Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Архим. Ѳеофанъ Александровъ († 1852 г.)
Слова на воскресные дни, отъ недѣли предъ Воздвиженіемъ до недѣли по Рождествѣ Христовомъ.

16-я бесѣда въ недѣлю двадесять осьмую и Св. Праотецъ.

Человѣкъ нѣкій сотвори вечерю велію и зва многи (Лук. 14, 16).

Повѣствованіе Пророка Моисея о сороколѣтнемъ странствованіи сыновъ Израилевыхъ въ пустыни представляетъ между прочимъ три особенно предмета достойные вниманія нашего. Первый: какимъ чудеснымъ образомъ, и съ какимъ изобиліемъ Богъ питалъ ихъ. Путешествующимъ чрезъ пустыню безводную и безплодную Израильтянамъ оставалось погибнуть отъ глада и жажды: но Господь по безпредѣльной благости Своей уготовляетъ для нихъ богатую трапезу; изъ камене источаетъ воду, съ неба посылаетъ манну, которая называется хлѣбомъ Ангельскимъ (Псал. 77, 25); потому ли, что низпосылалась при содѣйствіи Ангеловъ; или потому, что и сами Ангелы, если бы только имѣли нужду въ пищѣ, съ удовольствіемъ ее вкушали бы по причинѣ превосходной ея сладости. Вторый предметъ обращающій вниманіе наше есть великая неблагодарность строптиваго народа къ своему Избавителю и Господу: роптаху людіе на Бога и на Моисея глаголюще: вскую извелъ еси насъ изъ Египта убити насъ въ пустыны; яко нѣсть хлѣба и воды, и душа наша негодуетъ о хлѣбѣ семъ тщемъ. Сѣдше плакаху сынове Израилевы, и рекоша: кто ны напытаетъ мясы? помянухомъ рыбы, яже ядохомъ въ земли Египетстѣй, и огурцы и дыни, лукъ и червленный лукъ и чеснокъ. Нынѣ же душа наша изсохла; ничтоже, точію манна предъ очима нашима (Числ. 2, 4-6). Какое сравненіе манны, хлѣба небеснаго съ мясами, огурцами безвкусными и не питательными, и даже съ лукомъ и чеснокомъ? Третій предметъ достойный вниманія есть казнь, поразившая строптивыхъ плотоугодниковъ. Слыша Господь, и разгнѣвася гнѣвомъ, и разгорѣся въ нихъ огнь отъ Господа, и потреби часть нѣкую отъ полка. И посла Господь на люди зміевъ умерщвляющихъ, и умроша людіе многи отъ сыновъ Израилевыхъ; и наконецъ въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ Господь изрекъ на нихъ послѣдній приговоръ: въ пустыни сей падутъ тѣлеса ваша; чада ваша наслѣдятъ землю, отъ неяже вы отвергостеся (Числ. 14, 29-31).

Въ семъ повѣствованіи предлагается намъ, яко въ зерцалѣ, все содержаніе чтенной нынѣ Евангельской притчи. Какое поразительное сходство и единство Ветхаго Завѣта съ Новымъ. Тамъ Израильскому народу посылаема была съ неба манна: здѣсь уготована вечеря велія, и званы многіе. Тамъ Израильтяне, воспоминая котлы Египетскіе, предпочли грубыя брашна хлѣбу Ангельскому: здѣсь выгоды мірскія, удовольствія чувственныя и домашнія занятія заставили званныхъ отказаться отъ вечери. Начаша вкупѣ отрицатися вси (Лук. 14, 18). Тамъ презрѣвшіе манну положили кости свои въ пустыни, и не удостоились увидѣть земли обѣтованной. Здѣсь разгнѣванный Домовладыка опредѣлилъ, что изъ презрѣвшихъ приглашеніе его никто уже не удостоится вкусить вечери его.

Въ чтенной нынѣ Евангельской притчѣ предлагаются также три великіе и достойные вниманія нашего предмета: а) великость Божескаго къ человѣкамъ милосердія; б) великость человѣческой къ Богу неблагодарности, и в) великость наказанія угрожающаго неблагодарнымъ.

