Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Варнава Бѣляевъ († 1963 г.)
О епископскомъ служеніи. Рѣчь епископа Варнавы при вступленіи его на свою каѳедру.

Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа (Кол. 1, 3)

Когда всемогущая и промыслительная десница Божія благоволила мое недостоинство и смиреніе поставить на сію священную каѳедру и ввѣрила ваши души моему руководству и попеченію, чтó еще я могу вамъ сказать и пожелать въ эту минуту? Святительское обращеніе съ миромъ къ людямъ не есть простое привѣтствіе, но имѣетъ священную таинственную силу, и кто принимаетъ его съ вѣрою, сообщаетъ тому благодать, а кто отметаетъ его, возвращается къ пославшему его (Матѳ. 10, 12-13).

Знаменательно и то евангеліе за всенощнымъ бдѣніемъ, которое впервые мнѣ пришлось прочесть и огласить имъ вашъ слухъ. Въ немъ Господь Христосъ, явившійся по воскресеніи Своимъ ученикамъ, преподаетъ имъ миръ. Миръ вамъ, — говоритъ Онъ и опять повторяетъ: Миръ вамъ (Іоан. 20, 19. 21).

Я бы не говорилъ такъ лично, если бы не дѣлалъ этого за послушаніе. Когда посылалъ меня на мѣсто святительскаго служенія носящій званіе Ангела Церкви Нижегородской архіепископъ Евдокимъ, то послѣднимъ завѣщаніемъ его среди другихъ прочихъ было: «Идите къ паствѣ своей и несите ей отъ меня миръ. Этотъ миръ и благословеніе передайте отъ меня всѣмъ — большимъ и малымъ, мужамъ и женамъ, здоровымъ и больнымъ, бѣднымъ и богатымъ...» Посему еще разъ говорю: Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа... Да будутъ сердца ваши безпечальны, души утѣшены радостью, дома и хозяйства ваши исполнены избытка и всякаго успѣха, семейства благоустроены. Сами вы да будете во всемъ благоустроены, другъ къ другу милостивы и любовны, къ Церкви Божіей, архипастырямъ и пастырямъ радѣтельны. Какъ чашечка цвѣтовъ открываетъ лепестки свои для капель росы, такъ и вы примите меня въ любовь вашу, откройте сердца ваши для благодати, имѣющей вамъ подаваться черезъ меня и святителей, которыхъ будетъ посылать сюда Господь.

Объясню вамъ и причину, цѣль, нужду, пользу и важность пребыванія у васъ здѣсь своего епископа. Выдѣленіе вашихъ уѣздовъ въ полусамостоятельную епархію не есть выдумка мѣстной епархіальной власти, но проведено въ силу соборныхъ постановленій. Соборная же реформа имѣла своей цѣлью обновить и оживить церковную жизнь, приблизить архіерея къ народу и народъ къ епископу, поднять падающую вѣру, укрѣпить ее противъ невѣрія и раскола и дать надежныхъ и вѣрныхъ защитниковъ Церкви Христовой.

Вспоминаются мнѣ первохристіанскія времена, когда епископъ былъ непремѣннымъ членомъ каждаго семейнаго торжества члена Церкви и присутствовалъ за каждымъ таинствомъ. Вспоминается мнѣ эпоха мученичества, когда епископы вынесли на своихъ плечахъ всю тяжесть кровавыхъ гоненій. Не они ли шли, по примѣру своего Подвигоположника и великаго Пастыря, на крестъ, на костры; не ихъ ли бросали въ клокочущіе кипящимъ масломъ котлы?.. Не потомъ, а кровію своею полили они тернистый путь въ Царство Небесное и къ той славѣ Церкви, которую она послѣ нихъ имѣла и благами которой мы пользуемся теперь, часто не чувствуя благодарности и не сознавая, чѣмъ и кому мы обязаны. Посмотрите, какъ святители Божіи тогда отстаивали вѣру и Церковь! Вотъ св. Поликарпъ Смирнскій понуждается проконсуломъ освободиться отъ смертной казни черезъ сожженіе отступничествомъ отъ Христа... Что говоритъ сей вѣрный святитель? «Я 86 лѣтъ служу Христу, и Онъ не сдѣлалъ мнѣ никакого зла. Какъ я похулю Его безчестными словами!..» Но кончилась эпоха гоненій, погасли костры, свергнуты троны гордыхъ и нечестивыхъ тирановъ, римскихъ императоровъ; стало ли лучше, спокойнѣе Церкви? И опять, кто стоялъ на стражѣ ея интересовъ, защищалъ ея непорочность и святость? Епископы. Припомните, какъ святители эпохи вселенскихъ соборовъ отмщали за св. Церковь еретикамъ и тогдашнимъ сектантамъ. Сколько скорбей, лишеній, клеветъ, надруганій перенесли они. Они не бросали своего креста, хотя онъ до крови рѣзалъ имъ плечи и былъ непосильно тяжелъ. Только благодать Божія давала силы и терпѣніе сражаться противъ всѣхъ злохуленій, сыпавшихся со всѣхъ сторонъ, и ересей, подтачивавшихъ самый организмъ церковный.

