Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Архіеп. Василій Лужинскій († 1879 г.)
Слово въ день Рождества Христова и въ воспоминаніе избавленія Церкви и державы Россійскія отъ нашествія Галловъ и съ ними 20 языкъ.

И приклони небеса (Господь), и сниде (Ис. 17, 10).

Двухъ великихъ явленій благодати Господней для насъ торжественно днесь память празднуемъ: память Божественнаго воплощенія — Рождества Іисуса Христа Бога, сошедшаго съ небесъ, яко дождь на руно — тихо и смиренно во утробу Святой Дѣвы, и явившагося младенцемъ въ Виѳлеемѣ, намъ по всему, кромѣ грѣха, подобнымъ человѣкомъ, чтобы побѣдить врага человѣковъ, исполина адскаго: и память явленія во дни наши силы Господней, чтобы избавить отечество наше и насъ, погибавшихъ подъ мечемъ исполина земнаго. Такъ, тотъ же самый Господь Іисусъ снизшелъ тогда силою своею на Русскую землю, поражая страхомъ гнѣздившіяся въ ней полчища враговъ. Его это духъ воодушевилъ и подкрѣпилъ все воинство православное, возбудилъ весь народъ Русскій, и подвигъ противъ врага всемірнаго самыя силы природы: и возгремѣ съ небесе Господь, и Вышній даде гласъ свой; и ниспосла стрѣлы, и разгна я, и молніи умножи, и смяте я (Псал. 7, 14-15).

Почему же два различныя явленія въ одинъ день мы воспоминаемъ и торжествуемъ? Потому что они имѣютъ одну внутреннюю связь между собою. Это несомнѣнно: нужно только смотрѣть на всѣ великія событія изъ одного главнаго сосредоточія ихъ, — величайшаго изъ всѣхъ явленій въ мірѣ, — явленія Бога во плоти, и мы примѣтимъ эту связь, увидимъ во всѣхъ великихъ событіяхъ руку Божію, всѣмъ управляющую и все направляющую къ великой цѣли царствія Христова. Посвятимъ же нѣсколько минутъ на разсмотрѣніе этой связи всемірныхъ событій съ единымъ главнымъ — явленіемъ на земли Іисуса Христа, направленнымъ къ цѣли возрастанія Церкви святой.

Явленіе Бога во плоти, говоритъ Апостолъ, есть велія благочестія тайна (1 Тим. 3, 16). Подлинно, это великая тайна во всей исторіи рода человѣческаго и всего міра, и есть средоточіе всего великаго въ родѣ человѣческомъ. Всѣ всемірныя произшествія на землѣ называетъ само св. Писаніе сошествіями Божіими на нее; то есть: явленіями торжественными силы, правды, премудрости, благости и другихъ величайшихъ совершенствъ Бога вѣчнаго и неограниченнаго. До явленія Сына Божія во плоти на земли, всѣ снизшествія Божіи были приготовленіемъ къ сему совершеннѣйшему и величайшему изъ всѣхъ явленій. А послѣ воплощенія Господня и пребыванія Богочеловѣка на землѣ съ человѣками, всѣ явленія Божія суть уже послѣдствія и какбы продолженіе того же единственнаго сошествія Божія. И въ самомъ дѣлѣ, если бы отъ вѣчности не было предположено снити съ небесъ во времени предвѣчному Богу — Іисусу Христу на грѣшную, отверженную землю нашу, то и не было бы ни предшествующихъ, ни послѣдующихъ; а было бы только одно пришествіе Сына Божія — страшное и гнѣвное — для истребленія земли съ преступными человѣками.

Что всѣ явленія Божія, всѣ великія событія до времени воплощенія Спасителя были приготовленіемъ людей къ Его пришествію, на то есть ясныя указанія въ самомъ словѣ Божіемъ. Господь сходилъ еще въ рай по паденіи человѣка, чтобы возвѣстить грѣшнику судъ правды, а съ симъ вмѣстѣ и судъ милости — обѣтованіе о будущемъ побѣдительномъ Сѣмени Жены; сходилъ въ водахъ потопныхъ для потребленія обветшалаго въ беззаконіяхъ человѣчества, и для возрожденія своей Церкви, основанной на вѣрѣ въ тоже всесвятое Сѣмя Жены; сходилъ для смѣшенія языковъ, чтобы отдѣлить туже Церковь отъ лукаваго единомыслія (Прем. 10, 5) гордыхъ столпотворителей: сходилъ въ громахъ и молніяхъ на Синай; сходилъ во многихъ другихъ чудесахъ и пророчествахъ, и все это для приготовленія человѣковъ къ царствію Христову, для открытія пути Христу къ человѣкамъ, и пути человѣкамъ ко Христу. Весь законъ, говоритъ Апостолъ, былъ пѣстуномъ во Христа (Гал. 3, 24), и имѣлъ сѣнь грядущихъ благъ, — новозавѣтныхъ (Евр. 10, 1) — благъ грядущихъ не для одного впрочемъ какого либо народа, но для всѣхъ народовъ по вселенной.