Итакъ первый предметъ нашего слова есть неизреченное Милосердіе Бога къ намъ грѣшнымъ, какъ въ самомъ пріуготовленіи для насъ вечери, такъ и въ приглашеніи насъ на оную. Человѣкъ нѣкій сотвори вечерю. Здѣсь подъ именемъ человѣка разумѣется самъ Господь Богъ. Одно то, что не гнушается нашего имени, что называется человѣкомъ, уже доказываетъ все Его человѣколюбіе. Онъ могъ бы и изъ человѣческихъ именъ усвоить Себѣ имя отличное, и Своему достоинству болѣе приличное, какъ-то: Господинъ или Царь: но всѣмъ титламъ предпочитаетъ простое имя человѣка. Человѣкъ нѣкій сотвори вечерю. И люди, нарочито уготовляя пиршества, и призывая на оныя гостей, не ограничиваются только тѣмъ, чтобы утолить голодъ ихъ: а стараются всемѣрно удовлетворить вкусу посѣтителей пріятностію, обиліемъ, разнообразіемъ лучшихъ брашенъ и искусствомъ самаго пріуготовленія оныхъ. Кольми паче Богъ премудрый и всемогущій, если что творитъ, творитъ великое и превосходное: и если сотворилъ вечерю: она должна быть самая богатая и великолѣпная, что ясно означаетъ Спаситель сказавъ: вечерю велію.

Что же надлежитъ разумѣть подъ именемъ брашна и питія, предлагаемыхъ Богомъ на сей великой вечери? Въ книгѣ Второзаконія Моисей говоритъ Израильтянамъ: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ; но о всякомъ словеси исходящемъ изъ устъ Божіихъ (Втор. 8, 3). Се дніе грядутъ, глаголетъ Господь у Пророка Амоса, и послю гладъ на землю, не гладъ хлѣба, ни жажду воды, но гладъ слышанія Слова Господня (Амос. 8, 2). Въ сихъ изреченіяхъ Писанія видимъ вопервыхъ, что истинный для души хлѣбъ есть Слово Божіе. Богъ говоритъ у Пророка Исаіи: Азъ дамъ воду въ жажду ходящимъ въ безводнѣй. Чтó же означаетъ вода сія, продолжая Самъ изъясняетъ: наложу духъ Мой на сѣмя твое, и благословенія Моя на чада твоя, и прозябнутъ акы трава посредѣ воды, и аки вебра при водѣ текущей (Ис. 44, 3-4). Іисусъ Христосъ говоритъ Самарянынѣ: иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки, но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14). Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37). Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38). Сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 39). Итакъ въ приведенныхъ изреченіяхъ Пророческихъ и въ словахъ Іисуса Христа подъ именемъ воды разумѣется благодать Святаго Духа. И какъ вещественный хлѣбъ не можетъ ни расти, ни пріуготованъ быть въ пищу безъ воды; такъ и намъ необходима благодать Святаго Духа, дабы произрасти въ сердцахъ нашихъ Слову Божію, и содѣлаться для насъ хлѣбомъ жизни.

Азъ есмь хлѣбъ животный, иже сшедый съ небесе, говоритъ Іисусъ Христосъ: аще кто снѣсть отъ хлѣба сего, живъ будетъ во вѣки: и хлѣбъ, егоже Азъ дамъ, плоть Моя есть, юже Азъ дамъ за животъ міра (Іоан. 6, 51). Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, имать животъ вѣчный; и Азъ воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 6, 54). Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво (Іоан. 6, 55). И на послѣдней вечери благословивъ хлѣбъ и дая ученикамъ Своимъ сказалъ: пріимите, ядите: сіе есть тѣло Мое. И взявъ чашу съ виномъ, хвалу воздавъ, и подая имъ, сказалъ: пійте отъ нея вси: сія есть кровь Моя новаго завѣта, яже за многія изливаема, во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 16, 26-28). Вотъ брашно и питіе безцѣнныя; вотъ трапеза обильная и богатая; вотъ вечеря по истинѣ велія! Какое еще можетъ быть со стороны Божіей бóльшее доказательство любви и милосердія къ намъ; какое у Бога больше благо, большее сокровище, кромѣ возлюбленнаго, единороднаго Сына Его; но и Того для насъ не пощадилъ. Какое еще большее доказательство любви Своей къ намъ могъ представить Іисусъ Христосъ? Велика любовь матери къ дѣтямъ: но она питаетъ ихъ своимъ млекомъ; а Іисусъ Христосъ питаетъ вѣрныхъ Своимъ тѣломъ и кровью. И сіи божественные дары суть залогъ еще другихъ многихъ благъ. Приступающіе съ вѣрою къ сей трапезѣ должники неоплатные получаютъ разрѣшеніе долговъ, т. е. прощеніе грѣховъ, получаютъ врачество отъ болѣзней грѣховныхъ, получаютъ оправданіе предъ Богомъ, возвращаютъ спокойствіе совѣсти, исполняются радостію о Дусѣ Святѣ, дѣлаются и объявляются сынами Божіими, и наслѣдниками небеснаго царствія.

