Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Архим. Ѳеофанъ Александровъ († 1852 г.)
Слова на воскресные дни, отъ недѣли предъ Воздвиженіемъ до недѣли по Рождествѣ Христовомъ.

18. Слово въ недѣлю тридесять первую по Пятьдесятницѣ.

Господи! да прозрю! (Лук. 18, 41).

Когда Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ приближался ко граду Іерихону, въ то время при пути, по коему предлежало Ему шествовать, сидѣлъ слѣпецъ просившій милостыни. Услышавъ необыкновенный шумъ волнующагося народа, вопрошаетъ мимоходящихъ о причинѣ толикаго стеченія и движенія, и узнавъ, что Іисусъ идетъ, всею силою возопилъ къ Нему: Іисусе Сыне Давидовъ, помилуй мя (Лук. 18, 38). Яко вѣрный Израильтянинъ для молитвы, или по крайней мѣрѣ, яко нищій, для милостыни посѣщая Іудейскія синагоги, въ коихъ каждую субботу читали Моисея и Пророковъ, онъ давно слышалъ, что обѣтованный Мессія между многими другими чудесами, о коихъ Пророки предвозвѣстили, отверзетъ очи слѣпыхъ (Ис. 35, 5), слышавъ безъ сомнънія и то, что Іисусъ Христосъ, уже три лѣта проповѣдуетъ Евангеліе царствія, и многія сотворилъ чудеса, въ числѣ коихъ, по пророчеству Исаіи, многимъ слѣпымъ или возвратилъ, или даровалъ зрѣніе; итакъ онъ обращается и вопіетъ къ Іисусу Христу именуя Его Сыномъ Давидовымъ: ибо слышалъ также, что Мессія особенно былъ обѣщанъ сему царственному Пророку, и отъ племени его имѣлъ родиться; умоляетъ Его о милосердіи, и хотя не словами, но внутреннимъ языкомъ сердца сильно и убѣдительно молитъ даровать ему зрѣніе: Іисусе Сыне Давидовъ, помилуй мя! сколько ни воспрещали ему другіе, да умолчитъ; но онъ еще съ большимъ усиліемъ вопіялъ: Сыне Давидовъ! помилуй мя.

Въ исторіи сего слѣпаго получившаго прозрѣніе описывается вѣра со всѣми своими животворными и спасительными плодами. Слѣпецъ сей зналъ, что слѣпота и нищета его суть наказаніе за грѣхи: однако не терялъ упованія на Бога, и возложенный на него сугубый крестъ несъ терпѣливо и благодушно, съ полною вѣрою, что Господь Богъ имѣющій попеченіе о всѣхъ тваряхъ, не оставлающій и птенцовъ врановыхъ призывающихъ Его, безъ сомнѣнія, не оставитъ его. И потому сѣдя при пути ожидаетъ милостыни, т. е. несомнѣнно вѣруетъ, что Богъ расположитъ сердца мимоходящихъ къ милости, и они, тронувшись сугубымъ несчастіемъ его, нищетою и слѣпотою, не отрекутся удѣлить ему сколько нибудь отъ избытковъ своихъ; все сіе доказываетъ вѣру слѣпаго: ибо первое и главнѣйшее свойство вѣры есть увѣренность въ промыслѣ Всевышняго и попеченіи Его о насъ и въ самыхъ нашихъ несчастіяхъ.

