Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Архіеп. Василій Богдашевскій († 1933 г.)
Слово въ день крещенія Господа нашего Іисуса Христа.
О христіанской правдѣ
[1].

Остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15).

Сынъ Божій, Сынъ человѣческій, приходитъ на Іорданъ ко Іоанну креститися отъ него (Матѳ. 3, 13). Какое величайшее смиреніе, какое божественное самоуничиженіе! Имѣлъ ли нужду въ крещеніи во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 3), въ крещеніи покаянія (Матѳ. 3, 11), Тотъ, Кто грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ его (1 Петр. 2, 22), Кто искушенъ былъ по всяческимъ по подобію, развѣ грѣха (Евр. 4, 15), Кто самъ о Себѣ говорилъ своимъ врагамъ: кто отъ васъ обличаетъ мя о грѣсѣ (Іоан. 8, 46)?.. Іоаннъ трепещетъ, по откровенію отъ Духа знаетъ, что Пришедшій къ нему крѣпче его есть (Матѳ. 3, 11), что, хотя Онъ приходитъ по времени послѣ него, но по достоинству Онъ предъ нимъ (Іоан. 1, 27), что поэтому онъ не достоинъ отрѣшити ремень сапогу его (Іоан. 1, 27, ср. Матѳ. 3, 11). И Іоаннъ Креститель возбраняше ему глаголя: азъ требую тобою креститися и ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 14)? Но Сынъ Божій, Сынъ человѣческій, не выдѣляетъ Себя изъ другихъ сыновъ человѣческихъ: Онъ подчиняется закону. Крещеніе Іоанна было божественнымъ установленіемъ (Матѳ. 21, 25) и Онъ исполняетъ его. Остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду. «Я пришелъ разрѣшить клятву, лежащую на васъ за преступленіе закона; потому долженъ прежде Самъ исполнить весь законъ и освободить васъ отъ осужденія и, такимъ образомъ, прекратить дѣйствіе закона»! [2]. Христосъ Спаситель былъ подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ (Гал. 4, 5).

Братіе! Нынѣ на мѣсто закона правда Божія явися, свидѣтельствуема отъ закона и пророкъ (Рим. 3, 21). Нужно намъ исполнить всяку правду, — не ветхозавѣтную, упраздненную Христомъ, а правду новозавѣтную, правду Христову. Пусть эта правда проникнетъ всѣ наши отношенія: семейныя, общественныя, государственныя; пусть она одухотворяетъ нашу науку, наше искусство, проникаетъ нашу промышленность. Много нынѣ говорятъ объ отношеніи личности и общества; взаимодѣйствіе между ними, несомнѣнно, самое живое и тѣсное. Но Христово ученіе требуетъ прежде всего личнаго духовнаго творчества, оно обращается прежде всего къ отдѣльной личности. Пусть послѣдняя всецѣло проникнется правдою Христовою, содѣлаетъ ее своею внутреннею жизненною силою, станетъ, по слову Апостола, рабомъ правды (Рим. 6, 19), и тогда все просвѣтлѣетъ, все преобразится, все будетъ служить намъ во благо. Правда Христова — это жизнь міра, безъ которой онъ разлагается; она — соль земли (Матѳ. 5, 12), предохраняющая міръ отъ гніенія.

Аще не избудетъ правда ваша, говоритъ Господь, паче книжникъ и фарисей, не внидите въ царствіе небесное (Матѳ. 5, 20). Правда Христова, вопреки правдѣ фарисейской, есть правда внутренняя, очищающая сердце, обновляющая всего человѣка. Будьте смиренны, сокрушенны духомъ, будьте милостивы, чисты сердцемъ, любите миръ и творите среди людей миръ, страдайте за правду, — вотъ чему научаетъ насъ Христосъ Спаситель. Уважайте безконечно личность другого, никого не осуждайте, будьте цѣломудренны, прощайте обиды, наносимыя вамъ, воздавая добромъ за зло, не привязывайтесь къ земному, помышляйте о небесномъ, душу свою спасайте — вотъ требованія Христовой правды. Правда эта не ищетъ внѣшности, показности, а совершается въ глубинѣ кроткаго и молчаливаго христіанскаго духа. И наша милостыня, и постъ, и молитва должны имѣть внутренній характеръ, служить къ возвышенію и очищенію нашей души. Что пользы въ милостыни, если мы совершаемъ ее для того только, чтобы вострубить о ней всѣмъ? Какое значеніе имѣетъ постъ, при которомъ страсти грѣховныя со всею силою воюютъ въ насъ? Молимся ли мы дѣйствительно, если наша молитва не бываетъ всецѣлымъ устремленіемъ нашей души къ Богу? Правда Христова требуетъ внутренняго единенія христіанскаго слова и христіанскаго дѣла, — той гармоніи, которая встрѣчается въ жизни сравнительно такъ рѣдко. Не всякъ глаголяй ми: Господи, Господи, внидетъ въ царствіе небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 7, 21).

