Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова, сказанныя въ С.-Петербургской Духовной Академіи.

Слово въ день пятидесятилѣтняго празднества С.-Петербургской Духовной Академіи.

Возвѣстите трубнымъ гласомъ во всей земли вашей... и освятите лѣто, пятдесятое лѣто. — Такъ заповѣдалъ Господь чрезъ Моѵсея сыновомъ Израилевымъ (Лев. 25 гл.)! — Нынѣ совершилось пятидесятилѣтіе сего святилища духовнаго просвѣщенія. И вотъ не по шумному гласу трубы, а по влеченію духа любви и признательности собрались мы нынѣ сюда всѣ, чтобъ освятить день сей благодарственнымъ Господу Богу моленіемъ и изъявленіемъ взаимнаго сорадованія и соутѣшенія. Такъ —

Благодареніе Господу, вложившему мысль и благословившему труды — учредить и воздвигнуть сіе заведеніе, и хранящему его доселѣ во благо намъ! — Благодареніе и всѣмъ избраннымъ орудіямъ Его благаго о насъ попеченія: благодареніе въ Бозѣ почившимъ Государямъ Императорамъ — Александру Благословенному и Николаю Первому, съ молитвою о упокоеніи душъ ихъ! — Благодареніе и нынѣ благополучно царствующему Благочестивѣйшему Государю Императору Александру Николаевичу, изливающему и на насъ свои милости! — Благодареніе Святѣйшему Правительствующему Сѵноду, отечески пекущемуся о всемъ, касающемся насъ! Благодареніе всѣмъ благодѣтельствовавшимъ и благодѣтельствующимъ намъ, всѣмъ трудившимся и трудящимся ради насъ, всѣмъ желающимъ намъ добра и сорадующимся ему. —

Всѣ мы глубоко сознаемъ, какъ достойно и праведно такое благодареніе. Потому взлишне было бы изображать или возбуждать сіи чувства. И что можно сказать въ семъ отношеніи, чего всякій не зналъ и не чувствовалъ бы сильнѣе всякаго слова?

Но, братіе и отцы, не одному сердцу пища — празднество наше. Въ немъ есть и уроки намъ. Въ Ветхомъ Завѣтѣ, при узаконеніи освященія пятидесятаго лѣта, послѣ: — вострубите, освятите — присовокуплено: — и да отыдетъ кійждо въ притяжаніе свое, и кійждо во отечество свое отыдите (Лев. 25, 10). То есть — тамъ пятидесятое лѣто было временемъ уравненія правъ собственности и личной свободы, или возстановленіемъ предначертаннаго и учрежденнаго прежде порядка, подвергшагося измѣненіямъ по какимъ либо случайностямъ, — слѣд. временемъ суда и расправы: разбирали прошедшее и заготовляли теченіе дѣлъ на будущее. Не тоже ли должно сдѣлать и намъ? — Да! — И намъ надобно просмотрѣть свое прошедшее, чтобы видѣть, не возмущенъ ли тамъ какимъ нибудь образомъ предначертанный намъ порядокъ ученій, — и обратиться къ будущему, чтобъ заблаговременно приготовиться, какъ должно, встрѣтить то, что имѣемъ тамъ встрѣтить. — Сдѣлаемъ же это!

