Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Благотворное влияніе христіанской вѣры на земное благосостояніе. Поученіе въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи содержится повѣствованіе о чудѣ насыщенія пяти тысячъ народа пятью хлѣбами и двумя рыбами (Матѳ. 14, 14-22).

Это чудо совершенó было Іисусомъ Христомъ поздно вечеромъ, послѣ того какъ народъ напитанъ былъ духовною пищею — словомъ Божіимъ, для слушанія котораго онъ собирался въ огромномъ количествѣ вокругъ Іисуса Христа. Слово Христово производило столь сильное впечатлѣніе на слушателей, такъ увлекало ихъ, что они не чувствовали утомленія, какъ бы ни была продолжительна проповѣдь Христова, и готовы были не только днемъ, но и ночью слушать Его. Но милосердый Іисусъ Христосъ, насыщая души жаждущія Его слова, не забывалъ и тѣлесныхъ потребностей сопровождавшаго Его народа. Когда ученики попросили Его распустить народъ, чтобы всѣ пошли въ селенія и купили себѣ пищи, Христосъ чудеснымъ образомъ напиталъ ихъ пятью хлѣбами. Не только всѣ насытились, но еще набрали оставшихся кусковъ двѣнадцать полныхъ коробовъ.

Этотъ частный случай показываетъ, что христіанская вѣра удовлетворяетъ не только духовныя потребности, но и тѣлесныя, заботится не только о спасеніи души, но вмѣстѣ о внѣшнемъ благосостояніи, не только указываетъ путь въ Царство небесное, но вмѣстѣ благоустрояетъ земную жизнь. Напрасно нѣкоторые недовольны христіанствомъ за то, что оно будто равнодушно относится къ земному благополучію и ничего не дѣлаетъ для уничтоженія бѣдности и нищеты. Это неправда. Несомнѣнно то, что она не вмѣшивается непосредственно въ дѣла сего міра, не учитъ тому, какъ вести хозяйство, какъ наживать деньги, не знакомитъ съ учеными способами земледѣлія, съ промышленностію и торговыми оборотами. Но устраняя отъ себя всѣ подобныя заботы о внѣшнемъ благосостояніи, христіанская вѣра споспѣшествуетъ ему тѣмъ, что указываетъ путь къ сему въ исполненіи евангельскихъ заповѣдей. Ищи́те прежде Царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Такъ сказалъ Христосъ, обнадеживая искателей Царства небеснаго тѣмъ, что они ничего не потеряютъ въ земныхъ дѣлахъ, что Господь за ихъ труды духовные вознаградитъ довольствомъ въ тѣлесныхъ нуждахъ, такъ что имъ не нужно будетъ изнурять себя заботами о земномъ, не нужно будетъ говорить: чтó намъ ѣсть, или чтó пить, или во чтó одѣться? Господь Богъ все это дастъ въ такой мѣрѣ, сколько нужно для того, чтобы удовлетворены были насущныя потребности. Для удовлетворенія ихъ не требуется очень много. Иное дѣло потребности, иное прихоти. Прихоти требуютъ очень многаго для своего удовлетворенія, требуютъ роскоши въ пищѣ, въ одеждѣ, во всемъ. Все это прихоть и пріобрѣтается очень дорогою цѣною и часто неимовѣрными усиліями достать нужныя для того средства. Ничего подобнаго не знаетъ человѣкъ, ведущій скромную жизнь: пищи для него нужно столько, чтобы съ голоду не умереть, одежда ему нужна для прикрытія наготы и для теплоты тѣла. Это имѣетъ въ виду апостолъ, когда говоритъ: имѣя пропитаніе и одежду, будемъ довольны тѣмъ (1 Тим. 6, 8). Прихоти ненасытимы, но насущныя потребности легко могутъ быть удовлетворяемы, и для удовлетворенія ихъ требуется несравненно меньше труда, чѣмъ для удовлетворенія прихотей. И въ этомъ отношеніи христіанская вѣра оказываетъ величайшую услугу человѣку въ дѣлѣ его внѣшняго благосостоянія. Она врагъ всякаго рода житейскихъ прихотей. Она устами Христа Спасителя научаетъ насъ молить Отца небеснаго только о насущномъ хлѣбѣ, а не о роскошной и обильной пищѣ. Она осуждаетъ пристрастіе къ земнымъ стяжаніямъ, доходящее до забвенія о благахъ небесныхъ. Она возстаетъ противъ излишней заботливости объ одеждѣ, ибо какъ бы ни была великолѣпна одежда, она не превзойдетъ красотою полевыя лиліи. Она преслѣдуетъ повоздержаніе въ пищѣ и питіи, чревоугодіе, унижающее до скотоподобія, особенно пристрастіе къ горячительнымъ напиткамъ. Она осуждаетъ праздность, которая есть мать не только пороковъ, но и нищеты; она облегчаетъ труды для пріобрѣтенія необходимаго въ жизни, строго требуя исполненія заповѣди о воскресномъ и праздничномъ покоѣ.

