Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова, произнесенныя въ С.-Петербургской Духовной Академіи.

Слово въ день восшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича (первое).

Съ торжествомъ возшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича само приходитъ на память и первое слово Его, въ первый разъ обращенное къ намъ съ высоты сего престола. Тогда вся Россія внимала ему, приняла его къ сердцу и положила неуклонно слѣдовать указаніямъ Державной мудрости. Но намъ не безполезно содержатъ его въ мысли и всегда, потому что въ немъ дается намъ наставленіе весьма важное.

Припомните это Держанное слово! Послѣ благожеланій Отечеству правды, мира, благоденствія, распространенія просвѣщенія, разширенія полезной дѣятельности, Онъ присовокупляетъ: «наконецъ, — и сіе есть первое живѣйшее желаніе Наше, — свѣтъ спасительной вѣры, озаряя умы, укрѣпляя сердца, да сохраняетъ и улучшаетъ болѣе и болѣе общественную нравственность, — сей вѣрнѣйшій залогъ порядка и счастія».

Какая цѣль этого столь усиленнаго напоминанія? Ужели сомнѣніе въ нашей преданности Вѣрѣ?! Нѣтъ — вѣрнѣе — это мудрое предуказаніе опасностей, какимъ можетъ подвергнуться наша вѣра, и призываніе насъ къ вниманію и осторожности. Въ самомъ дѣлѣ, братія, мы совершенствуемся, идемъ впередъ, изобрѣтаемъ и перенимаемъ много новаго. Благочестивѣйшій Государь Императоръ всячески способствуетъ тому и Самъ. Что касается до Его собственныхъ распоряжеій и указаній, — онѣ несомнѣнно будутъ благодѣтельны; но многое притомъ оставляется на нашъ собственный выборъ, на нашу добровольную предпріимчивость, — многое чего не касается воля Его и чего не узритъ око Его. А въ этомъ сколько можетъ проскользнуть вещей неполезныхъ и даже пагубныхъ, къ которымъ однакожъ мы можемъ привязаться по неосторожности или увлеченію? Тогда повторится у насъ причта Спасителя о сѣятелѣ, сѣявшемъ доброе сѣмя на селѣ своемъ, на которое потомъ пришелъ врагъ и всѣялъ плевелы. Желая предохранить возлюбленную Ему Россію отъ подобной бѣды, Всемилостивѣйшій Монархъ указываетъ намъ на Вѣру, какъ на вѣрнаго стража противъ всего зловреднаго и вѣрнаго указателя всего благотворнаго. Онъ какъ бы такъ говоритъ намъ: «что касается до Меня, отъ Меня будутъ исходить одни истинно благодѣтельныя учрежденія; но вы и безъ Меня можете многое предпринимать, изобрѣтать, перенимать. Смотрите, — выбирайте строго. Вѣра да будетъ вамъ руководителемъ во всемъ. Желаю вамъ всего добраго и полезнаго, — всякого совершенствованія и преуспѣянія; но не считайте добрымъ и полезнымъ, не считайге совершенствованіемъ и преуспѣяніемъ ничего такого, что несообразно съ духомъ Вѣры во всемъ ея устройствѣ, — что можетъ привести къ допущенію и измѣненію въ ней или къ измѣнѣ ей, — что можетъ совсѣмъ затмить свѣтлый ликъ ея въ умѣ и сердцѣ вашемъ».

Вотъ наставленіе столько нужное въ настоящее время!

Да, братія, намъ очень нужно такое наставленіе. Силы наши возбуждены, мы стремимся къ улучшеніямъ, идемъ, какъ говорится, впередъ, развиваемся. Но не всякое движеніе впередъ, не всякое развитіе есть уже признакъ истиннаго совершенствованія и улучшенія. Терніе и волчцы такъ же растутъ и развиваются, какъ и пшеница; но пшеница собирается въ житницу, а терніе и волчцы обрекаются на сожженіе. — Идемъ впередъ, — но не забудемъ, что есть путь, котораго послѣдняя зрятъ во дно адово! Тоже можетъ случится и съ нашими улучшеніями, съ нашими, такъ именуемыми, совершенствованіями: съ нашимъ, — употребимъ принятое слово, — прогрессомъ. И вотъ почему!