Обращаясь къ прошедшему, обыкновенно, спрашиваютъ: что сдѣлано? и, въ отношеніи къ ученію, какія сдѣланы новыя открытія, новыя усовершенствованія, новыя измѣненія въ направленіи и проч.? — Что мы найдемъ въ своемъ прошедшемъ? — Не видимъ ничего особеннаго. Все одно и тоже, какъ въ началѣ, такъ и теперь. Малыя измѣненія во внѣшнемъ, конечно, никто не станетъ считать чѣмъ нибудь значительнымъ, стоющимъ занять вниманіе. — Что же это? — Застой? — Да, часто слышится это слово, безъ разбора обращаемое намъ въ укоръ. — Единственный, можетъ быть, укоръ, которымъ можетъ хвалиться укоряемый! — Ибо въ ученіяхъ человѣческихъ то и слава наукѣ, когда она поновляется отъ времени до времени, и въ повторяющихся поновленіяхъ представляетъ движеніе къ лучшему, соверщеннѣйшему, къ своему образцовому размѣру и развитію. Тамъ такая измѣнчивость, можетъ быть, добрый признакъ, — по крайней мѣрѣ неизбѣжный удѣлъ. Не то въ ученіи, главнымъ образомъ преподаваемомъ здѣсь и насъ характеризующемъ. Какъ ученіе Божественное, оно должно всегда пребывать единымъ и неизмѣннымъ, какъ неизмѣненъ и вѣченъ Самъ Богъ. И для насъ было бы страшнымъ обличеніемъ, если бы въ своемъ прошедшемъ мы могли указать какія нибудь измѣненія въ ученіи, хотя бы то подъ пышнымъ титломъ совершенствованія и развитія, а то, что оно и теперь неизмѣнно таково же, каково было за пятьдесятъ лѣтъ, не укора, а одобренія достойно. Ему и должно пребыть такимъ, каково было не только за эти пятьдесятъ лѣтъ, но и за десятки другихъ пятидесятилѣтій, — до самыхъ Апостоловъ и Господа нашего Іисуса Христа. — Прибавленіями, измѣненіями, развитіемъ могутъ хвалиться другія общества христіанскія, отпадшія отъ единенія съ истинною Церковію Божіею. Онѣ и отпали по случаю измѣненій въ ученіи, — и измѣнчивость стала существенною ихъ чертою. — Онѣ и пусть — не къ чести своей — хвалятся новизнами! Пусть хвалятся паписты, вымыслившіе центръ единства, и потерявшіе истинную точку опоры, — пусть хвалятся и мѣряютъ тѣмъ свою жизненность, если можно хвалиться излишними наростами, или струпами, безобразящими тѣло, какъ безобразитъ его, напримѣръ, двуглавіе, шерстиперстіе, горбатость! Пусть хвалятся протестанты, непостоянные, какъ вѣтеръ, и неустойчивые, какъ волны моря, — съ своею ложною и никогда небывалою свободою совѣсти и убѣжденій, въ послѣднихъ выводахъ своихъ дошедшіе до всебожія и безбожія! — Такъ, — они пусть хвалятся; намъ же да не будетъ хвалитися развѣ ревностію — таковымъ же и хранить наше ученіе, каково оно было въ началѣ, — въ похвалу Церкви Божіей въ день Христовъ, — страшась грознаго суда, изреченнаго Апостоломъ: аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче (не сказалъ: противное, но — паче, т. е. что нибудь еще, кромѣ благовѣствованнаго, что нибудь болѣе того) еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8).

Болѣе двадцати отрожденій дало наше заведеніе въ это пятидесятилѣтіе, и благодареніе Господу, если и послѣднія у насъ таковы же по духу, какъ и первыя, не представляя ни излишествъ, ни недостатковъ не уклоняясь ни на десно, ни на шуе. — Такъ ли это? — Вотъ мы всѣ здѣсь — и первые и послѣдніе; всѣ, предстоя Богу въ союзѣ мира, свидѣтельствуемъ, что вси единымъ духомъ напоихомся (1 Кор. 12, 13), кромѣ развѣ тѣхъ, иже отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ. Мы послѣдніе учимся у первыхъ, первые руководять, остерегаютъ, держатъ насъ въ должныхъ предѣлахъ. Такъ — единая истина переходитъ изъ пятидесятилѣтія въ пятидесятилѣтіе, изъ рода въ родъ, изъ вѣка въ вѣкъ. — Если же есть сомнѣніе, не вошло ли къ намъ что новое, не продана ли у насъ истина въ плѣнъ суемудрію, — этой незаконной свободѣ умствовать, ни съ чѣмъ не соображаясь и ни чѣмъ не ограничиваясь, — вотъ мы всѣ открыты другъ другу — всѣ вмѣстѣ разсудимъ и возвратимъ истинѣ свое, да отыдетъ она въ притяжаніе свое и во отечество свое, ибо всѣ одинаково знаемъ, что необузданная свобода науки есть плѣнъ истины. Свяжемъ науку, да свободною навсегда пребудетъ едина истина Божія.

Обращая свой взоръ впередъ, стараются обыкновенно опредѣлить, что еще надлежитъ сдѣлать, какой изобрать путь, на что обратить вниманіе. Что здѣсь для насъ? — Для насъ и впереди одно и тоже. — Человѣческія ученія все стрѣмятся къ новому, растутъ, развиваются, — и естественно; ибо они не имѣютъ истины, а только ищутъ ее. И пусть ищутъ, если только найдутъ что прочное. Для насъ и истины, и пути къ истинѣ опредѣлены однажды навсегда. Мы обладаемъ истиною, и весь трудъ у насъ обращается на усвоеніе, а не на открытіе ея. — Тамъ стало закономъ: впередъ, впередъ! — А относительно нашего ученія свыше изречено: стойте... неподвижни пребывайте. — Если что остается намъ, то только утверждаться и утверждать другихъ. — Въ этомъ отношеніи и нашему ученію свойственно движеніе — разширеніе; но не въ области истины, а въ области обладаемыхъ истиною и покорныхъ ей. Нашъ долгъ всякому новому поколѣнію среди насъ сообщать и внушать истину Божію, народы, невѣдущіе ея просвѣщать проповѣдію о ней, паче же всего хранить неприкосновенною истину Божію въ сердцахъ всѣхъ, находящихся въ оградѣ Церкви Божіей. — И вотъ здѣсь, соотвѣтственно времени, могутъ быть свои особые труды, къ которымъ надобно приготовлять учащихся и пригласить учившихся.

