и слыша не слышатъ. Вражда противъ Церкви побуждаетъ ихъ изрыгать такія возмутительныя хулы противъ нея, какихъ можно ожидать только отъ сумасшедшихъ и бѣсноватыхъ.

Тяжело положеніе разслабленныхъ тѣлесно, но несравненно опаснѣе и пагубнѣе разслабленіе духовное, проявляющееся въ указанныхъ нами видахъ. Но нѣтъ болѣзни тѣлесной и духовной, которой не могла бы исцѣлить благодать Божія. Господь Іисусъ, чудесно исцѣлившій всемогущимъ словомъ разслабленнаго при Овчей купели, силенъ уврачевать каждаго недугующаго разслабленіемъ духовнымъ, если только онъ хоть сколько-нибудь возчувствуетъ свое жалкое положеніе и нужду въ Божественной помощи. Эта помощь можетъ быть оказана ему или непосредственно самимъ Господомъ, врачемъ душъ и тѣлесъ, или чрезъ людей, могущихъ служить орудіями Его милосердія, каковы суть пастыри Церкви и вообще всѣ христіански сострадательныя души.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 113-117.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0