Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова къ тамбовской паствѣ.

57. На введеніе въ храмъ Пресвятыя Богородицы.

Вводится въ храмъ Пресвятая Дѣва — отроковица Марія, будущая Матерь Спасителя и всѣхъ вѣрующихъ въ Него! Празднуя нынѣ сіе дѣйствіе изъ Ея жизни, какъ дѣти Ея по вѣрѣ и духу, — понудимъ себя и подражать сему дѣйствію, по его силѣ и значенію. Ибо еще Пророкомъ предъизображено: приведутся царю дѣвы въ слѣдъ ея, искреннія ея приведутся тебѣ и введутся въ храмъ царевъ (Псал. 44, 15). Дѣвы — это души вѣрующихъ; — храмъ царевъ — это внутреннѣйшее Богопребываніе. Если мы вѣрующіе, то по слѣдамъ Богоматери должны восходить во внутренній храмъ — предъ лице самого Царя и Бога.

Введеніе впрочемъ въ храмъ отроковицы Богоматери было только предзнаменованіемъ восхожденія всѣхъ вѣрующихъ предъ лице Бога. Основаніе же и начало тому положено, — и самый путь туда проложенъ уже самимъ Господомъ Спасителемъ — по Его человѣчеству. Онъ вошелъ, какъ пишетъ Апостолъ, въ самое небо, да явится лицу Божію о насъ (Евр. 9, 24). Человѣчество въ лицѣ Іисуса Христа прошло небеса и стало предъ лице Самого Бога, — не ради Господа, а ради насъ. Этимъ открылся истинный путь святыхъ (Евр. 9, 8), сокрытый для древнихъ подъ символомъ вхожденія въ святая святыхъ скиніи. Послѣ сего уже всѣ вѣрующіе имѣютъ дерзновеніе входить во внутреннѣйшее за завѣсу, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ (Евр. 6, 19-20), — входить путемъ новымъ и живымъ, его же обновилъ есть намъ Господь завѣсою, сирѣчь, плотію Своею (Евр. 10, 20).

Самымъ дѣломъ вѣрующіе входятъ предъ лице Бога симъ путемъ новымъ и живымъ, уже по исходѣ изъ тѣла. Но чтобъ удостоиться сего, надобно въ здѣшней жизни умно или сердечно совершить то, что дѣломъ совершится по смерти, т. е. надобно здѣсь еще — умомъ и сердцемъ взойти во внутреннѣйшее завѣсы, стать предъ лице Бога и утвердиться тамъ на неисходное пребываніе.

Божія Матерь восходила по степенямъ. Есть степени и умнаго восхожденія къ Богу. Ихъ можно насчитать много. Укажу вамъ главнѣйшія:

Первая ступень есть обращеніе отъ грѣха къ добродѣтели. — Человѣкъ грѣшникъ — не помнитъ о Богѣ и о спасеніи души своей не заботится, а живетъ, какъ живется, удовлетворяя своимъ страстямъ и склонностямъ безъ всякихъ ограниченій, лишь бы только это не разстроивало его взаимныхъ къ другимъ отношеній. Очевидно, куда приведетъ человѣка такой путь! Но грѣшникъ въ безпечности и нерадѣніи не видитъ того. — Господь же бдитъ надъ нимъ. И бываетъ, что или ангелъ хранитель въ сердцѣ, или слово Божіе — чрезъ слухъ, — открываютъ очамъ его бездну, въ которую онъ идетъ, смѣживши очи. — Когда грѣшникъ воспріиметъ въ чувство опасность своего положенія и возжелаетъ избавиться отъ готовой ему пагубы, тогда полагаетъ въ сердцѣ своемъ твердое намѣреніе отстать отъ прежнихъ своихъ худыхъ дѣлъ и обычаевъ и начать жизнь по заповѣдямъ Божіимъ. Эта перемѣна жизни на лучшее, или какъ я сказалъ — обращеніе отъ грѣха къ добродѣтели и есть — первая ступень восхожденія къ Богу. Того, кто вступилъ на сію ступень, — вы видите занятымъ съ напряженіемъ силъ симъ однимъ добродѣланіемъ. Нѣтъ его ни на гуляньяхъ, ни въ театрѣ, ни на балахъ, — ни гдѣ, гдѣ потѣшаютъ страсти, и чрезъ нихъ служатъ сатанѣ. Онъ всегда за дѣломъ, — или на должности, или въ трудахъ по семейству, или въ дѣлахъ благочестія и благотворенія. — Ходитъ въ храмы на службы Божіи, какъ только есть возможность и соблюдаетъ всѣ уставы Церкви, помогаетъ всячески нуждающимся, дѣло свое ведетъ добросовѣстно, терпитъ, когда нужно терпѣть, — и за себя и за другихъ, соблюдаетъ миръ и миритъ, отличается постоянствомъ и степенностію, неболтаетъ по пусту, небранится, мало спитъ, мало ѣстъ и проч. Вотъ эта первая ступень!