Сіи духовныя блага уподобляются не только пищѣ и питію, но и пиршеству: ибо не только питаютъ, насыщаютъ и поддерживаютъ душу, какъ хлѣбъ и вода тѣлесныя силы; но сверхъ сего исполняютъ ее утѣшеніемъ, удовольствіемъ и радостію. Сіе духовное пиршество называется вечерію, по обыкновенію древнихъ восточныхъ народовъ, у которыхъ полный и совершенный столъ былъ не среди дня, какъ у насъ, но по окончаніи онаго. Обыкновеніе весьма полезное и согласное съ разумомъ: ибо человѣкъ весь день употребивъ на труды, занятія и дѣла, — за всѣ дневные подвиги какъ бы въ награду давалъ себѣ при концѣ дня отраду; и укрѣпивъ изнуренныя силы пищею предавался сладкому сну до слѣдующаго утра, когда съ бодростію и съ новыми силами паки воставалъ на дѣла свои. Такъ спасительное ученіе Слова Божія, святѣйшія таинства и всѣ утѣшенія вѣры хотя во всякое время полезны, спасительны, нужны для Христіанина, яко животворящія душу его: но особенно необходимы въ вечеръ его жизни, въ послѣднее время его земнаго бытія: ибо укрѣпивши оными свои духовныя силы съ совершеннымъ спокойствіемъ совѣсти, въ сладкой надеждѣ на заслуги Искупителя и милосердіе Отца небеснаго, онъ можетъ возлечь на смертное ложе, и съ силою непостыднаго упованія востать въ радостный для праведныхъ день всеобщаго воскресенія.

Вечеря сія называется великою, какъ въ отношеніи къ благамъ: ибо на ней предлагаются блага многія и величайшія: такъ и въ отношеніи къ гостямъ: ибо призываются на оную всѣ безъ исключенія. Сколько оказалъ Богъ Своей благости въ пріуготовленіи вечери, столько являетъ милосердія въ приглашеніи на оную. Учреждая вечерю ничего не пощадилъ; призывая къ оной никого не исключилъ. Истощилъ на нее все богатство Своей благости; хощетъ содѣлать и причастниками оной всѣхъ и каждаго. Господь Богъ на сію вечерю призывалъ не только чрезъ Іисуса Христа, когда Онъ жилъ и Самъ училъ на земли, не только чрезъ Апостоловъ Его, но продолжаетъ призывать и доселѣ чрезъ пастырей и учителей Церкви, кои, суть посланники Христовы (2 Кор. 5, 20) Гдѣ только ни проповѣдуется Евангеліе, повсюду люди призываются на сію вечерю. Вездѣ Богъ возвѣщаетъ имъ, что вся уже готова суть: Христосъ бысть намъ отъ Бога премудрость, правда, освященіе и избавленіе (1 Кор. 1, 30). Посему гласъ Господень не умолкаетъ; вопіетъ ко всѣмъ непрестанно: жаждущіи идите на воду, и елицы не имате сребра, купите, и ядите и пійте безъ сребра и цѣны вино и тукъ (Ис. 55, 1). Азъ жаждущему дамъ отъ источника воды живыя туне (Апок. 21, 6). Ничего не нужно при семъ съ нашей стороны, кромѣ одной вѣры, кромѣ души алчущей и жаждущей. Разшири уста твоя, и наполню я (Псал. 80, 11), говоритъ Господь. Отъ насъ нужно одно согласіе принять предлагаемое намъ сокровище. Сколь велико благоволеніе, сколь велико милосердіе Божіе къ человѣку! Изъ сего призыванія насъ навечерю явствуетъ, сколь постоянно хощетъ Богъ всѣмъ спастися. Онъ болѣе и искреннѣе желаетъ спасенія нашего, нежели мы сами: ибо и любитъ насъ несравненно болѣе насъ самихъ, и совершеннѣе насъ видитъ всю опасность того бѣдственнаго состоянія, въ какомъ мы находимся.

