Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Прославленіе побѣды Христа надъ смертію.
Поученіе въ недѣлю Ваій.

Общее воскресеніе прежде Твоея страсти увѣряя, изъ мертвыхъ воздвигъ еси Лазаря, Христе Боже. Тѣмже и мы, яко отроцы, побѣды знаменія носяще, Тебѣ, побѣдителю смерти, вопіемъ: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне.

Въ семъ церковномъ пѣснопѣніи прославляется Христосъ, какъ побѣдитель смерти. Такъ Онъ названъ потому, что изъ мертвыхъ воздвигъ Лазаря единственно силою своего всемогущаго слова. Для чего совершилъ Онъ это чудо? Для того, чтобы увѣрить насъ въ общемъ для всѣхъ воскресеніи. Такимъ образомъ это частное чудо предзнаменовало чудо общаго воскресенія. Въ чемъ состоитъ сходство между тѣмъ и другимъ? Іисусъ Христосъ воздвигъ изъ гроба Лазаря, смердящаго мертвеца, единымъ словомъ: Лазаре, гряди вонъ. Подобное совершится въ послѣдній день міра, день страшнаго суда, когда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25) и предстанутъ на судъ. Одного гласа или слова Христова достаточно будетъ, чтобы по сему гласу всѣ люди, сколько бы ихъ ни было на свѣтѣ, поднимутся изъ гробовъ, какъ поднялся изъ гроба по томуже гласу Лазарь. Но это сходство не есть полное и совершенное. Лазарь воскресъ не для того, чтобы вѣчно оставаться въ живыхъ. Прошло нѣсколько лѣтъ, и онъ опять померъ, ибо воскресъ въ томъже тѣлѣ, какое имѣлъ до смерти, въ тѣлѣ грубомъ, доступномъ немощамъ и болѣзнямъ, имѣвшемъ нужду въ питаніи, въ одеждѣ, въ движеніи, въ снѣ. Не таково будетъ общее воскресеніе мертвыхъ. Ихъ тѣла будутъ безсмертны, духообразны, способны проходить сквозь всѣ вещественныя преграды, будутъ чужды немощи, болѣзни, голода и жажды. Предызображеніемъ такого состоянія имѣющихъ воскреснуть всѣхъ людей служитъ не воскресеніе Лазаря, а чудо воскресенія Самого Христа Спасителя. Только объ Немъ можно сказать въ строгомъ смыслѣ, что воставъ изъ мертвыхъ, Онъ начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20), ибо умершіе облекутся въ тѣла, подобныя воскресшему тѣлу Христову, нетлѣнному, духообразному, проходившему сквозь затворенныя двери, свободному отъ болѣзней, немощей и всѣхъ тѣлесныхъ потребностей.

