Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Архим. Ѳеофанъ Александровъ († 1852 г.)
Слова на воскресные дни, отъ недѣли предъ Воздвиженіемъ до недѣли по Рождествѣ Христовомъ.

Слово въ недѣлю по Рождествѣ Христовѣ (первое).

Отшедшимъ волхвомъ, Ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу, глаголя: воставъ поими отроча и матерь Его, и бѣжи во Египетъ, и буди тамо, дондеже реку ти: хощетъ бо Иродъ искати отрочате, да погубитъ е (Матѳ. 2, 13).

Когда Богъ Господь производилъ въ раю первый судъ надъ первыми преступниками и искусителемъ ихъ, то въ утѣшеніе первыхъ и въ наказаніе послѣднему сказалъ: Я положу вражду между сѣменемъ твоимъ и сѣменемъ жены (Быт. 3, 15), которое сотретъ твою главу; а ты будеши блюсти, наблюдать, искать случая, какъ бы уязвить его пяту. Сокрушеніе главы змія означало то, что обѣтованное сѣмя жены, т. е. рожденный отъ Дѣвы Іисусъ Христосъ, за грѣхи всего человѣческаго рода Своими безцѣнными заслугами, божественными страданіями и смертію принесетъ совершеннѣйшее удовлетвореніе правосудію Божію, и такимъ оброзомъ сокрушитъ царство діавола. Уязвленіе зміемъ пяты Спасителя означало, что и діаволъ всѣми силами своими будетъ противоборствовать сокрушителю главы своей, воздвигая на Него и на царство Его разныя гоненія, употребляя своими орудіями ослѣпленныхъ умомъ, и ожесточенныхъ сердцемъ сыновъ погибели. Едва только родился Спаситель, какъ вся темная область искусителя возмутилась. Едва услышали вожделѣнный гласъ: гдѣ есть рождейся царь Іудейскій, смутися Иродъ и вся Іерусалима съ нимъ (Матѳ. 2, 2-3). Небожители воспѣваютъ миръ на земли, а узники ада открываютъ на ней новую, неслыханную войну; нападаютъ на слабыхъ и безоружныхъ, поражаютъ младенцевъ. Цѣль адскаго воеводы была направить первый ударъ на Вождя; поражу Пастыря, мечталъ онъ, и расточатся овцы стада. Но юные агнцы не выдали своего Пастыря, и положили за Него свои души. Нужно ли было уклоняться отъ сего сраженія и самому Пастырю съ тѣмъ пришедшему въ міръ, дабы положить душу Свою за овцы? Очень нужно: ибо Онъ былъ не только жертва, но и Жрецъ, и потому хотѣлъ самъ положить душу Свою; но не хотѣлъ, чтобы у Него отняли ее. Кромѣ сего Онъ былъ еще Царь и Пророкъ. И слѣдственно Ему надлежало прежде; яко Пророку, просвѣтить весь міръ свѣтомъ истины, и яко Царю, пріобрѣсть подданныхъ, собрать вѣрное воинство; потомъ уже выдти на царство съ адскимъ Голіафомъ, и убить его собственнымъ его же оружіемъ; смертію умертвить имущаго державу смерти. И потому, первому Христову воинству, — мученикамъ младенцамъ отворены врата царствія небеснаго; а Вождю ихъ младенцу Іисусу предоставлено на земли открыть и устроить царствіе Божіе. Вотъ для чего промыслъ Отца небеснаго отводилъ Его отъ кровавой брани, и спасалъ бѣгствомъ во Египетъ!

О семъ бѣгствѣ Христа младенца въ Египетъ будетъ наше слово?