Сколь же велика неблагодарность человѣковъ къ толикому Благодѣтелю! Сколь велико невниманіе ихъ къ толикимъ благодѣяніямъ! и вотъ вторый предметъ нашего слова! Начаша вкупѣ отрицатися вси. Сіи слова Христа Спасителя относятся собственно къ Іудеямъ, коихъ Богъ постепенно предварялъ, призывалъ и пріуготовлялъ чрезъ Моисея и Пророковъ, чрезъ законъ писанный, чрезъ всѣ жертвы и обряды ветхозавѣтной скиніи, и наконецъ особенно чрезъ Іоанна Предтечу, къ принятію великихъ благъ, уготованныхъ имъ во Христѣ Іисусѣ. Но они презрѣли всѣ сіи призыванія, и отказались отъ предложенной имъ вечери подъ различными, ничтожными предлогами. Блага Евангельской вечери, т. е. спасительныя таинства новозавѣтной Церкви, прежде имъ уготованы, и вопервыхъ имъ предложены; но они не восхотѣли содѣлаться участниками оныхъ.

Святый Апостолъ Павелъ предлагаетъ сей примѣръ Іудеевъ въ нашу предосторожность. Они были естественныя вѣтви маслины, т. е. Христа, говоритъ Онъ: а ты, Христіанинъ, изъ язычника по природѣ дикая лоза; ты вѣрою привился на мѣсто ихъ, и учавствуешь въ корнѣ и сокѣ маслины; не высокомудрствуй же, а бойся. Аще Богъ естественныхъ вѣтвей не пощадѣ, да не како и тебе не пощадитъ (Рим. гл. 11). Предлагаемыя въ притчѣ извиненія отказавшихся отъ вечери: село купихъ, воловъ купихъ, жену пояхъ, выражаютъ одно величайшее пристрастіе къ чувственному и земному. Порожденія погибшихъ въ пустыни плотоугодниковъ, Іудеи предпочли мірскія выгоды и плотскія удовольствія благамъ Евангельскимъ, духовнымъ и небеснымъ. Апостолъ Павелъ продолжаетъ: сія образы намъ быша, яко не быти намъ похотникомъ злыхъ, якоже и они похотѣша (1 Кор. 10, 6).

Тѣ же извиненія въ нерадѣніи о Словѣ Божіемъ, тѣ же предлоги къ удаленію отъ спасительнаго употребленія таинствъ покаянія и причащенія повторяются и нынѣ. Одни извиняются покупкою полей: село купихъ; это честолюбивые владѣтели земель, домовъ, недвижимыхъ имѣній. Хотя богатство само по себѣ и непротивно Богу, ибо есть даръ Его; но когда всѣ занятія, всѣ помышленія направлены къ тому только, чтобы присоединить домъ къ дому, село къ селу, — и въ этомъ поставляется все удовольствіе сердца; то сіе отвлекаетъ людей отъ духовной и небесной вечери, и навлекаетъ на нихъ гнѣвъ Божій; кольми паче, если все сіе производится еще съ обидою, съ притѣсненіемъ ближнихъ. Горе присовокупляющимъ домъ къ дому, и село къ селу приближающимъ, да ближнему отымутъ что (Ис. 5, 8). Таковые, если призываются гласомъ Церкви къ покаянію и къ христіанскимъ добродѣтелямъ, всегда найдутъ, чѣмъ извинить себя.

Другіе въ удаленіи отъ предлагаемой Церковію вечери извиняютъ себя попеченіемъ о движимомъ имѣніи: супругъ воловъ купихъ пять. Это люди занятые прибылью, водимые одною корыстію. Они покупаютъ и продаютъ вь тѣ самые дни и часы, въ кои другіе, менѣе привязанные къ міру, здѣсь на духовной трапезѣ питаютъ свою душу Словомъ Божіимъ и утѣшеніями Благодати. Если подвергаются гнѣву Божію тѣ, кои не имѣютъ времени, вкупѣ съ вѣрными посѣщать храмы Божіи, сохраняя однако честь и совѣсть въ дѣлахъ своихъ: то чтó сказать о тѣхъ, кои считаютъ не за грѣхъ, а за благоразуміе, обмануть ближняго; чтó сказать о тѣхъ, для коихъ всѣ способы къ умноженію корысти дозволительны, кои изъ самыхъ общественныхъ бѣдствій не стыдятся и не страшатся извлекать своей пользы.

