Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Поученіе въ первый день Пасхи.
Поклоненіе воскресшему Христу.

Воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся святому Господу Іисусу.

Святая Церковь заповѣдуетъ намъ поклоняться воскресшему Христу. И мы исполняемъ эту заповѣдь, слѣдуя примѣру апостоловъ. Когда Онъ явился имъ по воскресеніи на Галилейской горѣ, они, видѣвше Его, поклонишася Ему. Вотъ и мы по ихъ примѣру поклоняемся воскресшему Христу, съ тѣмъ однако различіемъ, что они поклонились Ему, узрѣвъ Его чувственными очами (видѣвше), тогда какъ мы не видимъ Его чувственно. Надобно ли однако жалѣть объ этомъ? Надобно ли почитать невозградимымъ это лишеніе? Нѣтъ. Не видя Христа воскресшаго въ чувственномъ образѣ чувственными глазами, мы можемъ созерцать Его очами духовными, очами вѣры. Какимъ образомъ вѣра отверзаетъ намъ духовныя очи? Вѣрное средство къ сему она указуетъ въ очищеніи духовныхъ чувствъ. Очистимъ чувствія и узримъ неприступнымъ свѣтомъ Христа блистающася. Свѣтъ воскресенія Христова отражается въ чистой душѣ, какъ свѣтъ солнечный въ чистомь зеркалѣ. Въ зеркалѣ потускнѣвшемъ, покрытомъ грязью и пылью, онъ не отражается. Подобнымъ образомъ и душа неспособна ощущать прикосновенія къ ея духовному зрѣнію свѣта воскресшаго Христа, если она загрязнена духовною нечистью, то-есть пристрастіемъ къ земнымъ благамъ и наслажденіямъ, грубыми страстями и грѣховными привычками. Отъ всего этого надобно очистить душу, и тогда откроется въ ней пріемлемость къ ощущенію блистающагося свѣтомъ воскресенія Христа. И это духовное ощущеніе или созерцаніе Христа даже лучше чувственнаго видѣнія. Ибо извѣстно, что изъ многочисленныхъ очевидцевъ воскресенія Христова не всѣ вѣровали въ Него. Овіи усумнѣшася, подобно тому, какъ во время земной жизни Его многочисленные свидѣтели Его чудесъ видя не видѣли ихъ, или совсѣмъ отвергали ихъ, или утверждали, что Онъ творитъ ихъ силою бѣсовскою. Говорятъ: «почему бы Іисусу Христу не явиться по воскресеніи своемъ врагамъ своимъ, жившимъ во Іерусалимѣ? По всему вѣроятію, они увѣровали бы въ Него тогда». Нѣтъ, они и тогда не увѣровали бы. Вражда, наполнявшая сердце, послужила бы неопреодолимымъ къ тому препятствіемъ. Какъ во время Его земной жизни они искали Его убить, такъ и увидѣвъ Его воскресшаго, они рѣшились бы на новое убійство. Христосъ не явился имъ, ибо не хотѣлъ подать имъ поводъ къ страшному преступленію. Вотъ почему Христосъ сказалъ: блажени не видѣвшіе, но вѣровавшіе. Вѣра лучше чувственнаго видѣнія. Ибо отверзая духовныя очи, она не только дѣлаетъ очевидною для души истину, но и производитъ убѣжденіе въ ней.

Убѣдившіеся въ истинѣ воскресенія Христова апостолы поклонишася Ему. Съ тѣхъ поръ и мы, хотя не видимъ Его чувственно, поклоняемся Ему, яко Царю нашему и Богу. Мы творимъ предъ Нимъ поклоны земные, поясные и колѣнопреклоненія. Какія душевныя расположенія свойственны творящимъ поклоны? Имъ свойственны чувства благодаренія, смиренія и благоговѣнія. Что дѣлаетъ человѣкъ, когда хочетъ выразить благодарность къ своему благодѣтелю? Онъ выражаетъ ее не только словами, но и поклонами, и чѣмъ щедрѣе благодѣяніе, тѣмъ ниже поклоны. Благодѣянія роду человѣческому Христа Спасителя неизмѣримы. Посему если мы въ знакъ благодарности земнымъ благодѣтелямъ кланяемся предъ ними, то не тѣмъ ли паче должно покланяться Христу въ знакъ искренней благодарности за Его милость къ намъ? — Что дѣлаетъ человѣкъ, провинившійся предъ кѣмъ-либо, когда хочетъ выразить предъ нимъ раскааніе въ своей винѣ и испросить у него прощенія? Онъ смиренно кланяется предъ нимъ и стоитъ на колѣняхъ предъ нимъ до тѣхъ поръ, пока не выслушаетъ прощенія. Мы всѣ кругомъ виноваты предъ Господомъ Іисусомъ. Посему чѣмъ глубже и живѣе сознаемъ свою вину, тѣмъ смиреннѣе должны преклоняться предъ Нимъ. — Что, наконецъ, дѣлаетъ человѣкъ, когда хочетъ засвидѣтельствовать почтеніе къ сильнымъ міра сего? Онъ кланяется имъ. И чѣмъ выше по общественному и церковному положенію лицо, тѣмъ почтительнѣе совершаются предъ нимъ поклоны. Несравненно обязательнѣе для насъ выражать почтеніе и благоговѣніе предъ Христомъ, Царемъ нашимъ и Богомъ. Предъ Нимъ благоговѣйно поклоняются Херувимы и Серафимы. Можемъ ли мы не оказывать подобнаго благоговѣнія? Предъ именемъ Іисуса «преклоняется всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ» (Флп. 2, 10). Даже обитатели преисподнихъ, духи злобы отъ страха преклоняются предъ Нимъ и страшатся имени Іисуса и крестнаго знаменія. Но ихъ страхъ лицемѣренъ. Будемъ покланяться Христу не по страху только, но по чистой любви къ Нему и благоговѣнію. Итакъ пріидите поклонимся Христу Цареви и Богу нашему съ исповѣданіемъ искренней благодарности къ Нему, глубочайшаго смиренія и благоговѣнія предъ Нимъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 97-99.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0