Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Богоугодность добрыхъ намѣреній и обѣщаній, неисполненныхъ по независящимъ обстоятельствамъ.
Поученіе въ недѣлю женъ мѵроносицъ.

Господь и дѣла пріемлетъ, и намѣреніе цѣлуетъ, и дѣянія почитаетъ и предложеніе хвалитъ (Изъ поученія св. Златоустаго на утрени въ первый день Пасхи).

Въ сегоднешнее Воскресенье святая Церковь прославляетъ женъ мѵроносицъ, которыя такъ называются потому, что для помазанія погребеннаго Христа приготовили мѵро, драгоцѣнную душистую жидкость, и принесли ее ко гробу Христову. Имъ однако не пришлось употребить это мѵро согласно ихъ намѣренію и желанію: онѣ не обрѣли Христа во гробѣ: Онъ воскресъ и сталъ являться ученикамъ въ разныхъ мѣстахъ. Тѣмъ не менѣе святое предпріятіе, которое жены мѵропосицы намѣрены были совершить, по не совершили, есть дѣло богоугодное и не перестаетъ быть богоугоднымъ отъ того, что не было совершено, по независящимъ отъ нихъ причинамъ. Господь взираетъ не только на дѣла, но и на добрыя намѣренія. Вспомнимъ Авраама, принявшаго твердое рѣшеніе по повелѣнію Господа принести Ему въ жертву единственнаго своего сына Исаака. Все было приготовлено для исполнепія сего повелѣнія. Самъ Исаакъ принесъ на мѣсто жертвы дрова, далъ себя отцу связать и возлегъ на дрова. Оставалось заколоть его, и Авраамъ уже занесъ жертвенный ножъ, чтобы умертвить Исаака и такимъ образомъ буквально исполнить повелѣніе Божіе; но Господь въ это мгновеніе удержалъ его руку. Ему нужна была не кровь Исаака, Ему угодно было дать Аврааму случай засвидѣтельствовать безпрекословное послушаніе волѣ Господа. Оно въ поразительномъ видѣ открылось, ибо онъ не пожалѣлъ единственнаго своего сына, чтобы угодить Господу. Господь доволенъ былъ одною готовностію Авраама собственноручно заклать сына, и онъ уже мыслію своею закололъ его; въ очахъ Божіихъ одна эта мысль, одно намѣреніе имѣло значеніе дѣла. Господь, пріемлющій благоволительно не одни дѣла, но и намѣренія цѣлующій, въ награду Аврааму за послушаніе излилъ на него полноту Своихъ благословеній: Онъ изрекъ съ клятвою обѣтованіе умножить потомство Авраама, какъ песокъ на берегу моря, даровать ему господство надъ супостатами и одного изъ потомковъ его, то-есть Христа, сдѣлать источннкомъ благословенія для всѣхъ народовъ. Есть нѣчто сходное въ показанномъ отношеніи между Авраамомъ и святыми женами мѵроносицами, вознамѣрившимися почтить погребеннаго Христа проліяніемъ на тѣло Его драгоцѣннаго мѵра. Пусть имъ не пришлось исполнить свое намѣреніе, — дѣло не въ этомъ, а въ томъ, что онѣ показали любовь къ Господу Іисусу, столь сильную и безкорыстную, что ее не могла поколебать смерть Господа Іисуса. Онѣ не ожидали этой смерти, увѣрены были, что Онъ не попуститъ восторжествовать надъ Нимъ своимъ врагамъ. Ожиданіе ихъ однако не исполнилось, и это нисколько не охладило ихъ усердія и любви къ Нему: онѣ продолжали любить Его мертваго, какъ любили живого. Любовь ихъ была въ высшей степени безкорыстная и потому хотя имъ не удалось привести въ исполненіе свое намѣреніе помазать Его мѵромъ, оно было Ему такъ же угодно, какъ и самое дѣло.