Третіе извиненіе: жену пояхъ. Это относится къ людямъ, прикрывающимъ свою безпечность о спасеніи души попеченіемъ о дѣлахъ семейственныхъ. Бракъ честенъ и ложе нескверно, говоритъ Апостолъ. Бракъ есть учрежденіе Божіе для продолженія человѣческаго рода. Бракъ есть таинство въ Церкви Христовой: поелику въ союзѣ мужа и жены изображается таинственное соединеніе Христа съ Церковію. Таковый союзъ самъ въ себѣ не противенъ Богу: но онъ дѣлается таковымъ, когда человѣкъ предпочитаетъ человѣка Богу, когда изъ угожденія человѣку пренебрегаетъ святую волю Божію, когда человѣкъ дѣлается Божествомъ, или идоломъ его сердца; когда изъ удовольствія ему жертвуетъ спасеніемъ своей души и блаженствомъ вѣчнымъ.

Всѣ сіи троякаго рода извиненія означаютъ тройственную похоть міра: любострастіе, лихоимство и честолюбіе; все, еже въ мірѣ, говоритъ святый Іоаннъ: похоть плотская, похоть очесъ и гордость житейская (1 Іоан. 2, 16).

Какая же неблагодарность со стороны человѣка тварь предпочитать Творцу! и если крайняя несправедливость состоитъ въ предпочтеніи человѣка Богу: то какое нечестіе привязывать свое сердце къ праху земному, каково есть богатство! какое безуміе увлекаться непостояннымъ вѣтромъ молвы человѣческой, т. е. мірскою славою до того, чтобы забыть Бога и всѣ Его великія благодѣянія!

Казнь угрожающая презрѣвшимъ вечерю, начинается тѣмъ, что Домовладыка, услышавъ объ отказѣ званныхъ, разгнѣвался.

Первое наказаніе для человѣка есть гнѣвъ Божій. Когда гнѣвается Богъ; вся тварь вооружается на насъ. Небо дѣлается мѣдянымъ и земля желѣзною. Облака не даютъ росы и дождя на землю. Солнце палитъ зноемъ жатву грѣшника: земля, какъ бы воздыхая, содрогается; отвсюду происходятъ землетрясенія; рѣки, выступая изъ своихъ предѣловъ, потопляютъ веси и грады. Воздухъ заражается, и тлѣтворный вѣтръ несетъ изъ страны въ страну новыя, необыкновенныя болѣзни.

Открывается скудость въ хлѣбъ насущномъ. Люди и служащія имъ твари безсловесныя поражаются гладомъ: чтó все сіе значитъ, слушатели? Неужели все сіе дѣйствіе слѣпаго случая, какъ думаютъ слѣпые мудрецы міра? Напротивъ, не есть ли это гнѣвъ Божій за небреженіе наше о хлѣбѣ небесномъ, за предпочтеніе наше ничтожныхъ благъ міра сего благамъ истиннымъ, духовнымъ, вѣчнымъ? Впрочемъ сіи наказанія суть еще только исправительныя, коими Отецъ небесный старается привести въ послушаніе дѣтей строптивыхъ. Судими же отъ Господа наказуемся, да не съ міромъ осудимся (1 Кор. 11, 32).