Всѣ народы приготовлялись свыше къ тому великому явленію вочеловѣченія Спасителя. Ибо, кромѣ древняго преданія о грядущемъ Избавителѣ міра, — преданія, разнесеннаго повсюду, въ свое время, — и самыя сношенія народа Іудейскаго съ другими народами, не могли не питать чаянія языковъ (Быт. 39, 10). Сверхъ сего и другимъ народамъ возвѣщалось иногда слово Божіе, какъ напримѣръ Ниневитянамъ, посредствомъ Іоны; и другимъ народамъ ниспосылалось иногда пророчество, какъ напримѣръ пророческое сновидѣніе, низпосланное Навуходоносору и объясненное пророкомъ Даніиломъ, — пророчество, представленное въ такихъ чертахъ, въ которыхъ внимательный созерцатель удобно можетъ усматривать, что всѣ древнія царства въ мірѣ составляли одинъ истуканъ, какбы сберегавшій мѣсто для возрастанія камени, который имѣлъ основать повсюду совершеннѣйшее и благодатное царство Христово (Дан. 2, 11).

Камень сей отторгается наконецъ отъ горы безъ содѣйствія рукъ человѣческихъ: — Сынъ Божій преестественно раждается отъ Пресвятой Дѣвы: и всѣ великія событія, послѣ того послѣдующія, представляютъ уже исчезновеніе истукана древняго, и возрастаніе и обладаніе мѣстомъ Божественнаго камени, на которомъ основанное царствіе Христово — произрастаетъ съ постепеннымъ разрушеніемъ царствъ ему непріязненныхъ. Вѣра христіанская торжествуетъ уже надъ еврействомъ, падающимъ вмѣстѣ съ своею столицею; торжествуетъ надъ язычествомъ въ цѣлой имперіи Римской, принимая идолопочитателей въ царствіе Христово; торжествуетъ надъ полчищами еретиковъ, утверждаясь еще болѣе отъ ихъ колебаній; побѣждаетъ и смягчаетъ грубость народовъ дикихъ, побѣдителей Рима, образуя изъ нихъ новыхъ членовъ царствія Христова; являетъ несокрушимую силу свою въ самомъ разрушеніи царства Византійскаго, сохраняя древнюю чистоту свою и среди народа ей враждебнаго. И какой дивный Промыслъ Божій о царствіи Христовомъ — вселенской Церкви! Въ тоже время, когда оружіе поклонниковъ лжепророка стѣсняетъ вѣру на Востокѣ, она вмѣстѣ съ царствомъ Христовымъ возвышается въ нашемъ отечествѣ, свергая иго поклонниковъ того же лжепророка, и пріемля на лоно свое многихъ изъ нихъ, обращающихся изъ тьмы къ свѣту Христову. Но кто изчислитъ всѣ побѣды истинной вѣры, всѣ явленія силъ Господа къ торжеству Церкви истинной, святой? Вотъ и въ наши времена явилась было новая, опаснѣйшая враждебная сила, съ изощренными мечами и пресыщенными ядомъ стрѣлами, на царство Христово въ нашемъ отечествѣ. Вдругъ однимъ маніемъ высокомѣрнаго мужа возбуждается и поднимается двадцать народовъ, и бѣжитъ, чтобы опустошить землю Русскую, избранную Богомъ для царствія Христова, — сокрушить грады, осквернить святые храмы. Поистинѣ, опасность величайшая угрожала уже не для одного отечества нашего, но и для православной апостольской восточно-каѳолической вѣры, въ немъ господствующей. Кто однакожъ не увидѣлъ, гдѣ и кто не услышалъ, какъ Богоспасаемая страна, хранилище святаго православія, возмужала, укрѣпилась, устояла, побѣдила силою Іисуса Христа? Такъ, сынове царствія Христова! Еммануилъ Господь силъ былъ съ нею. Къ ней-то прилично было обратить тогда слово пророческое: И собрашася на тя языцы мнози, глаголюще: порадуемся, и воззрятъ на Сіонъ очи наши. Сіи же не разумѣша помышленія Господня, и не домыслишася совѣта Его, яко собра ихъ, аки снопы гуменныя. Востани и измлати ихъ, дщи Сіоня, яко роги твоя положу желѣзны, и пазнокти твоя положу мѣдяны: и источиши люди многи, и возложиши ихъ Господеви множество ихъ, и крѣпость ихъ Господеви всея земли (Мих. 4, 11-13). Подлинно, Россія наводнена была врагами: но ей дана была крѣпость желѣзная, яко первой блюстительницѣ истинной вѣры, яко тому Сіону святому, отъ котораго долженъ изыти законъ правды Божіей и для другихъ народовъ; и она восторжествовала, къ торжеству вѣры и царствія Христова — православной Церкви. И торжество ея не было въ духѣ суетнаго міра, но въ духѣ святой вѣры. Одушевленная великимъ по благочестію Самодержцемъ своимъ, возложивъ Господеви множество враговъ, она воздала Ему единому честь и славу, а другимъ, даже своимъ врагамъ, принесла купленный неизчетными жертвами своими миръ, свободу законную и благоденствіе, и — тотъ безпримѣрный въ Исторіи явила наконецъ союзъ государей священный, который торжественно призналъ единымъ Самодержцемъ всѣхъ царствъ — Христа Іисуса, положивъ въ основаніе своей политики Евангеліе Христово.