Правда Христова есть правда вѣчная, неизмѣнная, никогда не преходящая. Она не дѣлаетъ никакихъ уступокъ нашей нравственной косности, она не приспособляется къ нашимъ слабостямъ, нашимъ привычкамъ, нашимъ вкусамъ, нашему современному состоянію жизни. Она, подобно солнцу, сіяетъ надъ нами, и Христосъ есть Солнце Правды. Лучи этой правды падаютъ на нашу грѣшную землю и, поскольку они проникаютъ и оживляютъ ее, постольку человѣческая жизнь, ея устроеніе, имѣетъ для себя вѣчную незыблемую основу. Идеалъ правды Христовой безконечный, неисчерпаемый. Будьте совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Эта правда есть живая вода, являющаяся для человѣка источникомъ воды, текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14).

Подобаетъ намъ исполнити всяку правду. Христосъ Спаситель исполнилъ ветхозавѣтную правду, подчинившись закону, хотя Онъ есть господинъ субботы (Марк. 2, 28). И мы, отложивши всякую гордость и «запинающій насъ грѣхъ» (Евр. 12, 1), подчинимся игу Христову благому и легкому (Матѳ. 11, 29), пріобщимся Христу, духовно сроднимся съ Нимъ. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Нужно жизнью своею показать, что мы дѣйствительно облеклись въ новаго человѣка, совлеклись ветхаго съ дѣяньми его (Кол. 3, 9-10; ср. Ефес. 4, 23-24). Нужно опытно подтвердить, что мы христіане не по имени только, что мы дѣйствительно очищаемъ, убѣляемъ во Христѣ ризы своя (Апок. 7, 14). Обычное возраженіе противъ силы и дѣйственности христіанства, будто оно оказываетъ малое вліяніе на жизнь людей. Но вина здѣсь, конечно, не христіанства, а вина всецѣло падаетъ на насъ, желающихъ всячески приспособлять божественное къ своему человѣческому, «слишкомъ человѣческому». Великое, какъ извѣстно, не перестаетъ быть великимъ потому, что оно немногими настоящимъ образомъ понимается, находитъ мало истинныхъ цѣнителей, самоотверженныхъ служителей и исполнителей. Правда Христова, какъ она ни высока, можетъ быть осуществляема во всякомъ званіи и состояніи. Когда говорится объ этой правдѣ, то исчезаетъ различіе между высшимъ и низшимъ, между богатымъ и бѣднымъ, варваромъ и скиѳомъ, рабомъ и свободнымъ (Кол. 3, 11): для всѣхъ она одинаково обязательна, въ душѣ каждаго является животворящимъ началомъ.

