Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Архіеп. Василій Лужинскій († 1879 г.)
Слово въ день торжественнаго возшествія на Всероссійскій престолъ Государя Императора Николая Павловича, произнесенное 20 ноября 1842 года.

Всяка душа властемъ предержащимъ да повинуется; нѣсть бо власть аще не отъ Бога: сущія же власти отъ Бога учинены суть (Рим. 13, 1).

Такъ нѣкогда великій учитель вселенной, Апостолъ Павелъ, наставляя и утверждая во всѣхъ христіанскихъ добродѣтеляхъ юныхъ чадъ первобытной апостольской Римской Церкви, возбуждалъ ихъ всѣхъ къ повиновенію властямъ. Сими же словами прилично и мнѣ подвизать васъ къ сей великой добродѣтели, возлюбленныя чада паствы моей, въ настоящій день, — торжественнаго празднованія памяти возшествія на Всероссійскій престолъ Благочестивѣйшаго, Самодержавнѣйшаго Великаго Государя Императора Николая Павловича.

Поистинѣ, великая добродѣтель — повиновеніе предержащимъ властямъ! — Оно есть краеугольный камень всякаго благоустроеннаго общества. Еслибы не было повиновенія, если бы каждый управлялся собственнымъ произволомъ и необузданными страстями, то не устояло бы общество, — оно разрушилось бы. Люди, содѣлавшись существами взаимно враждующими, бѣжали бы другъ отъ друга, скрываясь въ дикихъ пустыняхъ, чтобъ не быть жертвою общаго безпорядка. Не было и не будетъ времени, въ которое бы человѣкъ не повиновался человѣку, какого бы онъ ни былъ состоянія. Не всякое однакожъ повиновеніе носитъ печать христіанской добродѣтели. Оно теряетъ свое достоинство, если принужденіе, страхъ наказанія, или только личныя выгоды служатъ къ нему поводомъ. Христіанская вѣра, какъ всякой вообще добродѣтели, такъ и повиновенію, давая болѣе достоинства, нежели сколько человѣкъ могъ достигнуть при естественномъ свѣтѣ ума, предписываетъ вмѣстѣ правила, соблюденіемъ коихъ возвышается цѣна повиновенія, и оно становится тогда добродѣтелію истинною, совершенною.

Предосудительно и грѣшно намъ не знать, въ чемъ состоитъ совершенное, пріятное Богу повиновеніе. Прискорбно и не душеспасительно повиноваться внѣ добродѣтели. По сему должно всякому обратить свое вниманіе и на повиновеніе вообще, какъ добродѣтель христіанскую, и въ особенности на повиновеніе властямъ: — соблюдаются ли въ семъ послѣднемъ условія, которыя поставляютъ его въ ряду истинно христіанскихъ добродѣтелей. Не трудно узнать, когда повиновеніе наше принимаетъ печать добродѣтели христіанской: нужно только разсмотрѣть, во первыхъ, побудительныя причины, которыя должны располагать насъ къ повиновенію, и ту цѣль, къ которой своимъ повиновеніемъ мы должны стремиться, и во вторыхъ то, какимъ образомъ должны мы исполнять велѣнія предержащихъ властей.

I.

Много есть поводовъ, побуждающихъ человѣка къ повиновенію властямъ, но не всѣ достойны вниманія христіанина. Мы не коснемся тѣхъ, которые получаютъ свое начало отъ временныхъ и преходящихъ видовъ. Бесѣдуя о повиновеніи, поставляемомъ на ряду добродѣтелей христіанскихъ, мы должны душею воспрянуть отъ дольняго къ горнему, отъ чувственнаго къ духовному, и побужденій насъ достойныхъ искать для себя въ религіи. Въ семъ чистѣишемъ источникѣ всего благаго, мы находимъ два главныя побужденія къ чистосердечному повиновенію властямъ.

