Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Радость лицезрѣнія Господа. Поученіе въ праздникъ Преображенія.

И просвѣтися лице Его яко солнце (Матѳ. 16, 2).

Господь Іисусъ Христосъ, Единосущный Сынъ Бога Отца, насъ ради человѣковъ и нашего ради спасенія, облекся въ наше человѣческое естество, принялъ зракъ раба и въ рабскомъ образѣ сокрылъ славу Своего Божества. Это потому, что для нашего спасенія нужна была жертва, а не слава. Но и среди уничиженія проявлялась Его Божеская слава въ словахъ и дѣлахъ. Онъ изрекалъ Свое ученіе и наставленіе съ Божескою властію и силою, какъ никто изъ людей. Онъ творилъ дѣла, подобныхъ которымъ не творилъ ни одинъ пророкъ и чудотворецъ, напримѣръ, отпускалъ грѣхи, Самого Себя воскресилъ изъ мертвыхъ. Не задолго до смерти слава Его Божества просіяла видимымъ образомъ на самомъ тѣлѣ и одеждахъ Его въ минуту преображенія на Ѳаворѣ; лице Его возблистало какъ солнце, одѣяніе Его покрылось снѣжною бѣлизною. Все это было проявленіемъ Божеской славы. Но нѣчто подобное въ день страшнаго суда и общаго воскресенія по дѣйствію Божескаго всемогущества произойдетъ съ людьми: Тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ Царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43). Это просвѣтлѣніе, которымъ озарено будетъ самое тѣло праведниковъ, останется на нихъ на вѣки вѣчные, никогда не умалится, никогда не померкнетъ. Въ семъ отношеніи ихъ состояніе будетъ имѣть преимущество предъ солнцемъ, ибо и солнце нѣкогда померкнетъ.

Нѣтъ сомнѣнія, что внѣшнее по самому тѣлу просвѣтлѣніе праведниковъ въ Царствіи небесномъ будетъ имѣть связь съ внутреннимъ ихъ состояніемъ. Радость и веселіе будетъ отражаться на лицѣ потому, что душа ихъ будетъ исполнена радостію и веселіемъ. Такъ бываетъ съ нами и въ настоящей жизни. Въ несравненно большей степени это откроется въ жизни будущей, когда радость и веселіе будетъ несравненно полнѣе, чѣмъ въ жизни настоящей, а когда самое тѣло имѣющихъ воскреснуть людей будетъ гораздо впечатлительнѣе и способнѣе къ выраженію душевныхъ состояній. Что же будетъ причиною этой необычайной радости и веселія душевнаго и свѣтлости тѣлесной?

Отвѣтъ на это заключается въ словахъ Псалмопѣвца: Возвеселиши мя радостію съ лицемъ Твоимъ (Псал. 19, 8). Господи, во свѣтѣ лица Твоего пойдемъ и о имени Твоемъ возрадуемся во вѣки (Псал. 17, 7), также въ словахъ Христа Спасителя, сказанныхъ въ утѣшеніе ученикамъ предъ разлукою съ ними: Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше и радости вашея никтоже возъметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22). Случается и въ житейскомъ быту, что лице наше дѣлается свѣтлымъ, сіяющимъ радостію, когда на насъ взглянетъ ласково, съ свѣтлою благосклонною улыбкою любящій и любимый нами человѣкъ. Что удивительнаго, если подобное ощущеніе духовной радости и веселія будутъ испытывать праведники въ будущемъ вѣкѣ, когда будетъ почивать на нихъ благоволительный взоръ Господа? Тогда самое лице ихъ просвѣтится какъ солнце въ царствіи Отца ихъ подобно тому, какъ лице Христа просвѣтися яко солнце въ минуты Преображенія.

Если праведники непрерывно будутъ наслаждаться лицезрѣніемъ Божіимъ, какъ источникомъ блаженства, то надлежитъ знать, какимъ путемъ праведники могутъ достигнуть блаженнаго лицезрѣнія Господа. Блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. Итакъ, чтобы сподобиться радости лицезрѣнія Божія, надобно стяжать чистоту сердечную. Стяжать чистоту сердечную, очиститься не только отъ грѣховныхъ дѣлъ, но и отъ грѣховныхъ мыслей и желаній, — трудъ превышающій силы человѣка. Кто похвалится чисто имѣти сердце (въ естественномъ его состояніи)? или кто дерзнетъ рещи чиста себе быти отъ грѣховъ? (Прит. 20, 9). Это значитъ, что нечистота сердца проникла въ самое существо души, срослась съ нимъ во едино, стала какъ бы его частію. Потому освободиться отъ нея значитъ тоже, что отдѣлить себя отъ себя, исторгнуть око, усѣкнуть руку. Однихъ естественныхъ усилій для внутренняго очищенія себя недостаточно. Одна Божественная сила можетъ очистить и обновить наше сердце. Посему каждый желающій достигнуть чистоты сердечной, восторжествовать надъ грѣховными помыслами и желаніями, долженъ взывать къ Богу словами Давида: сердце чисто созижди во мнѣ, Боже (Псал. 50, 12). Особенную силу въ борьбѣ противъ нечистыхъ помысловъ и желаній опытные подвижники приписываютъ молитвѣ Іисусовой. Дѣло не въ словахъ сей молитвы, — сами по себѣ слова не принесутъ пользы, — но въ вѣрѣ во всесильную благодать Божію, подаваемую намъ ради пострадавшаго за насъ Сына Божія. Слова молитвы Іисусовой служатъ только выраженіемъ сей вѣры. Кромѣ молитвы противъ нечистоты сердечной имѣетъ великую силу памятованіе о вездѣприсутствіи Божіемъ, хожденіе предъ Богомъ со страхомъ и смиреніемъ, размышленіе о пагубныхъ послѣдствіяхъ уступчивости худымъ помысламъ, постъ, уединеніе, удаленіе отъ соблазнительныхъ обществъ, бесѣда съ опытными въ духовной жизни людьми, частое пріятіе благодати исповѣди и причащенія. Упражняющійся въ подвигахъ стяжанія чистоты сердечной не долженъ смущаться, если нечистые помыслы приражаются къ нему совсѣмъ независимо отъ его воли. Онъ не отвѣчаетъ за нихъ; ему вмѣняются только тѣ изъ нихъ, которые возбуждаютъ въ немъ сочувствіе, или вызываются имъ произвольно.

Труденъ подвигъ къ стяжанію чистоты сердечной, но и велика награда за подвигъ. «Чистіи сердцемъ Бога узрятъ», то есть въ нихъ еще въ настоящей жизни откроется способность къ радостному ощущенію благоволенія къ нимъ Господа, столь неотразимому, какъ внѣшнее ощущеніе зрѣнія; но это есть только слабое предвкушеніе радости лицезрѣнія Божія, какая во всей полнотѣ ощущаема будетъ въ царствѣ славы, когда мы узримъ Его, какъ Онъ есть (Іоан. 3, 2), а не во внѣшнихъ только откровеніяхъ Его присносущной силы. О семъ помышлять, надеждою на это блаженное общеніе съ Господомъ себя воодушевлять въ подвигахъ благочестія и добродѣтели свойственно каждой истинно христіанской душѣ во всякое время, наипаче же во дни поста и покаянія, къ числу которыхъ принадлежитъ продолжающійся Успенскій постъ. Скоро ли, нѣтъ ли исполнится сія надежда, во всякомъ случаѣ мы должны взывать къ Господу Іисусу: да возсіяетъ намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свѣтодавче, слава Тебѣ.

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 178-181.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0