Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Упованіе на милость Божію спасительно въ соединеніи съ ревностію къ правдѣ.
Поученіе въ недѣлю Крестопоклонную. (Къ 8 марта).

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа (Псал. 4, 6).

Итакъ, для того чтобы угодить Богу и спастись, нужно упованіе на Бога и жертва правды. На чемъ основывается упованіе на Бога? На вѣрѣ въ Его неизреченную благость и всемогущество. Если Онъ благъ, то всегда желаетъ намъ добра и готовъ все сдѣлать для нашего блага. Если Онъ всемогущъ, то всегда можетъ исполнить свое благожеланіе и ничѣмъ не затруднится даровать намъ то, чтó признаетъ для насъ благопотребнымъ и спасительнымъ. Въ этомъ отношеніи Богъ не то, что человѣкъ. Человѣкъ можетъ наговорить намъ множество благожеланій и обѣщаній, но не всегда отъ него зависитъ исполнить свои желанія и обѣщанія, тогда какъ для Бога ничего нѣтъ невозможнаго. Безконечная благость и всемогущество Божіе проявляется въ промышленіи Божіемъ о мірѣ и человѣкѣ. Напрасно нѣкоторые говорятъ, будто все отношеніе Бога къ міру ограничивается тѣмъ, что Онъ даровалъ ему бытіе, сотворилъ его, и что Онъ уже не вмѣшивается въ судьбы міра и человѣческаго рода, что Онъ предоставилъ міру жить и дѣйствовать согласно однажды навсегда дарованнымъ отъ Него силамъ и законамъ природы, и что совсѣмъ отступился отъ человѣка, ничѣмъ не препятствуя его произволу. Это неправда. Господь, сотворивъ міръ, продолжаетъ заботиться о немъ, подобно тому какъ и отецъ, виновникъ жизни своихъ дѣтей, не бросаетъ ихъ на произволъ судьбы, но заботится о поддержаніи ихъ жизни и воспитаніи. Отецъ мой, сказалъ Христосъ о промыслительной любви Божіей къ своему созданію, доселѣ дѣлаетъ и Азъ дѣлаю (Іоан. 5, 17). Безъ Его всемогущей поддержки міръ не можетъ продолжать своего существованія. Послеши Духа Твоего и созиждутся твари и обновиши лице земли. Отвращшу же Тебѣ лице, возмятутся. Отъимеши духъ ихъ, и исчезнутъ и въ персть свою возвратятся (Псал. 103, 29-30). Господь мертвитъ и живитъ (1 Цар. 2, 6). Безъ воли Господа и волосъ головы нашей не падаетъ. Воззрите на птицы небесныя, яко ни сѣютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ небесный питаетъ ихъ (Матѳ. 6, 26). Особенно предметомъ промышленія Его служитъ человѣкъ. Господь по отношенію къ нему есть не только Промыслитель въ общемъ смыслѣ, но и Искупитель. Человѣкъ прогнѣвалъ Господа непокорностію Ему и заслужилъ вѣчное осужденіе, но Господь сжалился надъ своимъ созданіемъ, носящимъ Его образъ и подобіе, и такъ возлюбилъ міръ, т.-е. людей живущихъ въ мірѣ, «что Сына Своего Единороднаго предалъ за насъ, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ но имать животъ вѣчный». Единородный Сынъ Бога Отца для спасенія человѣка сошелъ съ неба на землю, облекся въ нашу плоть и въ сей плоти принесъ за насъ жертву на крестѣ, совершенно достаточную для нашего спасенія. Какая безмѣрная милость! Чѣмъ воздадимъ за нее? Ничѣмъ инымъ, какъ искреннею благодарностію къ Господу, которая должна быть свидѣтельствуема не словами только, но наипаче жизнію, ревностію къ исполненію Его святыхъ заповѣдей. Для сего потребно не мало трудовъ и подвиговъ въ борьбѣ съ многоразличными искушеніями. Отъ сихъ трудныхъ подвиговъ никого не освобождаетъ жертва Христова, принесенвая на Голгоѳѣ. Правда, Христосъ, принесшій эту жертву, есть упованіе наше (1 Тим. 1, 1). Онъ есть вѣчный ходатай за грѣшниковъ. Своими крестными заслугами Онъ стяжалъ намъ благодать прощенія, освященія и оправданія. Но крайне несправедливо и богохульно сталъ бы кто нибудь, подобно древнимъ еретикамъ Апостольскаго времени, думать, будто въ надеждѣ на эту благодать