Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова къ тамбовской паствѣ.

16. Въ недѣлю мытаря и фарисея.

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!

Такую умиленную молитвенную пѣснь влагаетъ намъ въ уста св. Церковь, начиная приготовлять насъ къ покаянію. Три еще недѣли до поста, и о немъ, можетъ быть, никто и не думаетъ; но она издали указываетъ намъ дверь его и заранѣе хочетъ предрасположить ко входу въ нее. Хотя и не хотя, мы должны же встрѣтить время поста; но она хочетъ, чтобъ мы и встрѣтили, и проводили сіе время, какъ слѣдуетъ. И вотъ, въ нынѣшній день, въ слѣдующее воскресенье и далѣе, она внушаетъ намъ одно за другимъ назидательныя правила въ двухъ притчахъ и двухъ разительнѣйшихъ происшествіяхъ, изъ коихъ однимъ началась нынѣшняя исторія человѣчества, а другимъ кончится. Будемъ учиться и внимать урокамъ матери своей!

Нынѣ притчею о Мытарѣ и Фарисеѣ говорится каждому изъ насъ: «не полагайся на свою праведность, подобно Фарисею, но всю надежду своего спасенія возлагай на безпредѣльную милость Божію, вопія, подобно Мытарю: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Ибо вотъ Фарисей, кажется, и добраго былъ поведенія, а не былъ оправданъ предъ Богомъ».

Непостижимо для насъ, какъ такъ — твореніе добрыхъ дѣлъ, или праведность, для насъ обязательна, какъ необходимое условіе спасенія, а между тѣмъ мы не можемъ основывать на нихъ сей надежды своей, но, сколько бы ни было у насъ правыхъ дѣлъ, всѣ ихъ должны счесть недостаточными и для восполненія ихъ прибѣгать къ другимъ средствамъ. Непостижимо сіе для насъ; но такъ есть. Христіанинъ въ чувствѣ сердца своего долженъ носить глубокое убѣжденіе въ своемъ непотребствѣ при всей праведности, или при всемъ обиліи добрыхъ дѣлъ, о которыхъ однакожъ долженъ ревновать неусыпно. Такъ спасались всѣ, которые спаслись, и оставили намъ въ своемъ примѣрѣ указаніе возможности такихъ чувствъ и побужденіе къ возгрѣванію ихъ въ себѣ самихъ. Посмотрите на покаянныя молитвы, кои суть изліяніе душъ Святыхъ Божіихъ, прославленныхъ Церковію. Какъ они тамъ осуждаютъ себя предъ Господомъ!.. А между тѣмъ всѣ окружавшіе ихъ почитали ихъ чистыми и непорочными предъ Богомъ!.. Думаете ли, что тутъ была неискренность? Нѣтъ! Это былъ искренній вопль души къ Богу! И слѣдовательно есть возможность въ глубинѣ души сознавать себя непотребнымъ, не смотря на всю видимую чистоту души, или исправность и честность поведенія. Да и какъ быть иначе? Если на праведности основывать надежду своего спасенія; то надо представить Богу праведность полную, и добродѣтель всеобъемлющую. Только такая праведность и такая добродѣтель могутъ быть положены въ основаніе нашего спасенія и питать насъ благонадежностію. Но посмотрите, чего сіе требуетъ!

Полная праведность, или всеобъемлющая добродѣтель, слагается изъ слѣдующихъ трехъ частей:

1) Изъ добрыхъ дѣлъ, видимо для всѣхъ тѣломъ совершаемыхъ въ свое время и въ своемъ мѣстѣ. Это вотъ что: проситъ кто милостыни, подай ему. Причинилъ кто обиду, прости ему. Пришелъ врагъ, ухлѣби его. Сѣлъ за столъ, вкушай пищу по уставу и воздержно. Настало время молитвы, молись благоговѣйно и какъ велѣно… Идешь на должность, трудись усердно, и такъ далѣе, и далѣе. Всякая минута и всякое мѣсто имѣютъ свои добрыя дѣла, которыя непремѣнно долженъ исполнять всякій, вступающій въ нихъ. Въ семъ отношеніи вся жизнь человѣка должна быть непрерывною цѣпью добрыхъ дѣлъ, съ той минуты, какъ онъ приходитъ въ сознаніе въ семъ мірѣ, и до той, какь выйдетъ изъ него… Какъ тѣ, кои вышиваютъ картины бисеромъ, рядъ за рядомъ прикрѣпляютъ бисеринки къ своимъ мѣстамъ и именно такія, а не другія бисеринки къ тому или другому мѣсту, и только тогда, какъ соблюдутъ все сіе, не спутаютъ бисеринокъ и не допустятъ перерывовъ и пропусковъ, картина получаетъ приличный ей видъ и свое имя: такъ и въ отношеніи къ намъ, тогда только и сочтетъ Господь кого либо добродѣтельнымъ, когда онъ всю картину жизни своей будетъ развивать такъ, что не пропуститъ ни одного мѣста и ни одного момента времени безъ того, чтобъ не сдѣлать обязательнаго для него тогда дѣла. Стань же теперь здѣсь, опирающійся на свою праведность, и скажи: такъ ли живешь ты, чтобъ всегда творилъ добро и никогда не опускалъ дѣла, обязательнаго для тебя, и не допускалъ дѣла полудобраго или даже совсѣмъ недобраго? Если такъ, опирайся на свою праведность; а если нѣтъ, ищи другой опоры для своего спасенія!

2) Другую часть, входящѵю въ составъ полной праведности, составляютъ добрыя чувства и расположенія, скрывающіяся подъ видимо совершаемыми дѣлами. Это суть: любовь, миръ, терпѣніе, кротость, милосердіе, воздержаніе, смиреніе, благоговѣніе, отрѣшеніе отъ всего, и проч., и проч. Добрыя дѣла, видимо совершаемыя, чтобъ быть добрыми истинно и служить ко спасенію, должны быть непремѣнно выраженіемъ какого либо изъ внутреннихъ добрыхъ чувствъ; такъ что, коль скоро въ основѣ ихъ нѣтъ добраго чувства, которымъ онѣ должны быть воодушевляемы, то онѣ негодны и Богопротивны. Такъ, напримѣръ, благоговѣйное къ Богу обращеніе ума и сердца есть доброе, Богоугодное внутреннее настроеніе. Когда оно есть на душѣ, то требуетъ неотложно и соотвѣтственныхъ себѣ дѣлъ, которыя и бываютъ, именно: домашняя молитва, долгіе поклоны, хожденіе въ храмъ Божій къ службамъ, посѣщеніе святыхъ мѣстъ, чествованіе иконъ, возжженіе лампадъ и ѳиміама, и проч. Подобная же сумма видимыхъ дѣлъ есть и для выраженія каждаго внутренняго чувства; напримѣръ, для выраженія милосердія есть семь дѣлъ тѣлеснаго и семь дѣлъ душевнаго милосердія. Но всегда надобно помнить, что послѣднія, т. е., дѣла видимыя, тогда только и имѣютъ цѣну, когда онѣ служатъ выраженіемъ первыхъ, т. е., внутреннихъ чувствъ. Такъ, всѣ видимыя дѣла благочестія: поклоны, молитвословія, хожденіе въ храмъ, и проч., тогда только будутъ истинно добрыми дѣлами, когда служатъ выраженіемъ внутренняго благочестія, или благоговѣйнаго къ Богу обращенія нашего ума и сердца, а безъ сего послѣдняго, онѣ ничто. То же должно сказать и о всѣхъ дѣлахъ милосердія, что онѣ тогда только и суть истинно добры, когда служатъ выраженіемъ искренней ко всѣмъ братской любви во славу Божію, а не какимъ нибудь приспособленіемъ къ другимъ, желаніемъ выказаться или, какъ нынѣ часто говорятъ, желаніемъ обнаружить гуманность; это — язычество въ Христіанской одеждѣ. То же надо сказать и о всѣхъ другихъ внѣшнихъ дѣлахъ — что истинная цѣна ихъ опредѣляется внутреннимъ расположеніемъ... Ибо иначе можно, напримѣръ, тѣломъ быть въ храмѣ, а душею — въ блудилищѣ; языкомъ снисходительно извинять, а въ сердцѣ осуждать; положеніемъ тѣла показывать почтительность, а внутри питать презрѣніе; глазами не смотрѣть будто на лица, а въ душѣ распаляться похотію, и проч. и проч. Внѣшно всѣ сіи дѣла и хороши, но цѣна ихъ предъ Богомъ уничтожается чувствами, кои питаютъ при совершеніи ихъ въ душѣ. И слѣдовательно на праведности можно основывать свое спасеніе только тогда, когда можно быть увѣренными, что всѣ чувства и расположенія наши исправны и Богоугодны — и притомъ не часъ или два, а всю жизнь и непрерывно. И такъ, приди сюда, хотящій основать свое спасеніе на своемъ добромъ поведеніи, и скажи: не проскользало ли когда подъ видимыми добрыми дѣлами твоими неправыхъ чувствъ, оскверняющихъ ихъ?.. Если не проскользало (но кто можетъ сказать сіе?), то успокоивайся на своей праведности; а если проскользало, какъ это всякій долженъ сознать, то смирись и ищи другой основы своему благонадежію во спасеніи.