Когда первосвященники и ученые люди изъ всего народа Іудейскаго, вопрошаемые отъ Ирода царя о мѣстѣ, гдѣ долженъ родиться Христосъ, изъясняли ему пророчество Михея, что Христосъ долженъ родиться въ Виѳлеемѣ Іудейскомъ, и при семъ изъясненіи не могли не сказать, что Онъ долженъ быть старѣйшина, вождь, князь или царь; тогда или Иродъ принялъ сіе пророчество въ смыслѣ очень простомъ и обыкновенномъ, или первосвященники и книжники, помѣшавшіеся, такъ сказать, на своихъ чувственныхъ и плотскихъ о Мессіи понятіяхъ, подали такую мысль Ироду, что Іисусъ Христосъ приметъ земное и мірское царство; къ тому же и пришедшіе во Іерусалимъ волхвы привели въ смущеніе Ирода симъ вопросомъ о Христѣ: гдѣ есть рождейся Царь Іудейскій? И потому Иродъ, обличаемый совѣстію, что достигнулъ царства неправыми путями, и желая упрочить за собою и за своимъ потомствомъ престолъ Давидовъ, помышляетъ истребить рождшагося Царя Іудейскаго, какъ опаснаго для себя совмѣстника. И поелику онъ былъ и безъ того жесточайшій своего народа мучитель, жаждущій крови человѣческой: то предпринимаетъ намѣреніе избить въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ окрестностяхъ его всѣхъ дѣтей мужескаго пола, отъ двухъ лѣтъ и ниже. Когда сіе жестокое и безчеловѣчное намѣреніе таилось еще въ душѣ Ирода: Богъ чрезъ Ангела Своего открываетъ оное во снѣ Іосифу, обручнику Пресвятыя Дѣвы, и повелѣваетъ ему взять младенца Іисуса и Матерь Его и бѣжать во Египетъ.

Безъ сомнѣнія, праведнаго старца много безпокоила и опасность самаго бѣгства, и способъ освобожденія изъ страны иноплеменной, и время возвращенія на свою родину: но Ангелъ Господень предварительно разрѣшаетъ всякое сомнѣніе его, говоря именемъ Божіимъ: буди тамо, дондеже реку ти. Изъ сихъ словъ Ангела праведный мужъ могъ быть увѣренъ въ безопасности Божественнаго младенца, какъ на пути въ Египетъ, такъ и на обратномъ; и потому со всякою поспѣшностію исполняетъ повелѣніе Ангела, и взявши съ собою младенца Іисуса и Матерь Его, въ ближайшую нощь отправился въ Египетъ.

Да не покажется удивительнымъ, что Сынъ Дѣвы Маріи и вкупѣ Сынъ Божій, истинный Богъ бѣжитъ въ Египетъ отъ козней Ирода, когда Онъ однимъ словомъ и маніемъ Своимъ могъ разрушить всѣ таковыя козни, — и самаго Ирода и всѣхъ враговъ Своихъ низвергнуть во глубины ада. Это было по словамъ Евангелиста на тотъ конецъ: да сбудется реченное отъ Господа Пророкомъ глаголющимъ (Матѳ. 2, 15): отъ Египта воззвахъ Сына Моего (Ос. 11, 1) Сіе изреченіе Пророка Осіи хотя въ смыслѣ буквальномъ сказано о народѣ Израильскомъ: однако по всей истинѣ Евангелистъ въ семъ мѣстѣ прилагаетъ оное къ Іисусу Христу; поелику рабство народа Израильскаго въ Египтѣ было прообразованіемъ бѣгства Іисусова въ Египетъ. Слѣдственно все сказанное Пророкомъ о народѣ Израильскомъ въ Египтѣ, Евангелистъ справедливо относитъ къ Іисусу Христу. Притомъ Богъ не иначе, какъ только во Христѣ, и для Христа, единороднаго Сына Своего, избралъ изъ всѣхъ и возлюбилъ особенно народъ Израильскій; оказалъ ему столь многія и великія благодѣянія, изъ которыхъ главнѣйшее и славнѣйшее есть избавленіе изъ Египта; и потому все то, что въ народѣ Исраильскомъ, яко въ членахъ ветхозавѣтной Церкви Христовой, предшествовало, справедливо относится ко Христу, яко главѣ.

