Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Архіеп. Венедиктъ Григоровичъ († 1850 г.)
Слово на день Коронаціи Его Императорскаго Величества Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Павловича.

Блаженъ языкъ, емуже есть Господь-Богъ Его, люди, яже избра въ наслѣдіе себѣ (Псал. 32, 12).

Назначеніе человѣка есть блаженство. Благословивъ въ лицѣ первыхъ человѣковъ раститися, множитися и наполняти землю, Творецъ въ семъ же благословеніи положилъ и средства къ достиженію онаго. Соединяя племена человѣковъ въ разныя общества, Онъ хочетъ, чтобы общія всѣхъ и каждаго силы, способности и дарованія, проистекая отъ одного источника, и стремясь къ одной цѣли, достигали того блага, которое премудрость Его, веселящаяся о сынахъ человѣческихъ, предуставила имъ. Для сего Господь взаимный союзъ ихъ утверждаетъ взаимными нуждами, необходимыми другъ къ другу отношеніями; открываетъ имъ волю свою, судьбы и оправданія, дабы каждый сообразовалъ съ ними свои чувствованія, свою жизнь и дѣйствія; — поставляетъ имъ царей и владыкъ, которыхъ возвышаетъ величіемъ и властію; пріемлетъ сердцá ихъ въ руцѣ свои, такъ что аможе хощетъ, упрявляетъ хотѣніемъ ихъ, научая такимъ образомъ, что Его есть земля, вселенная и вси живущіи на ней; что Имъ царіе царствуютъ и сильніи пишутъ правду.

Если во времени можетъ достигаться блаженство: то оно должно достигаться не иначе, какъ сообразнымъ во всѣхъ отношеніяхъ съ законами вѣчной правды Божіей дѣйствованіемъ. Посему-то и говоритъ порфироносный пророкъ: блажени людіе имже Господь-Богъ ихъ; блаженъ языкъ, емуже есть Господь-Богъ, избравшій его въ наслѣдіе себѣ. То есть, блаженъ истинно только тотъ народъ, который и частное и общее благоденствіе свое основываетъ на истинномъ благочестіи, на исполненіи обязанностей своихъ къ Богу и отечеству.

Въ ознаменованіе великаго дня сего, въ который мы торжествуемъ помазаніе на царство благочестивѣйшаго великаго Государя нашего и единодушно прославляемъ начало и продолженіе отеческихъ его попеченій о нашемъ благоденствіи, разсмотримъ истину сію нѣсколько подробнѣе, и обратимъ ее въ назиданіе наше.

Извѣстно, что каждый предметъ имѣетъ особенную какую либо пользу; — и всякая добродѣтель въ мірѣ нравственномъ и политическомъ имѣетъ отличительную какую либо цѣну и достоинство, на сколько она содѣйствуетъ благу человѣка и возвышаетъ его. Но благочестіе, какъ говоритъ апостолъ Павелъ, на все полезно есть. Посему, оно есть такое основаніе, на которомъ полагается, зиждется, и утверждается и частное благосостояніе каждаго порознь человѣка, какъ члена общества и Церкви Христовой, и общее цѣлаго народа, которому Владѣющій царствомъ человѣческимъ, какъ наслѣдію своему, даетъ свѣтъ свой и истину свою, благоденствіе и временное, такъ какъ любящимъ токмо Бога вся споспѣшествуетъ во благое, и вѣчное, такъ какъ Господь благоволитъ только къ боящимся Его и уповающимъ на милость Его. Посему-то апостолъ и говоритъ, что благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣющее живота нынѣшняго и грядущаго; — на все, т.-е., содѣйствуетъ какъ временному, такъ и вѣчному блаженству человѣка.

Но что, можетъ быть, кто спроситъ, чтó есть благочестіе, имѣющее обѣтованія благъ жизни нынѣшней и грядущей? Оно, отвѣтствуетъ апостолъ, есть образъ вѣрнаго словеси, непорочнаго житія, нелицемѣрной любви къ Богу и ближнему, образъ духа истины, непоколебимой вѣры и чистоты побужденій во всѣхъ дѣйствіяхъ и начинаніяхъ; и посему оно состоитъ въ сообразности нашихъ чувствованій, мыслей и дѣйствій со внушеніями откровенной Господомъ Іисусомъ истины, съ требованіями закона, съ святостію воли и совершенствъ Божіихъ.

Такимъ образомъ, когда живое и дѣйственное слово Божіе являетъ благодатное свое надъ человѣкомъ могущество, а сіе бываетъ тогда, когда сердце его въ священной преданности предаетъ себя всецѣло въ волю Божію и въ ней одной ищетъ своего утѣшенія, — способности его и всѣ силы приходятъ въ порядокъ и согласіе. Плоть, въ которой Духъ Божій не хотѣлъ пребывать, въ которой всѣ желанія и мысли были не къ жизни, а къ разрушенію, снова пріемлетъ дыханіе жизни, обновляется, какъ юность орля, ощущаетъ въ себѣ новыя и до того неизвѣстныя силы дѣйствовать для Бога и для своего блаженства. Озаренный высшимъ свѣтомъ, разумъ видитъ тогда ясно тѣ заблужденія, въ которыя влечетъ его кичливый умъ и растлѣнное естество, познаетъ живо тѣ истины, которыя сосредоточиваются въ таинствахъ премудрости, сокровенной въ Богѣ и открываемой боящимся Его; видитъ ту бездну гибели, къ которой приближаетъ человѣка воюющія во удѣхъ его страсти, и то богатство дарованій небесныхъ, которое любовь Божія предъуготовила ему въ заслугахъ и ради заслугъ Искупителя. — Такимъ образомъ, по мѣрѣ того, какъ свѣтъ спасительнаго познанія озаряетъ умственныя способности, онъ же самъ въ сердцѣ благочестиваго обращается въ священный пламень, которнй его согрѣваетъ, сообщаетъ ему новую дѣятельность, очищаетъ его чувствованія, которыя, отдѣливъ отъ тлѣнія и праха, возноситъ къ Богу, — туда, гдѣ соблюдается истинное его сокровище, и гдѣ, по слову апостола, истинная жизнь его и блаженство сокровени суть — Проникнутый симъ пламенемъ, человѣкъ ежечасно возноситъ очи свои и сердце горѣ — къ Богу и съ воздыханіемъ взываетъ съ пророкомъ: что ми есть на небеси, и отъ тебе что восхотѣхъ на земли? Исчезе сердце мое, и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя въ вѣкъ.