Мы можемъ развивать и совершенствовать только то, что есть въ насъ самихъ, какъ въ сѣмени. Но въ насъ дѣйствуютъ два начала, по двоякому нашему происхожденію — отъ перваго Адама перстнаго и отъ Адама втораго, Который есть Господь съ небесе. Раждаемся мы въ міръ по образу перстнаго Адама и бываемъ въ началѣ таковы же, какъ и онъ — перстны; но потомъ, въ купели св. крещенія, благодатно прививаемся къ новому Адаму — небесному и получаемъ силу и обязательстно быть таковыми, какъ и Онъ — небесными. Здѣсь мы возраждаемся, получаемъ новую жизнь въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ; но и стихіи ветхаго человѣка остаются въ насъ, дѣйствуютъ и увлекаютъ. Вотъ — изъ этихъ двухъ родниковъ источаются всѣ потоки дѣяній нашихъ! Обозрите все поле дѣлъ человѣческихъ и увидите, что всѣ онѣ дѣлятся на двѣ половины: однѣ запечатлѣны характеромъ небеснымъ, другія — земнымъ; однѣ суть плодъ ветхаго, другія — новаго; однѣ удовлетворяютъ плоти, другія — духу. Истинное совершенство принадлежитъ только новой жизни. Жизнь по стихіямъ ветхаго человѣка есть источникъ всѣхъ несовершенствъ, искаженія нашей природы, упадка и подавленія нашихъ духовныхъ силъ. Единственный путь къ истинному совершенству и улучшенію есть — отложити намъ, по первому житію, ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ, и облещися въ новаго, созданнаго по Богу — въ правдѣ и въ преподобіи истины (Евр. 4, 22-23).

Подведите теперь подъ это раздѣленіе и подъ ту оцѣнку и новые пріемы къ улучшенію и облагороженію нашему, и вы согласитесь, что и въ этомъ образѣ мыслей, и въ этихъ правилахъ, и въ этихъ условіяхъ взаимныхъ отношеній, въ этомъ духѣ и направленіи просвѣщенія, въ этомъ способѣ препровожденія времени со вкусомъ, которые считаюся признакомъ и плодомъ высшаго развитія и совершенства, если не все, очень много можетъ быть такого, что питаетъ въ насъ только перстное, плотское, грѣховное, и слѣдовательно не совершенствуетъ, а разстроиваетъ, подавляетъ, губитъ. Потому нельзя намъ безъ разбора хвататься за все, перенимать и усвоять, потому только, что такъ дѣлаютъ другіе и считаютъ то хорошимъ. Намъ, обязавшимся въ св. крещеніи работать Господу Іисусу Христу и умерщвлять плоть свою со страстьми и похотьми, надлежитъ изъ всего избирать только то, что сообразно съ духомъ Его, и дѣлать это не какъ нибудь, а со страхомъ и всякимь опасеніемъ, какъ бы не сдѣлать ошибки и не поползнуться на что либо, несообразное съ тою печатію, какою запечатлѣны мы въ св. крещеніи, и не повредить себѣ.

Спрашивается, какъ избѣжать подобной ошибки, когда насъ окружаютъ такія привлекательныя, такія блестящія и столько восхваляемыя формы жизни?! Вотъ на это самыя простыя и всѣмъ доступныя правила!