Да братіе и отцы, наше дѣло прозрѣвать и предугадывать ухищренія духа лжи и противупоставлять его кознямъ сильный и дѣйственный отпоръ. Со времени явленія Господа на землѣ, духъ лжи не перестаетъ возставать на истину и враждебно покушается подавить ее, видоизмѣняя способы и пріемы, и неизмѣннымъ оставаясь только въ коварствѣ, льсти и лукавствѣ. — Послѣ разнообразныхъ ересей, онъ изобрѣлъ на Западѣ цецтръ единства, и съ помощію его, прямо и косвенно, расплодилъ тамъ множество зловредныхъ ученій, которыя совсѣмъ почти заслонили собою истину, изнемогающую въ борьбѣ съ ними; потому что къ ней самой примѣшана часть лжи, обезсилившая ее. Оттого Европа, опередившая насъ въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ сильно страдаетъ лжевѣріемъ, невѣріемъ и индифферентизмомъ. А между тѣмъ у насъ только Европа и восхваляется, — и вотъ цѣлыми кораблями везутъ къ намъ оттуда, вмѣстѣ съ добромъ, и полчища враговъ истины: (вещи, лица, книги), которымъ трудно найти приличное имя, между которыми можно однакожъ различить какъ бы два непріятельскихъ стана: папизмъ и волномысліе, — (какъ будто противуположности, а между тѣмъ это отецъ и исчадіе его). — Тайными путями входятъ они въ область нашу, въ надеждѣ на вѣрный успѣхъ. Для насъ лично не страшны конечно ни паутинныя сѣти этого общества отщепенцевъ-папистовъ, ни призрачная лесть суемудрія, прикрытая личиною здравоумія и ратующая во имя свободы убѣжденія; но намъ не себя только спасать, а и стадо Христово ограждать должно. А тутъ домашній врагъ, состоящій въ заговорѣ съ врагами внѣшними и подготовляющій имъ дорогу — разъединеніе паствы съ пастырями, не знать какъ образовавшееся, но начавшее высказываться уже печатно — съ одной стороны, — и все болѣе и болѣе разширяющееся развитіе стихій духа мірскаго, противнаго духу Христову, — съ другой. Все это вы знаете, братіе и отцы, вѣрно болите о томъ душею, и горите готовностію противодѣйствовать врагамъ. Я только пользуюсь случаемъ, одновременно огласить слухъ всѣхъ, чтобы всѣхъ соединить въ одну мысль и одну рѣшимость дѣятельно спасать св. вѣру и все, что утверждается на вѣрѣ. По крайне-мѣрѣ, вы видите, чтó предлежить намъ дѣлать впереди, къ какой именно борьбѣ надобно приготовлять учащихся, и къ какимъ трудамъ пригласить учившихся.

Ни для кого не тайна, что наше время есть время какого-то броженія похожаго на разложеніе (химическое) стихій въ вещественномъ мірѣ. — Но какъ послѣднее всегда, говорятъ, сопровождается своего рода соединеніями, мало замѣтными подъ видимыми нестройными движеніями стихій; такъ своего рода соединенія духовныя должны происходить и нынѣ — среди насъ. Только какого онѣ рода?! — Господь, пришедши на землю, произвелъ спасительное розъединеніе крѣпкаго въ единомысліи лукавства міра. Вверженный Имъ на землю огнь божественной жизни, отревая чувственность и самость, и привлекая къ себѣ духъ человѣка, изъ сего совокупленія образовалъ духовное царство Божіе, св. Церковь хранимую имъ доселѣ и въ насъ и среди насъ. Что же это дѣлается нынѣ?! — Не огнь ли, изъ бездны исторгающійся, снова распаляетъ самость и чувственность, чтобъ погасить духъ, возженный въ началѣ? — Если такъ, то вѣдь намъ, братіе, ввѣрено хранить огнь Божій неугасимымъ въ святилищѣ Божіемъ. Подвигнемъ же къ тому свою ревность!