Итакъ первый предметъ благочестія есть познаніе воли Божіей; первое и единственное украшеніе — исполненіе воли Божіей. Первое открываетъ разуму человѣка все богатство благости Божіей, долготерпѣнія его и премудрости; послѣднее отъ подвиговъ вѣры и преданности простираетъ его къ подвигамъ упованія и терпѣнія; упованіемъ и терпѣніемъ — къ подвигамъ любви и милосердія; любовію и милосердіемъ къ подвигамъ правды и мужества; правдою и мужествомъ, — къ той славѣ и величію, которыми человѣкъ, какъ замѣчаетъ порфироносный пророкъ, малымъ чимъ умаленъ отъ ангелъ. Тогда-то вся кости въ немъ рекутъ: Господи! Господи, кто подобенъ Тедѣ? Восхвалю Господа въ животѣ моемъ, пою Богу моему дондеже есмь! Блаженъ, слушатели, истинно блаженъ такой человѣкъ!

Но если благочестіе располагаетъ человѣка къ такой преданности Богу и закону Его, или, лучше сказать, если оно есть самая сія преданность, изъ которой проистекаетъ и вся святость побужденій, и вся непорочность сердца, и вся ревность въ исполненіи закона правды и любви: то кольми паче оно располагаетъ его къ преданности и цѣлому обществу, въ лицѣ коего онъ долженъ проходить подвигъ служенія своего Богу и отечеству, — подвигъ того служенія, которое основано на безкорыстной любви, носящей, по выраженію апостола, немощи немощныхъ, и не себѣ угождающей, но ближнему.

Свойство сей любви къ отечеству таково, что люди, проникнутые ею, не только радуются благосостоянію онаго, но и способствуютъ всѣми силами распространенію и возвышенію благосостоянія, удаляютъ всѣ къ тому препятствія, преодолѣваютъ всѣ опасности, и, будучи крѣпки, яко смерть, не страшатся и самой смерти.

Извѣстно, что въ обществѣ частное благо и частное зло неразлучно соединено съ общимъ. Посему, гдѣ есть тѣсный союзъ между членами общества, союзъ, основанный на любви и преданности общему благу; гдѣ одинъ другому столько же, какъ и самому себѣ, доброжелательствуетъ, гдѣ каждый опасность ближняго почитаетъ какбы собственною опасностію: тамъ каждый готовъ не только способностями своими, но и самимъ собою жертвовать общему благу; тамъ каждый общее благо ставить выше своего, ибо знаетъ, что въ общемъ заключается и его собственное.

При такомъ расположеніи духа, которое чуждо всякаго самолюбія, и которое, по выраженію апостола, не ищетъ своихъ-си, но яже ближняго, все въ обществѣ споспѣшествуетъ общественному благосостоянію. Званія общественныя и должности и возлагаются тогда съ довѣренностію, и пріемлются съ преданностію, по тому побужденію, что никто же самъ себѣ пріемлетъ честь, но токмо званный отъ Бога; отправляются съ ревностію и безкорыстіемъ, ибо онѣ суть служеніе ближнимъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и самому Богу. — Подчиненные вполнѣ преданы предуставленнымъ властямъ, ибо твердо увѣрены, что повиноваться должно не токмо за страхъ, но и за совѣсть и что нѣсть власть аще не отъ Бога; — предуставленныя же власти съ родительскою любовію пекутся о подчиненныхъ, потому что знаютъ, что предметъ ихъ власти есть спокойствіе подчиненныхъ, ихъ благо и безопасность; что воздаяніе ихъ есть благословеніе Господа, признательность отечества и благословеніе потомства. Блаженъ, слушатели, языкъ, блажени, по истиннѣ, такіе люди!

Къ тебѣ, Боже щедротъ и всякія милости, обращаемъ сердцá и мысли наши. Ты благоволилъ царю нашему благочестивѣйшему Государю Императору, Николаю Павловичу даровать благословеніе свое въ вѣкъ вѣка; Ты возвеселилъ его радостію и положилъ въ немъ завѣтъ всеблагихъ Твоихъ о насъ хотѣніи. Сохрани и соблюди его въ нерушимомъ здравіи въ долготу дней, ко славѣ имени Твоего святаго и для счастія достоянія Его — Россіи. Намъ же и всѣмъ подъ сѣнію скипетра его благопоспѣши достойно проходити званіе свое, да въ сердцѣ Августѣишаго Монарха выну процвѣтаетъ радость не только о его благихъ для отечества подвигахъ, но и о дѣлахъ всѣхъ сыновъ отечества. Аминь.

Источникъ: Венедиктъ, архіепископъ Олонецкій и Петрозаводскій. Слово на день Коронаціи Его Императорскаго Величества Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Павловича. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб., 1871. — Томъ III. — С. 125-129.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0