Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій († 1894 г.)

Святитель Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына. Первоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму. Въ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. Въ годы учебы въ Кіевской духовной академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Чинъ Православія.

Рѣдко бываетъ, чтобъ совершающійся въ воскресенье первой недѣли Великаго поста чинъ Православія проходилъ безъ нареканій и упрековъ не съ той, такъ съ другой стороны. Инымъ кажутся церковныя анаѳемы не гуманными, инымъ стѣснительными. Всѣ такого рода предъявленія, можетъ быть, и уважительны въ другихъ случаяхъ, но ужъ никакъ нейдутъ къ нашему чину Православія.

Что такое св. Церковь? Это — общество вѣрующихъ, соединенныхъ между собою единствомъ исповѣданія богооткровенныхъ истинъ, единствомъ освященія богоучрежденными таинствами и единствомъ управленія и руководства богодарованнымъ пастырствомъ. Единство исповѣданія, освященія и управленія составляетъ уставъ этого общества, который всякимъ, вступающимъ въ него, долженъ быть исполняемъ неотложно. Вступленіе въ общество обусловливается принятіемъ сего устава, согласіемъ на него; а пребываніе въ немъ — исполненіемъ его. Посмотрите, какъ распространялась и распространяется св. Церковь. Проповѣдники проповѣдуютъ; изъ слущающихъ одни не принимаютъ проповѣди и отходятъ, другіе принимаютъ, и въ слѣдствіе сего освящаются св. таинствами, поступаютъ подъ руководство пастырей и воцерковляются. Вступая въ Церковь, они сливаются со всѣми, объединяются и пока составляютъ едино со всѣми, до тѣхъ поръ и въ Церкви пребываютъ.

Вѣдь анаѳема есть ничто иное, какъ отлученіе отъ Церкви, или исключеніе изъ среды своей тѣхъ, которые не исполняютъ условій единенія съ нею, начинаютъ мудрствовать иначе, чѣмъ она, иначе, нежели какъ сами обѣщались, вступая въ нее. Посмотрите, какія лжеученія и какіе лжеучители отлучаются. Отвергающіе бытіе Божіе, безсмертіе души, Божественное промышленіе, не исповѣдующіе Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, — Единаго Бога, не признающіе Божества Господа нашего Іисуса Христа и искупленія нашего крестною Его смертію, отмещущіе благодать Святаго Духа и божественныя таинства, подающія ее, и проч. Видите, — какихъ предметовъ они касаются! Такихъ, собственно, по коимъ св. Церковь есть Церковь, на которыхъ она утверждается и безъ которыхъ она не можетъ быть тѣмъ, чѣмъ есть. Слѣдовательно, тѣ, которые вооружаются противъ такихъ истинъ, суть то же въ Церкви, что въ житейскомъ быту люди, покушающіеся на жизнь и достояніе наше. А вѣдь ворамъ и разбойникамъ не позволяется дѣйствовать свободно и безнаказанно нигдѣ; и когда ихъ вяжутъ и предаютъ суду и наказанію, никто не считаетъ это негуманнымь и стѣсненіемъ свободы; напротивъ, въ этомъ самомъ усматриваютъ дѣло человѣколюбія и обезпеченія свободы въ отношеніи ко всѣмъ другимъ членамъ общества. Если вы здѣсь такъ судите, то судите такъ же и объ обществѣ церковномъ. Лжеучители — это вѣдь воры и разбойники [1]: они расхищаютъ собственность Церкви, развращаютъ и губятъ членовъ ея. Что-жъ, неужто она поступаетъ худо, когда вяжетъ ихъ, судитъ и извергаетъ вонъ? И развѣ съ ея стороны было бы человѣколюбиво, если бы она равнодушно смотрѣла на дѣйствія такихъ лицъ и предоставляла имъ полную свободу губить всѣхъ? Какая мать позволитъ змѣѣ свободно подползти и ужалить свое дитя, еще малое и не понимающее угрожающей ему опасности? Если бы въ наше семейство ворвался разбойникъ, или втерлась какая-нибуть развратница, и первый началъ бы душить и рѣзать вашихъ дѣтей, а послѣдняя — развращать вашего сына или дочь, — что жъ, вы равнодушно смотрѣли бы на ихъ дѣйствія изъ опасенія прослыть негуманными и отсталыми? Вы не вытолкали бы ихъ вонъ и не затворили бы для нихъ дверей вашего дома? Смотрите такимъ же образомъ и на дѣйствія св. Церкви. Видитъ она, что являются люди, растлѣнные умомъ, и вносятъ тлю свою въ среду другихъ, и возстаетъ противъ нихъ и гонитъ ихъ вонъ, да кромѣ того предостерегаетъ и другихъ: «смотрите, вотъ такой-то и такіе-то хотятъ губить васъ; не слушайте ихъ и бѣгите отъ нихъ!» Церковь въ такомъ случаѣ исполняетъ долгъ материнской любви и, слѣдовательно, поступаетъ человѣколюбиво или, по нынѣшнему, гуманно.