Во 1-хъ, не считайте совершенствованіемъ и преуспѣяніемъ (прогрессомъ) того, что охлаждаетъ къ Вѣрѣ и отчуждаетъ отъ Церкви.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, единый Возстановитель и Совершенствователь нашъ, для воспитанія въ насъ истинной жизни, учредилъ на землѣ св. Церковь Свою — начерталъ мудрое исповѣданіе, указвлъ путь св. жизни, даровалъ освятительныя таинства и весь чинъ церковныхъ молитвованій. Это единственно вѣрная школа образованія, совмѣщающая въ себѣ всѣ стихіи для возбужденія, развитія и укрѣпленія свойственной намъ духовной жизни. Ищущій совершенства долженъ жить умомъ и сердцемъ въ семъ божественномъ учрежденіи. И только тотъ, кто всѣмъ сердцемъ подчиняется сему руководству, можетъ достигнуть желаемой высоты. Потому, коль скоро будутъ предлагать вамъ новые способы къ вашему улучшенію и облагороженію и плѣнятъ кажущимися плодами его, — а вы не хотите впасть въ ошибку и подвергнуться опасности повредить себѣ, — испытывайте все по правилу, данному апостоломъ Павломъ: плоть похотствуетъ на духъ, духъ же на плоть: сія бо другъ другу противятся (Гал. 5, 17), т. е. чего хочетъ одинъ, того отвращается другая, — и обратно. Итакъ, если, коснувшись чего либо такого (прогрессивнаго), вы ощутите въ себѣ охлажденіе къ Вѣрѣ и отчужденіе отъ Церкви, знайте, что въ томъ дѣйствуетъ не благодѣтельный духъ, а пагубная прелесть. Науки ли какія проходите въ новомъ направленіи, или подвергаетесь вліянію новаго просвѣщенія и всей письменности, — и видите, что онѣ возбуждаютъ въ васъ сомнѣнія въ Вѣрѣ, — не считайте успѣха въ этомъ за истинное движеніе впередъ. Нѣтъ — это возвращеніе назадъ, изъ свѣта во тму, изъ которой призвалъ насъ Господь въ чудный свѣтъ Свой. Встрѣчаете ли обычаи новые, считающіеся плодомъ высшаго образованія, — и видите, что они отчуждаютъ васъ отъ Церкви и заставляютъ безъ страха нарушать уставы ея, — несчитайте усвоенія, ихъ улучшеніемъ себя и облагороженіемъ. Нѣтъ, это возвращеніе изъ области Божіей въ область сатанину, ниспаденіе отъ истиннаго благородства въ дикую плотяность, хотя подкрашенную и утонченную. Вынуждены ли бываете подчиниться новымъ условіямъ взаимныхъ отношеній — новому тону, и находите, что онѣ такъ вяжутъ васъ, что вы не имѣете возможности жить по требованію духа Евангельскаго, — не считайте вступленія въ такой порядокъ жизни пріобрѣтеніемъ — освобожденіемъ отъ узъ невѣжества. Нѣтъ, это потеря свободы чадъ Божіихъ и самовольное связаніе себя узами суеты и мнѣнія, которыя хуже крайняго невѣжества. Такъ судите и о всемъ, что хоть мало противно духу Вѣры и Церкви, — и не ошибетесь! Только не увлекайтесь тѣмъ, какое бы множество лицъ, изъ вашего же круга, ни слѣдовало тому. Не другіе будутъ отвѣчать за насъ. Пусть величаются высшимъ образованіемъ. Будетъ день, когда всѣ дѣла подвергнутся огненному испытанію. Тогда окажется, у кого золото и у кого сухое хврастіе. Господь же неложенъ въ Своемъ обѣтованіи: вѣруяй въ Мя имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 47).

Во 2-хъ, не считайте совершенствованіемъ и преуспѣяніемъ того, что можетъ довести васъ не только до нарушенія уставовъ Вѣры и Церкви, но и до желанія и требованія перемѣнъ и отмѣнъ въ нихъ.

Мы развиваемся. Свойство развитія таково, что оставляя старое, оно заставляетъ принимать новое: рамы старыя невмѣстительны для новыхъ, развившихся формъ жизни. Такъ это бываетъ во всемъ земномъ и во всѣхъ дѣлахъ человѣческихъ: но не такъ — въ Вѣрѣ, которая, будучи неземнаго происхожденія, не можетъ подлежать участи земныхъ измѣненій. Въ ней ничего нельзя отмѣнить, или перемѣнить: ни въ исповѣданіи, ни въ правилахъ жизни, ни въ образѣ совершенія таинствъ, ни въ чинѣ и устройствѣ церковномъ. Святая Вѣра наша во всемъ своемъ составѣ есть врачебница наша, содержащая всякого рода врачевства для всѣхъ немощей нашихъ. Но какъ вещественныя лекарства тогда только бываютъ сильны, когда содержатъ всѣ требуемые рецептомъ составы; такъ и св. Вѣра наша тогда только бываетъ для насъ цѣлительна, когда мы хранимъ ее во всей цѣлости безъ всякихъ отмѣнъ и измѣненій. Отнимите у лекарства какой-нибудь составъ, или замѣните его другимъ, оно потеряетъ всю врачебную силу. Отнимите что-нибудь и въ составѣ Вѣры и Церкви, или прибавьте, или измѣните и преобразуйте, — она перестанетъ уже быть для васъ цѣлительною и спасительною. Безъ цѣлости ея намъ нѣтъ спасенія. Потому Самъ Господь хранитъ ее, какъ зѣницу ока. Пусть въ мірѣ все движется и измѣняется, — св. Вѣра наша пребываетъ и пребудетъ неизмѣнною. Она тоже среди сихъ измѣненій, что среди волнующагося моря покойная полоса. Вообразите себѣ море, вѣтромъ воздымаемое: волны въ разныхъ направленіяхъ устремляются однѣ за другими и однѣ противъ другихъ, и представляютъ изумительное бореніе водной стихіи, — это образъ земныхъ измѣненій! Вообразите себѣ потомъ среди сихъ волненій одну полосу покойно струящейся воды и невозмутимо прорѣзывающей всѣ волны, — это образъ Вѣры! Покойно течетъ она отъ начала основанія своего и будетъ такъ тещи до скончанія міра, давая покой всѣмъ, укрывающимся въ лонѣ ея отъ мірскаго круговращенія.

