Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Поученіе въ 1-ю недѣлю Великаго поста.
Служеніе ангеловъ Христу и вѣрующимъ въ Него.

Аминь, аминь глаголю тебѣ: отселѣ узрите небо отверсто и ангелы Божія восходящія и нисходящія надъ Сына Человѣческаго (Іоан. 1, 50).

Сими словами, содержащимися въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи, Іисусъ Христосъ объявляетъ Наѳанаилу и близкимъ ученикамъ Своимъ, что они, со времени вступленія Его въ общественное служеніе, будутъ свидѣтелями поразительной близости къ Нему небожителей. Произойдетъ нѣчто подобное таинственному видѣнію Іаковомъ лѣствицы, соединявшей небо съ землею. Этого видѣнія Іаковъ сподобился во время своего путешествія съ родины въ дальнюю страну, въ Мессопотамію, куда онъ долженъ былъ удалиться отъ озлобленнаго противъ него роднаго брата Исава. Положеніе Іакова было весьма тяжело. Никто его не сопровождалъ на пути, шелъ онъ пѣшкомъ, въ легкой одеждѣ, съ посохомъ въ рукахъ и съ дорожными припасами въ сумкѣ. Онъ всего могъ опасаться на дальнемъ пути отъ недобрыхъ людей и отъ хищныхъ звѣрей. Но онъ не терялъ надежды на Бога, на Его охрану и покровительство. Видѣніемъ таинственной лѣствицы онъ укрѣпленъ былъ въ этой надеждѣ. Во снѣ онъ увидѣлъ себя подъ осѣненіемъ Господа, стоявшаго наверху лѣствицы, и многочисленныхъ ангеловъ-хранителей, по Его повелѣнію спускавшихся къ тому мѣсту, гдѣ имѣлъ онъ ночлегъ, и возвращавшихся вверхъ по тойже лѣствицѣ. Видѣніе нагляднымъ образомъ удостовѣряло Іакова въ безопасности отъ враговъ не только во время путешествія, но вообще на всѣхъ путяхъ его жизни, во всѣхъ обстоятельствахъ его земного странствованія. Нѣтъ сомнѣнія, что въ семъ отношеніи Іаковъ былъ прообразомъ Іисуса Христа. Вступивъ на поприще служенія спасенію рода человѣческаго, Онъ обрекъ Себя на многоразличныя бѣды и напасти отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Но они были Ему не страшны, ибо Онъ находился подъ охраною небесныхъ Силъ, служившихъ Ему, яко Царю своему и Богу. Намъ извѣстны немногіе опыты ихъ служенія Ему. Такъ, послѣ искушенія отъ діавола въ пустыни, къ Нему приступили и служили ангелы. Въ саду Геѳсиманскомъ, когда Онъ изнемогалъ душевно и тѣлесно въ подвигѣ молитвы предъ Богомъ Отцемъ, ангелъ укрѣплялъ Его. Но это немногіе случаи изъ числа многихъ, намъ неизвѣстныхъ. Вообще, къ услугамъ Его могли каждую минуту являться легіоны ангеловъ, ожидая Его мановенія. Но если Онъ не пользовался ихъ услугами, то потому только, что Ему надлежало принести Себя въ жертву.

