Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Прот. Василій Нордовъ († 1883 г.)
Слово въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы.

Нѣкогда одинъ изъ древнихъ богопросвѣщенныхъ мужей имѣлъ причину сказать: о смерте, коль горька твоя есть память (Сир. 41, 1)! — Подлинно, ничто такъ не страшно для насъ, какъ смерть, и она кажется намъ не чѣмъ другимъ, какъ бѣдствіемъ человѣческимъ, о которомъ можно только скорбѣть и плакать. Но не всегда бываетъ такъ. Есть смерть, которая устами тоже богодухновенныхъ мужей именуется не иначе, какъ честною предъ Господемъ (Псал. 115, 6). Есть мертвые, которыхъ Духъ Божій провозглашаетъ блаженными (Апок. 14, 13). Бываетъ память умершихъ, которая совершается и по словамъ Писанія, и по свидѣтельству Церкви, съ похвалами (Прит. 10, 7). — А что значитъ и настоящій нашъ свѣтлый праздникъ? Не радостное какое, по видимому, воспоминаемъ мы нынѣ событіе. Воспоминаемъ успеніе, кончину, смерть Богоматери. Мысленно представляемъ, и на иконѣ праздника видимъ гробъ и почившую богоблаженную. Дѣву. Отъ чего же мы теперь торжествуемъ, а не сѣтуемъ, веселимся, а не сокрушаемся? Отъ чего у насъ нынѣ свѣтлый праздникъ, а не уныніе и печаль? — Видно, слушающіе сыны Церкви, что хотя смерть сама въ себѣ одинакова, но раздичны умирающіе. Видно, что, по различію умирающихъ, различенъ и самый гробъ. Да, различенъ! Онъ представляется въ четырехъ видахъ. И вотъ первый свѣтлѣйшій гробъ, въ которомъ уже нѣтъ умершаго. Это гробъ Спасителя нашего. Господь Іисусъ Христосъ, совершая спасеніе наше, какъ человѣкъ, воспріялъ смерть, заключился во гробъ, и, какъ присноживущій и безсмертный Богъ, въ третій день воскресъ изъ мертвыхъ. Итакъ въ этомъ гробѣ нѣтъ и слѣда тлѣнія, — смерть въ немъ поглощена жизнію, и самъ онъ свѣтится, какъ живоносецъ, какъ рая краснѣйшій, какъ источникъ нашего воскресенія. Подобной свѣтлости и гробъ Приснодѣвы, Матери Его. И онъ черезъ три дня оказался пустъ и празденъ, когда тѣло Всенепорочныя было божественною силою взято и вознесено на небо. И въ немъ опять сокрушилась смерть, и возсіяла нетлѣнная, вѣчная жизнь. При этихъ гробахъ можно всякому плакать, но какъ? — въ чувствѣ покаянія, надежды, радости, благодаренія, прославленія великаго Бога и Спасителя нашего. Перейдемъ къ другимъ видамъ гроба.

Вотъ гробъ, исполненный также свѣта и жизни. Онъ не празденъ, какъ гробъ Господень, или гробъ Богоматери, нѣтъ. Въ немъ лежитъ тѣло бездыханное, но тѣло нетлѣющее и неразрушающееся. Чей же это гробъ? — Это гробъ праведниковъ, святыхъ Божіихъ: это гробъ православныхъ христіанъ, которые всецѣло посвятили себя Господу, просіяли твердою вѣрою и пламенною любовію къ Нему, свято и ненарушимо исполняли волю Его, которые всю жизнь провели въ молитвахъ, въ постѣ, въ терпѣніи, въ подвигахъ. Много св. православная Церковь считаетъ у себя такихъ праведниковъ, и многими украшается святыми и благоухающими гробами. Кто изъ насъ не притекалъ къ ракамъ мощей св. угодниковъ? Кто собственными очами не зрѣлъ нетлѣнно почивающихъ тѣлесъ ихъ? Вотъ здѣсь уже видима смерть, но смерть заключена въ жизни, которая проявляется въ нетлѣніи тѣла и силѣ исцѣленій и чудесъ. И при этомъ гробѣ можно плакать, но не иначе, какъ отъ полноты радости и благоговѣнія къ чуднымъ подвигамъ праведниковъ и къ милосердію Бога нашего, прославляющаго святыхъ своихъ.