Знаетъ врагъ нашего спасенія, что вся сила и цѣлительность Вѣры зависитъ отъ ея неизмѣнности или этой рѣшительной неподвижности, и потому всячески покушается ввести и ее въ потокъ человѣческихъ измѣненій: возбуждаетъ ереси, раздражаетъ суемудріе, поднимаетъ мечь, разсыпаетъ обольстительную прелесть, — все употребляетъ, чтобъ ввести какія-нибудь перемѣны въ ея божественномъ устройствѣ, и тѣмъ уничтожить силу ея. Въ иныхъ странахъ, — подъ обманчивымъ предлогомъ цивилизаціи, гуманности, общечеловѣчности, — онъ успѣлъ уже склонить къ перемѣнамъ въ Вѣрѣ. Въ видахъ мнимаго улучшенія, тамъ иное отмѣнили, иное прибавили, и тѣмъ сгубили цѣлительность Вѣры. Врагъ радуется успѣху и пожинаетъ плоды невѣрія, разврата, возмущеній и всякаго рода неустройства.

Судите же посему, какой духъ дѣйствуетъ въ томъ развитіи (прогрессѣ), въ угоду которому можно будто что-нибудь измѣнить и въ Вѣрѣ нашей, бутдо время намъ оставить то или другое изъ ея учрежденій и замѣнить ихъ новыми, соотвѣтственно новому образованію и вкусу. Это духъ враждебный истинѣ и пагубный для насъ. Потому не считайте благотворнымъ того улучшенія и облагороженія, въ слѣдствіе котораго доходятъ до такого рода требованій, не перенимайте ихъ и не усвояйте себѣ! Кто увлекшись духомъ новаго образованія, дошелъ до того, что стѣсняется постомъ, стыдится исповѣдывать грѣхи, вмѣсто церкви Божіей охотнѣе идетъ въ другія мѣста, въ обществѣ считаетъ неприличнымъ вести духовную бесѣду и боится поминать покланяемое имя Бога, бѣгаетъ священныхъ молитвованій, ни во что ставитъ святость брака и семейныхъ отношеній и проч. и проч., и все это позволяетъ себѣ не по слабости, а по духу суемудрія, съ своенравнымъ желаніемъ и требованіемъ — улучшить, какъ ему представляется, составъ Вѣры и Церкви, т. е. поддѣлать его подъ свой испорченный вкусъ и подчинить своимъ хотѣніямъ и угодамъ, — таковой пусть не хвалится и не лжетъ на истину! Нѣсть сія премудрость свыше сходящая, но земная, душевная, бѣсовская (Іак. 3, 15).

Въ 3-хъ, не считайте совершенствованіемъ и преуспѣяніемъ того, что совсѣмъ можетъ затмить въ умѣ вашемъ свѣтлый ликъ Вѣры и вытѣсняетъ изъ памяти всякое помышленіе о нашемъ концѣ и назначеніи.