Плоды сей вѣры: первый — призываніе. Ибо какъ скоро слѣпый увѣровалъ, что Іисусъ Христосъ есть Спаситель, посланный Богомъ съ небесъ на землю, для избавленія рода человѣческаго отъ всѣхъ душевныхъ и тѣлесныхъ болѣзней; то сею вѣрою одушевленный призываетъ Іисуса Христа; ибо тѣснѣйшимъ союзомъ соединены между собою вѣра и призываніе. Како призовутъ, въ Него же не увѣроваша? Сіе призываніе восходитъ къ престолу Божію чрезъ ходатая за насъ Господа нашего Іисуса Христа: ибо мы вѣруемъ и исповѣдуемъ, что Онъ для того облекся въ плоть нашу, чтобы предъ престоломъ грознаго, нелицепріятнаго правосудія Божія быть нашимъ ходатаемъ, заступникомъ и защитникомъ. Призываніе Іисуса Христа относится къ двоякому Его естеству: къ человѣческому и Божескому. Взывая къ Нему: Сыне Давидовъ, слѣпый признаетъ Его истиннымъ человѣкомъ, рожденнымъ отъ сѣмени Давидова по плоти (Рим. 1, 1); а прося у Него зрѣнія исповѣдуетъ Господемъ самаго Давида, и всѣхъ людей, и всѣхъ тварей Создателемъ и Владыкою. Упоминаемый нынѣ слѣпецъ прибѣгаетъ въ своемъ призываніи къ одному милосердію Іисуса Христа: Іисусе Сыне Давидовъ, помилуй мя; Сыне Давидовъ, помилуй мя! Его прошеніе, его молитва дышатъ смиреніемъ мытаря, и чужды гордости и дерзости Фарисеевой. Онъ не разсуждаетъ о себѣ, не осуждаетъ другихъ, не вопрошаетъ Господа: чѣмъ заслужилъ я сіе сугубое наказаніе: слѣпоту и нищету; другіе такіе же, а можетъ быть, и большіе, нежели я, грѣшники, пользуются свѣтомъ очей, и наслаждаются всѣми удовольствіями жизни; проситъ милости себѣ, не требуя другимъ суда; какъ бы такъ говоритъ: по всей истинѣ, по всей строгости суда Божія я достоинъ сего сугубаго наказанія, слѣпоты и нищеты: ибо я грѣшникъ отъ чрева матери моея: но Ты пришелъ въ міръ грѣшныя спасти; и потому прибѣгаю къ Твоему милосердію, падаю къ престолу Твоей благодати: ибо всѣмъ притекающимъ къ Тебѣ съ вѣрою обѣщаны помощь и спасеніе!

Таково, слушатели! долженствуетъ быть и наше призываніе. Оно должно быть основано на единомъ милосердіи Божіемъ. Въ призываніи нашемъ мы должны истребить всякую мысль о своей правдѣ, и о своемъ правѣ, а потому должны вопіять ко Господу словами Пророка Даніила: не на наши правды уповающе повергаемъ моленіе наше предъ Тобою, но на щедроты Твои многія (Дан. 9, 18).

Іисусъ Христосъ, по видимому, не обращаетъ вниманія на прошеніе слѣпца; а другіе уже воспрещали ему безпокоить и утруждать небеснаго Учителя, занятаго конечно предметами важнѣйшими, нежели его слѣпота: слѣпецъ не теряетъ однако надежды на божественнаго Врача, не умолкаетъ, не престаетъ молить и вопіять. Таково должно быть и наше моленіе, неослабное, постоянное, безпрерывное. Аще умедлитъ, говоритъ о Богѣ Пророкъ Аввакумъ, потерпи Ему; яко идый пріидетъ, и не умедлитъ (Авв. 2, 3). Потерпѣ душа моя въ слово Твое, взываетъ Давидъ ко Господу: упова души моя на Господа (Псал. 129, 6). Безъ сомнѣнія, Іисусъ Христосъ и по первому гласу слѣпаго былъ готовъ оказать ему помощь; но нѣкоторымъ видимымъ коснѣніемъ, нѣкоторымъ мнимымъ замедленіемъ хощетъ усилить его къ Себъ вѣру и усугубить въ немъ искреннее желаніе прозрѣнія. Видя наконецъ всю искренность его желанія, всю силу вѣры, все постоянство его молитвы, Онъ остановилъ Свое шествіе, и повелѣлъ привести его къ Себѣ.

Молитва Іисуса Навина остановила нѣкогда солнце въ теченіи своемъ. Молитва слѣпаго остановила шествіе Солнца правды — Христа. Какова же сила молитвы! слабая тварь, бѣдный грѣшникъ можетъ остановить ею Бога. Что хощеши, да сотворю тебѣ, вопрошаетъ слѣпца Іисусъ Христосъ? Сердцевѣдецъ знаетъ самъ, знаетъ прежде отвѣта и нужду и желаніе просителя: но симъ вопросомъ предлагаетъ ему всего Себя со всею благостію, со всѣми Своими дарами, желая дать болѣе, нежели сколько проситъ. Слѣпецъ исполненный вѣры во Іисуса Христа отвѣтствуетъ ему: Господи, да прозрю! Іисусъ Христосъ исполняетъ желаніе сердца его, и возращаетъ ему зрѣніе сказавъ: прозри. Но сіе великое благодѣяніе, сіе чудо милосердія не къ Себѣ, не къ Своей благости и всемогуществу относитъ, но приписуетъ всецѣло одной вѣрѣ слѣпаго: вѣра твоя спасе тя.