Первое указывается св. апостоломъ Петромъ, — чтобы повиноваться ради Бога: Повинитеся всякому человѣчу созданію (начальству) Господа ради (1 Петр. 2, 13). Самъ Богъ есть начало законовъ и властей, управляющихъ людьми на землѣ: нѣсть бо власть аще не отъ Бога; сущія же власти отъ Бога учинены суть (Рим. 13, 1). А Его всеблагую волю должна понимать вся тварь. Начальники суть представители Господа на землѣ, избранные для наблюденія за исполненіемъ законовъ всѣми и каждымъ, и противляющіеся имъ, Божіему повелѣнію противятся. Какое же ослѣпленіе, какое безразсудство не повиноваться властямъ, и чрезъ это, оказываясь противниками учрежденію самаго Бога, подвергнуть себя гнѣву и мести столь сильнаго Владыки, отъ которыхъ, ничто и никто защитить насъ не можетъ! Правда, можно уклониться отъ исполненія велѣній смертнаго начальства, и, обманувъ его своими ухищреніями, остаться безъ наказанія въ сей жизни. Но премудрое и справедливое Провидѣніе опредѣлило непокорнымъ казнь, которая, если не здѣсь, то въ будущей жизни неминуемо ихъ постигнетъ.

Второе побужденіе повиноваться властямъ является въ примѣрѣ Божественнаго нашего Наставника Іисуса Христа. Господь и Спаситель нашъ всѣхъ и каждато подвизаетъ къ повиновенію своею добродѣтелію, которая низвела Его съ престола небесной славы на плачевную юдоль земли, совершить здѣсь, по волѣ превѣчнаго Отца, дѣло нашего спасенія. Се иду сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10, 9). Послушаніе волѣ Божіей было для Него въ сей жизни величайшимъ подкрѣпленіемъ, — пищею: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя (Іоан. 4, 34). Сдѣлавшись истиннымъ человѣкомъ, — не переставая притомъ быть и Богомъ истиннымъ, Христосъ Спаситель такъ возлюбилъ повиновеніе, такъ всецѣло и всесовершенно посвятилъ Себя оному, что послушливъ былъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Кто выскажетъ всѣ тягости и труды, подъятыя Спасителемъ во время земной Его жизни? Кто изчислитъ поношенія, претерпѣнныя воплощеннымъ Богомъ отъ Его твари? Кто можетъ вообразить всю жестокость мученій, какимъ Онъ добровольно предалъ Себя для нашего спасенія? И все это было плодомъ послушанія, слѣдствіемъ повиновенія волѣ небеснаго Отца. Намъ ли, ничтожному творенію, не уважать, ради той же воли Творца, велѣній начальства, тогда какъ воплощенный Творецъ неба и земли — Сынъ Божій жертвовалъ Собою для исполненія воли Божіей? Намъ ли послѣ сего покажется труднымъ шествовать по пути, проложенному возлюбившимъ насъ Спасителемъ? Намъ ли тяжело повиноваться властямъ, не требующимъ отъ насъ для себя въ жертву жизни, ни чего либо противнаго нашей природѣ, либо вреднаго нашему здоровью и бытію? Намъ ли не исполнять велѣній начальствъ, наблюдающихъ за исполненіемъ законовъ, и стремящихся единственно къ той священной цѣли, чтобы сохранялось общественное устройство, благо наше временное и вѣчное, и не нарушались бы обязанности, лежащія на каждомъ изъ насъ по званію нашему?

При таковыхъ побужденіяхъ къ повиновенію властямъ, первою его, какъ и прочихъ христіанскихъ добродѣтелей, цѣлію должно поставлять славу Божію въ исполненіи всевышней воли Его. — Богъ, какъ начало и конецъ всего (Апок. 1, 8), единственною цѣлію добрыхъ дѣлъ человѣка могъ поставить только самаго Себя. — Но Правда вѣчная, не желая оставить безъ возмездія добрыхъ дѣлъ человѣка, дозволила ему ожидать за нихъ величайшей и совершеннѣйшей мзды въ будущей жизни. — Изъ сего уже слѣдуетъ, что не только слава Божія въ исполненіи святой Его воли, но и обѣщанная столь блистательная въ вѣчности награда можетъ еще и должна быть цѣлію нашего повиновенія властямъ. Поистинѣ, отрадно сердцу повиноваться въ теченіи сей кратковременной жизни, чтобы въ будущей блаженствовать вѣчно.