Вторая ступень есть обращеніе отъ внѣшняго добродѣланія къ возбужденію и блюденію добрыхъ чувствъ и расположеній. Внѣшнія дѣла, какъ я говорилъ вамъ, цѣнятся болѣе по чувствамъ и расположеніямь, съ какими совершаются. Сіи чувства не всегда бываютъ исправны, при видимой исправности, и потому губятъ бóльшую часть нашихъ добрыхъ дѣлъ. Напр. въ церкви быть Богоугодное дѣло... но къ сему дѣлу можетъ привиться тщеславіе и сдѣлать его небогоугоднымъ. — Можно съ удовольствіемъ стоять въ церкви, но для того, чтобы глазѣть на то или другое, или чесать слухъ, какъ охуждаетъ Апостолъ. — И это уничтожаетъ доброту пребыванія въ церкви. То же можетъ случиться и со всякимъ добрымъ дѣломъ. Можно милостыню подавать и поститься, да видимы будемъ; — можно много трудиться для другихъ — изъ человѣкоугодія; — можно уединяться и терпѣть — изъ презорства; — можно быть усиленно дѣятельнымъ — изъ зависти, — держаться на службѣ и исправно служить изъ корысти и неправедныхъ прибытковъ, такъ что если прослѣдить всю сумму нашихъ добрыхъ дѣлъ, и строго обсудить чувства, съ какими онѣ совершаемы были, — можетъ оказаться, что онѣ всѣ — ничто — уничтожаются недобротою сокрытыхъ подъ ними чувствъ. — А вѣдь это жаль! — Такъ вотъ и надобно намъ строго смотрѣть, чтобъ никакія худыя чувства и расположенія не оскверняли нашихъ добрыхъ дѣлъ. — Сначала, когда только обратится человѣкъ отъ грѣха къ добродѣланію, — ему, можно сказать, еще некогда заняться своимъ внутреннимъ.. Вся его забота обращена на то, чтобъ отвыкнуть отъ худыхъ дѣлъ и привыкнуть къ добрымъ. Напр. въ церковь онъ не ходилъ, а проводилъ это время въ какой либо утѣхѣ; надо отвыкнуть отъ сего обычая худаго и привыкнуть къ церкви. Милостыню не подавалъ и тратилъ деньги на другое что, расточалъ, прогуливалъ: надо отвыкнуть отъ гулянья и привыкнуть къ милостыне-подаянію; постовъ не соблюдалъ, а ѣлъ много, сладко и скоромно; надо и здѣсь отъ одного отвыкнуть, а къ другому привыкнуть. — Такъ и во всемъ! Такъ говорю, на первыхъ порахъ, когда обратившійся отъ грѣха только еще отвыкаетъ отъ дѣлъ и обычаевъ грѣховныхъ и привыкаетъ къ добродѣланію, ему некогда слѣдить за своими чувствами, — хоть и не невозможно и не необычно сіе. Тутъ борьба его съ собою даетъ высокую цѣну всякому его дѣлу, хотя бы и проскользнуло когда либо недоброе чувство. Но потомъ, когда онъ навыкнетъ добродѣланію и установится въ порядкѣ добродѣтельной и благочестивой жизни, непремѣнно должно ему войти внутрь своего сердца и строго смотрѣть за своими чувствами. Прежде