Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Свщмч. Ѳеодоръ, архіеп. Волоколамскій († 1937 г.)
Рѣчь, сказанная при нареченіи во епископа Волоколамскаго, викарія Московской епархіи (12 Сентября 1909 г.).

Ваше Высокопреосвященство и богомудрые архипастыри!

Въ томъ естественномъ душевномъ смущеніи, какое переживается мною теперь, особенно хочется слышать нѣчто подобное тому, чтó говорилъ пророкъ Божій народу Израильскому: Укрѣпите ослабѣвшія руки и утвердите колѣна дрожащія, скажите робкимъ душею будьте тверды; не бойтесь: вотъ Богъ вашъ (Ис. 35, 3-4). И вотъ, эта, только что воспѣтая вашими устами, священная пѣснь о вседѣтельной силѣ Всесвятаго Духа Божія, и воспринимается моимъ смущеннымъ сердцемъ и робкой душею, какъ этотъ именно голосъ Пророка, какъ голосъ небеснаго ободренія, какъ призывъ къ высшему упованію и покрову въ предстоящемъ мнѣ великомъ служеніи. Ибо, вѣдь, если Всесвятый Духъ Божій умудрилъ некнижныя ученики и ими уловилъ вселенную, то можетъ Онъ силою Своею и наше, якобы нѣкое книжное, а наипаче плотское мудрованіе, претворить въ «буйство» и уже «буйствомъ проповѣди» спасать вѣрующихъ и невѣрующихъ. И кажется это именно дѣйствіе Святаго Духа — претвореніе мудрости человѣческой въ «буйство» — всегда и совершается въ случаяхъ, подобныхъ настоящему. Ибо, вѣдь не разъ и не два вамъ, богомудрые архипастыри, приходилось внимать словамъ тѣхъ, кои ранѣе меня стояли здѣсь, принося вамъ исповѣданіе своей души, своихъ настроеній, и чувствъ, и конечныхъ упованій. И всегда это исповѣданіе души звучало одними и тѣми же настроеніями: свидѣтельствовалось собственное убожество и немощь, слышался голосъ смущенной души, исповѣдывалась вѣра въ Божію промыслительную Руку и въ помощь вашихъ святыхъ молитвъ. Сіе самое исповѣданіе нищеты духовной приношу и я теперь вамъ, богомудрые архипастыри, и радуюсь, что ничего другого не могу вамъ исповѣдать, ибо въ царствѣ благодати Божіей наличность духовной нищеты есть залогъ всякаго духовнаго богатства. Вѣдь и апостолъ говорилъ, что сокровище Божій благодати являемо было въ скудельныхъ сосудахъ, и сами апостолы дѣйствовали во мнозѣ страсѣ и трепетѣ и не силою своею, а нищетою богатили многихъ. Пусть тѣ, коимъ это нравится, говорятъ, что это исповѣданіе духовной нищеты и немощи, постоянно повторяющееся въ подобныхъ настоящему случаяхъ, есть только дань приличію или даже нѣкое лукавство совѣсти. Нужно имѣть не лукавую, а уже сожженную совѣсть, чтобы въ эти святыя минуты говорить то, чего не чувствуешь, или намѣренно подмѣнять одно чувство другимъ, или воспринимать въ чувствѣ не то, чтó переживаешь.