3) Третью часть полной праведности составляетъ крѣпкая, какъ смерть, ревность о славѣ Божіей, воодушевленная пламенною любовію къ Богу и воодушевляющая всѣ добрыя чувства сердца и всѣ добрыя дѣла видимыя.

Когда въ сердцѣ есть добрыя расположенія, можно бы, кажется, и успокоиваться на счетъ своей участи. Но вотъ что, братіе, возьмите во вниманіе! Мы созданы Богомъ, созданы по образу и подобію Божію, созданы для того, чтобъ славилось нами имя Божіе во вселенной, или для того, чтобъ всѣхъ себя всецѣло посвятили мы Богу... А между тѣмъ вотъ что можетъ быть! Иной сердоболенъ и сердоболіе свое обнаруживаетъ дѣлами, но и помышленія не имѣетъ о Богѣ, при всѣхъ дѣлахъ и чувствахъ сердобольныхъ. Сердоболіе таковаго не помянется предъ Богомъ, ибо оно не отъ Него принято, какъ заповѣдь, и не Ему посвящено, какъ служеніе и жертва. Иной кротокъ и безгнѣвенъ и сіе расположеніе обнаруживаетъ дѣлами, не позволяя себѣ увлекаться чувствами раздора и мщенія; но при семъ онъ слѣдуетъ какому-то инстинктивному расположенію къ уступчивости, образуемому сознаніемъ безсилія и робостію, а не заповѣди Господа, Который говоритъ: Прости! Мнѣ отмщеніе — Азъ воздамъ! Кротость такого не имѣетъ цѣны предъ Богомъ. Иной воздерженъ и крайне воздерженъ: мало спитъ, почти не ѣстъ и не пьетъ, рѣдко видятъ его внѣ, онъ всегда дома и за дѣломъ; по не Богу посвящаетъ онъ труды свои, а или корысти, или пустой славѣ человѣческой. Воздержности и трудолюбія такого не признаетъ Господь достойными награды. Такъ и во всемъ прочемъ! Недостаточно имѣть добрыя чувства и расположенія (кои могутъ быть и естественныя — прирожденныя), надобно еще, чтобъ онѣ возглавлены были однимъ кореннымъ расположеніемъ — ревностію о славѣ Божіей, ею были проникнуты и служили ея выраженіемъ. Коль скоро сего нѣтъ, или нѣтъ въ должной степени и мѣрѣ, вся доброта наша ни во что же вмѣнится предъ лицемъ Господа, Который скажетъ нѣкогда: отойдите отъ Мене; не вѣмъ васъ!.. Не вѣмъ васъ потому, что вы въ продолженіи жизни своей не давали Мнѣ знать о себѣ посвященіемъ Мнѣ вашихъ добрыхъ чувствъ и дѣлъ.