врагъ старался отвлекать его отъ добрыхъ дѣлъ, когда были еще сильны привычки грѣховныя. Теперь же, когда онъ отвыкъ отъ сихъ послѣднихъ и установился въ добрѣ, врагъ начнетъ неправыми чувствами уничтожать доброту дѣлъ. Такъ и надобно обратиться внутрь и смотрѣть за своими чувствами. Вотъ то время, когда работающій добру, дошедши до сознанія бѣды, опасности или безполезности труда, если при добрыхъ дѣлахъ не бываетъ добрыхъ чувствъ, положитъ твердое намѣреніе войти внутрь себя, строго смотрѣть за своимъ сердцемъ и не допускать ни въ какомъ случаѣ недобрыхъ чувствъ и расположеній — или этотъ порворотъ и обращеніе отъ внѣшняго добродѣланія къ удобренію внутреннихъ чувствъ и расположеній — есть вторая ступень въ восхожденіи къ Богу. — Называется это — внутрь-пребываніемъ, вниманіемъ ума, трезвеніемъ, различеніемъ помысловъ, или очищеніемъ сердца. Дѣло сіе состоитъ все въ томъ, чтобы отгонять недобрыя чувства и привлекать, возбуждать и укрѣплять добрыя... Съ самаго утра, говоритъ св. Діодохъ, стань у входа сердца, — и посѣкай главы исходящихъ оттуда злыхъ помысловъ. Ибо какое бы дѣло ни пришлось намъ дѣлать, — тотчасъ лѣзетъ изъ сердца худое помышленіе, чтобъ его осквернить. Нашъ долгъ — худое помышленіе отогнать, а доброе на мѣсто его воспроизвесть и съ симъ добрымъ помышленіемъ совершить дѣло. Напр. вы собираетесь въ церковь; и пойдутъ помыслы: нарядись получше, чтобъ на тебя смотрѣли, или иди, — иди, тамъ увидишь того-то или ту-то... или еще: — сходи; сходишь, скажутъ, что ты благочестивый и под. Все это надо прогнать, а на мѣсто того воспроизвесть въ сердцѣ чувство обязанности быть въ церкви во славу Божію, и съ симъ чувствомъ сходить въ церковь. — Какъ въ этомъ, — такъ надо поступить и въ прочихъ дѣлахъ. Чѣмъ бдительнѣе кто смотритъ за сердцемъ и чѣмъ безжалостнѣе будетъ отсѣкать недобрыя помышленія и чувства, возникающія изъ него, тѣмъ скорѣе ослабить, заморитъ и истребитъ сіи страстные помыслы. Они будутъ показываться все меньше и меньше, — а наконецъ и совсѣмъ улягутся и перестанутъ безпокоить, а на мѣсто ихъ укоренягся чувства добрыя и святыя. Въ сердцѣ водворится тогда миръ и невозмутимый покой. — Это походитъ на то, какъ стаканъ мутной воды поставить такъ, чтобъ онъ не колебался. Нечистота все будетъ осѣдать въ низъ; чѣмъ болѣе она спадаетъ, тѣмъ чище становится вода, а наконецъ и совсѣмъ очистится. Небо, солнце, луна и звѣзды въ немъ будутъ видимы! Вотъ это вторая ступень — очищеніе и чистота сердца чрезъ борьбу съ помыслами и страстями!