Итакъ вторый плодъ вѣры есть исцѣленіе слѣпоты. Мы по милости всеблагаго Господа Бога пользуемся зрѣніемъ тѣлеснымъ, и наслаждаемся свѣтомъ солнечнымъ; при всемъ томъ однако не страждемъ ли слѣпотою инаго рода, духовною? Не есть ли явная слѣпота, не видѣть безцѣннаго сокровища предъ нами положеннаго, а также и бездны лежащей предъ стопами нашими? Не есть ли великая слѣпота, избирать вмѣсто камней драгоцѣнныхъ угліе горящее, вмѣсто врачевства — ядъ, вмѣсто живота — смерть? Не есть ли несчастная слѣпота убѣгать добра и стремиться ко злу; предпочитать благамъ истиннымъ ложныя, духовнымъ плотскія, небеснымъ земныя, вѣчнымъ тлѣнныя? яснѣе: не есть ли жалкая слѣпота въ теченіи сей жизни столь часто, и столь многимъ и великимъ подвергаться погрѣшностямъ, впадать въ заблужденія столь непростительныя, слѣдовать болѣе влеченіямъ чувственности, нежели гласу разума? Не есть ли крайняя слѣпота — не видѣть также вѣчныхъ мученій угрожающихъ нераскаяннымъ грѣшникамъ во адѣ? Все сіе не есть ли крайняя слѣпота? Отъ сей-то слѣпоты исцѣляетъ насъ вѣра. Ибо она открываетъ намъ вопервыхъ славу будущаго вѣка; такъ о Моисеѣ говоритъ Писаніе: вѣрою Моѵсей великъ бывъ отвержеся нарицатися сынъ дщере Фараоновы: паче изволи страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладость: большее богатство вмѣнивъ Египетскихъ сокровищъ поношеніе Христово: взираше бо на мздовоздаяніе (Евр. 11, 24-26). Такъ при свѣтѣ вѣры мы созерцаемъ будущее блаженство, уготованное для праведныхъ въ вѣчности, и ходимъ непреткновенно путемъ заповѣдей Господнихъ. Вѣрою побѣждаемъ міръ, вѣрою препобѣждаемъ чувственныя вожделѣнія плоти, вѣрою престаемъ творить дѣла тмы, и облекаемся во оружіе свѣта, и животворный свѣтъ вѣры возбуждаетъ насъ отъ сна грѣховнаго, воскрешаетъ отъ смерти духовной; и мы яко чада свѣта во дни благообразно ходимъ. Посему-то св. Апостолъ Павелъ сказалъ увѣровавшимъ Ефесеянамъ: бѣсте иногда тма: нынѣ же свѣтъ о Господѣ. Какимъ же образомъ? Богъ далъ вамъ просвѣщенна очеса сердца вѣрою во Іисуса Христа (Ефес. 1, 18).

Третій плодъ вѣры во Христа есть благодарность Богу за оказанныя отъ Него намъ благодѣянія; слѣпецъ получившій зрѣніе хвалитъ и прославляетъ Бога за сію милость: кольми паче мы христіане, удостоенные толикихъ благъ отъ Бога вѣрою въ Господа нашего Іисуса Христа, должны содѣлаться всѣ живыми орудіями хвалы и славы Божіей. Каждая душа христіанская! пожри Богови жертву хвалы (Псал. 49, 14). Какое таинство! какая честь и слава! мы вѣрою преобщаемся Господу, мы вкушаемъ и видимъ, яко благъ Господь; мы бываемъ единъ духъ съ Господемъ: посему уста и языкъ и душа, и все существо наше да хвалитъ и славитъ Господа! Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Псал. 102, 1)! Вотъ чего требуетъ отъ насъ Господь за всѣ столь щедро изліянныя, и столь обильно изливаемыя на насъ благодѣянія! но и сего требуетъ не для Себя: ибо Онъ самъ въ Себѣ всесовершенъ и преблаженъ, самъ Собою предоволенъ; требуетъ сего вопервыхъ по вѣчному закону Своей правды, коей Онъ есть ревнитель и защитникъ: а первое правило сего закона — всѣ получаемыя благодѣянія возвращать благодарностію къ ихъ Виновнику и Подателю; вовторыхъ, требуетъ сего для насъ самихъ: ибо возсылаемая нами къ Нему благодарность за полученныя милости низводитъ на насъ новыя и большія благодѣянія.

