Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Свт. Ѳеофанъ Полтавскій († 1940 г.)
Слово въ день Преображенія Господня.

Взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видѣніе лица Его ино, и одѣяніе Его бѣло блистаяся (Лук. 9, 28-29).

Еще задолго до созданія міра во времени, въ предвѣчномъ совѣтѣ Божественномъ было предвидѣно грѣхопаденіе рода человѣческаго. А потому вмѣстѣ съ сотвореніемъ міра и человѣка было предопредѣлено и спасеніе человѣка посредствомъ искупительныхъ страданій Богочеловѣка. Когда же наступила предопредѣленная полнота временъ, Сынъ Божій дѣйствительно и воплотился и пострадалъ за родъ человѣческій. Но чтобы эти страданія не только были совершены, но и должнымъ образомъ восприняты, сначала учениками, а затѣмъ и всѣмъ человѣчествомъ, Спаситель во время земной Своей жизни постепенно приготовлялъ Своихъ избранныхъ учениковъ, а черезъ нихъ и все человѣчество, къ должному воспріятію сихъ страданій. Для сего Онъ многократно молился о Своихъ страданіяхъ Своему Отцу Небесному и для сего многократно бесѣдуетъ о нихъ со Своими учениками. Для сего и нынѣ восходитъ онъ на гору Ѳаворскую. Восходитъ для того, чтобы помолиться и во время молитвы явить ученикамъ славу Свою, да егда узрятъ Его распинаема, уразумѣютъ, что страданіе Его есть страданіе вольное, и Самъ Онъ, хотя и страждетъ по человѣчеству, но по Божественной природѣ Своей есть Отчее сіяніе.

И смотрите, какъ сильна и дѣйственна Его молитва!

Онъ молится о Своихъ страданіяхъ, и во время молитвы Его человѣчество озаряется славой Его Божества. И это есть естественное послѣдствіе Его молитвы. Духъ молитвы, сливаясь съ Духомъ Божіимъ, исполняетъ свѣтомъ душу Іисуса. Преизбытокъ сего свѣта, не удерживаясь въ душѣ, проливается на тѣло, и просіяваетъ въ лицѣ. Не вмѣщаясь и здѣсь, осіяваетъ и преображаетъ самую одежду. Расширяясь еще далѣе, объемлетъ души Апостоловъ и отражается въ восклицаніи Петровомъ: Добро есть намъ здѣ быти (Матѳ. 17, 4). Преходитъ въ область невидимаго міра, привлекаетъ оттуда Моисея и Илію, достигаетъ самыхъ нѣдръ Отца Небеснаго и подвигаетъ любовь Его къ торжественному свидѣтельству о Возлюбленномъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный (Матѳ. 17, 5).

О, чудо молитвы, единымъ дѣйствіемъ объемлющей небо и землю и Самое Божество! Подлинно величественный примѣръ, о братія, представляетъ намъ сія молитва Богочеловѣка, примѣръ, призывающій насъ къ тому, чтобы мы послѣдовали ему и сдѣлали его постояннымъ правиломъ своей жизни. Да не подумаетъ никто отъ васъ, что сей примѣръ до насъ не относится, какъ дѣло Богочеловѣка. Онъ относится и до насъ. Ибо въ насъ, хотя и не въ той степени, однако, должно совершиться то же, что и во Христѣ. Сіе да мудрствуется въ васъ, — учитъ Апостолъ, — еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5).

Спаситель Богочеловѣкъ имѣлъ нужду въ молитвѣ. Неужели ты, человѣкъ, не имѣешь нужды въ ней? Если разсматривать себя какъ тварь, какъ созданіе Божіе, что значишь ты внѣ Божія сотворенія и храненія? — Ничто. Какъ твое ничтожество не имѣетъ никакого права на бытіе, такъ и твое бытіе не имѣетъ никакого права на блаженство. Только по благости Божіей ты существуешь, и только по милосердію Божію можешь быть ты блаженъ. Но сего мало. Ты не просто сынъ первозданнаго Адама, ты сынъ Адама согрѣшившаго и за это осужденнаго Божественнымъ Правосудіемъ. Ты одинъ изъ потомковъ его, которые всѣ рождаются въ грѣхахъ, по слову праведнаго Іова: Кто бо чистъ будетъ отъ скверны? Никтоже. Аще и единъ день житіе его на земли (Іов. 14, 4-5). А потому ты имѣешь нужду не въ милости Божіей, какъ Его созданіе, но въ помилованіи Его, какъ грѣшное созданіе Его.