И такъ, пріиди, чающій себѣ спасенія отъ праведности, и скажи, всегда ли и въ должной ли мѣрѣ всегда была въ тебѣ ревность о славѣ Божіей, и всегда ли она одна воодушевляла твои добрыя чувства и дѣла? Если такъ (а это кто можетъ сказать?), то успокоивайся на своей праведносги; а если нѣтъ, ищи другаго способа къ оправданію себя предъ Богомъ и другаго основанія спасенію своему!

И такъ — можетъ, кто хочетъ, основывать надежду спасенія своего и на праведности, только ужъ пусть сдѣлаетъ такъ, чтобъ сія праведность была совершенная, полная и всесторонняя..., т. е., чтобъ вся жизнь его была непрерывною цѣпью добрыхъ дѣлъ, безъ перерыва и опущеній, чтобъ подъ сими дѣлами скрывались всегда добрыя чувства и расположенія, которыхъ онѣ должны быть только видимыми выраженіями, и чтобъ всѣ сіи чувства и расположенія были воодушевлены одною ревностію о славѣ Божіей, или были жертвою Богу... Потому, у кого есть все сіе, тотъ приди, стань дерзновенно предъ лицемъ Господа и скажи Ему, если смѣешь и если позволитъ то совѣсть твоя: нѣсмь, якоже прочіи человѣцы. А если нѣтъ чего нибудь, умолкни и, не смѣя очесъ возвести на небо и отверзть устъ своихъ, изъ глубины души взывай мытаревымъ гласомъ: Боже, милостивъ буди мнѣ — грѣшному! Не заглядывайся на то, что есть какія нибудь добрыя дѣла и добрыя чувства, и что иногда чувствуется припадокъ жаркой ревности по Богу. Богъ требуетъ не кое-чего, а всего, всей полноты праведности и доброты, и когда недостаетъ какихъ либо частей ея въ человѣкѣ, то отвергаетъ всего человѣка, какъ непотребнаго. Возьмете ли вы одежду отъ портнаго, когда въ ней все есть и хорошо сдѣлано, а недостаетъ полы или рукава? Или, когда столяръ принесетъ вамъ столъ, чисто обдѣланный, только безъ ноги или другой какой нибудь части, скажете ли вы ему: хорошо, оставь? Такъ и въ отношеніи къ намъ, не можетъ Богъ признать кого либо праведнымъ, если въ немъ недостаетъ какихъ либо частей праведности. Но если никто не можетъ похвалиться, чтобъ онъ и дѣла всѣ добрыя дѣлалъ неопустительно, и чувства всѣ имѣлъ добрыя, и ревностію Божіею всегда воодушевленъ былъ во всей силѣ, то пусть лучше и не помышляетъ основывать свое спасеніе на праведности, чтобъ въ часъ нужный не обмануться въ сей надеждѣ; пусть лучше забудетъ о сей праведности и, сколько-бъ ни дѣлалъ добра, пусть держитъ на сердцѣ чувство непотребства своего предъ Богомъ и ищетъ другихъ способовъ къ оправданію своему, образецъ коего представляетъ Мытарь! Приди, припади и восплачься предъ Господомъ, сотворшимъ насъ, съ вѣрою въ Господа нашего Іисуса Христа, Своею безцѣнною кровію, пролитою на крестѣ, омывающаго всѣ грѣхи наши и Своею безпредѣльною святостію восполняющаго всѣ недостатки наши. Ревнуй о добродѣтели, сна не давай очамъ, чтобъ не пропустить случая къ добру, не допустить недобраго чувства и не ослабнуть въ ревности; но надежду спасенія всю полагай въ Господѣ, Иже бысть намъ отъ Бога правда и освященіе, и избавленіе (1 Кор. 1, 30). Аминь.

24 Января, 1860.

Источникъ: Слова къ тамбовской паствѣ. Ѳеофана, епископа Тамбовскаго и Шацкаго. Въ 1859 и 1860 годахъ — СПб.: Въ Типографія Штаба Военно-учебныхъ завѣденій, 1861. — С. 82-88.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0