Третья ступень — есть обращеніе отъ себя къ Богу, которая состоитъ въ томъ, чтобъ стоять умомъ въ сердцѣ предъ лицемъ Бога, что собственно и есть вхожденіе во внутреннѣйшее за завѣсу — путемъ новымъ и живымъ. Первыя двѣ ступени суть только приготовленіе къ сему, но такія, что безъ нихъ ему быть нельзя. Какъ наоборотъ тѣ двѣ безъ сего послѣдняго не приводятъ къ цѣли. Начало сего состоитъ въ томъ, чтобъ утвердиться въ помышленіи о присутствіи Божіемъ. Гдѣ бы кто ни былъ, чтобы ни дѣлалъ, сознавай, что всевидящее око Божіе утверждено надъ твоимъ сердцемъ и все проникаетъ его. Какъ солнце на небѣ свѣтитъ и освѣщаетъ всю вселенную, — и всѣ твари движутся и дѣйствуютъ подъ его освѣщеніемъ: такъ да творимъ и мы всѣ свои духовныя дѣла, — на умственной тверди своей имѣя утвержденнымъ умное Солнце — Бога всевидящаго. Сіе настроеніе внутрь насъ само собою приходитъ по умиротвореніи помысловъ на второй степени, — и очищеніи сердца отъ страстей. Ибо такъ говоритъ Господь: ближени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. Но не въ одномъ зрѣніи существо сей степени, — какъ бы холодномъ Богу предстояніи. Это только преддверіе. Дѣло же самое въ томъ, чтобы сердцемъ къ Богу устремляться, забывъ все — и въ себѣ и окрестъ себя, — въ Богѣ изчезать, или къ Нему восхищаться. Святые отцы называютъ его изступленіемъ, т. е. выступленіемъ изъ обычнаго порядка жизни и погруженіемъ въ Бога, по гречески екстасисъ. Чтобъ сдѣлать это понятнѣе для васъ, скажу вамъ — одинъ-другой примѣръ: объ одномъ старцѣ говорили, что онъ помнилъ себя только до первой славы, т. е., на три псалма, а потомъ погружался въ Богосозерцаніе и такъ-умно — безъ словъ молился Господу, стоя неподвижно. О другомъ старцѣ говорили, что онъ вечеромъ становился на молитву, обращаясь лицемъ на востокъ, — воздѣвалъ руки свои, былъ восхищаемъ къ Богу, — и такъ пребывалъ неизмѣнно до тѣхъ поръ, пока солнце взошедши ударами лучей своихъ не низводило его съ блаженной высоты. Вотъ это и есть восхищеніе — или самое вступленіе во внутреннѣйшее — предъ лице Бога, о которомъ напомнило намъ празднуемое нами Введеніе Пресвятыя Богородицы. Это высшее его состояніе. Но обычное проявленіе сей степени — въ начаткахъ — есть горѣніе сердца, — или возбужденіе чувствъ при чтеніи, молитвѣ, добродѣланіи, дома и въ церкви, за дѣломъ и на пути. Плодъ сего — молитва. Вспадетъ чувство на сердцѣ, — человѣкъ входитъ сознаніемъ внутрь, — и ничего не хочеть имѣть въ мысли кромѣ Бога. Если въ семъ состояніи онъ молится, то сытости не знаетъ поклоновъ и молитвенныхъ воздыханій къ Богу. Горѣніе сердца ублажаетъ его, — и ему всегда хотѣлось бы быть въ семъ состояніи, какъ увѣряетъ Макарій Египетскій, — еслибъ можно. Вотъ, кто началъ приходить въ такія состоянія, тотъ вступилъ на третью ступень, т. е., сталъ восходить отъ себя къ Богу! Это предѣлъ восхожденій, но такой, которому конца нѣтъ: ибо Богъ безконеченъ!

Вотъ три ступени восхожденія въ слѣдъ Пресв. Дѣвы предъ лице Бога! На какой стоимъ мы съ вами, братія! На первой, второй или третьей? — Но на какой бы кто ни стоялъ — все хорошо. Вотъ кто валяется въ грѣхѣ и страстяхъ, не радя о спасеніи, — то худо! А если кто обратился отъ грѣха и вступилъ на путь добродѣтели, тотъ уже на доброй сторонѣ. Только пусть не стоитъ на одномъ мѣстѣ, ибо это опасно, а все движется по немногу впередъ, задняя забывая и въ предняя простираясь, какъ заповѣдалъ Апостолъ (Флп. 3, 13). Аминь.

1860 г.

Источникъ: Слова къ тамбовской паствѣ. Ѳеофана, епископа Тамбовскаго и Шацкаго. Въ 1859 и 1860 годахъ. — СПб.: Въ Типографія Штаба Военно-учебныхъ завѣденій, 1861. — С. 288-294.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0