Воспроизведите, братія, въ умѣ вашемъ начертаніе образа Вѣры нашей, — и смотрите, какъ онъ свѣтелъ, отраденъ, живоносенъ! «Богъ, въ Троицѣ покланяемый, — Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, — все сотворившій и о всемъ промышляющій, спасаетъ насъ — падшихъ и погибающихъ — въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, благодатію Святаго Духа, подаемою чрезъ св. таинства въ Церкви, подъ условіемъ вѣры и безпрекословной покорности божественному домостроительству, съ обѣтованіемъ вѣчнаго блаженства на небѣ». Вотъ краткое изображеніе всего порядка божественнаго міроправленія и всѣхъ судебъ человѣчества! Присущій сознанію сей ликъ истины освѣщаетъ весь путь жизни нашей. Пра свѣтѣ его ясно видимъ, чтó мы такое, зачѣмъ мы здѣсь на землѣ, и чѣмъ кончится теченіе наше, — видимъ и входъ нашъ въ міръ сей и исходъ изъ него, и то, чѣмъ должна быть исполнена средина, раздѣляющая сіи крайности. Вступившій умомъ и сердцемъ въ сіе божественное невидимое устроеніе всего посильно течетъ путемъ своимъ, не спуская очей ума съ той послѣдней двери, чрезъ которую всѣмъ неминуемо слѣдуетъ пройти; — и это мысленное созерцаніе возгрѣваетъ въ немъ ревность шествія, устраняетъ отъ излишествъ, предохраняетъ отъ ненужныхъ остановокъ и держитъ въ постоянномъ трезвеніи и бодрствованіи. Врагъ нашъ знаетъ силу сего помышленія, — знаетъ, что кто умомъ и сердцемъ живетъ въ этомъ невидимомъ мірѣ, для того мало что найдется на землѣ, что могло бы занять и удержать на себѣ его внаманіе. Потому всячески старается разсѣять, привести въ забвеніе, затмить сей ликъ божественной истины иными образами, разсыпая предъ очами привлекательныя прелести земныя. Попавшійся въ сѣти его забываетъ все это, устремляется во внѣшность, мятется въ суетѣ и гибнетъ.

Итакъ когда подъ обольстительнымъ титломъ высшаго образованія вы встрѣтите такой образъ мыслей и жизни, который вводя преданныхъ ему какъ бы въ какую темную область, заставляетъ забыть небесное устроеніе вещей — забыть, чтó они такое, зачѣмъ здѣсь на земли и что ожидаетъ ихъ, — держитъ ихъ какъ бы въ опьяненіи, кружитъ въ вихрѣ заботъ и суеты, тиранитъ подъ неумолимымъ владычествомъ какихъ-то требованій и условій жизни, не давая притомъ опомниться и придти въ себя, — судите по этому самому, какой духъ придумалъ и завелъ подобный порядокъ вещей, и не прельщайтесь имъ, не перенимайте и не усвояйте его себѣ. Это не свѣтлая область совершенства, а мрачныя глубины сатанины. Мы не дѣти! Хорошо знаемъ, что нынѣ или завтра надобно умереть, предстать на судъ Божій и дать отчетъ. Что же? Лучше ли въ тотъ часъ пробудиться отъ забвенія безъ всякой пользы и возможности поправить дѣло, — или помнить о томъ заблаговременно? Не забудемъ, что какъ ни мгновенна жизнь наша, а отъ ней зависитъ цѣлая вѣчность! Потому есть изъ-за чего позаботиться о томъ, чтобы не тратить ее напрасно. Или землю хотятъ превратить въ рай?! Но приговоръ суда Божія неизмѣненъ. Земля была и будетъ юдолію плача. Жизнь наша на ней — непрестанная эпитимія. Какъ ни подслащай, горечи ея не уничтожишь.

