Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ѳ

Прот. Назарій Ѳаворовъ († 1897 г.)
Слова и бесѣды на воскресные, праздничные и великопостные дни.

Въ недѣлю жены самарянки.

Всякъ, піяй отъ воды сея, вжаждется паки: а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки (Іоан. 4, 13-14).

Эта вода, которую Господь обѣщалъ людямъ, есть та самая святая и животворящая вѣра, которую Онъ даровалъ намъ для жизни вѣчной. И такъ свойство этой вѣры должно быть таково, что въ ней человѣкъ можетъ находить удовлетвореніе всѣмъ законнымъ потребностямъ своей природы и что при ней, слѣдовательно, не свойственно желать и искать чего нибудь, какъ блага, внѣ ея, или чувствовать недостатокъ средствъ для пріобрѣтенія довольства и счастія. По смыслу изреченія Господня, человѣку достаточно быть христіаниномъ, чтобы быть всегда довольнымъ и не испытывать томительной жажды различныхъ предметовъ, мнимо необходимыхъ для его удовольствія. Но оправдывается ли это надъ христіанами? Мы знаемъ христіанъ, которые дѣйствительно ничего не искали въ мірѣ и все находили въ вѣрѣ, которые въ печальныхъ пустыняхъ, въ алчбѣ и суровыхъ подвигахъ были счастливѣе живущихъ во всякомъ довольствѣ. Есть, безъ сомнѣнія и въ настоящее премя, — есть, можетъ быть, и среди насъ люди, которые походятъ на тѣхъ людей. Но за всѣмъ тѣмъ мы имѣемъ еще побужденіе и причину спрашивать, почему же не для всѣхъ вѣрующихъ вѣра служитъ такою живою водою, которая прекращаетъ всякую жажду мірскихъ благъ въ человѣкѣ, — почему не только не рѣдки, но и очень обыкновенны между нами явленія различныхъ страстей, которыя показываютъ не престающую въ насъ жажду различныхъ предметовъ и не позволяютъ намъ ни на чемъ успокоиться и сказать о себѣ искренно: я доволенъ и спокоенъ при томъ, что имѣю.

На это можно отвѣчать однимъ изъ двухъ предположеній: или обѣтованіе Господне не имѣетъ того безусловнаго смысла, какой представляется въ немъ съ перваго взгляда, или тѣ, которые не видятъ исполненія этого обѣтованія надъ собою, не имѣютъ истинной вѣры. Другаго отвѣта не можетъ быть.

Но ограничивать смыслъ обѣтованія Господня мы не имѣемъ никакого основанія. Не въ однихъ только приведенныхъ словахъ Спаситель обѣщаетъ вѣрующимъ истинное успокоеніе и довольство въ даруемой Имъ вѣрѣ: все евангеліе тоже самое внушаетъ намъ. Проповѣдь Іисуса Христа началась такимъ ученіемъ: блажени нищіи, блажени плачущіи, блажени изгнанніи и проч Міръ въ первый разъ услышалъ такую проповѣдь, которая представляла вещи въ совершенно обратномъ порядкѣ противъ того, какъ онъ привыкъ понимать ихъ. Нищета и блаженство, скорбь и блаженство, напасти, изгнаніе, преслѣдованія и блаженство, все это несовмѣстимо безъ какой нибудь особой посредствующей силы, которая способна была бы претворять горькое въ сладкое, темное въ свѣтлое, больное въ здоровое, — и эта то сила и есть благодать вѣры Христовой. Вѣруйте въ Меня, вѣруйте въ Мое евангеліе, говорилъ этимъ ученіемъ Спаситель, и все другое утратитъ для васъ значеніе счастія или несчастія: единымъ и несомнѣннымъ источникомъ счастія вашего будетъ самая эта вѣра. Поэтому же Онъ призывалъ къ Себѣ всѣхъ труждающихся и обремененныхъ, обѣщая имъ покой: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ. Правда, полное успокоеніе Онъ обѣщалъ только въ будущемъ, въ небесномъ царствѣ Своемъ; но если бы на самомъ пути къ этому царству вѣрующіе не предвкушали ожидающаго ихъ блаженства, не находили въ себѣ самихъ, въ искренней вѣрѣ своей, такого утѣшенія, которое вознаграждало бы ихъ за разныя лишенія и скорби, то не далеко прошли бы они по этому пути и не на долго стало бы у нихъ силъ отрицаться отъ всего, въ чемъ представляется ближайшее и потому какъ будто вѣрнѣйшее благо. И такъ всѣмъ намъ, кто только не находитъ полнаго успокоенія въ вѣрѣ, остается сдѣлать, хотя и непріятное, но необходимое самопризнаніе, что не у вѣры недостаетъ могущества дать намъ внутренне довольство и поставить насъ выше безпокойныхъ и болѣе или менѣе мучительныхъ желаній разныхъ мірскихъ предметовъ, а у насъ недостаетъ вѣры, чтобы пользоваться ея силою для созданія внутренняго въ себѣ мира и возможнаго на землѣ счастія. Въ это стоитъ всмотрѣться внимательнѣе.

