Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Грѣхопаденіе Адамово и прощеніе грѣшниковъ.
Поученіе въ недѣлю сыропустную.

Иже въ шестый день же и часъ, на крестѣ пригвождей, въ раи дерзновенный Адамовъ грѣхъ, и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери, Христе Боже, и спаси насъ.

Святая Церковь въ настоящее Воскресенье наканунѣ дней поста и покаянія воспоминаетъ грѣхопаденіе Адама и изгнаніе его изъ рая для того, чтобы приготовляющимся къ подвигамъ поста и покаянія видно было въ примѣрѣ падшаго Адама, какъ тяжко человѣкъ прогнѣвляетъ Бога грѣхами, и чтобы въ томъ же примѣрѣ показать, что нельзя оскорблять Бога грѣхами безнаказанно и что умилостивить Бога можно только покаяніемъ. Грѣхъ Адамовъ, состоявшій въ непослушаніи Богу, Церковь называетъ дерзновеннымъ грѣхомъ въ томъ смыслѣ, что въ немъ сказалось отсутствіе страха Божія. Заповѣдь, данная Адаму Богомъ, была ясная заповѣдь и легкая для исполненія; но Адамъ презрѣлъ ее, склонившись на сторону искусителя и послушавшись больше врага Божія, чѣмъ самого Бога. Даже угроза смертію не удержала нашихъ прародителей отъ непослушанія волѣ Божіей. Они не повѣрили этой угрозѣ, а повѣрили клеветѣ искусителя, будто Богъ по зависти воспретилъ имъ вкушать отъ заповѣднаго древа, изъ опасенія, чтобы они не сдѣлались равными Богу по всевѣдѣнію. Поистинѣ грѣхъ Адамовъ былъ дерзновенный и потому навлекъ на Адама праведный гнѣвъ Божій. Угроза смерти исполнилась не только надъ нимъ лично, но и надъ всѣми его потомками, ибо они получили отъ него по наслѣдству природу зараженную грѣхомъ и потому смертную. Зараза грѣховная, проникшая путемъ рожденія во всякаго человѣка, называется грѣхомъ первороднымъ или прародительскимъ, который состоитъ въ непобѣдимой склонности ко грѣху, такъ что человѣкъ творитъ грѣхъ, который ненавидитъ, и не творитъ добра, которое любитъ. Тяжесть грѣха наслѣдственнаго увеличивается личными, произвольными грѣхами, такими, которыхъ онъ могъ бы избѣжать, но не хочетъ избѣжать.

Но какъ ни велика вина Адама и какъ ни бѣдственны ея послѣдствія въ отношеніи къ нему и ко всему человѣческому роду, милосердый Господь не лишилъ падшаго человѣка надежды на спасеніе. Онъ не до конца прогнѣвался, но вмѣстѣ явилъ ему неизреченную милость, обнадеживъ его обѣтованіемъ о Сѣмени жены, которое сотретъ главу змія. И это обѣтованіе исполнилось. Подъ Сѣменемъ жены разумѣется Христосъ, родившійся отъ жены, Дѣвы Маріи. Онъ стеръ главу змія, т.-е., побѣдилъ діавола, въ образѣ змія искушавшаго первыхъ людей, разрушилъ его царство, ограничилъ его власть надъ смертію и адомъ. Какъ же онъ могъ сего достигнуть? Онъ на крестѣ пригвоздилъ дерзновенный Адамовъ грѣхъ. Это значитъ, что Онъ крестомъ побѣдилъ діавола, ибо на крестѣ принесъ жертву за грѣхъ Адамовъ и за весь родъ Адамовъ и этою жертвою умилостивилъ Бога, преложилъ гнѣвъ Его на милость къ падшему человѣку. Для сего умилостивленія совершенно достаточна была эта жертва, потому что принесъ ее не простой человѣкъ, но Богъ во плоти.