Въ наше время, быть можетъ, больше, чѣмъ когда либо, нужно возводить мысль и сердце людей къ высотѣ Христова ученія, ибо жизнь наша, при ея видимыхъ успѣхахъ, безконечно далеко отстоитъ отъ христіанской правды. Есть люди, которые къ этой правдѣ совершенно равнодушны: они живутъ такъ, какъ будто она никогда не открылась въ мірѣ; они всегда готовы, въ отвѣтъ на рѣчи о правдѣ, сказать то, что въ свое время говорили аѳиняне, когда св. Апостолъ Павелъ проповѣдывалъ о воскресеніи: «объ этомъ послушаемъ тебя въ другое время» (Дѣян. 17, 32). Для нихъ основою жизни является: «станемъ ѣсть и пить, ибо завтра умремъ» (1 Кор. 15, 32). Жалкое жизнепониманіе, приводящее къ гибели, поселяющее въ концѣ концовъ полное отвращеніе къ самой жизни!.. Есть такіе умствователи, которые, на ряду съ вопросомь: чтó есть истина (Іоан. 18, 38), готовы поставить вопросъ: чтó есть правда? Для нихъ истинно то, что можно видѣть и осязать; для нихъ справедливо то, чтó выгодно, полезно; другой правды они не знаютъ, кромѣ торжества силы, внѣшней мощи. Но уразумѣютъ они правду Божію тогда, когда откроется день правды, явится праведный Судья, предъ Которымъ все объявлено (Евр. 4, 13), Который во свѣтѣ приведетъ тайная тьмы и объявитъ совѣты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Есть въ наше время и такіе люди, которые, повидимому, очень много размышляютъ о христіанской правдѣ и желаютъ всячески провести ее въ жизнь. Но христіанскую правду они понимаютъ не столько какъ правду духа, сколько какъ правду внѣшнихъ, матеріальныхъ отношеній; они представляютъ ее силою, наружнымъ образомъ уравнивающею людей. Но христіанское ученіе безконечно далеко отъ такого внѣшняго уравненія, достигаемаго при томъ иногда насильственнымъ путемъ. Оно ясно, какъ мы сказали, говоритъ, что во всякомъ званіи, во всякомъ состояніи и положеніи христіанинъ можетъ осуществлять правду Христову. Не имѣетъ никакого значенія внѣшнее уравненіе, если бы оно было возможно, когда мы внутренно, духовно разъединены.

Въ чемъ состоитъ правда, что нужно дѣлать, этотъ вопросъ всегда занималъ и занимаетъ человѣчество. Когда-то многочисленныя толпы народа стекались на Іорданъ къ великому проповѣднику покаянія — Іоанну Крестителю. «И спрашивалъ его народъ: чтó же намъ дѣлать? Онъ сказалъ имъ въ отвѣтъ: у кого двѣ одежды, тотъ отдай неимущему; и у кого есть пища, дѣлай то же» (Лук. 3, 10-11). Христіанское милосердіе, милосердіе свободное, вытекающее отъ любвеобильнаго сердца, — вотъ великая сила въ осуществленіи христіанской правды. Оно выводитъ изъ нужды, избавляетъ отъ горя и страданій; оно облегчаетъ тяжелую, особенно въ наше время, такъ называемую, борьбу за существованіе; оно сострадаетъ, помогаетъ, ободряетъ и утѣшаетъ, а не механически уравниваетъ… «Пришли — читаемъ въ Евангеліи — и мытари креститься и сказали ему: учитель! что намъ дѣлать? Онъ отвѣчалъ имъ: ничего не требуйте больше опредѣленнаго вамъ. Спрашивали его также и воины: а намъ что дѣлать? И сказалъ имъ: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своимъ жалованьемъ» (Лук. 3, 12-14). Каждый будь справедливъ; честно исполняй ввѣренное тебѣ Богомъ служеніе; въ какомъ бы званіи ни былъ, ходи достойно того званія, въ которое ты призванъ; будь безконечно далекъ отъ проявленія какой бы то ни было несправедливости.

Правда Христова не можетъ быть вполнѣ осуществлена въ этомъ мірѣ грѣха и тлѣнія. Здѣсь она встрѣчаетъ сильнѣйшія препятствія въ нашемъ себялюбіи, честолюбіи, мамонослуженіи. Мы по слову Господа, чаемъ новаго неба и новой земли, на которыхъ живетъ правда (2 Петр. 3, 13), гдѣ она царствуетъ. Но мы должны жить такъ, чтобы христіанская правда все болѣе и болѣе насъ одухотворяла, проникала всѣ наши взаимныя отношенія. Повинитеся Богу, — научаетъ Апостолъ — смиритеся подъ крѣпкую руку Божію (1 Петр. 5, 6), повинитеся всякому человѣчу созданію Господа ради (1 Петр. 3, 23), повинуйтесь отъ души (Кол. 3, 23), по совѣсти, повинуйтесь другъ другу въ страхѣ Божіемъ (Ефес. 5, 21), — вотъ чего требуетъ христіанская правда. Мы ежедневно молимся, да пріидетъ царствіе Твое, а вмѣстѣ съ симъ да пріидетъ правда этого царства.