Повѣствованіе о бѣгствѣ Іисуса Христа въ Египетъ предлагаетъ намъ многіе назидательные, и потому достойные вниманія нашего предметы.

Вопервыхъ: особенное попеченіе Божіе о судьбѣ Церкви. Еще замышляемое Иродомъ злодѣйское намѣреніе объ убіеніи Іисуса родителямъ Его было не извѣстно: а Богъ уже посылаетъ Ангела Своего открыть оное во снѣ Іосифу. Подобно сему и прочимъ людямъ благочестивымъ, чадамъ святыя Церкви, Богъ открываетъ злыя умышленія враговъ ихъ, и не только открываетъ, — но и низлагаетъ пагубные совѣты ихъ, и отвращаетъ грозящую благочестивымъ опасность.

Сіе попеченіе Его о вѣрующихъ совершается а) премудрымъ распоряженіемъ; такъ здѣсь премудрость Божія посмѣвается Ироду, покушавшемуся на жизнь младенца Іисуса, спасая Его бѣгствомъ въ Египетъ. Такъ и всегда Богъ расточаетъ совѣты лукавыхъ, да не сотворятъ руцѣ ихъ истины (Іов. 5, 12), т. е. да не приведутъ въ исполненіе того, что замышляетъ злое сердце ихъ; Онъ уловляетъ премудрыхъ въ мудрости ихъ, совѣтъ же лукавыхъ разоряетъ (Іов. 5, 13); употребляетъ въ семъ дѣлѣ многоразличныя средства и образы: или 1) поражаетъ враговъ слѣпотою, да видяще не видятъ, чему достопримѣчательный примѣръ читаемъ мы въ четвертой книгѣ Царствъ: И помолися Елисей ко Господу, и рече: порази убо языкъ сей невидѣніемъ, и порази ихъ невидѣніемъ по глаголу Елисееву (4 Цар. 6, 18). Или 2) силою благодати до того измѣняетъ сердца ихъ, что они обращаются къ Богу, и прелагаютъ вражду свою въ искреннюю любовь къ тѣмъ, коихъ преслѣдовали прежде всего яростію своею, чему ясный примѣръ видимъ въ Навуходоносорѣ царѣ Вавилонскомъ (Дан. 4, 15). Или 3) полагаетъ такія препятствія, что они приступивъ уже къ исполненію своихъ намѣреній, не достигаютъ конца, и возвращаются вспять. Такъ Саулъ преслѣдовавшій кроткаго Давида уже настигъ его, и имѣя при себѣ, яко царь, большую силу, готовъ былъ поразить его, какъ вдругъ неожиданный случай удерживаетъ его руку. Открылась необходимость не нападать, а защищаться: пріиде вѣстникъ къ Саулу, глаголя: потщися, и иди, яко нападоша иноплеменницы на землю твою (1 Цар. 23, 27).

б) Попеченіе Божіе о вѣрующихь совершается и чрезъ Божественное Его всемогущество, коимъ низлагаетъ и сокрушаетъ гонителей Церкви Своей. Такъ Фараона погрузилъ въ Чермномъ морѣ; — стотысячное воинство Сеннахерима въ одну ночь истребилъ чрезъ Ангела.

Итакъ находясь во искушеніяхъ да не унываемъ, да не оставляемъ благочестія и твердаго упованія на Господа силъ: ибо вѣсть Господь благочестивыя отъ напасти избавляти (2 Петр. 2, 9).