Знаю это, — скажешь ты, — да не могу принудить себя къ молитвѣ, такъ какъ не имѣю необходимаго для сего настроенія. Правду говоришь ты, человѣкъ, но только изъ своей правды дѣлаешь неправильный выводъ. Подлинно, есть въ природѣ человѣческой странная двойственность и противорѣчіе направленій. Съ одной стороны, чувство нужды въ Божественномъ и желаніе общенія съ Богомъ. А съ другой, — какая-то тайная неохота заниматься Божественнымъ и наклонность убѣгать отъ собесѣдованія съ Богомъ. И не трудно понять, отъ чего это такъ. Первое изъ сихъ направленій принадлежитъ природѣ первозданной, а послѣднее природѣ, поврежденной грѣхомъ. Это есть продолженіе донынѣ того движенія, которое сказалось въ прародителяхъ по первомъ нарушеніи ими заповѣди Божіей. И услышаста гласъ Господа Бога ходяща въ раи по полудни: и скрыстася Адамъ же и жена его отъ лица Господа Бога (Быт. 3, 8). Если ты, подобно прародителямъ твоимъ, хочешь бѣжать отъ Господа, бѣги. Но знай, что за это бѣгство отъ Господа будешь изгнанъ огненнымъ Херувимомъ изъ чертога райскаго блаженства. А если хочешь блаженствовать съ Господомъ, не убѣгай отъ Него, а напротивъ — прибѣгай къ Нему, поборая въ себѣ грѣховное отчужденіе отъ Него.

Я молюсь, — скажешь ты, — но молитва моя бездѣйственна и безплодна. Дѣйствительно, бываетъ и такою молитва наша, но не по существу своему, а по немощи нашей. Молитва твоя бываетъ бездѣйственна и безплодна потому, что ты или молишься не о томъ, о чемъ слѣдуетъ молиться, или молишься не такъ, какъ слѣдуетъ. «Будь мудръ въ твоей молитвѣ, — говоритъ св. Исаакъ Сиринъ: — не проси въ ней ничего тлѣннаго и суетнаго, помня заповѣдь Спасителя: Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся, то есть, всѣ потребности для временной жизни, приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). А если желаешь молиться о земномъ, проси себѣ того, что считаешь себѣ нужнымъ и полезнымъ. Но исполненіе и неисполненіе твоего прошенія предоставляй волѣ Божіей въ вѣрѣ и упованіи на всемогущество, премудрость и благость воли Божіей. Этотъ превосходный образъ моленія даровалъ намъ Тотъ, Кто молился въ саду Геѳсиманскомъ, да мимоидетъ опредѣленная Ему чаша. Обаче не Моя воля, — заключилъ Онъ молитву свою ко Отцу, — но Твоя да будетъ (Лук. 22, 42).

Не употребляй въ молитвѣ твоей премудрыхъ выраженій. Небесному Отцу простой и неухищренный лепетъ дѣтей благоугоднее краснорѣчій мудрыхъ вѣка сего. Избѣгай въ молитвѣ многословія, памятуя, что одно слово мытаря умилостивило Бога и одно изрѣченіе, исполненное вѣры, спасло разбойника на крестѣ, и блудный сынъ однимъ словомъ умилостивилъ отца своего. Не будь дерзновенъ въ молитвѣ, хотя бы ты стяжалъ чистоту. Напротивъ, приступай къ Богу съ глубочайшимъ смиренномудріемъ. Хотя бы ты взошелъ на вершину лѣстницы добродѣтелей, однако, и тогда молись какъ грѣшникъ. Ибо всѣ мы грѣшники, хотя и въ различной степени.

Молись съ вѣрою, ибо вѣра воскриляетъ молитву, а безъ вѣры молитва не можетъ возлетѣть на небо. Наконецъ, долго пребывая въ молитвѣ и не видя плода отъ нея, не говори: я ничего не пріобрѣлъ. Ибо самое пребываніе въ молитвѣ есть уже пріобрѣтеніе; и какое благо выше сего, чтобы прилѣпляться къ Господу и пребывать непрестанно въ соединеніи съ Нимъ? («Лѣствица», слово 28).

Если ты будешь молиться, не отринетъ тебя Господь. Молись сначала какъ можешь, молитвой несовершенной, и Господь подастъ тебѣ молитву совершенную. А сія послѣдняя не только вознесетъ тебя на Ѳаворъ, но и на самое небо! Аминь.

Произнесено 6 августа 1928 г. въ г. Варна.

© Братство преподобнаго Германа Аляскинскаго.

Источникъ: Ричардъ (Ѳома) Бэтсъ. Вячеславъ Марченко. Духовникъ Царской Семьи Святитель Ѳеофанъ Полтавскій, Новый Затворникъ (1873-1940). — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — М.: Россійское Отдѣленіе Валаамскаго Общества Америки, 1996. — С. 286-291.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0