Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова къ владимірской паствѣ.

103. На Богоявленіе.

Воспѣвать бы нынѣ только славу Бога, троично явившагося на Іорданѣ, — славу, великолѣпіе коей восхищаетъ и Ангельскіе умы и Ангельскіе языки возбуждаетъ на пѣніе и пѣсни духовныя. — Но гожи ли мы съ вами къ тому, чтобъ взяться за сіе святое и пренебесное дѣло?! Подготовились ли, — стяжалиль запасъ Богомысленныхъ созерцаній и благогласныхъ рѣченій, и душу свою настроилиль, какъ Давидскую арфу, чтобъ на ней Давидски издать Богодвижный псаломъ — Сыну крещаемому, Святому Духу осѣняющему Его и Отцу свидѣтельствующему о Немъ? — Кто готовъ, тотъ пусть поетъ, услаждаясь утѣшительными движеніями сердца и многообъятными созерцаніями ума. А я понуждаюсь на другое обратить слово мое.

Въ праздникъ крещенія благовременно спросить крещенныхъ: такъ ли вы держите себя, крещенные, какъ подобаетъ крещеннымъ? Тому ли Богу служите, какому служить обѣщались въ крещеніи? — Смотря на васъ, скажетъ ли всякій: — это крещенные? — Это тѣ, кои отреклись отъ сатаны, и всѣхъ дѣлъ его, и всего служенія его, и всея гордыни его.

Напередъ прошу, непогнѣвайтесь. — Хочу укорять васъ. — Хочу укорять за то, что вы къ языческимъ обратились обычаямъ и вмѣсто Бога стали прибѣгать къ бѣсамъ. — Это не громкія только слова, а самое дѣло! — Вспомните, какъ многіе изъ васъ встрѣчали новый годъ, — и теперь хладнокровно разсудите, — похоже ли это на что либо христіанское?! — До полночи проиграть въ карты, или проговорить о всякихъ пустякахъ, а въ самую полночь, — на рубежѣ стараго и новаго года, — взять бакалы и вертѣться. — Что это такое? и есть ли тутъ какой смыслъ? — Богъ — Владыка времени и жизни нашей, — далъ намъ провесть одинъ годъ и вводитъ въ другой. Въ минуту сего перехожденія что прилично? — Воздѣть руки къ небу и поблагодарить Господа за прошедшія милости и умолить Его продлить свое благоволеніе и на будущее. Въ каждой ли семьѣ особо такъ поступите, или соберетесь по нѣскольку семействъ вмѣстѣ, — благословенно такъ встрѣтить новое лѣто. А вертѣться съ бакалами — тутъ какой смыслъ? — Шутка развѣ жизнь наша, и время — вещь ни къ чему негожая? — Если такъ, то конечно нельзя лучше встрѣтить новаго года, какъ пустословіемъ и пляскою. Это будетъ — задать тонъ на весь годъ. Но вѣдь вы и сами такъ недумаете о времени и жизни!! — Что же это дѣлалось! Повеселиться захотѣли?! — Для веселія развѣ нѣтъ другаго времени, со всѣмъ незнаменательнаго? Да и веселье тутъ бываетъ у васъ не такъ шибко. — Нѣтъ, тутъ дѣлалось что то другое! — Что же бы такое? — Вы скажете: обычай зашелъ. — И я подтвержду: обычай зашелъ, — и прибавлю: обычай, со всѣмъ не христіанскій, а языческій, нечестивый, богопротивный. Вѣдь этой минуты вы ожидаете, какъ момента священнаго, — и бакалы берете со всѣмъ не съ такими мыслями, какъ въ другое время, и вертитесь не въ томъ духѣ, какъ обычно. Все это у васъ дѣлается, какъ какое то священнодѣйствіе. Спросимъ теперь васъ: какому же это Богу совершается у васъ такое священнодѣйствіе?! Христу ли Спасителю, искупившему васъ, желчь и оцетъ вкушавшему, Коего руки и ноги пригвождены были на крестѣ нашего ради спасенія?! — Конечно нѣтъ. — Кое общенье?! — Кое общеніе Христово съ Веліаромъ!?! Не къ Нему сіе идетъ, — а или къ Бахусу, — языческому богу пьянственнаго веселія, — или къ Венерѣ — богинѣ плотскихъ нечистыхъ утѣхъ. — И се — боги ваши — новый Израилю! — Отъ нихъ ужъ и ждите себѣ, чего желали вы другъ другу; а отъ Бога истиннаго нечего вамъ ждать, потому что когда св. церковь молилась Ему о благословеніи новаго лѣта, васъ не было въ церкви. Силъ нестало. Они принесены въ жертву языческимъ богамъ, — или пустой мечтѣ и лести вражіей. — Что же теперь, и къ чему ваши благожеланія? — Будто забрали вы въ свои руки всѣ блага, — и раздаете ихъ щедрою рукою, — одному одно, другому другое — безъ обращенія къ Богу истинному?! — Иначе сего и понять нельзя, — какъ что вы разграбили сокровищницу Божію и распоряжаетесь ею, какъ хотите, помимо Бога, Вседержавнаго міроправителя, — или всѣ сладкія рѣчи ваши — дѣтское шутовство. — Такъ-то съ какой стороны ни посмотришь на обычай сей, приходится сказать: недобра похвала ваша. И не оправдывайтесь, говоря, что при этомъ у васъ не бываетъ мыслей богоотступническихъ. — Да вѣдь — дѣло-то богоотступническое, а мысли о Богѣ при этомъ нѣтъ. — Какъ же назвать это, какъ не богоотступничествомъ? Не оправдывайтесь и тѣмъ, что не знаете, какъ зашелъ обычай. Да какъ онъ зайдетъ, когда непримете? — Не отворяйте ему дома, и не зайдетъ. Вотъ — такъ — одинъ не пустилъ бы, другой, третій. И всѣ, — ни къ кому бы онъ и не зашелъ. — И пусть бы онъ себѣ шелъ куда хочетъ, и не срамилъ бы нашего города, — освященнаго столькими святыми.