Кто имѣетъ вѣру? — Пусть вы и я вѣруемъ въ единосущную Троицу, въ Господа Іисуса Христа Богочеловѣка, въ Его спасительныя страданія, крестную смерть и воскресеніе, въ Его вознесеніе на небо и будущій судъ, въ благодатныя дѣйствія Духа Святаго, въ вѣчную жизнь и проч.., отвергаемъ всякое неправое ученіе, несогласное съ этою вѣрою и не даемъ въ душѣ своей мѣста сомнѣнію и недовѣрію. Это дѣйствительно вѣра чистая, вѣра апостольская въ существѣ своихъ догматовъ. Но, скажу словами одного изъ просвѣщеннѣйшихъ учителей нашей Церкви, «поколику мы имѣемъ такую вѣру въ Словѣ Божіемъ и символѣ вѣры, потолику она принадлежитъ Богу, Его пророкамъ, апостоламъ, отцамъ церкви, а еще не намъ». — Да, въ этомъ случаѣ вѣра внѣ насъ, и мы еще не имѣемъ ея. Мы цѣнимъ ее, какъ внѣшній предметъ, и относимся къ ней, какъ чему то постороннему, а не обладаемъ ею, и потому не можемъ пользоваться ея силою. Далѣе, когда мы имѣемъ ее въ мысляхъ своихъ и соображаемъ съ нею поведеніе свое, тогда начинаемъ ее усвоять себѣ, но все еще, можетъ быть, далеко до того, чтобы она была точно нашею вѣрою; въ насъ самихъ она можетъ быть какъ что-то не наше, какъ что то отдѣльное отъ души нашей, содержимое только памятію, въ качествѣ справочной книги, въ которую мы по временамъ засматриваемъ, а большею частію и не смотримъ... Между тѣмъ изъ самаго образа выраженія, какое употребилъ Господь для означенія истинно вѣрующаго, видно, что не таково должно быть наше отношеніе къ вѣрѣ. Иже піетъ отъ воды, говоритъ Онъ, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки. Какъ вода не утолитъ жажды тѣлесной, когда мы будемъ только смотрѣть на нее или даже омываться ею; такъ и вѣра не можетъ дать мира и довольства нашей душѣ, когда мы будемъ имѣть ее только въ виду, или хотя и пользоваться ею, но только какъ внѣшнимъ правиломъ для жизни. Надобно пить отъ этой живой воды, надобно усвоять вѣру всѣмъ сердцемъ, чтобы найти въ ней удовлетвореніе существеннымъ потребностямъ души нашей. Сердцемъ вѣруется въ правду, говоритъ ученіе самой же вѣры. Вѣровать сердцемъ значитъ полюбить то, во что вѣруемъ, обратить вѣрованіе въ живое убѣжденіе и постоянное расположеніе души, такъ чтобы наши мысли и желанія были естественнымъ плодомъ такого убѣжденія и расположенія. Тогда, по слову Апостола, Христосъ вселится въ наше сердце (Ефес. 3, 17) и внесетъ въ него свой свѣтъ, свою благодатную силу и жизнь и мы не будемъ жаждать мнимыхъ благъ, имѣя въ себѣ самихъ залогъ благъ истинныхъ.

