Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова къ владимірской паствѣ.

31. На Крещеніе Господне.

Празднуя св. Богоявленіе, перенесемся мыслію на самое мѣсто событія, и будемъ разумно внимать происходившему тамъ! — Вотъ Виѳавара! Вы видите на берегу св. Іоанна, въ одеждѣ изъ верблюжьяго волоса, съ поясомъ усменнымъ о чреслѣхъ своихъ. Его окружаетъ безчисленное множество народа изъ Іерусалима, Іудеи и всей страны Іорданской. Крещеніе Спасителя только что кончено; и очи всѣхъ обращены на восходящаго отъ воды Сына человѣческаго. — Они больше ничего и не видятъ. — Но изострите вѣрою око ума вашего и въ слѣдъ за Іоанномъ, минуя сіе видимое всѣмъ, установите внимательный взоръ на то, что не всѣмъ видимо — на небо отверзтое, голубя сходяшаго и гласъ слышанный: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ! Установите взоръ вашъ и не отрывайте вниманія вашего отъ сего дивнаго видѣнія! О! кто дастъ слову нашему силу, чтобъ достойно воспѣть славу Бога, въ трехъ ѵпостасѣхъ на Іорданѣ явившагося! —

Вмѣстѣ съ потеряннымъ раемъ, заключились небеса правдою Божіею. Но какъ сильнаго напора водъ не удерживаетъ и крѣпкая преграда, такъ растаяла наконецъ крѣпость правды отъ огня любви Божіей, — и се отверзошася небеса. Отверземъ, бр., и мы всѣ силы естества нашего, не насытно воспріимемъ Бога открывшагося, и насладимся Имъ. Напитаемъ имъ всѣ чувства, всѣ помышленія и желанія свои.

Мы погружены во тму; но вотъ обильный свѣтъ. Мы поражены безотраднымъ разъединеніемъ — и съ небомъ и съ собою; но вотъ всеоживляющее примиреніе. Мы измождены безсиліемъ, но вотъ не истощимый источникъ всякихъ силъ!

И такъ — какъ, послѣ долгой ночной темноты, всякая тварь жаждетъ свѣта и съ желаніемъ устремляется принять первые лучи восходящаго солнца: такъ и мы, устремивъ на Богоявленіе просвѣтленное вѣрою око ума, желательно воспріимемъ отрадные лучи Божественнаго устроенія нашего спасенія, испускаемые милостивымъ словомъ Бога Отца, — и насладимся ими.

Какъ, сжатая холодомъ зимы тварь жадно встрѣчаетъ разрѣшающую узы холода весну и пріемлетъ снова стройное оживленіе: такъ и мы оживленнымъ надеждою спасенія сердцемъ воспріимемъ примиреніе возсіявающее въ Господѣ крещаемомъ, — и насладимся Имъ!

Какъ, во время зноя лѣтомъ, жаждущая земля всѣми устами пьетъ нисходящій съ неба дождь; такъ и мы всѣмъ желаніемъ души воспріимемъ всякую силу, готовую излиться на насъ отъ Духа, сходящаго въ видѣ голубя, — и насладимся тѣмъ!

За чѣмъ бы намъ и приглашать себя къ сему? — Ибо не всѣ ли мы введены уже во все домостроительство спасенія? — Не всѣ ли потому должны быть и просвѣщены, и умиротворены, и оживлены? — Но о, когда бы было такъ? — Нѣкогда, помянувъ объ Іоаннѣ Крестителѣ, Господь съ укоромъ говорилъ Іудеямъ: Онъ былъ свѣтильникъ, горя и свѣтя, а вы другихъ утѣхъ искать восхотѣли въ часъ свѣтѣнія его. — Вотъ каждогодно во св. своей церкви, и на насъ наводитъ Господь свѣтъ Іорданскаго при Іоаннѣ Богоявленія своего. Не говоритъ ли онъ намъ чрезъ то: вотъ гдѣ свѣтъ горящій и свѣтящій! — смотрите же не восхотите иначе какъ радоваться въ часъ свѣтѣнія его.

Блюдите убо, бр., како опасно ходите! Не поражаютъ ли иногда обольстительно слухъ нашъ обманчивые клики враговъ нашего спасенія?

Суемудріе глашаетъ: ко мнѣ идите, у меня свѣтъ. Но у него не свѣтъ, а только призракъ свѣта, и тѣ, кои слушаютъ его, нарицаютъ свѣтъ тмою и тму свѣтомъ.

Міръ зоветъ: ко мнѣ идите, я дамъ вамъ миръ! Но у него не миръ, а призракъ мира, и увлеченные имъ, поздно уже обличивъ ложь, укорно осуждаютъ его говоря: миръ! миръ! и гдѣ есть миръ?

Князь міра обѣщаетъ просторъ и жизнь, и силу и довольство. Но у него нѣтъ ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призракъ ихъ — и обольщенные имъ имя только имѣютъ, что живы, свободны и довольны, а на дѣлѣ суть обуморенные, томимые лишеніями рабы.

Поспѣшите бр., стяжать навыкъ къ различенію всего этого, при свѣтѣ Богоявленія и не увлечетесь тѣмъ, что именуется только свѣтомъ, и миромъ, и силою, а не есть, но паче устремитесь къ Тому, Иже есть путь, истина и животъ, правда же, и освященіе, и избавленіе.

Вотъ чуть не дошли мы до суда и самоосужденія. — Что же, такъ хочетъ и Господь. — Церкви повелѣлъ Онъ свѣтло праздновать Свое Богоявленіе, а каждаго изъ насъ благоволитъ ввести въ радость празднества только чрезъ судъ совѣсти. Кто вкусилъ даровъ, ради коихъ празднуетъ церковь, тотъ радуется; а кто не вкусилъ, вкуси прежде и возрадуешься. Аминь.

6 Генваря 1864.

Источникъ: Слова къ владимірской паствѣ Преосвященнаго Ѳеофана. — Владиміръ: Типографія Губернскаго Правленія, 1869. — С. 167-170.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0