Существуетъ божественное учрежденіе, основанное на землѣ для того, чтобы воспитывать людей, облекать ихъ во Христа, облекать въ совокупность христіанскихъ добродѣтелей и, такимъ образомъ, приводить ихъ къ Богу. Это есть Церковь Христова. Она столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15) и всякой правды. Она дѣйствуетъ внутреннимъ образомъ, подобно закваскѣ; она должна постепенно оквасить все тѣсто (Матѳ. 13, 33). Она научаетъ каждаго изъ насъ жить по правдѣ Божіей; она вводитъ животворныя христіанскія начала въ семью, въ общество, въ государство. Отдѣлять государство отъ Церкви, о чемъ теперь нѣкоторые говорятъ, это то же, что отдѣлять тѣло отъ души, безъ которой тѣло мертво есть (Іак. 2, 26). Нѣтъ такой силы на землѣ, которая могла бы замѣнить собою великую, животворную, неисчерпаемую силу Церкви, ибо, основанная Христомъ, она есть неизмѣнная носительница вѣчныхъ, божественныхъ христіанскихъ началъ. Въ наше время нѣкоторые желаютъ созидать на землѣ царствіе Божіе, не будучи сами членами этого царства, — не принадлежа къ Церкви, не питаясь ея живительными соками. Попытки ихъ пустыя, совершенно безполезныя и ни къ чему положительному онѣ не приведутъ. Нельзя строить, не имѣя крѣпкаго основанія. «Естественный прогрессъ», «естественная нравственность», «естественное развитіе» — это такія понятія, въ которыхъ сами защитники этой «естественности» не даютъ себѣ яснаго отчета. Норма жизни заимствуется не изъ того, что человѣкъ есть, а изъ того, чѣмъ онъ долженъ быть, а это должное совершеннѣйшимъ образомъ указывается христіанствомъ. Мечтаютъ нѣкоторые о водвореніи здѣсь какого-то земного рая безъ христіанства, безъ христіанской правды. Жалкія, пустыя, не имѣющія никакого смысла мечтанія!

Христосъ Спаситель есть Солнце правды. Принявши крещеніе отъ Іоанна, сошедши, будучи Безгрѣшнымъ, въ воды Іордана, гдѣ крестились во оставленіе грѣховъ, Онъ показалъ этимъ, что Онъ омоетъ всѣ наши грѣхи, очиститъ насъ отъ всякія нечистоты, дастъ новый путь правды. Онъ наша правда и освященіе, и избавленіе (1 Кор. 1, 30). Онъ вознесъ наши грѣхи на древо, чтобы мы, «избавившись отъ грѣховъ, жили для правды» (1 Петр. 2, 24). Пожрите жертву правды (Псал. 4, 6). «Пріобрѣтайте правду, приносите правду; тотъ даръ Богу — величайшій, та жертва Ему пріятна, то приношеніе весьма Ему благоугодно», которое состоитъ «въ совершеніи праведныхъ дѣлъ». Для такой жертвы «ни бѣдность не служитъ препятствіемъ, ни недостатокъ средствъ — остановкою, ни мѣсто, ни что нибудь другое подобное»! [3]. Св. Апостолъ наставляетъ своего ученикаТимоѳея: гони правду, благочестіе, вѣру, любовь, терпѣніе, кротость, подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры, емлися за вѣчную жизнь, въ нюже и званъ былъ еси (1 Тим. 6, 11-12). Гони правду, — всецѣло ею одушевляйся, содѣлай ее началомъ своей жизни, все болѣе и болѣе въ ней преуспѣвай, ибо она есть совокупность всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей. Подобаетъ намъ исполнити всяку правду. Блаженны страдающіе за Христа и Его правду (Матѳ. 5, 10-12). Блажени, алчущіи и жаждущіи правды, яко тіи насытятся (Матѳ. 5, 6). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ великой церкви Кіево-Братскаго монастыря 6-го Января 1912 года.
[2] Св. Іоаннъ Златоустъ, Творенія, VII, 1, стр. 123.
[3] Св. Іоаннъ Златоустъ, Творенія, V, I, стр. 27.

Источникъ: Прот. Д. Богдашевскій. Слово въ день крещенія Господа нашего Іисуса Христа. О христіанской правдѣ. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1912. — Томъ I. — Кіевъ: Типографiя Акц. Об-ва «Петръ Барскій въ Кіевѣ», 1912. — С. VIII-XV. [Ос. паг.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0