Въ наше время многіе выражаютъ недовольство по поводу неравенства въ распредѣленіи земныхъ благъ: одни слишкомъ богаты, другіе слишкомъ бѣдны; одни наживаютъ огромное состояніе, пользуясь услугами рабочихъ людей за самое скудное вознагражденіе; другіе, находясь въ полной зависимости отъ хозяевъ, на которыхъ работаютъ, лишены возможности поправить свое положеніе и прибѣгаютъ къ незаконнымъ средствамъ, чтобы заставить хозяевъ увеличить плату за ихъ работу. Отсюда происходятъ стачки, рабочіе прекращаютъ работы на фабрикахъ, на заводахъ, производятъ различные безпорядки, чтобы сдѣлать вредъ хозяевамъ; для усмиренія ихъ призывается иногда военная сила, и совершается кровопролитіе. Говорятъ, что все это въ порядкѣ вещей, что бѣдные, бунтующіе противъ богатыхъ, поступаютъ справедливо, что въ настоящее время и не можетъ быть иного способа для уравненія людей въ пользованіи земными благами кромѣ насилія, что насиліе есть извинительное условіе для установленія права пользованія земными благами, что собственность, сосредоточенная въ немногихъ рукахъ, есть кража. Нѣтъ сомнѣнія, что это ученіе, имѣющее не мало защитниковъ не только въ западной Европѣ, но и у насъ въ Россіи, ничего не имѣетъ общаго съ ученіемъ христіанскимъ. Христіанское чувство конечно возмущается тѣмъ, что люди богатые притѣсняютъ бѣдныхъ, наживаются на ихъ счетъ, а сами ничего для нихъ не дѣлаютъ, отъ избытковъ своихъ ничего имъ не удѣляютъ, или крайне скупо награждаютъ ихъ за услуги. Но какъ бы ни было возмутительно такое отношеніе богатыхъ къ бѣднымъ, истинный христіанинъ никогда не одобритъ насильственныхъ мѣръ для противодѣйствія этому злу. Христіанская вѣра указуетъ другое, болѣе дѣйствительное средство для сего противодѣйствія. Она проповѣдуетъ о любви къ ближнимъ, научаеть взирать на нихъ, какъ на братьевъ по духу во Христѣ Іисусѣ и потому принимать живѣйшее участіе въ ихъ нуждахъ. Кто дышетъ этою любовію, тотъ всегда готовъ добровольно дѣлиться съ ближними своимъ достояніемъ. Его не нужно принуждать къ благотворенію. Онъ приходитъ съ помощію не только къ тѣмъ, кто проситъ его о ней, но и къ тѣмъ, которые по робости, по стыдливости, по опасенію обезпокоить васъ напоминаніемъ о своихъ нуждахъ, молча переносятъ свою жалкую участь. Сострадательная христіанская любовь, не дожидаясь отъ нихъ просьбы, сама простираетъ къ нимъ предупредительную руку помощи, подражая Отцу небесному, который говоритъ: обрѣтохся не ищущимъ Мене, явленъ быхъ не вопрошающимъ о Мнѣ (Рим. 10, 20). И еслибы всѣ христіане поступали единственно по братской любви, въ обществѣ христіанскомъ не было бы того неравенства въ распредѣленіи земныхъ стяжаній, которое многихъ возмущаетъ и даетъ имъ поводъ сочувствовать ученію соціалистовъ и коммунистовъ о насильственныхъ мѣрахъ для уничтоженія этого неравенства. Какую силу имѣетъ христіанская любовь въ дѣлахъ благотворенія, о томъ свидѣтельствуютъ безчисленные примѣры. Не говоря о частной благотворительности, укажемъ на благотворительность общественную въ ея многообразныхъ видахъ: на школы, на пріюты для стариковъ, для вдовъ и сиротъ, для слѣпыхъ и глухонѣмыхъ, на больницы, на дома трудолюбія, на учрежденія для удовлетворенія многихъ другихъ нуждъ семейныхъ, общественныхъ, церковныхъ. Только одна христіанская вѣра могла создать подобныя учрежденія. Ничего подобнаго мы не встрѣчаемъ въ древнемъ языческомъ мірѣ. На почвѣ языческой могли возникнуть общественныя бани, амфитеатры, цирки, водопроводы, но не были извѣстны пріюты для безпомощныхъ. Христіанская вѣра располагаетъ къ разнообразнымь благотвореніямъ не только ученіемъ о братской любви, по смыслу котораго все мое есть твое, но вмѣстѣ усиленными напоминаніями о тлѣнности земныхъ благъ, о грѣховности и пагубности пристрастія къ нимъ, о значеніи благотвореній, какъ одолженіи Самому Христу, по Его словамъ: понеже сотвористе единому отъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40).

Итакъ несомнѣнно, что христіанская вѣра споспѣшествуетъ не только спасенію души, но вмѣстѣ земному благосостоянію. Будемъ крѣпко помнить, что христіанское благочестіе, по слову Апостола, на все полезно, ибо съ нимъ соединено обѣтованіе не только живота вѣчнаго, но и настоящаго (1 Тим. 4, 8).

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 152-156.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0