Вовторыхъ: бѣгство Іисуса Христа въ Египетъ научаетъ насъ безусловной покорности волѣ Отца небеснаго. Когда Господь Богъ повелѣваетъ намъ бѣжать въ Египетъ; мы со всею готовностію и поспѣшностію должны Ему повиноваться. Подъ именемъ Египта разумѣются всѣ внѣшнія бѣдствія и внутреннія искушенія. Ибо какъ народу Израильскому хотя и даны были славныя обѣтованія о наслѣдованіи земли Ханаанской: однако надлежало ему претерпѣть искушенія, очиститься терпѣніемъ въ жестокомъ рабствѣ Фараону: такъ и новому Израилю, чадамъ новозавѣтной Церкви, хотя даны славныя обѣтованія о наслѣдіи царства небеснаго, прообразованнаго землею обѣтованною; при всемъ томъ они вызываются въ Египетъ, т. е. подвергаются и внѣшнимъ гоненіямъ и внутреннимъ страданіямъ. Но какъ Богъ сказалъ нѣкогда Іакову: не убойся изыти во Египетъ; и Азъ сниду съ тобою, и Азъ изведу тя до конца (Быт. 46, 3-4); то изъ сего видно, что Онъ никогда нигдѣ не оставляетъ вѣрующаго, Самъ сходитъ съ нимъ въ Египетъ, и Самъ изводитъ его оттуду: съ нимъ есмь въ скорби, и изму его (Псал. 90, 15). И какъ Ангелъ сказалъ Іосифу, обручнику Маріи: буди тамо, дондеже реку ти: такъ и намъ подъ крестомъ надлежитъ ожидать съ терпѣніемъ, доколѣ Господу благоугодно будетъ избавить насъ отъ него. Итакъ во всѣхъ напастяхъ и искушеніяхъ съ нашей стороны потребна безусловная преданность волѣ Божіей.

Втретьихъ: бѣгство Іисуса Христа въ Египаетъ открываетъ намъ состояніе истощанія Его, которое хотя по мнѣнію ограниченнаго, плотскаго разума, недостойно Сына Божія; однако для нашего спасенія было необходимо; къ сему бѣгству Іисусъ Христосъ имѣлъ весьма важныя причины: надлежало исполниться пророчеству Осіи: отъ Египта воззвахъ Сына Моего. Іисусу Христу симъ бѣгствомъ благоугодно было показать, что Онъ находится въ состояніи истощанія, съ которымъ несовмѣстно употреблять открыто Свое всемогущество на пораженіе и истребленіе Ирода. Бѣгство Іисуса въ Египетъ есть причина возвращенія нашего въ рай. Смиреніе Христово составляетъ врачевство противу гордости нашей; — униженіе Его есть наше вознесеніе во славу. Бѣгство Іисуса Христа прообразовало то, что различными гоненіями отверженный отъ Іудеевъ, Онъ обратится съ проповѣдію Евангелія, и со всѣмъ царствомъ благодати Своея къ намъ, — бывшимъ язычникамъ. Вотъ пріятное утѣшеніе для всѣхъ странниковъ сего міра! для чего намъ желать участи лучшей, нежели какую имѣлъ Іисусъ Христосъ? Нѣсмь азъ лучшій отецъ моихъ (2 Цар. 19, 4), говорилъ Пророкъ Божій Илія, гонимый Іезавелію. Кольми паче всякій христіанинъ, гонимый міромъ долженъ говорить въ страданіяхъ своихъ: нѣсмь азъ лучшій Христа моего. Толико святѣйшій примѣръ рождшагося для спасенія нашего, и уже въ первые дни Своей жизни первыми страданіями Своими начавшаго совершать спасеніе наше, да утѣшитъ, ободритъ, укрѣпитъ и совершитъ насъ на единомъ вѣрномъ пути къ нашему спасенію, на пути креста. Аминь.

Произнесено въ Донскомъ монастырѣ Декабря 27, 1842 года.

Источникъ: Продолженіе поучительныхъ словъ на воскресные дни, отъ недѣли предъ Воздвиженіемъ до недѣли по Рождествѣ Христовѣ включительно, говоренныхъ Архимандритомъ Ѳеофаномъ. Части четвертой, томъ первый. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 238-246.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0