Такъ на мѣсто всемірной гордости, явилось всемірное христіанское смиреніе, на мѣсто невѣрія и суемудрія вѣра вселенская и повиновеніе Евангелію: на мѣсто браней и потрясеній, — возсіялъ на земли миръ и слава ва вышнихъ Богу! Разумѣйте же языцы, и покаряйтесь, яко съ нами Богъ.

Православные христіане, сынове царствія Христова! — Если видимъ славу, если проникаемъ тайну сихъ двухъ, вмѣстѣ торжествуемыхъ нами нынѣ, пришествій Божіихъ на землю: тайну воплощенія Господня, и явленія Господа силъ на главу враговъ отечества нашего, не попустимъ, чтобы они прошли мимо насъ, какъ постороннія для насъ зрѣлища: ибо въ семъ случаѣ мы остались бы посторонними и чуждыми для царствія Христова. Для чего нисходилъ превѣчный Богъ во утробу Дѣвы? Для чего въ необычайномъ смиреніи явился въ мірѣ? Чтобы доставить всю возможность человѣкамъ войти въ ближайшія и удобнѣйшія сообщенія съ Богомъ, источникомъ всякаго блага: Самъ Онъ примѣнилъ Себя къ мѣрѣ человѣка ограниченнаго, тлѣвшаго въ мерзостяхъ адскаго обладанія. Снизшелъ, чтобы разогнать тьму, озарить человѣка свѣтомъ истины, сокрушить владычество тьмы кромѣшной, и спасти родъ человѣческій. Какой плодъ столь уничиженнаго пришествія Господня на землю преступную? Оно приготовляетъ разумъ человѣческій по вселенной къ скорому познанію непостижимаго, высочайше духовнаго Бога, чего человѣкъ путемъ естественнаго разсужденія достичь не могъ. И невѣжественные и своевольные язычники, и плотяные евреи, вскорѣ образуются ученіемъ и заповѣдями Христовыми, которыя какъ молнія пролетаютъ во всѣ страны и народы: основываютъ и утверждаютъ царствіе Христово; сокрушаютъ и разоряютъ царства ада. Сей-то Царь царей, пекущійся о своемъ царствѣ на землѣ — Церкви, купленной Имъ цѣною неоцѣненною по любви къ человѣку, и постоянно защищающій ее, видя угрожавшую ей опасность отъ порабощенія вражіяго, нисходитъ и въ наши времена (не существенно, а дѣйствіемъ) для спасенія ея отъ порабощенія адскаго; сокрушаетъ исполина, касавшагося гордостію своею небесъ; заставляетъ наконецъ всѣхъ земныхъ царей признавать себя Царемъ единымъ, Царемъ праведнымъ и спасающимъ: а царствіе свое — царствіемъ благодатнымъ, неодолимымъ. Примѣчайте же, сынове царствія Христова, внимательно, какъ по истинѣ дѣйствуетъ Божественный Царь нашъ, стрегущій вселенскую Церковь, чтобы врата адова не одолѣли ея (Матѳ. 16, 18), и какъ бережетъ чадъ ея на лонѣ ея!

Потщимся же мы, усыновленные, оказывать себя достойными столь великой о насъ заботливости Царя небеснаго, и ознаменовывать свою благодарность Царю праведному охотнымъ соблюденіемъ Его заповѣдей! — Поставляетъ ли кого изъ насъ Господь на какое служеніе въ своемъ царствѣ, или на какое мѣсто въ общественной службѣ: будемъ безъ испытанія послушны. Требуетъ ли отъ насъ чего? исполнимъ все безпрекословно. Смиряетъ ли насъ иногда? покоримся безропотно Его волѣ. Даетъ ли намъ побѣду? не возгордимся, но возблагодаримъ Дарующему ее намъ, не по достоинству нашему, а по своей неизреченной благости: и не будемъ платить врагамъ своимъ за зло зломъ, но добромъ: подобно тому, какъ отечество наше спасенное — само послужило во спасеніе многимъ, не похваляясь своею силою, но относя торжество свое ко Господу силъ: Господь силъ съ нами. Сильные или покровительствуемые мощною рукою сильныхъ земли, не надѣйтеся на силу свою, ни на князи, сыны человѣческія: но всѣ мы возложимъ судьбу свою и упованіе на Того, столь совершеннаго Подвигоположника, столь вѣрнаго Вождя, столь могущественнаго Помощника, — который проводитъ даже путемъ смерти до воскресенія въ жизнь, до вознесенія въ славу, — Господа Іисуса: уповай на Господа… и Той сотворитъ. И изведетъ яко свѣтъ, правду твою, и судьбу твою, яко полудне (Псал. 36, 1-6). Аминь.

Источникъ: Слова, рѣчи и архипастырскія посланія къ духовенству Полоцкой епархіи преосвященнаго Василія, архіепископа Полоцкаго и Витебскаго, съ краткимъ очеркомъ жизни преосвященнаго. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1866. — С. 8-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0