Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Протопресв. Василій Бажановъ († 1883 г.)
Двѣ рѣчи къ Ея Высочеству Принцессѣ Маріи Гессенъ-Дармштатской, Высоконареченной Невѣстѣ Его Императорскаго Высочества Государя Наслѣдника, Цесаревича и Великаго Князя Александра Николаевича
[1].

2. На канунѣ св. мѵропомазанія [2].

В а ш е   В ы с о ч е с т в о!

Настоящія минуты весьма важны для   В а с ъ!  — Святая, Соборная и Апостольская Церковь уже приклоняетъ къ   В а м ъ   слухъ свой, чтобы внимать торжественнымъ обѣтамъ   В а ш и м ъ;   простираетъ къ   В а м ъ   матернія свои объятія, чтобы навсегда заключить   В а с ъ   въ нихъ, и Господь призываетъ   В а с ъ   къ Божественной своей Вечери. Устраните   В а ш е   вниманіе отъ всего земнаго и внѣшняго, и устремите его въ себя самихъ, испытайте тщательно совѣсть   В а ш у   предъ Богомъ и Его Евангеліемъ; изслѣдуйте предъ Нимъ всѣ поступки, всѣ мысли, всѣ чувства и намѣренія   В а ш и,   и съ сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ, и съ глубокимъ чувствомъ виновности исповѣдуйте Ему, Сердцевѣдцу, согрѣшенія   В а ш и,   дабы искреннимъ, чистосердечнымъ покаяніемъ приготовить себя къ достойному принятію Господа и благоговѣйному вступленію въ св. Церковь Его.

В ы  готовитесь приступить къ святому Мѵропомазанію. Чрезъ сіе таинство сообщаются дары Святаго Духа, возращающіе и укрѣпляющіе въ жизни духовной; но сія небесная благодать ниспосылается только вѣрующему, и по мѣрѣ его вѣры.   В ы   готовитесь приступить къ святому Причащенію. Въ семъ таинствѣ истинно вѣрующій и достойно пріуготовившій себя къ тому тѣснѣйшимъ союзомъ соединяется съ самимъ Господомъ, и въ Немъ становится причастникомъ вѣчной жизни: ядый Мою плоть, говоритъ Господь, и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ, и имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 54. 56). О, какая глубина Божественной любви и благости! Какая бездна милосердія и щедротъ! — Но при семъ не должно забывать того, чтó говоритъ Апостолъ: да искушаетъ человѣкъ себе, и тако отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ: ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ (1 Кор. 11, 28).

О, сколь же несказанно важны должны быть настоящія минуты не только для   В а с ъ,   но и для многихъ другихъ! Ибо Провидѣнію угодно было указать   В а ш е м у   В ы с о ч е с т в у   такое мѣсто, на которомъ открывается для   В а с ъ   возможность и предстоитъ священная обязанность содѣлать несказанно много добра для многихъ, но гдѣ равно могутъ открываться случаи и къ допущенію многаго зла. Настоящія минуты должны опредѣлить направленіе всей   В а ш е й   жизни и дѣятельности. Онѣ должны рѣшить, чего можно ожидать отъ   В а с ъ   на небѣ и на землѣ. Если духъ   В а ш ъ   въ сіи важнѣйшія минуты въ   В а ш е й   жизни занятъ высокими и благочестивыми мыслями и намѣреніями; если сердце   В а ш е   исполнено глубокихъ и святыхъ чувствъ; если душа   В а ш а   жаждетъ соединиться съ Господомъ, въ той непреложной мысли, чтобы всегда съ Нимъ, подъ Его водительствомъ, при Его всесильной помощи, проходить скользскій и опасный путь жизни, дабы чрезъ то достигнуть наконець того блаженнаго сознанія, съ которымъ   В ы,   по совершеніи земнаго поприща, подобно Апостолу, могли бы сказать: «я подвигомъ добрымъ подвизалась, поприще совершила, вѣру сохранила; а теперь готовится мнѣ вѣнецъ правды, который воздастъ мнѣ въ оный день Господь, праведный Судія»; и если такія высокія и святыя мысли и чувствованія наполняютъ теперь душу   В а ш у:   о, какая радость для небожителей, приникающихъ на святѣйшіе сердечные обѣты   В а ш и!   И вмѣстѣ какія безчисленныя радости готовятся для всѣхъ сыновъ Отечества, коихъ сердца сливаются въ радостномъ чувствѣ надежды, любви и преданности къ   В а м ъ,   и въ пламенныхъ моленіяхъ о   В а с ъ   ко Господу! — Но если бы этого не было, если бы душа   В а ш а   не сотрясалась отъ важности наступающихъ минутъ; если бы... О, нѣтъ! Господь да сохранитъ насъ! — Я содрогаюсь отъ той мысли, чтобы   В а ш е   чистое, въ жилище добродѣтели, въ живый храмъ Святаго Духа, въ избранное орудіе Божественной благодати уготованное сердце, чтобы это сердце, которое, отражаясь въ кроткихъ, благостныхъ взорахъ   В а ш и х ъ,   говоритъ намъ такъ много прекраснаго и радостнаго, — чтобы это сердце когда-либо возлюбило суету и прилѣпилось къ міру. Нѣтъ, Господь да сохранитъ насъ отъ сего!

