Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова къ тамбовской паствѣ.

26. На память Алексія человѣка Божія, — въ дѣвичьемъ Вознесенскомъ монастырѣ.

Дивно житіе святаго Алексія, человѣка Божія! Какъ это могъ онъ вытерпѣть и не высказаться въ продолженіи такого долгаго времени, имѣя предъ глазами лица, къ которымъ горѣлъ любовію, — зная, что обрадовалъ бы ихъ, еслибъ сказался, и терпя непріятности отъ нихъ потому только, что они не знали, кто онъ? — Все же онъ былъ человѣкъ — и человѣкъ живой, имѣющій сердце, — и какое сердце?! Душа его вѣрно болѣла и болѣла не легко; но онъ побѣждалъ сію боль твердою рѣшимостію — быть вѣрнымъ принятому намѣренію, и умягчалъ ее сильною любовію, какою горѣлъ къ Господу. — Въ семъ положеніи онъ походилъ на распятаго на крестѣ, но еще не испустившаго духъ. — Какъ въ семъ распятомъ легкое движеніе или колебаніе тѣла раздираетъ раны, и увеличивая боль щемитъ сердце, помрачаетъ голову: такъ и у него, — отца ли видѣлъ онъ или слышалъ голосъ матери, слуги ли встрѣчалъ строгій взглядъ, или ласку человѣка сторонняго, забывали-ль его надолго, или увеличивали попечительность о немъ, — все сіе и многое подобное не могло не терзать сердца его! — Но онъ все терпѣлъ, все покрывалъ молчаніемъ, былъ всегда въ одинаковомъ покойномъ и немятежномъ состояніи, — не метаяся туда и сюда, какъ отчаянный. Такъ терпѣлъ Господь на крестѣ, такъ терпѣли и всѣ мученики.

Вотъ образъ истиннаго монашества, — и весьма близкій примѣръ для подражанія вамъ, — сестры обители сей! Тѣ, кои одинъ изъ престоловъ здѣшнихъ посвящали Алексію человѣку Божію, вѣрно тѣмъ хотѣли внушить вамъ, чтобъ, имѣя предъ глазами примѣръ такого терпѣливца, вы подражали житію его. Ибо и вы тоже взялись распять себя міру. Пребудьте же терпѣливо въ семъ самораспятіи. — Вообразите себѣ, что обитель ваша то же, что каютка Алексія человѣка Божія, — а городъ предъ лицемь вашимъ, есть то же, что домъ его родителей. И какъ онъ не увлекался мыслями и чувствами, какія были возбуждаемы въ немъ такими близкими его сердцу предметами; такъ непоколебимыми пребудьте и вы въ своемъ намѣреніи, не смотря на то, что такъ близки къ вамъ соблазны. Не сходите со креста, на который сами вы вознесли себя. Я скажу вамъ коротко, какъ сіе сдѣлать.

Распятый никакъ не сойдетъ со креста, если не вынутъ гвоздей, которыми пригвожденъ онъ на древѣ. Не вынимайте и вы изъ сердца тѣхъ расположеній, коими какъ гвоздьми можете быть прикованы къ обители и монашескому житію — и вы не сойдете со креста своего, — и пребудете въ крестоношеніи, — и крестоношеніе сіе возведеть васъ къ совершенству, и съ себя прямо преставитъ въ Царство любве Божія. Именно — вотъ что творите:

1) Храните неугасимымъ тотъ огнь ревности, съ какимъ искали вы обители и вступили въ нее. Припомните, какіе тогда обѣты исходили изъ сердца вашего, какіе строились планы въ головѣ о дѣлахъ Богоугожденія, какіе подвиги готовы были вы подъять, чтобъ явить свое самоотверженіе! — Чаще воспоминайте о всемъ томъ... и тѣмъ распаляйте свою ревность, если она начнетъ хотя сколько нибудь охладѣвать въ васъ. Знаете вѣрно уже по опыту, что когда въ силѣ ревность сія, все ни по чемъ... Первые вы въ церкви, первые на послушаніи, первые въ вѣрности уставу монастырскому. А когда ослабѣетъ она, — рука не поднимается, нога не ходитъ... церковь не мила, — и глаза посматриваютъ въ ворота монастырскія. Видите, какая бѣда отъ ослабленія первой ревности!.. Храните же ее, — и не позволяйте ей ослабѣвать въ васъ.

