Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Празднованіе трехсотлѣтія со времени рожденія перваго царя изъ дома Романова, 12 іюля 1897 г. Поученіе, говоренное въ Ипатьевскомъ монастырѣ.

И будетъ тебѣ радость и веселіе, и мнози о рождествѣ его возрадуются (Лук. 1, 14).

Такъ говорилъ Архангелъ Гавріилъ священнику Захаріи, предсказывая ему о рожденіи у него сына, будущаго пророка и предтечи Христова Іоанна. Супруги Захарія и Елизавета дожили до глубокой старости и не имѣли дѣтей. Но предсказаніе Архангела сбылось. Родился у нихъ сынъ, о которомъ Христосъ Спаситель сказалъ: не воста въ рожденныхъ женами болій Іоанна Крестителя, разумѣя превосходство его предъ всѣми по чрезвычайности его служенія. И вотъ, согласно предсказанію Архангела, не только родители Предтечи возвеселились и возрадовались о его рожденіи, усматривая въ семъ неожиданномъ, послѣ долговременнаго безплодства, событіи особенное благословеніе Божіе, и зная, какое высокое служеніе предстоитъ новорожденному, но вмѣстѣ съ ними возрадовались ихъ сосѣди и родственники о великой милости къ нимъ Божіей.

Рожденіе Іоанна Предтечи сдѣлалось предметомъ радости не только при жизни его, но и послѣ мученической кончины. Святая Церковь празднуетъ и до конца вѣка будетъ праздновать Рождество Іоанна Предтечи. Такое празднованіе показываетъ, что Церковь, слѣдуя словамъ Іисуса Христа, признаетъ преимущество Іоанна Предтечи предъ всѣми рожденными въ женахъ. Въ честь прочихъ Святыхъ праздники установлены на день ихъ кончины. Но только для Пресвятой Богородицы и Крестителя Іоанна Церковь празднуетъ въ честь ихъ не только въ день преставленія ихъ, но и въ день рождества. Мы остановили вниманіе на сей необычайности по поводу празднуемаго сего дня рожденія за 300 лѣтъ предъ симъ перваго царя изъ дома Романовыхъ. Его рожденіе безъ сомнѣнія было радостнымъ событіемъ для родителей. Особенно же оно сдѣлалось предметомъ радости не только для нихъ, но для всѣхъ русскихъ людей, когда онъ вступилъ на престолъ. Съ тѣхъ поръ рожденіе его до самой кончины празднуемо было съ такою же торжественностью, какъ и нынѣ празднуются дни рожденія Государя. Но сего мало. Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ оставилъ по себѣ такую память, что и по кончинѣ его, подобно тому, какъ и по кончинѣ Іоанна Предтечи, день его рожденія ежегодно празднуется въ нашей обители совокупно съ праздникомъ въ честь Преподобнаго Михаила Малеина. Въ память его совершается заупокойное служеніе въ сей день, который вмѣстѣ есть день его Ангела. Теперь же, когда прошло триста лѣтъ со времени его рожденія, оно повсюду молитвенно воспоминается въ сей день царелюбивымъ русскимъ народомъ. Главнымъ мѣстомъ празднованія по сему случаю является Москва, гдѣ онъ родился. Съ неменьшею торжественностію принимаетъ участіе въ семъ празднованіи наша Богохранимая обитель. Иначе и быть не можетъ. Въ Москвѣ ему дарована жизнь, въ здѣшней обители эта драгоцѣнная жизнь сохранена отъ опасности, угрожавшей ему со стороны враговъ. Въ Москвѣ онъ вѣнчался и помазанъ на царство, въ здѣшней обители онъ воспріялъ царскую власть, бывъ умоленъ прибывшимъ изъ Москвы чрезвычайнымъ посольствомъ. Въ здѣшней обители хранится царскій жезлъ, который врученъ былъ ему въ семъ храмѣ московскимъ посольствомъ. Въ семъ же храмѣ онъ впервые возсѣлъ на царскій престолъ. И здѣсь же хранится царское мѣсто, устроенное имъ и присланное изъ Москвы въ память его воцаренія въ семъ храмѣ. Въ нашей обители существуютъ и другіе памятники его пребыванія и воцаренія въ ней: храмъ въ честь его Ангела Михаила Малеина, кельи, гдѣ онъ укрывался отъ искавшихъ его враговъ, обращенныя въ царскія палаты, два великолѣпныхъ зданія, воздвигнутыя въ память дня его исшествія 19 марта изъ нашей обители въ Москву послѣ воцаренія, именно церковь Хрисанѳа и Даріи на восточной сторонѣ обители, и башня на западной сторонѣ. Не упоминаемъ о нѣкоторыхъ другихъ памятникахъ, свидѣтельствующихъ объ особенной, такъ-сказать, родственной близости нашей обители къ родоначальнику царствующаго дома Романовыхъ. Дорожа сею близостію, наша обитель поминаетъ царя Михаила ежедневно, особенно же въ день его рожденія, но въ настоящемъ году по случаю исполнившагося трехсотлѣтія со времени его рожденія надлежало ознаменовать сей день чрезвычайно торжественнымъ образомъ. И вотъ для сего собрались сюда на заупокойное богослуженіе со всей Костромы представители власти губернской, всѣ члены костромскаго духовенства, служащіе въ городскомъ общественномъ управленіи, въ вѣдомствахъ: учебномъ, судебномъ, военномъ, и множество частныхъ лицъ. Всѣ они соединились въ этомъ храмѣ для того, чтобы единодушно вознести Господу моленіе объ упокоеніи въ царствѣ небесномъ души перваго царя Дома Романовыхъ. Вѣчная память ему, а потомковъ его здравствующихъ да сохранитъ Господь на многія лѣта къ благу Церкви и Отечества. Да продлитъ родъ его на многіе вѣка, какъ залогъ благословенія Божія къ Русскому царству, величія и славы многомилліоннаго народа, живущаго подъ сѣнію наслѣдственной и единодержавной власти. Аминь.

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 140-142.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0