Нисхожденіе ангеловъ на Сына Человѣческаго и восхожденіе знаменуетъ не только ихъ служеніе Ему, но вмѣстѣ служеніе ихъ вѣрующимъ въ Него, по силѣ тѣснѣйшаго общенія Его съ вѣрующими. Хотя Господь Іисусъ вознесся на небеса, но это не значитъ, что Онъ разлучился съ нами. Предъ вознесеніемъ на небеса Онъ далъ обѣтованіе апостоламъ и въ лицѣ ихъ всѣхъ вѣрующимъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Въ силу этого обѣтованія, Онъ самолично живетъ въ основанной Имъ Церкви. Ибо жизнь Церкви неразрывно соединена съ жизнію Христа. Церковь есть Тѣло Христово во всемъ своемъ составѣ, а вѣрующіе суть члены этого тѣла (1 Кор. 12, 27). Христосъ именуется Главою Церкви (Ефес. 1, 22), такъ что безъ Него Церковь, какъ тѣло безъ головы, жить не можетъ. Члены Церкви соединяются съ Нимъ не нравственными только, но священно-таинственными узами. Азъ въ нихъ, и Ты, Отче, во Мнѣ (Іоан. 17, 23), сказалъ Самъ Онъ, сравнивая Свое общеніе съ вѣрующими съ Своимъ личнымъ единеніемъ съ Богомъ Отцемъ. Особенно таинства суть выраженіе этого общенія. Въ крещеніи вѣрующіе облекаются во Христа, спогребаются и совоскресаютъ съ Нимъ; въ таинствѣ причащенія дѣлаются стѣлесными и единокровными Ему. Судя по такой необычайной близости Христа къ вѣрующимъ, понятно, почему услуги однихъ вѣрующихъ другимъ имѣютъ значеніе услугъ Самому Христу, почему все, чтó дѣлается нами вѣрующимъ во имя Его, дѣлается для Него. Но если вѣрующіе во Христа такъ дóроги Ему, что услуги, оказываемыя имъ, Онъ принимаетъ на Свой счетъ, то нѣтъ ничего удивительнаго и въ томъ, что Онъ точно такъ же взираетъ на услуги, оказываемыя людямъ чрезъ ангеловъ. Извѣстно, что всѣ ангелы суть служебные духи, посылаемые для служенія тѣмъ, которые имѣютъ наслѣдовать спасеніе (Евр. 1, 14). Христосъ лично не нуждается въ ихъ услугахъ, ибо Онъ Самъ есть Спаситель, но въ этихъ услугахъ нуждаются люди. Но все, что въ семъ случаѣ ангелы дѣлаютъ для ищущихъ спасенія людей, они дѣлаютъ какъ бы для Христа. Всѣ люди походятъ на странствующаго Іакова; всѣ они, покуда живутъ на землѣ, поистинѣ суть странники и пришельцы, и потому на пути къ небесному отечеству подвергаются разнымъ искушеніямъ и напастямъ, пока не достигнутъ цѣли своего странствованія. Но какъ Іаковъ обнадеженъ былъ помощію Божіей, увидѣвъ охраняющихъ его ангеловъ, такъ я всѣ ищущіе спасенія могутъ быть увѣрены, что надъ ними бодрствуетъ Господь и посылаетъ ангеловъ для ихъ охраненія, что Самъ Господь ангеловъ, содѣлавшійся для насъ Сыномъ Человѣческимъ, принимаетъ отъ нихъ въ лицѣ охраняемыхъ ими потребную для нихъ помощь: ангелы нисходятъ на нихъ, принося имъ укрѣпленіе, и восходятъ отъ нихъ на небо съ отчетомъ объ исполненіи даннаго имъ порученія помочь душамъ, ввѣреннымъ ихъ попеченію. Не только всѣ ангелы заботятся о людяхъ, но со времени крещенія каждому вѣрующему дается особый ангелъ-хранитель. Будемъ, братіе, дорожить охраною ангеловъ, въ виду того, что мы со всѣхъ сторонъ окружены злыми силами, ищущими погубить насъ. Мы ихъ не видимъ и потому легко можемъ сдѣлаться ихъ добычего; но ихъ видятъ сонмы святыхъ небесныхъ Силъ, противостоящіе имъ и прогоняющіе ихъ отъ насъ. Къ прискорбію, во многихъ случаяхъ мы лишаемъ ихъ возможности помогать намъ въ нашихъ нуждахъ и дѣлаемся недостойными ихъ попеченія о насъ. Случается, что мы сами своею безпечностью и грѣховною нечистотой прогоняемъ отъ себя чистыхъ и святыхъ духовъ. По слову святаго Василія Великаго (Бесѣда на псал. 39, ст. 8), «какъ пчелъ отгоняетъ дымъ и голубей смрадъ, такъ и хранителей нашей жизни — ангеловъ отдаляетъ многоплачевный и смердящій грѣхъ». Посему святая Церковь научаетъ насъ исповѣдывать въ молитвахъ ангелу-хранителю: «въ нощи и во дни лукавыми дѣлы моими преогорчеваю, и оскорбляю и раздражаю тя, и не хотяща отдалече стояти поборника моего понуждаю тя». Она же, святая Церковь, научаетъ насъ взывать къ ангелу: «Пречестное и благоуханное сый мѵро, не гнушайся моея смрадности, не отступи отъ мене даже до конца, но неотступенъ буди мнѣ хранитель присно: и солнце бо мѣста скверная преходя не оскверняется».

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 45-48.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0