Несмотря на такую разность воскресеніл Лазарева и воскресенія Христова, чудо воскресенія Лазарева само по себѣ было поразительнымъ явленіемъ и до такой степени изумило не только свидѣтелей этого чуда, но и всѣхъ слышавшихъ о немъ, что тѣ и другіе посмотрѣли на Чудотворца, какъ на обѣтованнаго Мессію, какъ на такое лице, которому суждено возстановить Іудейское царство, вступить на престолъ Давидовъ, избавить іудеевъ отъ римской власти и покорить имъ всѣ народы. Чудо воскрешенія Лазаря казалось имъ залогомъ осуществленія ихъ мечтаній о земномъ царствѣ Христомъ и избавленія отъ всѣхъ золъ. Вотъ почему, когда Іисусъ Христосъ за шесть дней до Пасхи, отправился изъ Виѳаніи въ Іерусалимъ въ сопровожденіи своихъ учениковъ, возсѣдши на молодого осла, іудеи устроили Ему торжественную встрѣчу. Несмѣтныя толпы іерусалимлянъ и пришедшихъ на праздникъ со всѣхъ сторонъ богомольцевъ съ восторгомъ возглашали Ему: осанна Сыну Давидову, осанна въ вышнихъ, т. е. помоги Тебѣ Всевышній вступить на престолъ Давидовъ. Восторгъ ихъ выражался не въ однихъ торжественныхъ восклицаніяхъ, но и въ другихъ знакахъ преданности и благоговѣнія ко Христу. Они высоко поднимали и потрясали знаменія побѣды, т. е. свѣжія вѣтви, срѣзанныя съ пальмовыхъ и смоковничныхъ деревьевъ, стоявшихъ по краямъ дороги. Какъ отнесся Христосъ къ этимъ заявленіямъ народнаго восторга? Доволенъ ли Онъ былъ ими? Возбудили ли въ Немъ сочувствіе эти почести? Не видно. Правда, Онъ не уклонился отъ этихъ почестей, не воспретилъ чествовать его восклицаніями и другими знаками и не послушался тѣхъ, которые требовали отъ Него остановить всеобщее ликованіе. Но что Онъ не радъ былъ и Самъ этому ликованію, видно изъ того, что когда Онъ поднялся на вершину Елеона, откуда открылся предъ Нимъ великолѣпный видъ на Іерусалимъ и на храмъ, Онъ заплакалъ горькими слезами. Онъ высказалъ при семъ, что все это великолѣпіе скоро исчезнетъ, что чрезъ нѣсколько лѣтъ Іерусалимъ осажденъ будетъ врагами и разрушенъ, такъ что не останется камня на камнѣ, и жители будутъ разсѣяны по лицу земли. Онъ ясно зналъ, за какую вину покараетъ Господь іудеевъ. Онъ ясно видѣлъ, что идетъ въ Іерусалимъ не для принятія славы и чести, а на страданія и поносную смерть, что за вину Богоубійства опустошена будетъ столица іудейская и разрушенъ храмъ. Отъ Него не сокрыто было, что восторгъ, съ которымъ встрѣчали Его толпы народа, былъ дѣломъ минутнаго увлеченія, что тѣже самыя уста, которыя восклицали Ему осанна, чрезъ нѣсколько дней будутъ оглашать воздухъ звѣрскимъ крикомъ къ Пилату: возми, возми, распни Его. Итакъ вотъ причина, почему Христосъ не радовался, а плакалъ при видѣ оказываемыхъ Ему почестей: Онъ зналъ имъ цѣну. Но вотъ въ сопровожденіи ликующаго народа Онъ вступилъ въ Іерусалимъ и вошелъ въ храмъ. И въ храмѣ Онъ встрѣченъ былъ радостными восклицаніями, исходившими изъ устъ еврейскихъ отроковъ, пѣвшихъ Ему осанна. Это пѣніе произвело на Него благопріатное впечатлѣніе. На требованіе начальниковъ храма, чтобы Онъ унялъ дѣтей, Онъ отвѣтствовалъ: развѣ вы никогда не читали, что изъ устъ младенцевъ и грудныхъ дѣтей, Ты, Господи, устроилъ хвалу Себѣ? (Псал. 8, 3). Еврейскіе отроки воздали Ему одинаковыя почести, какъ и взрослые, сопровождавшіе Его на пути въ Іерусалимъ. Отчего же произошло то, что взрослыми Онъ былъ недоволенъ и нерадовался, а плакалъ, слыша ихъ привѣтственныя восклицанія, отроками же остался доволенъ и даже сказалъ, что ихъ устами Самъ Господь устроилъ Себѣ хвалу? Отчего Ему угодно было благоволительно отнестись къ отрокамъ, а не къ взрослымъ? Причина понятна. Онъ вообще любилъ дѣтей: и ставилъ ихъ въ образецъ для подражанія взрослымъ. Онъ ласкалъ ихъ, благословлялъ и возлагалъ на нихъ руки и при этомъ говорилъ: аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидете въ Царствіе небесное (Матѳ. 18, 3). Въ дѣтяхъ, несмотря на то, что и въ нихъ есть прирожденная нравственная порча, радуютъ насъ многія достолюбезныя качества. Дѣтямъ свойственно чистосердечіе, прямодушіе, у нихъ нѣтъ лукавства и хитрости. Они не склонны къ обману, довѣрчивы. Ихъ души не обременены житейскими до забвенія о промышленіи Божіемъ заботами; они во всему полагаются на родителей, въ увѣренности, что родители объ нихъ пекутся и не оставятъ ихъ безъ пропитанія, такъ что въ этомъ отношеніи могутъ служить образцемъ для взрослыхъ въ исполненіи заповѣди: не пецытеся, глаголюще: что ямы или что піемъ, вѣсть бо Отецъ вашъ небесный, яко требуете сихъ всѣхъ (Матѳ. 6, 31-32). Дѣтямъ несвойственно корыстолюбіе, гордость и честолюбіе. Они не знаютъ цѣны ботатству: красивая дешевая игрушка для нихъ дороже груды золота. Дѣти богатыхъ и знатныхъ родителей не признаютъ своего превосходства предъ дѣтьми бѣдныхъ и незнатныхъ и обращаются съ ними, какъ равные съ равными. Въ дѣтскихъ душахъ нѣтъ злобы: недовольныхъ и капризныхъ дѣтей легко успокоить и утѣшить. За сіи-то добрыя качества, свойственныя дѣтямъ, и любилъ ихъ Господь Іисусъ Христосъ и потому съ любовію выслушалъ въ храмѣ привѣтствіе отроковъ: осанна. Вотъ почему и святая Церковь, научая насъ славословить Господа Іисуса въ сей праздникъ привѣтствіями осанна, даетъ намъ понять, что въ семъ случаѣ мы должны подражать только дѣтямъ еврейскимъ, а не взрослымъ, которые привѣтствовали Христа тѣмъже восклицаніемъ: тѣмже и мы, яко отроцы побѣды знаменія носяще, Тебѣ яко побѣдителю смерти вопіемъ: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне. Наши привѣтственныя восклицанія угодны Ему только тогда, когда восклицающіе похожи на дѣтей и усвоили себѣ добрыя дѣтскія качества, подобно дѣтямъ незлобивымъ, прямодушнымъ, чуждымъ лукавства, довѣрчивымъ, и уповаютъ на Господа, какъ дѣти уповаютъ на родителей, не заражены корыстолюбіемъ и гордостію. — Дѣти еврейскія радостно привѣтствовали Его пѣніемъ осанна въ вышнихъ въ храмѣ. Тоже самое пѣніе раздается и въ нашихъ христіанскихъ храмахъ не только въ настоящій праздникъ, но за каждою литургіею при возношеніи Святыхъ Даровъ, хотя въ нашихъ устахъ оно имѣетъ совсѣмъ не тотъ смыслъ, какой соединяли съ ними евреи. Евреи хотѣли видѣть во Христѣ земного царя и потому восклицаніемъ осанна въ вышнихъ, по-русски: помоги Всевышній, они испрашивали у Бога помощи Ему и содѣйствія въ приписываемомъ Ему намѣреніи основать земное царство и успѣха для преодолѣнія неизбѣжныхъ къ тому затрудненій и препятствій. Но мы вослицаніемъ осанна выражаемъ молитвенное желаніе, чтобы жертва Его, которую Онъ принесъ на крестѣ, и которая въ безкровномъ видѣ до скончанія вѣка будетъ приноситься въ нашихъ храмахъ, была для каждаго изъ насъ благотворна и спасительна.

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 75-79.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0