Я не буду, чтобы не утомлять вашего вниманія, приводить примѣры изъ жизни нашихъ русскихъ, родныхъ намъ, святителей. Напомню только имя хотя бы святителя Алексія, Московскаго чудотворца. Чтó перестрадала его душа изъ-за скорбей и утѣсненій русскаго народа отъ татаръ! Какая была тогда мука и тѣснота на всякую живую душу, когда выжигались цѣлыя деревни, села и города, съ храмами и самими жителями! Когда немилосердные баскаки и сборщики налоговъ и податей, посылаемые безчеловѣчными ханами, ставили на правежъ и били нещадно палками и праваго и виноватаго! Когда грабительски забирался и отнимался у народа хлѣбъ, угонялась послѣдняя скотина, расхищался скарбъ и разорялись хозяйства!.. Единственнымъ утѣшеніемъ тогда была для каждаго Церковь, и святители Христовы — единственными утѣшителями, «печальниками» предъ ханами за своихъ родныхъ чадъ и угнетаемыхъ людей своего народа...

И вотъ, когда Священный Соборъ Россійской Церкви, въ своихъ выборныхъ духовныхъ и мірскихъ представителяхъ отъ всего русскаго народа, рѣшилъ произвести реорганизацію церковной жизни, то, безъ сомнѣнія, передъ своимъ мысленнымъ взоромъ имѣлъ всю прошлую исторію Русской Церкви. Передъ нимъ встала величавая картина дѣятельности епископата, говорящая о томъ, что пора уже нынѣ епископу отойти отъ мертвыхъ канцелярскихъ бумагъ и начать пасти души человѣческія, скорбящія, придавленныя гнетомъ окружающей суеты, но жаждущія слова Божія, таинствъ и молитвы.

Въ этомъ смыслѣ и цѣляхъ и проводится теперь реформа; этой назрѣвшей потребности отвѣчаетъ и мѣстная нужда.

Когда я вчера впервые переступилъ порогъ этого храма, то въ привѣтственной рѣчи вашего священника я услышалъ, что все духовенство ждетъ своего епископа какъ своего единственнаго руководителя, какъ отца, безъ котораго они не знаютъ, чтó дѣлать. Я слышалъ, что отъ епископа ждутъ, чтобы онъ научилъ, прежде всего, самое духовенство, какъ учить Слову Божію народъ, какъ ему, духовенству, «право править Слово Истины», ждутъ, чтобы и самому народу епископъ указалъ настоящій путь жизни, чтобы христіанская жизнь постигнута была вѣрующими не внѣшне, не обрядно только, но въ самой своей сущности.

Я чувствую эту потребность изстрадавшагося сердца истиннаго христіанина. Чувствую тяготѣніе живой души христіанской къ храму, таинствамъ, къ Самому Христу. Вѣдь, конечно, спасеніе состоитъ не въ мертвомъ исполненіи правилъ церковныхъ. Нельзя, простоявъ какихъ-нибудь два-три часа въ церкви, вышедши изъ нея, сказать Богу: «Довольно, возьми Свое, я съ Тобой въ расчетѣ!» Спасеніе въ чемъ-то другомъ. Вспоминаются мнѣ слова св. Тихона Задонскаго. «Дивлюсь я, — говоритъ онъ. — Нѣкоторые священнослужители лѣтъ по 25-30 стоятъ у Престола Божія, имъ надо бы быть чудотворцами уже, а они приходятъ на горшее и становятся худшими, чѣмъ были раньше, во время, когда начинали свое служеніе...» Вотъ, научить истинному, живому дѣлу спасенія и должны епископы.

Нынѣ же я прошу у васъ, возлюбленные братья и сестры, примите меня въ любовь свою. Я иду къ вамъ съ раскрытымъ сердцемъ, несу вамъ любовь свою, отвѣтьте и вы мнѣ своимъ расположеніемъ. Правда, велика благодать Божія, обитающая въ святителѣ, ибо онъ является непосредственнымъ, послѣ Самого Христа, раздаятелемъ всѣхъ благодатныхъ даровъ церковныхъ; но когда нужно ей умалиться и не обрѣтается нужды въ этой благодати, епископъ остается со своими немощами.

Вѣдь и я человѣкъ, вѣдь и у меня не осколокъ льда и не камень вставленъ вмѣсто сердца. Вѣдь и я нуждаюсь въ поддержкѣ и утѣшеніи. Дайте же мнѣ свою любовь, постарайтесь на первыхъ порахъ, пока мы не узнали другъ друга, по крайней мѣрѣ, найти въ себѣ чувство расположенія ко мнѣ. Правда, я человѣкъ, до сихъ поръ не знаемый вами, съ которымъ вамъ не приходилось имѣть близкихъ, непосредственныхъ отношеній, но я иду къ вамъ съ простымъ, нелукавымъ, любящимъ сердцемъ и желаю вамъ спасенія такъ же, и ничуть не меньше, какъ и себѣ самому. Аминь.

Мартъ 1920 года.

Источникъ: Епископъ Варнава (Бѣляевъ). Основы искусства святости. Томъ 6: О богослуженіи Православной Церкви. Проповѣди (1915-1925). — Нижній Новгородъ: Изданіе Братства во имя святаго князя Александра Невскаго, 2001. — С. 199-203.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0