Настоящее положеніе дѣлъ не есть неожиданность. Его во всей подробности провидѣлъ св. Апостолъ Павелъ, и тогда же прописалъ, въ лицѣ Ап. Тимоѳея, наставленіе, какъ и что должно дѣлать преемникамъ ихъ въ подобныхъ случаяхъ.

Сіе же вѣждь, говоритъ онъ св. Тимоѳею, яко въ послѣдніи дни настанутъ времена люта. Будутъ бо человѣцы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителемъ противящіися… нелюбовны, непримирительны,.. невоздержницы,.. предателе,.. сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися,.. поныряющіи въ домы и плѣняющіи женишца... Не такъ ли все это теперь? — Всегда учащеся и николиже въ разумъ истины пріити могущія... Якоже Іанній и Іамврій противистася Моѵсею, тако и сіи противляются истинѣ, человѣцы растлѣнни умомъ и неискусни въ вѣрѣ... Будетъ время, егда здраваго ученія не послушаютъ, но по своихъ похотѣхъ изберутъ себѣ учители, чешеми слухомъ: и отъ истины слухъ отвратятъ и къ баснемъ уклонятся. — Не то ли дѣлается нынѣ?

Что же дѣлать ревнителю истины въ подобныхъ обстоятельствахъ? — Вотъ что!

Ты же трезвися о всемъ, злопостражди, дѣло сотвори благовѣстника служеніе твое извѣстно сотвори... Не постыдися свидѣтельствомъ Господа нашего Іисуса Христа.., но спостражди благовѣствованію Христову, по силѣ Бога, спасшаго насъ и призвавшаго званіемъ святымъ... Образъ имѣй здравыхъ словесъ, ихже отъ мене слышалъ еси... Проповѣдуй слово, настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли, со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тим. 1, 1-13; 2, 2. 3. 4).

Итакъ воспроповѣдуемъ, братіе, въ храмахъ и домахъ, въ общихъ собраніяхъ и частныхъ бесѣдахъ, устно, письменно, печатно. Да будемъ трубами непрестанно гласящими, но внятными. Бросимъ раздѣленіе, тайно проходящее въ рядахъ нашихъ; составимъ братскій союзъ, сосредоточимъ силы, устремимь ихъ всѣ на одно. Истина сама за себя стоитъ; огласимъ ею слухъ всѣхъ, и она сама привлечетъ ихже предувѣдѣ Отецъ нашъ небесный. Только поведемъ сіе дѣло такъ, чтобъ никто не могъ сказать намъ по правдѣ: врачу, исцѣлися самъ.

Такъ вотъ къ какому уроку привело насъ наше празднество. И естественно. Наше заведеніе приготовляетъ пастырей и наставниковъ для пастырей. Слѣд. наше торжество есть торжество пастырства не въ видимомъ блескѣ безъ силы, и не во внѣшнихъ преимуществахъ, а во внутренней силѣ ихъ слова надъ душами пасомыхъ, когда всякій пастырь можетъ сказать: овцы гласа моего слушаютъ, т. е., свой умъ и волю покоряютъ его слову, свои понятія слагаютъ по его ученію, свою жизнь устрояютъ по его совѣтамъ, и свои сомнѣнія рѣшаютъ его вразумленіями. А всего этого какъ достигнуть? Не иначе, какъ чрезъ проповѣдь слова; ибо у насъ одно это орудіе.

Возмите во вниманіе еще одно обстоятельство. Торжество наше совпало съ такимъ временемъ, когда овцы гласно начали воставать на пастырей. Что же значить наше торжество? — Послѣдняя вспышка жизни, или краска на лицѣ умершаго? Нѣтъ, — это призывъ къ тому, чтобы пастырство дѣйствительно явилось и стало торжествующимъ, — возревновало о семъ торжествѣ, ему свойственномъ, — обнаруживающемся не во внѣшнемъ преобладаніи, а во внутренней власти надъ душами, — это призывъ къ усиленной дѣятельности — стоять не за свои права (пусть возмутъ всѣ и оставятъ одну свободу не стѣсняясь говорить по пастырски), а за дѣло Божіе, ввѣренное намъ, — дѣло храненія и распространенія истины Божіей на землѣ, силою слова, немолчно проповѣдуемаго. Мы — свѣтъ міра: будемъ свѣтить. Мы — соль: да не обуяемъ! Аминь.

Источникъ: Слова С.-Петербургской Духовной Академіи ректора Архимандрита Ѳеофана. — СПб.: Въ типографіи Главнаго Штаба   Е г о   И м п е р а т о р с к а г о   В е л и ч е с т в а   по Военно-Учебнымъ Заведеніямъ, 1859. — С. 15-26.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0