Дѣло это впрочемъ уже прошлое. — Неворотишь. — Но вы порадуете Господа и святыхъ Его, если сознавши нелѣпость сдѣланнаго, раскаетесь и положите: — неподчиняться болѣе такимъ пустымъ обычаямъ. —

Скорбно было сіе слышать, — но еще не прошла эта скорбь, какъ настала другая. — Вотъ слышу на дняхъ, что пріѣхала какая-то ясновидящая и всѣ потянулись къ ней, въ чаяніи вывѣдать отъ ней всѣ тайны и всѣ судьбы жизни своей, — что было, что есть и особенно — что будетъ. — Ужели же у васъ нѣтъ на столько разумѣнья христіанскаго, — чтобы понять не основательность своей надежды, — и непрочность обѣщаній этой обманщицы? — Вѣдь она обѣщаетъ, что дастъ отвѣтъ на все, о чемъ ни спросишь. — Стало она увѣряетъ, что все знаетъ. И вы не вспомнили, что этого ни о какомъ человѣкѣ сказать нельзя. — Знаетъ все только Богъ одинъ, и тотъ, кому Богъ откроетъ. А ей Богъ ли открываетъ? — Куда! — Кому Богъ открываетъ, тотъ нестанетъ торговать откровеніями. — Какъ же теперь можно вполнѣ положиться на ея сказанія? Кое-что можетъ быть и угадаетъ, — а больше запутаетъ и закроетъ неясными словами.