Укажемъ на другіе случаи богоугодности намѣреній независимо отъ дѣла. Случается, что иной далъ обѣщаніе сдѣлать благотвореніе, пожертвовать значительный капиталъ на какое-набудь богоугодное дѣло, частное или общественное. Но обстоятельства сложились такъ, что ему не удалось исполнить свое обѣщаніе; онъ самъ лишился всего своего имущества, самъ сталъ нуждаться въ помощи другихъ. Но такъ какъ это произошло по независящимъ отъ него причинамъ, то въ очахъ Господа не теряетъ цѣны и одно намѣреніе сдѣлать доброе дѣло, если неисполненіе его зависѣло не отъ его вины, а только отъ непридвидѣнныхъ несчастныхъ обстоятельствъ. — Возьмемъ другой случай. Иной возымѣлъ твердое намѣреніе строго исполнять требованія Церковнаго устава о говѣніи и объ очищеніи своей совѣсти на исповѣди во всѣ четыре поста. И можно было думать, что, судя по его непритворному благочестію, онъ непремѣнно исполнитъ свое намѣреніе. Часто однако случается, что подобное намѣреніе не исполняется по причинѣ внезапной смерти благочестиваго человѣка. О такихъ людяхъ обыкновенно говорятъ, что они померли безъ покаянія, и набрасываютъ тѣнь на ихъ нравственность, прибавляя при этомъ, что, видно, они заслужили гнѣвъ Божій. Но таковыя сужденія неосновательны, ибо и святые люди иногда подвергаются тойже участи. Напрасно про нихъ говорятъ, что если они не успѣли передъ смертію исповѣдаться и причаститься, это значитъ, что они померли безъ покаянія. Людямъ святой жизни всегда свойственно покаянное настроеніе души, всегда они питаютъ въ себѣ чувство страха Божія, страха оскорбить Господа всевѣдущаго, святаго и праведнаго, и этимъ страхомъ удерживать себя не только отъ грѣховныхъ дѣлъ, но и отъ грѣховныхъ мыслей и чувствъ. Посему внезапная смерть отнюдь не лишаетъ ихъ благоволенія Божія. Ихъ неисполненное намѣреніе принять благодать святыхъ таинствъ Господь не вмѣняетъ имъ въ вину, ибо Онъ и намѣреніе цѣлуетъ и предложеніе хвалитъ. Иначе Онъ относится къ тѣмъ, которые, хотя даютъ обѣщаніе поговѣть и очистить свою совѣсть исповѣдію и причастіемъ святыхъ таинъ, но отлагаютъ исполненіе своего обѣщанія подъ разными предлогами, ссылаясь на то, что у нихъ нѣтъ времени заняться своей душей по причинѣ множества житейскихъ дѣлъ, или на свое нездоровье, которое будто бы препятствуетъ имъ строго исполнить долгъ говѣнія и приготовленія къ таинствамъ. Ясно, что благочестивыя, повидимому, намѣренія такихъ людей лишены искренности и твердости и потому не исполнившіе ихъ принимаютъ на душу тяжкій грѣхъ, ибо занятіе житейскими дѣлами почитаютъ болѣе важнымъ дѣломъ, чѣмъ дѣло спасенія души. И на свое нездоровье напрасно взираютъ они, какъ на препятствіе къ исполненію христіанскаго долга, вмѣсто того, чтобы видѣть въ немъ побужденіе къ тому, чтобы приготовиться на всякій случай къ смертному исходу; горе имъ, ибо при такомъ расположеніи духа они находятся въ опасности умереть безъ покаянія. Итакъ, братіе, будемъ помнить, что милосердый Господь благоволительно взираетъ на тѣхъ, которые не успѣваютъ привести въ исполненіе свои благочестивыя намѣренія не по своей винѣ, а единственно по независящимъ отъ нихъ обстоятельствамъ: въ Его очахъ таковыя намѣренія имѣютъ одинаковую цѣну съ самимъ дѣломъ, — и потому и сами не будемъ смущаться мыслію о неугодности ихъ намѣреній Богу, и другихъ не будемъ осуждать въ случаѣ, есди ни мы, ни они не успѣли исполнить свои благія обѣщанія и намѣренія по независящимъ обстоятельствамъ; но вмѣстѣ пожалѣемъ тѣхъ, которые щедры на обѣщанія, но не заботятся объ ихъ исполненіи, заявляютъ о своихъ добрыхъ намѣреніяхъ, но прогнѣвляютъ Господа неискренностію и лицемѣріемъ. Да спасетъ всѣхъ насъ Господь отъ грѣха подражанія таковымъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 109-112.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0