Не подумалъ бы кто, что, говоря такимъ образомъ, мы возстаемъ противъ всякаго усовершенствованія и всякаго измѣненія къ лучшему. О, нѣтъ! Богъ да благословитъ всякое доброе улучшеніе, — да благословитъ и труды тѣхъ, которые посвящаютъ себя на это. Мы хочемъ только сказать, что истинною мѣрою благотворности улучшеній должна быть сообразность ихъ съ духомъ Вѣры, и что все, охлаждающее къ Вѣрѣ и отчуждающее отъ Церкви, все, заставляющее нарушать уставы ея и требовать перемѣны въ нихъ, все, приводящее къ забвенію божественнаго устроенія вещей, — не должно считаться признакомъ и плодомъ истиннаго усовершенствованія и преуспѣянія (прогрессомъ), а возвращеніемъ назадъ (регрессомъ), ниспаденіемъ и пагубою. Разсудите сами, братія! Господь пришелъ на землю и насадилъ въ ней спасительную Вѣру именно для того, чтобъ уврачевать наши немощи и возвесть насъ въ первобытное совершенство; для того далъ намъ святое исповѣданіе — это сокращеніе всѣхъ истинъ, изрекъ заповѣди — это начертаніе совершеннѣйшей жизни, учредилъ св. Церковь и св. таинства — источники оживленія и освященія. Хочешь ли совершенства (истиннаго прогресса), увѣруй и, воспріявъ благодатныя силы чрезъ св. таинства, живи по требованію Вѣры. Другаго пути нѣтъ. Нельзя достигнуть совершенства въ познаніяхъ, не содержа св. исповѣданія, нельзя достигнуть совершенства жизни безъ исполненія заповѣдей, нельзя уврачевать немощи свои безъ содѣйствія святыхъ таинствъ и подчиненія всему чину освятительныхъ молитвованій Церкви. — Не то мы хочемъ сказать, чтобъ только это одно и больше ничего, но то, что это есть главное, источное, руководительное, такъ что коль скоро сего нѣтъ, — все прочее ни во что. — Трудись въ разширеніи круга познаній; но не иначе, какъ подъ руководствомъ исповѣданія и по его указанію, а не въ противность ему; иначе все твое мудрованіе будетъ не болѣе, какъ мечта сновидѣнія. Облагороживай порядокъ взаимныхъ отношеній, но безъ нарушенія Евангельскихъ предписаній: иначе вся твоя цивилизованность и гуманность будетъ не болѣе, какъ красота гроба повапленнаго. Улучшай внѣшнія условія быта и благосостоянія, но безъ забвенія вѣчнаго порядка Божія; иначе весь твой блескъ и вся пышность будетъ не болѣе, какъ призракъ обманчивый. Будетъ ли смыслъ въ нашемъ дѣйствованіи, если мы, оставя это божественное учрежденіе, не сомнѣнно благотворное и притомъ обязательное для насъ, обратимся исключительно къ своимъ способамъ — произвольнымъ, всегда сомнительнымъ и не надежнымъ! Праведно падетъ тогда на насъ укоръ, изреченный чрезъ Пророка: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ воды удержати (Іер. 11, 12-13). Братія, всему проба — опытъ! Но посмотрите, довелъ ли хоть кого нибудь этотъ хвалимый прогрессъ до обѣщаемаго совершенства, далъ ли покой, сдѣлалъ ли кого счастливыиъ? — Никого! — А изъ тѣхъ, которые неуклонно слѣдуютъ путемъ Вѣры Божіей, вы имѣете цѣлый облакъ свидѣтелей — сонмъ святыхъ Божіихъ истинно усовершенствовавшихся и показавшихъ дѣломъ, что этотъ, а не другой путь ведетъ къ совершенству. Вотъ образцы истиннаго прогресса! И всѣ подражающіе имъ, укрѣпляясь Божественною благодатію, идутъ отъ силы въ силу, дондеже достигнутъ въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13).

Думаю, братія, что и всегда, тѣмъ болѣе нынѣ, вознося къ Богу молитвы о Благочестивѣйшемъ Государѣ Императорѣ, всякой сопровождаетъ сію молитву искреннимъ желаніемъ — сдѣлать все Ему угодное, какихъ бы жертвъ это ни потребовало, и тѣмъ болѣе, если бы пришлось кому услышать или узнать прямую волю Его. Но вотъ въ слухъ всѣхъ Онъ давно объявилъ первое и живѣйшее желаніе свое, — да озаряетъ умы и утверждаетъ сердца наши свѣтъ спасительной Вѣры. Отступимъ ли назадъ отъ требованія и обѣтовъ ссрдца?! «Не многаго требуя отъ васъ и не новаго, какъ бы такъ говоритъ къ намъ благочестивѣйшій Монархъ нашъ: храните истинную Вѣру отцевъ нашихъ, какъ храню ее самъ Я, и не отступайте отъ спасительныхъ и освятительныхъ учрежденій Церкви. Я въ этомъ полагаю краеугольный камень благоденствія вашего и безопасной твердости Государства. Хотите ли Мнѣ вѣрно послужить и себя сдѣлать счастливыми? — Будьте истинныии сынами Церкви, не увлекайтесь призрачнымъ блескомъ новинъ, привходящихъ къ намъ отъинуда, и не возмущайте тѣмъ добраго настроенія душъ вашихъ и добраго порядка благочестной жизни вашей». — Что же — скажемъ ли на это: аминь? Скажемъ, братія и отцы! Скажемъ съ готовностію и поступать такъ: ибо не слово нужно, а дѣло. Аминь.

Источникъ: Слова С.-Петербургской Духовной Академіи ректора Архимандрита Ѳеофана. — СПб.: Въ типографіи Главнаго Штаба   Е г о   И м п е р а т о р с к а г о   В е л и ч е с т в а   по Военно-Учебнымъ Заведеніямъ, 1859. — С. 28-43.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0