Вамъ, какъ и каждому изъ насъ, открыты два пути: путь пространный, на который манитъ насъ міръ, и путь тѣсный, на который Господь призываетъ насъ. Первый исполненъ всякаго рода чувственныхъ наслажденій, шумныхъ веселостей и забавъ, и по виду очень привлекателенъ, и отъ того многіе идутъ по немъ. Но мудрый сквозь ослѣпляющіе его призраки смотритъ вдаль, видитъ, что этотъ путь ведетъ въ погибель, — и онъ съ ужасомъ бѣжитъ отъ него. Напротивъ, на другомъ — тѣсномъ пути, предстоятъ намъ труды, борьба, лишенія, самоотверженіе, скорби и напасти; но христіанинъ во свѣтѣ Вѣры усматриваетъ на семъ пути, за сими устрашающими явленіями, неизреченныя, никогда нескончаемыя радости, — и съ несомнѣнною надеждою на обѣтованную ему свыше помощь, небоязненно вступаетъ на путь сей и мужественно проходитъ его, воспѣвая пѣснь хвалы и благодарности Богу, всесильному Помощнику.

О, да слышится всегда въ сердцѣ   В а ш е м ъ   увѣщательный гласъ возлюбленнаго ученика нашего Господа: чадца моя! не любите міра, ни яже въ мірѣ: міръ преходитъ, а творяй волю Божію, пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 1. 15. 17)!

Я знаю, что   В а м ъ   не возможно держать себя въ удаленіи отъ міра.   В а ш е   званіе поставляетъ   В а с ъ   въ ближайшее отношеніе къ нему, — но не для того, чтобы принадлежать ему и увлекаться его обычаями и правилами, а для того, чтобы   В а м ъ   самостоятельно дѣйствовать на человѣческое общество, высокимъ примѣромъ   В а ш и м ъ   господствовать надъ нимъ и направлять его ко всему благородному. Послѣдуйте и въ семъ отношеніи любвеобильному дѣйствованію нашего Господа. Онъ не чуждался обществъ; но Онъ входилъ въ нихъ для спасенія человѣковъ, — для того, чтобы взыскать и спасти погибшее.

Да услышитъ Господь искреннія моленія о   В а с ъ   Церкви и Отечества, и да содѣлаетъ   В а с ъ   избраннымъ орудіемъ своей благодати къ намъ, да во всѣхъ дѣлѣхъ   В а ш и х ъ   святится и прославится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесенныя, на нѣмецкомъ языкѣ, Придворнымъ Протоіереемъ В. Бажановымъ.
[2] 1840 года Декабря 4 дня.

Источникъ: Прот. В. Бажановъ. Двѣ рѣчи къ Ея Высочеству Принцессѣ Маріи Гессенъ-Дармштатской, Высоконареченной Невѣстѣ Его Императорскаго Высочества Государя Наслѣдника, Цесаревича и Великаго Князя Александра Николаевича. II. На канунѣ св. мѵропомазанія. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова и К°. — 1841 г. — Часть II. — С. 132-137.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0