У насъ теперь много расплодилось нигилистовъ и нигилистокъ, естественниковъ, дарвинистовъ, спиритовъ и, вообще, западниковъ; — что жъ, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса, не осудила бы и не анаѳематствовала ихъ, если бъ въ ихъ ученіи было что-нибудь новое? Напротивъ, — соборъ былъ бы непремѣнно, и всѣ они, съ своими ученіями, были бы преданы анаѳемѣ; къ теперешнему чину Православія прибавился бы лишь одинъ пунктъ: «Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардеку и всѣмъ послѣдователямъ ихъ — анаѳема!» Да нѣтъ никакой нужды ни въ особенномъ соборѣ, ни въ какомъ прибавленіи. Всѣ ихъ лжеученія давно уже анаѳематствованы въ тѣхъ пунктахъ, которые упомянуты выше. Видите ли теперь, какъ мудро и предусмотрительно поступаетъ Церковь, когда заставляетъ совершать нынѣшній окликъ и выслушивать его! А говорятъ, несовременно. Напротивъ, теперь то и современно. Можетъ быть, лѣтъ за полтораста назадъ оно было и несовременно; а по нынѣшнему времени не то что въ губернскихъ городахъ, но во всѣхъ мѣстахъ и церквахъ слѣдовало бы ввести и совершать чинъ Православія; да собрать бы всѣ ученія, противныя слову Божію, всѣмъ огласить, чтобы всѣ знали, чего надо опасаться и какихъ ученій бѣгать. Многіе растлѣваются умомъ только по невѣдѣнію; а потому гласное осужденіе пагубныхъ ученій спасло бы ихъ отъ гибели.

Кому страшно дѣйствіе анаѳемы, тотъ пусть избѣгаетъ ученій, которыя подводятъ подъ нее; кто страшится его за другихъ, тотъ пусть возвратитъ ихъ къ здравому ученію. Если ты, неблаговолящій къ этому дѣйствію, — православный, то идешь противъ себя; а если потерялъ уже здравое ученіе, то какое тебѣ дѣло до того, чтó дѣлается въ Церкви содержащими его? Ты вѣдь уже отдѣлился отъ Церкви, у тебя свои убѣжденія, свой образъ воззрѣній на вещи, — ну, и пожинай съ ними. Произносится ли или нѣтъ твое имя и твое ученіе подъ анаѳемой, — это все равно: ты уже подъ анаѳемой, если мудрствуешь противно Церкви и упорствуешь въ этомъ мудрованіи. Страшна анаѳема: — брось мудрованія злыя.

Примѣчаніе:
[1] Какъ, напримѣръ, нынѣшніе душегубы-сектанты: баптисты, адвентисты, пятидесятники и всякаго рода атеисты.

Источникъ: Епископъ Ѳеофанъ. Чинъ Православія. // «Хлѣбъ Небесный». Духовно-нравственный православный иллюстрированный журналъ. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского монастыря. — № 3. — 1-31 Марта 1932 года. — Харбинъ: Собственная Монастырская Типографія, 1932. — С. 7-9.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0