Вѣдь тутъ тоже бываетъ, что было въ языческія времена въ прорицалищахъ. — Жрецы, пиѳіи, сами идолы прорицали. — Какою силою это совершалось, можете судить потому, что когда являлся гдѣ истинный рабъ Христовъ; тамъ прорицатели умолкали, и бѣсы гласно жаловались на своихъ гонителей и стѣснителей-христіанъ. — Когда распространилось христіанство, прорицалища замолкли. — А вотъ нынѣ, — когда ослабѣло христіанство, — опять они начали появляться въ разныхъ видахъ и манятъ къ себѣ легковѣрныхъ и посрамляютъ въ нихъ имя Христово. Сначала они на западѣ открылись, а оттуда и къ намъ зашли и вотъ собираютъ дань съ легковѣрныхъ и суевѣрныхъ. — И добро бы обращаться къ нимъ было — только легковѣріе. — Нѣтъ, — тутъ надо видѣть нѣчто болѣе. Тутъ измѣна надеждѣ христіанской. Спроси себя: къ кому это обращаешься ты и отъ кого ожидаешь себѣ помощи? — Какая то, скажешь, есть тутъ сила. — Ты развѣ не знаешь, — что единая есть истинная сила — сила Божія, отъ коей одной и можно ожидать всего. — Обращаясь же теперь къ сей безвѣстной силѣ, — не отступаешь ли ты отъ единой истинной силы? Если такъ, — куда же это? — конечно, — къ силѣ ложной, — противоположной силѣ истинной, — или Богопротивной. — Я не берусь объяснять вамъ состоянія сихъ прорицателей. — По моему оно — не обыкновенное болѣзненное состояніе, подлежащіе коему, въ слѣдствіе сего разстройства, — частію сами видятъ шире, чѣмъ мы, — а частію — или наиболѣе бываютъ орудіями лукавыхъ духовъ. — Бѣсы пользуются ихъ болѣзненнымъ разстройствомъ, — и чрезъ нихъ влекутъ къ себѣ слабыхъ. — Бѣсы вѣдь давно живутъ и много знаютъ изъ прошедшаго; они всюду летаютъ и знаютъ, что гдѣ теперь дѣлается, — и разсказываютъ чрезъ эти свои орудія. О будущемъ они не знаютъ, а только гадаютъ; но какъ вопрошателямъ своимъ многое изъ того, что было и есть разсказываютъ вѣрно; то имъ вѣрятъ и въ томъ, что они говорятъ о будущемъ, хоть оно почти никогда не сбывается. Въ этомъ полагаю вѣрный источникъ ясновидѣнія. Судите теперь, что дѣлаете вы обращаясь къ ясновидящимъ? Вѣру свою бѣсамъ обнаруживаете. — Я вамъ это не свои гаданія разсказываю. — Припомните, что было въ Филиппахъ во время проповѣди тамъ Апостола Павла. Была тамъ отроковица нѣкая, имущая духъ пытливъ (Дѣян. 16, 16), которая стяжаніе много даяше господемъ своимъ — гадая и предсказывая. — Апостолъ Павелъ изгналъ сего духа, говоря: запрещаю ти именемъ Христа, изыдя изъ нея — Духъ вышелъ въ тотъ же часъ. — И господá, видя, что изыде надежда стяжанія ихъ, — воздвигли гоненіе на св. Ап. Павла и Силу, который былъ съ нимъ. — Вотъ такого же рода и эта ясновидящая, которая теперь манитъ васъ къ себѣ. Въ ней духъ пытливый. Цѣль же ея — стяжанія многа достать себѣ, или доставлять тѣмъ, кои возятъ ее. — Вамъ же отъ ней никакой пользы: — одна трата денегъ и оскверненіе душъ приближеніемъ къ силѣ бѣсовской и довѣріемъ къ ней. —

Вотъ и на это посмотрѣвши, понуждаюсь сказать: не добрая похвала ваша! — Въ одной части у васъ — обычаи языческіе, отзывающіеся идолопоклонствомъ, а въ другой — прямое обращеніе къ бѣсамъ. — Что же это такое? — Отреклись что ли вы отъ имени Христова? — Или опять уже воцарился князь тьмы, — изгнанный Христомъ Богомъ нашимъ? Вѣдь, еслибъ воскресить какого язычника и показать ему — сначала, какъ новый годъ у насъ встрѣчаютъ, а потомъ — какъ всѣ тянутся къ пиѳіи прорицательницѣ, онъ не нашелъ бы никакой у насъ разности съ тѣмъ, что бывало у нихъ. — Тутъ все наше, сказалъ бы онъ. И мы такъ же богамъ нашимъ служили — съ веселіемъ и пьянствомъ, и такъ же къ прорицательницамъ своимъ ходили. — Гдѣ же тутъ Христосъ, — и гдѣ христіане, крещенные во Христа, которые тогда такъ брали надъ нами преимущество?! — Не права ли была бы рѣчь его? — Конечно права. — Какъ по одеждѣ узнается, напримѣръ, гражданинъ, чиновникъ и военный; такъ по обычаямъ, дѣламъ и надеждамъ узнается, кто какой вѣры. — Если вы допускаете много такого, что не свойственно увѣровавшимъ въ Господа и крещеннымъ во имя Его; кто виноватъ, если иной усумнится, крещены ли вы? —

Простите Господа ради, что въ свѣтлый праздникъ Крещенія обращаюсь къ вамъ съ такими укорными словами. — Долгъ имѣю говорить такъ, — и говорю чести ради крестившагося Господа и насъ крещеніемъ освятившаго, съ тою одною цѣлію, чтобы вы осмотрѣлись и отстранили изъ поведенія своего все, что можетъ лежать чернымъ пятномъ на свѣтлой одеждѣ, которою облеклись вы въ крещеніи. Аминь.

6 Генваря 1865 г.

Источникъ: Слова къ владимірской паствѣ Преосвященнаго Ѳеофана. — Владиміръ: Типографія Губернскаго Правленія, 1869. — С. 524-530.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0