Второе важнѣншее наказаніе, если только не обратимся, состоитъ въ томъ, что Богъ лишитъ насъ еще въ сей жизни Своей вечери; отниметъ у насъ сокровище Своего слова, Своихъ спасительныхъ таинствъ и благодати, столь щедро намъ предлагаемое, и столь мало нами цѣнимое. Разгнѣванный домовладыка повелѣлъ рабу своему: изыди скоро на распутія и стогны града, и нищія и бѣдныя и слѣпыя и хромыя введи сѣмо. Всѣ сіи въ притчѣ означаютъ Самарянъ, кои были нищи и бѣдны дѣлами благочестія, не имѣя храма и Богослуженія; были слѣпы въ познаніи закона Божія, и хромы, т. е отчасти, по преданію, имѣя понятіе о Богѣ, о законѣ, о имѣющемъ пріити Христѣ; частію держась заблужденій языческихъ; впрочемъ по близости своей къ Іудеямъ находились какъ бы въ одномъ съ ними градѣ. Услышавъ, что еще есть мѣсто, господинъ повелѣлъ рабу: изыди на пути и халуги, и убѣди внити. Пути и халуги, иначе дороги и перекрестки находящіеся внѣ града; въ притчѣ подъ именемъ ихъ означаются страны и грады языческіе, въ кои посланы были Апостолы съ проповѣдію о Христѣ.

Обратившись къ Самарянамъ и язычникамъ, и призывая ихъ въ новое царство благодати, Богъ давалъ разумѣть чрезъ то Іудеямъ, что прекратитъ съ ними, яко съ презрителями Своей святыни, благодатное Свое общеніе. Іисусъ Христосъ ясно предсказалъ сіе: отымется отъ васъ царствіе Божіе, и дастся языку творящему плоды его. Се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ (Матѳ. 21, 43). Какъ въ частности человѣку, такъ вообще и цѣлому народу Богъ предлагаетъ слово Свое съ тѣмъ, чтобы приносили плоды, достойные онаго; въ противномъ случаѣ всяку розгу не творящую плода изметъ ю. Первыя дѣла сотвори, говоритъ Іисусъ Христосъ Своей Ефесской Церкви: аще же ни: гряду тебѣ скоро, и двигну свѣтильникъ твой отъ мѣста Своего, аще не покаешися (Апок. 2, 5). Блюдемся, слушатели! да не постигнетъ и насъ сей страшный судъ.

Третія казнь угрожающая презрѣвшимъ вечерю — есть конечное лишеніе оной въ вѣчности, т. е. лишеніе живота и блаженства вѣчнаго: ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери. Сіе разумѣется о вечери небесной, отъ которой отлучены будутъ на вѣки толикократно призываемые въ сей жизни на вечерю духовную и презрѣвшіе сіе призываніе. Изъ царства свѣта, любви и блаженства они будутъ изгнаны во тму кромѣшнюю, и ввержены въ езеро огненное, горящее огнемъ и жупеломъ. Не хотѣвшіе пить въ сей жизни отъ источника воды живыя, тамъ тщетно будутъ съ Евангельскимъ богачемъ просить у Авраама одной капли воды, дабы устудить языкъ свой.

Уже вы чисти есте за слово, еже глаголахъ вамъ (Іоан. 15, 3), сказалъ нѣкогда ученикамъ Своимъ Іисусъ Христосъ. Онъ признаетъ ихъ чистыми отъ всѣхъ грѣховъ, и слѣдственно святыми за одну вѣру, съ каковою приняли слово Его. Безопасны и вы, слушатели, отъ всѣхъ наказаній и казней, о коихъ говорили мы, за то усердіе, съ коимъ слушаете Слово Божіе, если до конца жизни сохраните его, и, если слушая Слово, будете исполнять оное. Уже вы присутствуете на великой вечери; вкушаете хлѣбъ небесный и піете воду жизни. Остается пожелать, чтобы въ наступающіе послѣдніе дни сего поста очистивъ совѣсть вашу искреннимъ покаяніемъ удостоились тѣснѣе соединиться съ Іисусомъ Христомъ въ таинствѣ причащенія тѣла и крови Его. Тогда-то каждый изъ насъ воскликнетъ со святымъ Златоустомъ: «я пію Твою Христе божественную кровь; и ею угашу всю уготованную за грѣхи мои геенну. Я вкушаю Твое животворящее тѣло, и съ нимъ надѣюсь получить все небо». Аминь.

Говорено въ Донскомъ монастырѣ Декабря 12 дня, 1843 года.


Источникъ: Продолженіе поучительныхъ словъ на воскресные дни, отъ недѣли предъ Воздвиженіемъ до недѣли по Рождествѣ Христовѣ включительно, говоренныхъ Архимандритомъ Ѳеофаномъ. Части четвертой, томъ первый. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 187-200.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0