Такъ. Если мы не находимъ въ вѣрѣ того, что обѣщается Начальникомъ и Совершителемъ вѣры (Евр. 12, 2); то это несомнѣнный признакъ, что мы не нашли еще самой вѣры, то есть, не усвоили ея себѣ, не обратили ея въ живый, на сердцѣ написанный, законъ жизни. Знаю, что это можетъ показаться только отвлеченнымъ разсужденіемъ, а не практическимъ урокомъ. О подобныхъ предметахъ надобно говорить только тому, чье слово было бы очевиднымъ выраженіемъ опыта. Мы имѣемъ примѣры въ доказательство проповѣдуемой истины, но они какъ-то далеки отъ насъ; другіе, можетъ быть и близки, но слишкомъ не многимъ видны. Однакожъ нужно помнить, что не другіе за насъ должны удостовѣряться въ плодахъ живой вѣры. Кто не хочетъ оставаться вѣрующимъ только по имени, тотъ обязанъ постоянно возращать въ себѣ вѣру и пріобрѣтать опытность въ духовной жизни. А мы, кажется, готовы требовать, чтобы вѣра сама, безъ нашего участія, показала въ насъ свою благотворную силу. Если ничто никому не дается само собою, если и для утоленія тѣлеснаго голода нужно, по крайней мѣрѣ, взять пищу и положить ее въ ротъ, и для утоленія тѣлесной жажды почерпнуть воду и выпить ее; то какъ же мы хотѣли бы имѣть въ себѣ плодотворную вѣру, ничего не дѣлая для возращенія вѣры въ душѣ своей? Намъ говорятъ: просите, и пріимете, да радость ваша исполнена будетъ (Іоан. 16, 24), то есть, молитесь, и получите благодатное утѣшеніе: мы молились и молимся, но радости не получали и не получаемъ, по крайней мѣрѣ столько, чтобы не очень нужны намъ были другія радости, — и, можетъ быть, уже привыкли думать, что ничего особеннаго не даетъ молитва. Намъ говорятъ: въ храмѣ стояще, на небеси стояти мнимъ (церковн. пѣснь); мы бываемъ въ храмѣ, но не чувствуемъ большаго различія между храмомъ и домомъ, ничего особеннаго не представляется намъ и не ощущается нами при церковномъ богослуженіи, — и, можетъ быть, въ насъ сложилось убѣжденіе, что ничего особеннаго нельзя ни получить въ храмѣ, ни вынесть изъ храма. Почему же не сказывается намъ вѣра тою животворящею силою, которая должна исполнять сердце неземными чувствами, не оставляя въ немъ мѣста для безпокойныхъ земныхъ желаній? — Что можно и должно отвѣчать себѣ и другимъ на это? Вотъ одинъ правдивый отвѣтъ: мы никогда собственно не молились, если ничего особеннаго не получали отъ молитвы; мы никогда не стояли въ храмѣ какъ въ храмѣ, если не чувствовали въ немъ ничего отличнаго отъ обыкновенныхъ расположеній нашихъ.

Впрочемъ, насъ могутъ упрекнуть (и дай Богъ, чтобы упрекъ былъ вполнѣ вѣренъ), что мы объобщаемъ такое состояніе, которое вовсе не такъ обыкновенно у присутствующихъ. Если такъ, то мы ближе къ цѣли нашего слова, и можемъ взглянуть на предметъ съ другой стороны, съ которой еще удобнѣе видѣть его въ настоящемъ свѣтѣ. Кто чувствовалъ, хотя по временамъ, хотя въ нѣкоторой лишь степени, умиротворяющее и возвышающее дѣйствіе молитвы вѣры? Кто испытывалъ въ церкви Божіей облегченіе отъ суеты или скорби, отъ мелкихъ заботъ и тяжелой нравственной дремоты, отъ мрачнаго недовольства и унынія? Кто вообще опытомъ дозналъ, хотя бы и не въ большой мѣрѣ, успокоивающее и ободряющее вліяніе на душу тѣхъ или другихъ дѣйствій; совершаемыхъ по духу и руководству св. вѣры? — Въ вашихъ опытахъ — достовѣрное свидѣтельство о дѣйствительности животворящихъ свойствъ вѣры. Какъ скоро есть нѣсколько опытовъ, — ихъ можно умножить и обратить наконецъ въ настоящую опытность, — и то, что вы чувствовали лишь по временамъ, будетъ въ васъ чувствомъ господствующимъ, и вы повторите слова Псалмопѣвца, хотя бы даже и не знали ихъ изъ книги: что ми есть на небеси, и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже во вѣкъ (Псал. 72, 25)? То есть: ничего не хочу на землѣ, ни даже на небѣ отъ Тебя, Боже, кромѣ Тебя Самаго. Въ Тебѣ исчезаетъ существо мое; Ты Богъ сердца моего, Ты часть моя во вѣкъ.

Жаждущіи убо, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пійте безъ сребра и цѣны, вино и тукъ. Вскую цѣните сребро не въ хлѣбы и тукъ вашъ не въ сытость? Послушайте Мене, глаголетъ Господь, и снѣсте благая и насладится во благахъ душа ваша (Ис. 5, 1-2). Аминь.

Источникъ: Собраніе проповѣдей Протоіерея Н. Ѳаворова, заслуженнаго ординарнаго профессора Богословія и настоятеля церкви въ   И м п е р а т о р с к о м ъ   Университетѣ св. Владиміра. — Кіевъ: Въ Типографіи   И м п е р а т о р с к а г о   Университета св. Владиміра, 1887. — С. 129-135.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0