Намъ хочется видѣть въ этой общности и однородности неизмѣнно переживаемыхъ всѣми однихъ и тѣхъ же чувствъ лучшее доказательство дѣйствительности ихъ, а самое явленіе этихъ благодатныхъ въ духовномъ отношеніи чувствъ объяснять даромъ Святаго Духа. Въ многоразличныхъ явленіяхъ Духа на пользу вѣрующимъ, намъ, призываемымъ къ служенію апостольскому, дается чрезъ эту же силу Святаго Духа какъ бы особое пробужденіе и чуткость совѣсти и сугубое сознаніе духовной нищеты своей, дабы и въ будущей дѣятельности нашей премножество силы было Божіей, а не нашей собственной (2 Кор. 4, 7). И еслибы спросили насъ теперь о нашей задачѣ и планахъ въ предстоящей дѣятельности, то мы указали бы, какъ главную задачу — сохраненіе этой чуткости совѣсти, постояннаго сознанія своей немощи, дабы разумъ человѣческій въ насъ-то самихъ не возвышался на разумъ Божій, и мудрованіе по плоти опять не стало на мѣсто буйства о Христѣ. Ибо если это постоянно будетъ въ насъ самихъ, то легче будетъ тогда и въ другихъ различать мудрованіе плотское и духовное. Если св. апостолъ Павелъ своимъ современникамъ давалъ совѣтъ быть «буими, чтобы быть мудрыми», то, кажется, проведеніе въ жизнь этого правила есть особенная потребность современности. Мудрость міра сего теперь особенно возстаетъ на разумъ Божій, и это есть главный идолъ современности. Многіе ли принимаютъ теперь Христа и христіанство такъ, какъ они есть и открылись въ Святомъ Евангеліи, преданіи церковномъ и самой Церкви? Вездѣ идетъ грубая и многоразличная поддѣлка Христа и христіанства примѣнительно къ личнымъ вкусамъ и грѣховной похоти. Одни кланяются Христу, но ликъ Его искажаютъ собственнымъ пониманіемъ Христа; другіе раздираютъ нешвенный хитонъ Христова ученія и жизни на части, опошливаютъ ихъ своимъ собственнымъ пониманіемъ, и думаютъ этими добрыми — якобы христіанскими — истинами, но безъ Христа, покрыть наготу своей жизни, иные кощунственно дѣлаютъ высокія начала Христова ученія знаменіемъ и оправданіемъ насилія и крови, другіе и прямо ругаются Христу. Мало только тѣхъ скорбныхъ и уничиженныхъ духомъ, кои въ сознаніи своего убожества кланяются истинному Христу, касаются края ризы Его и получаютъ спасеніе жизни.

Вотъ опознать-то эти поддѣлки Христа и христіанства, различать вѣрно «духи»: отъ Бога-ли они? — и составляетъ главную задачу современности для пастыря.

Посему-то особенно хочется молить Господа и просить вашихъ святыхъ молитвъ, дабы Духъ Святый, пришедшій, — по слову Христову — обличить міръ о грѣсѣ, о правдѣ и о судѣ (Іоан. 16, 8), первѣе всего обличалъ меня постоянно въ семъ самомъ и утончалъ мое духовное разумѣніе. О грѣсѣ меня обличалъ, что маловѣренъ я и малодушенъ; о правдѣ, — что тайну христіанскую, тайну спасенія и вочеловѣченія Сына Божія въ своемъ мудрованіи и пониманіи, быть можетъ, низвожу съ неба на землю, о судѣ; — что князь міра сего еще не осужденъ и не изгнанъ изъ души моей. И если это будетъ постояннымъ явленіемъ въ нашей личной жизни, то совѣсть наша вѣрнѣе будетъ различать и въ окружающей жизни Божіей отъ человѣческаго. И только уповая на эту божественную помощь свыше, рѣшаюсь теперь возлагать свою слабую руку на рало дѣятеля на нивѣ Божіей. Пусть борозда на этой нивѣ будетъ глубока и сорна, пусть смочится она не пóтомъ, а быть можетъ и слезами, — все же боюсь оглядываться назадъ, боюсь быть неуправленнымъ въ Царствіе Божіе.

Источникъ: Рѣчь, сказанная архимандритомъ Ѳеодоромъ, ректоромъ Московской Духовной Академіи, при нареченіи во епископа Волоколамскаго, викарія Московской епархіи (12 Сентября 1909 г.). // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры. — 1909. — Томъ III. — Декабрь. — С. 513-515.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0