можно безнаказанно и безпечно проводить грѣховную жизнь. Богъ милостивъ, говорятъ безпечные грѣшники и не думаютъ отставать отъ грѣховъ въ надеждѣ на Его милость, въ надеждѣ, что успѣютъ покаяться, разумѣя подъ покаяніемъ только сознаніе своей виновности предъ Богомъ. Такая надежда неосновательна и пагубна. Кто въ надеждѣ на милующую благодать Божію продолжаетъ коснѣть въ тѣхъ грѣхахъ, за которые пролита на крестѣ пречистая кровь Богочеловѣка, тотъ только увеличиваетъ свою вину предъ Богомъ и чѣмъ больше грѣшитъ, тѣмъ строжайшему суду подлежитъ, нерадя о долготерпѣніи и благости Божіей, ведущей каждаго къ покаянію. Христосъ, по слову Апостола Петра, грѣхи наши Самъ вознесе на древо, да отъ грѣхъ избывше правдою поживемъ (1 Петр. 2, 23). Ученіе о благодати спасающей человѣка, независимо отъ дѣлъ закона, отъ личныхъ заслугъ каждаго, съ особенною ясностію и полнотою раскрыто Апостоломъ Павломъ; но съ этимъ ученіемъ у него соединено ученіе объ удаленіи отъ грѣховной жизни и о добрыхъ дѣлахъ, совершаемыхъ при помощи благодати. «Оставаться ли намъ во грѣхѣ, чтобы умножилась благодать?» вопрошаетъ онъ и отвѣчаетъ: «никакъ, мы умерли для грѣха: какъ же намъ еще жить въ немъ» (Рим. 6, 1)? «Да не царствуетъ грѣхъ въ смертномъ нашемъ тѣлѣ, чтобы вамъ повиноваться ему въ похотяхъ его; и не предавайте членовъ вашихъ грѣху въ орудія неправды, но представьте члены ваши Богу въ орудіе праведности» (Рим. 6, 12-13). Итакъ въ оправданіе своей безпечности и беззаконій ссылаться на благодать Божію значитъ злоупотреблять ученіемъ о благодати, значитъ забывать обязательство, каждымъ изъ насъ данное предъ крещеніемъ, соблюдатъ вѣрность Христу, «яко Царю нашему и Богу», и не возвращаться къ служенію діаволу и къ дѣламъ, ему угоднымъ. Христосъ не только за насъ принесъ жертву, но и отъ насъ требуетъ жертвы, не только Самъ потерпѣлъ крестъ, но и намъ заповѣдалъ крестъ, т.-е. далъ заповѣдь о покореніи Его святой волѣ въ подвигахъ духовной жизни, соединенномъ съ самоотверженіемъ, съ пренебреженіемъ своей личной воли. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе и возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 30. 34). За неисполненіе заповѣди самоотверженія, за уклоненіе отъ борьбы съ грѣховными искушеніями, съ христіанина будетъ взыскано гораздо строже, чѣмъ съ іудея, жившаго въ Ветхомъ Завѣтѣ. Это потому, что Христосъ, установитель Новаго Завѣта, несравненно выше Моисея, Ветхозавѣтнаго законодателя. Моисей былъ человѣкъ, а Христосъ Богочеловѣкъ. Итакъ, уповай на Господа на Его милость, но знай, что упованіе можетъ быть спасительно только для ревнующихъ объ угожденіи Богу подвигами благочестія и добродѣтели. Эта истина извѣстна была и въ Ветхомъ Завѣтѣ, ибо и въ Ветхомъ Завѣтѣ Господь требовалъ, чтобы служили Ему не только законными жертвами, кровавыми и безкровными, но вмѣстѣ жизнію чистою и безукоризненною въ нравственномъ отношеніи. Эта жизнь была въ очахъ Божіихъ лучшею жертвою, чѣмъ вещественныя. Послѣднія, если приносимы были людьми нечестивыми и беззаконными, только возбуждала Его праведный гнѣвъ. «Беззаконникъ, приносящій въ жертву тельца, тоже въ очахъ Божіихъ, что приносящій въ жертву пса, и приносящій семидалъ или ладанъ — тоже что проливающій свиную кровь» (Ис. 66, 3). Будемъ братіе помнить эту грозную истину, помнить, что ревность о правдѣ или о соблюденіи заповѣдей Господнихъ есть наилучшая жертва Богу и что только подъ этимъ условіемъ можетъ быть спасительно упованіе на помощь Божію. Пожрите жертву правды и упавайте на Господа.

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 56-59.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0