Къ прискорбію, люди, за которыхъ принесена столь дорогая жертва, не цѣнятъ ея по достоинству, продолжаютъ оскорблять Господа тѣми грѣхами, за которые пролита на крестѣ пречистая кровь. Какая дерзость, какая неблагодарность! Но слава неизреченному милосердію и долготерпѣнію Господа! Люди, коснѣющіе во грѣхахъ, продолжающіе безпечно проводить жизнь въ служеніи страстямъ и похотямъ, суть неоплатные должники передъ Богомъ. Въ дѣлахъ житейскихъ неплатящіе долговъ вопреки обязательству, закрѣпленному рукописаніемъ, т.-е., письменнымъ документомъ, извѣстнымъ подъ именемъ векселя, подвергаются опасности лишиться всего имущества и даже попасть въ долговое темничное заключеніе, пока не расплатятся съ заимодавцемъ. Но не всѣ заимодавцы взыскательны и строги. Есть между ними такіе, которые по добросердечію склоняются на просьбы должниковъ о прощеніи долга и раздираютъ полученный отъ нихъ вексель. Подобнымъ образомъ поступаетъ милосердый Господь. Онъ всегда готовъ даровать прощеніе грѣховъ кающимся грѣшникамъ, какъ заимодавецъ должникамъ. Грѣхи суть долги наши предъ Богомъ. Со времени крещенія христіанинъ принимаетъ на себя обязательство служить Христу безпрекословнымъ исполненіемъ Его заповѣдей, сохранять вѣрность Ему, во всемъ подчиняться волѣ Его въ силу того, что Господь, искупившій его честнóю Своею кровію, имѣетъ надъ нимъ право собственности. Невѣрность Христу есть нарушеніе этого права; пренебреженіе Его святыхъ заповѣдей дѣлаетъ христіанина похожимъ на неоплатнаго должника. И горе ему, если онъ, сознавая свою безотвѣтность предъ Господомъ, свою долговую несостоятельность, не раскается въ своей винѣ и не прибѣгнетъ къ милосердію Его, если не обратится къ Нему съ смиренною мольбою о прощеніи, если не скажетъ Ему: «раздери рукописаніе грѣховъ моихъ, т.-е., остави мнѣ, прости мнѣ долги мои, какъ прощаетъ должника неоплатнаго добрый заимодавецъ, раздирающій подписанное рукою должника обязательство уплаты долга». Само собою разумѣется, что надѣятьса на милосердіе Господа могутъ только истинно кающіеся грѣшники, а отнюдь не тѣ, которые каются только на словахъ и въ этомъ отношеніи похожи на злостныхъ банкротовъ, которые притворяются несостоятельными должниками и прибѣгаютъ къ обману, чтобы разбогатѣть на чужой счетъ. И обмануть заимодавца, чтобы склонить его къ снисхожденію, нерѣдко удается злонамѣреннымъ должникамъ. Но странно было бы думать, будто можно обмануть и Господа Бога притворнымъ покаяніемъ. Притворство, въ этомъ случаѣ, только увеличиваетъ виновность грѣшника и лишаетъ его надежды на прощеніе отъ Господа.

Но недостаточно и искренняго покаянія для полученія прощенія своихъ долговъ отъ Бога, если съ этимъ не соединяется готовность грѣшника прощать грѣхи, сдѣланные противъ него самого ближнимъ. Посему Господь Іисусъ научилъ насъ такъ молиться Богу; остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ, разумѣя подъ этими должниками ближнихъ, провинившихся передъ нами. И какъ неизвинительно поступили бы мы, прося у Бога прощенія грѣховъ и не прощая обидъ, сдѣланныхъ намъ, видно изъ притчи Христа Спасителя о должникѣ (Матѳ. 18, 23-34), которому заимодавецъ простилъ долгъ въ 10 тысячъ талантовъ, по нашему счету 18 милліоновъ рублей, и который самъ не простилъ долга на 100 динаріевъ, равняющихся 20-ти рублямъ, своему должнику. Вотъ образъ жестокосердаго грѣшника, ищущаго прощенія у Бога, и поступающаго съ возмутительною недобросовѣстностію въ отношеніи къ ближнему, ибо вины противъ насъ ближняго въ сравненіи съ грѣхами, какими мы оскорбляемъ Бога, такъ же ничтожны, какъ ничтожна сумма въ нѣсколько рублей въ сравненіи съ суммою въ нѣсколько милліоновъ. Заимодавецъ, простившій большой долгъ человѣку, не простившему малаго долга ближнему, заключилъ неблагодарнаго должннка въ темницу, пока не отдасть ему всего долга. Вотъ образъ тяжкаго наказанія, грозящаго тѣмъ, которые, прося прощенія у Бога, сами не прощаютъ ближнихъ. Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. Аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15). Мы всякій день и часъ должны быть готовы прощать нашихъ обидчиковъ; но особенно эту обязанность должно исполнять каждому изъ насъ предъ наступленіемъ времени поста и покаянія, когда предстоитъ намъ умилостивлять Господа молитвою, да проститъ намъ грѣхи. Сегоднешній воскресный день потому и называется прощенымъ Воскресеньемъ, что св. Церковь Евангельскимъ чтеніемъ (Матѳ. 6, 14-21) напоминаетъ намъ въ сей день просить другъ у друга прощенія.

Источникъ: Поученія, говоренныя въ Костромѣ въ 1897 году Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1899. — С. 38-42.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0