II.

Внушаемыя намъ святою вѣрою побужденія къ добродѣтельному повиновенію, и двоякая цѣль, съ которою должно повиноваться, указываютъ намъ сами собою и то, какимъ образомъ исполнять эту добродѣтель. — Ибо, если мы потому должны повиноваться властямъ, что Богъ этого требуетъ, то очевидно мы должны повиноваться имъ, какъ самому Богу, не предъ очима точію работающе, яко человѣкоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божію отъ души (Ефес. 6, 6). Не дѣла только видитъ Богъ, но и всѣ помышленія, желанія и стремленія души нашей. — Не утаятся предъ Нимъ никакія ухищренія уклониться отъ исполненія обязанностей, ни нерадивое и небрежное ихъ исполненіе. — И потому наше повиновеніе властямъ должно быть искреннее, отъ души, какъ самому Богу. — Сверхъ сего Богъ требуетъ отъ насъ сердца не колеблющагося, но вполнѣ преданнаго Его волѣ; и потому мы должны повиноваться властямъ охотно, не колеблясь.

Въ этихъ двухъ свойствахъ христіанскаго повиновенія заключаются и всѣ прочія. — Кто искренно повинуется, тотъ не ищетъ воли своей, но воли начальствующихъ, въ какихъ бы то ни было случаяхъ; тотъ не избѣгаетъ общественныхъ должностей, посредствомъ хитросплетенныхъ отговорокъ; тотъ вѣренъ всегда обязанностямъ своего званія, не считая ихъ маловажными; гнушается даже поступками тѣхъ, которые, основывая свое повиновеніе на механическомъ и принужденномъ послушаніи, не стараются пріобрѣтать чрезъ него благодать у Бога, согласно ученію Апостола Павла: потреба повиноватися не токмо за гнѣвъ, но и за совѣсть (Рим. 13, 5). Далѣе, кто охотно повинуется, тотъ не смотритъ на выгоды, или невыгоды для себя отъ должностей, предлагаемыхъ ему властями, но радушно, не колеблясь, принявъ ихъ на себя, съ усерднѣйшею рачительностію исполняетъ оныя, съ тѣмъ, чтобы, угождая своему начальству, угодить симъ Господу Богу. — Тотъ всѣми распоряженіями и учрежденіями властей доволенъ, не утомляется ими, и не ропщетъ. — Неохотно же повинующемуся — тягостны всякія велѣнія; это раждаетъ въ немъ нерасположеніе къ нимъ и роптаніе: посему повиновеніе его, утративъ печать христіанской добродѣтели, становится преступленіемъ въ очахъ Божіихъ. — Всякій ропотъ оскорбляетъ Бога: кто же ропщетъ при другихъ, тотъ умножаетъ полчища преступниковъ, посѣвая въ обществѣ съ своими клевретами духъ адской непокорности, за тѣмъ — безпорядковъ и замѣшательства, къ своей же собственной и клевретовъ погибели, ибо всякій ропотъ противъ начальства, есть ропотъ противъ самаго Бога: не на насъ роптаніе, ваше, но точію на Бога (Исх. 16, 9), говорили Моисей и Ааронъ непокорнымъ Іудеямъ, и, мы знаемъ, какъ строго наказаны роптавшіе въ пустынѣ Израильтяне правосуднымъ Богомъ.

Страшись же и ты, непокоряющійся властямъ христіанинъ! мечь правосудія уже виситъ и надъ главою твоею: ужели будешь безпечно, какъ дитя, долго любоваться его блескомъ и сіяніемъ безъ трепета? Пора пробудиться отъ смертнаго сна непокорности, пора прозрѣть очами вѣры, и внять словамъ св. Апостола Павла, что противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется: противляющіися же, себѣ грѣхъ пріемлютъ (Рим. 13, 2). Аминь.

Источникъ: Слова, рѣчи и архипастырскія посланія къ духовенству Полоцкой епархіи преосвященнаго Василія, архіепископа Полоцкаго и Витебскаго, съ краткимъ очеркомъ жизни преосвященнаго. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1866. — С. 112-118.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0