Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Соблюденіе устава о постѣ.
Поученіе въ пятницу шестой седмицы Великаго поста.

Въ сей день, какъ воспѣваетъ Церковь, совершилась душеполезная Четыредесатница. Четыредесятница такъ называется потому, что продолжается ровно сорокъ дней, начиная съ понедѣльника первой седмицы Великаго поста до пятницы шестой седмицы. Душеполезною она называется потому, что соединяется съ подвигами поста и покаянія, спасительпыми для тѣхъ, которые совершаютъ эти подвиги со смиреніемъ, терпѣніемъ и самоотверженіемъ. Есть не мало христіанъ, которые и въ наше время, небогатое благочестіемъ, время Четыредесатницы проводятъ согласно съ уставомъ церковнымъ и по внѣшнему поведенію, и по внутреннимъ, душевнымъ расположеніямъ. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидѣтельству очевидца [1], въ половинѣ семнадцатаго вѣка въ Москвѣ такъ была проводима первая седмица Великаго поста: «съ ранняго утра понедѣльника до среды, въ теченіе трехъ дней, не бываетъ у москвичей ни купли, ни продажи, не открываютъ никакихъ лавокъ, ни масляныхъ, ни въ особенности такихъ, гдѣ продаются съѣстные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посѣщаютъ службы въ церквахъ ночью и днемъ, предаваясь молитвенному бдѣнію, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержаніе. Наконецъ, отстоявъ обѣдню въ среду, царь разговѣлся сладкимъ компотомъ, при чемъ послалъ его для раздачи вельможамъ. Затѣмъ онъ опять постился отъ этого дня до поздняго утра субботы, когда, отстоявъ обѣдню, пріобщился св. Таинъ, вкусилъ антидоръ и затѣмъ позавтракалъ. Во всю эту недѣлю никто не видить его лица. Такъ же поступаютъ въ теченіе этой седмицы его вельможи, неукоснительно посѣщая службы въ своихъ церквахъ днемъ и ночью. Равно и всѣ жители въ теченіе ея не производатъ ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуютъ за богослуженіями въ своихъ приходскихъ церквахъ. Царскіе ратники обошли питейные дома, гдѣ продаютъ вино, водку и прочіе опьяняющіе напитки, и всѣ ихъ запечатали, и они оставались запечатанными до истеченія пасхальной среды. Горе тому, кого встрѣчали пьянымъ или съ сосудомъ хмѣльнаго напитка въ рукахъ. Особенно строгій надзоръ бываетъ за жителами въ теченіе первой недѣли поста, по средамъ и пятницамъ прочихъ седмицъ, на Страстной недѣлѣ и въ первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяныхъ бичевали безъ всякаго милосердія и жалости. Царь со своими вельможами имѣетъ обыкновеніе поститься на Страстной недѣлѣ. Тогда онъ вкушаетъ пищу только вечеромъ въ великій четвергъ по принятіи св. Таинъ, и снова постится до навечерія Пасхи».

Въ наше время примѣры столь строгаго пощенія не часто встрѣчаются. Есть не мало среди насъ такихъ, которые возстаютъ не только противъ строгаго поста, но и вообще противъ поста, утверждая, что можно угодить Богу и безъ подвиговъ поста. Не будемъ, братіе, обращать вниманія на враговъ поста. Если требуетъ поста Церковь, повелѣвая намъ не только вообще сохранять воздержаніе въ употребленіи какой бы ни было пищи, но еще воздерживаться отъ извѣстнаго рода снѣдей, то необходимо слушаться Церкви, а не тѣхъ легкомысленныхъ людей, которые и сами не хотятъ повиноваться Церкви, и другихъ возмущаютъ противъ нея, слѣдуя въ семъ случаѣ примѣру діавола, который въ раю уговорилъ нашихъ прародителей не слушаться Господа, строго запретившаго имъ вкушать отъ древа познанія добра и зла. Они, преступивъ заповѣдь Божію, стали на сторону врага Божія. Въ подобномъ положеніи находятся современные намъ презрители церковнаго устава о постахъ: они стоятъ на сторонѣ тогоже самаго искусителя, въ сѣти котораго уловлены были наши прародители. Цѣль поста, заповѣданнаго Церковію, состоитъ въ томъ, чтобы чрезъ упражненіе въ подвигахъ пощенія и говѣнія укрѣпить нашу волю въ послушаніи Богу и Его святой Церкви, пріучить насъ къ самоотвсрженію, составляющему необходимое условіе послѣдованія Христу, ибо Онъ ясно сказалъ: «кто хощетъ идти по Мнѣ, да отвержется себе». Постъ, соединенный съ духовнымъ трезвѣніемъ, съ молитвою и смиреніемъ, есть одинъ изъ видовъ христіанскаго самоотверженія, тѣмъ болѣе угодный Богу, что онъ напоминаетъ намъ о нашей винѣ предъ Нимъ, подобно тому какъ голодный столъ, за который сажаютъ провинившагося школьника, напоминаетъ ему о его винѣ и предостерегаетъ отъ повторенія ея на будущее время.

Примѣчаніе:
[1] Дневникъ путешествія въ Москву патріарха Антіохійскаго Макарія, составленный спутникомъ его діакономъ Павломъ. Напечатанъ въ журналѣ Русское Обозрѣніе 1897 и 1898 гг.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 84-86.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0