2) Оставили вы міръ и все мірское за воротами монастырскими. И пусть его будетъ тамъ.... Не вносите его внутрь ограды. Это вотъ что значитъ: не попускайте сердцу своему снова пристраститься къ чему либо мірскому, вещественному, плотскому, какъ бы оно малозначительно ни было. Не осуечайтесь слишкомъ заботою о нуждахъ, и междудѣлія не ставьте главнымъ дѣломъ, — не возбуждайте въ головѣ и сердцѣ бури спорныхъ помысловъ о рангахъ и преимуществахъ, — не копите ненужнаго, а имѣя пищу и одежду, сими довольни бывайте. — Иначе чѣмъ будете вы разниться отъ людей, работающихъ не Господу, а мамонѣ?! Не говорите: какъ это можно? — Трудно правда, но не невозможно. — Дѣлая все то, что вы дѣлаете, можно держать сердце свое отрѣшеннымъ отъ всего. — Сдѣлайте такъ, и благо вамъ будетъ...

3) Пребывайте въ терпѣливомъ послушаніи, во взаимномъ согласіи и крѣпкомъ мирѣ, покрывая любовнымъ снисхожденіемъ немощи, какія достались на долю каждой, пребывая въ вѣрности и уставу монашескому, вычитываемымъ наставленіямъ св. подвижниковъ и частнымъ совѣтамъ вашихъ духовныхъ отцевъ и старицъ опытныхъ. Будьте подобны шару, который безъ треска катится, куда его ни толкнутъ. — Все сіе удобно совершитъ всякая изъ васъ, коль скоро рѣшительно отречется отъ своей воли. — Пока есть своя воля, нельзя не быть треску и гаму, раздорамъ и непокорности въ самой мирной обители. Своя воля есть адское сѣмя, — есть дорога сатанѣ и полчищамъ его въ мирныя жилища Божіи.

4) Главное же — убѣдите свой умъ и свое сердце, что вы уже мертвы для всего здѣшняго; переселитесь вашимъ сознаніемъ и чувствомъ въ другой міръ, — и тамъ пребывайте, являя себя чуждыми всему васъ окружающему, всему тварному и земному... Такъ устройтесь внутри, что будто никого и ничего на свѣтѣ нѣтъ, кромѣ васъ, и единаго въ Троицѣ покланяемаго Бога. — Дайте хоть мало коснуться сему помышленію вашего сердца, — и сами увидите, какъ оно перестроитъ все ваше внѣшнее и внутреннее!..

Вотъ вамъ четыре гвоздя. Ревность о спасеніи — неугасимая, изгнаніе всего мірскаго изъ ограды монастырской, отреченіе отъ своей воли, умертвіе всему и житіе единому Богу! — Пронзите ими руки и ноги сердца вашего, и вы явите себя распятыми, — и возможете говорить со Апостоломъ, что не только вамъ міръ распялся, но и вы міру. Господь да настроитъ васъ на дѣло сіе и да укрѣпитъ въ трудахъ и неизбѣжныхъ при семъ болѣзняхъ сердца — молитвами Алексія, человѣка Божія. Аминь.

17 Марта, 1860.

Источникъ: Слова къ тамбовской паствѣ. Ѳеофана, епископа Тамбовскаго и Шацкаго. Въ 1859 и 1860 годахъ. — СПб.: Въ Типографія Штаба Военно-учебныхъ завѣденій, 1861. — С. 136-139.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0