Вотъ и еще гробъ, нечуждый также жизни, хотя сокровенной. Въ немъ уже однѣ кости, одна персть. Кто въ этомъ гробѣ? — Христіане, которые вѣровали въ Господа, исполняли христіанскія обязанности и хотя не были свободны отъ страстей и грѣховъ, однакожь очищали себя покаяніемъ, молитвами и постомъ, и умерли въ вѣрѣ и надеждѣ воскресенія и жизни вѣчной. Здѣсь жизнь уже заключена въ смерти, и среди самаго тлѣнія нѣкоторымъ образомъ проявляетъ себя въ останкахъ тѣлесныхъ. Есть обычай на св. Аѳонской горѣ — по прошествіи трехъ лѣтъ послѣ погребенія вырывать тѣла умершихъ, и кости собирать и слагать въ общую усыпальницу. При этомъ случаѣ замѣчаютъ разность между костями, и однѣ изъ нихъ находятъ желтоватыми и чистыми, а по сему самому предугадываютъ о будущемъ блаженствѣ тѣхъ, чьи кости сохранились въ такомъ видѣ. (Письм. святог. о св. горѣ Аѳонской). При таковомъ гробѣ и при такихъ останкахъ умершихъ нельзя не остановиться и не сказать: помяни Господи, рабы Твоя во царствіи Твоемъ.

Вотъ, наконецъ, и еще гробъ, и какой пустой и мрачный! Въ него и заглянуть страшно. Тутъ однѣ черныя кости, тутъ одна нечистота, одинъ смрадъ. Кто тутъ лежитъ? — Христіанинъ, который назывался христіаниномъ, считался сыномъ Церкви, былъ запечатлѣнъ крещеніемъ, ходилъ и въ церковь, приступалъ даже къ св. тайнамъ, но безъ вѣры, безъ усердія, а между тѣмъ жилъ чувственно, разсѣянно, безъ добродѣтелей, во грѣхахъ, не помышляя и не заботясь о будущей жизни, и умеръ безъ искренняго или даже безъ всякаго покаянія. Здѣсь жизнь уже поглощена, и, такъ сказать, умерщвлена смертію, и несчастному умершему остается только вторая (Апок. 20, 14), вѣчная смерть въ будущемъ вѣкѣ.

Вотъ, послушающіе сыны Церкви, сколь много различенъ бываетъ гробъ. Въ которомъ-то гробѣ доведется возлечь каждому изъ насъ! А непремѣнно доведется. Какъ бы мы ни удаляли его отъ себя, онъ придетъ къ намъ; мы должны будемъ скрыться въ него. Величественъ и славенъ гробъ Христовъ; живоносенъ и свѣтелъ также гробъ Богоматери. Но ни тотъ, ни другой неприступенъ для смертныхъ. Тамъ могъ пребыть только источникъ жизни, Богочеловѣкъ, и непостижимо Родшая божественную жизнь. А второй гробъ, гробъ праведниковъ, нетлѣнно почивающихъ? Нѣтъ, боголюбцы! Не намъ грѣшнымъ быть въ числѣ праведниковъ, совершенныхъ — не намъ, которые и вѣруемъ въ Господа, и даже стараемся быть добрыми христіанами, но не можемъ отстать отъ грѣховъ, и посвятить себя всецѣло Богу и святыни Его. О! далъ бы намъ Богъ возлечь въ третій гробъ, гробъ благочестивыхъ христіанъ, которые хотя не чужды были немощей и грѣховъ, но старались жить добродѣтельно и свято, и умерли въ покаяніи и съ упованіемъ жизни вѣчной! Сохрани Богъ, ежели за грѣхи наши, за нерадѣніе наше, за плотскую жизнь нашу, за худыя дѣла наши достанется намъ послѣдній гробъ, — гробъ грѣшниковъ, которыхъ въ будущей жизни ждетъ осужденіе и вѣчная смерть!

Не скажете ли, благочестивые слушатели, что такое слово къ вамъ не совмѣстно съ радостію праздника? Нѣтъ, возлюбленные. Не бѣгайте такихъ размышленій. Онѣ не радостны для насъ, но необходимы и полезны намъ. Да вотъ еще. Развѣ нельзя и при размышленіи о гробѣ не быть печальнымъ? Видите, и мы съ Церковію воспоминаемъ теперь смерть, предстоимъ мысленно гробу. Отъ чего же мы не печальны, а благодушны и радостны? — Оттого, что воспоминаемый гробъ Матери Божіей не представляетъ ничего, кромѣ блаженства и славы. Отъ насъ, слѣдовательно, зависитъ избрать себѣ лучшее и приготовить себѣ мѣсто покоя и наслажденія. Будемъ жить, какъ добрые христіане, воздержно и благочестиво, и наше успеніе будетъ блаженнымъ, по благодати Божіей, предстательствомъ Пресвятыя Богородицы, Ея же всечестное успеніе нынѣ празднуемъ. Аминь.

Вологда. 1861 года.

Источникъ: Прот. Василій Нордовъ. Слово въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ, магистромъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1861. — Томъ III. — С. 94-97.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0