Четвертый плодъ вѣры есть любовь къ ближнему, духовная польза и назиданіе онаго. Слѣпецъ увѣровавъ во Христа своимъ примѣромъ и другихъ многихъ обращаетъ къ Нему, и тѣмъ самымъ даетъ имъ случаи благодарить Бога и славить имя Его. Всѣ людіе видѣвше, что слѣпецъ получилъ зрѣніе, и за сію милость славитъ Бога, воздаша хвалу Богови. Такъ, благодарный слѣпецъ, удостоившись узрѣть свѣтъ вещественный, дѣлается для другихъ свѣтильникомъ свѣта духовнаго; и посему исполнились надъ нимъ сіи Христа Спасителя слова: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Истинная и живая вѣра во Христа побуждаетъ насъ имѣть попеченіе и о ближнихъ нашихъ; производитъ въ насъ святую ревность къ ихъ спасенію, и влагаетъ искреннее желаніе привести ихъ ко Христу. Тѣ, кои воспрещали бѣдному прежде слѣпцу призывать Іисуса Христа, сами не имѣли вѣры, а потому и любви къ ближнему, которая есть первый плодъ ея. Такъ и нынѣ въ тѣхъ нѣтъ истинной и живой вѣры, кои препятствуютъ, или, по крайней мѣрѣ, не содѣйствуютъ спасенію своего ближняго; кои хотя ничѣмъ намѣренно и не поддерживаютъ вольнодумства человѣка невѣрнаго; но впрочемъ невниманіемъ и равнодушіемъ къ его внутреннему состоянію оставляютъ его спокойнымъ въ своемъ невѣріи, и не даютъ ему чувствовать, что сія духовная слѣпота его есть ужасное зло: ибо ведетъ его прямо къ вѣчной погибели.

Не такъ поступаетъ упоминаемый нынѣ въ Евангеліи слѣпецъ: но, какъ искренно, всѣмъ сердцемъ вѣруетъ; то и устами исповѣдуетъ, и языкомъ славословитъ и дѣлами превозноситъ своего милосердаго Просвѣтителя; и симъ своимъ примѣромъ многихъ обращаетъ и приводитъ къ Нему. Такъ вѣра проникнувъ и озаривъ свѣтомъ своимъ прежде одну грѣшную душу распространяетъ потомъ животворные лучи свои чрезъ нее и на другихъ. Андрей первый изъ Апостоловъ увѣровалъ во Христа Іисуса, и какъ скоро узрѣлъ брата своего Петра, говоритъ: обрѣтохомъ Мессію, еже есть сказаемо Христосъ, и приведе его ко Іисусови (Іоан. 1, 41). Филиппъ увидѣвъ Наѳанаила говоритъ: мы обрѣли Іисуса, о Которомъ писалъ Моисей въ законѣ и Пророки: пріиди и виждь. Вотъ служеніе достойное Бога, Который есть любы; служеніе толико Ему благопріятное! то есть словомъ и дѣломъ, ученіемъ и примѣромъ приводить блуждающихъ во тмѣ невѣдѣнія ко свѣту истины, и тѣмъ споспѣшествовать Іисусу Христу въ распространеніи и утвержденіи благодатнаго царствія Его на земли.

Христе Спасителю! Свѣте истинный! въ началѣ, когда изъ ничтожества привелъ Ты въ бытіе вещество сего видимаго міра; тма покрывала бездну; приступая къ образованію міра и устроенію тварей Ты рекъ: да будетъ свѣтъ, и бысть свѣтъ (Быт. гл. 1). Еще тма покрываетъ духовно Тобою творимое, и толико Тобою любимое спасеніе человѣка. Рцы, Свѣтодавче! реки́ изъ тьмы нашей свѣту возсіяти, иже и возсіяетъ въ сердцахъ нашихъ къ просвѣщенію славы Божія (2 Кор. 4, 6) о лицѣ Твоемъ; сотвори, да всѣ во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ, и тогда паки будутъ вся добра зѣло. Аминь.

Произнесено въ Донскомъ монастырѣ въ 1835 году.


Источникъ: Продолженіе поучительныхъ словъ на воскресные дни, отъ недѣли предъ Воздвиженіемъ до недѣли по Рождествѣ Христовѣ включительно, говоренныхъ Архимандритомъ Ѳеофаномъ. Части четвертой, томъ первый. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 216-225.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0