Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Архіеп. Тихонъ Лященко († 1945 г.)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы.
За что страдаетъ Русь и что ей нужно для спасенія
[1].

Радуйся, Обрадованная, во успеніи твоемъ насъ не оставляющая (Припѣвъ акаѳиста Усп. Б. М.).

Когда св. апостолы стояли въ недоумѣніи у пустой гробницы Матери Божіей и съ трепетомъ предощущали тайну вознесенія на небо Ея пречистаго тѣла, Сама Богоматерь явилась въ небесной славѣ и возвѣстила имъ: Радуйтесь, Я съ вами есмь во вся дни! И возрадовались апостолы, такъ какъ знали, что Пресвятая Богородица, по успеніи Своемъ, ближае представши Божію престолу... удобѣе имать о всѣхъ молити и умилостивляти Того благостыню и весь міръ посѣщати, назирати и помоществовати бѣдствующимъ [2].

И дѣйствительно, бр., окинувъ взоромъ исторію христіанскаго міра, мы видимъ, что Матерь Божія всегда была «Заступницей усердной рода христіанскаго». Нѣтъ такой страны христіанской, гдѣ-бы явная помощь Богоматери въ самыхъ трудныхъ обстоятельствахъ не запечатлѣлась не только въ сказаніяхъ историковъ, но и въ многочисленныхъ церковныхъ торжествахъ и празднествахъ. Мы же, русскіе люди, какъ единственный оплотъ православія отъ иновѣрія и инославія, издавна пользуемся особой любовью Царицы Небесной. Въ самыхъ тяжкихъ обстоятельствахъ, когда Самъ Господь какбы забывалъ о русскомъ народѣ, Матерь Божія не оставляла насъ Своею благодатною помощью и съ любовію отзывалась на горячія моленія русскихъ людей, въ скорби и печали находящнхся и къ Ней, Небесной Заступницѣ, прибѣгающихъ. Сто лѣтъ тому назадъ страшный и могучій завоеватель полуміра, Наполеонъ, вторгся въ Россію, и никакія силы человѣческія не могли остановить его. Но не ослабѣла у русскихъ людей надежда на помощь Богоматери, и они торжественно переносятъ Смоленскую чудотворную икону Ея въ войска. И вотъ, помощью Богоматери, врагъ, противъ котораго возстала самая природа русской земли, съ позоромъ изгнанъ и въ конецъ сокрушенъ. Триста лѣтъ тому назадъ было на Руси памятное и понынѣ «лихолѣтье». Самое сердце русской земли, Москва, было въ рукахъ поляковъ; но послѣ слезъ и молитвъ, послѣ поста и покаянія русскихъ людей возстала на ихъ спасеніе Матерь Божія въ чудотворномъ Своемъ Казанскомъ образѣ, и враги изгнаны и разсѣяны, а русскій народъ подъ покровомъ Богоматери избираетъ себѣ царскій родъ, и понынѣ Божіею милостію славно царствующій на св. Руси. Еще раньше того, во времена татарскаго ига, сколько разъ Пресвятая Богородица являлась и въ видѣніяхъ, и чрезъ Свои чудотворныя иконы на защиту и спасеніе св. Руси! Вотъ Она разсѣяла полчища хана Махметъ-Гирея. Вотъ Она прогоняетъ изъ предѣловъ Россіи хана Ахмата. Вотъ Она устрашаетъ хана Тамерлана, явившись ему во снѣ съ воинствомъ небеснымъ; и «бѣжалъ Тамерланъ, говоритъ лѣтописецъ, гонимый силою Пресвятыя Дѣвы». Вотъ Она даже Батыя не допускаетъ къ возлюбленному Ею граду Смоленску... А сколько разъ Божія Матерь являла Свою дивную помощь во время страшныхъ моровыхъ язвъ, холеры, чумы и другихъ стихійныхъ бѣдствій, постигавшихъ разные города русской земли и, въ томъ числѣ, нашъ св. градъ!

Все это, бр., полезно вспомнить намъ именно нынѣ, во время тяжкой, кровопролитной, небывалой по жестокости войны съ звѣронравнымъ врагомъ. Полезно вспомнить это и для утѣшенія и для назиданія.

Уже третій годъ, бр., тянется эта страшная война! Цѣлыя рѣки крови льются на всѣхъ фронтахъ! Цѣлое море слезъ проливаетъ русская земля! Трудно найти семью, гдѣ-бы не оплакивали воина, на полѣ брани убіиеннаго, гдѣ-бы не скорбѣли, глядя на искалѣченнаго врагами воина-кормильца или опору семьи, гдѣ-бы не трепетали день и ночь, каждую минуту за жизнь близкихъ сердцу, тамъ далеко на полѣ брани подвизающихся. Но этого мало. Въ то время, какъ на ратномъ полѣ страждетъ наше храброе воинство, здѣсь, въ тылу, мы — ихъ отцы и матери, ихъ жены и дѣти, ихъ братья и сестры страждемъ отъ внутреннихъ враговъ, отъ безсовѣстныхъ мародеровъ и спекулянтовъ, безъ конца повышающихъ цѣны на продукты первой необходимости и заставляющихъ нести лишенія не только бѣднѣйшихъ, но и болѣе обезпеченныхъ, не только мирныхъ гражданъ, но и воиновъ-калѣкъ, уже отдавшихъ свои силы и здоровье на алтарь отечества. И вотъ, страждетъ вся Русь; страждетъ и на фронтѣ, страждетъ и въ тылу, страждетъ и въ лицѣ своего воинства, страждетъ и въ лицѣ мирныхъ гражданъ — бѣдныхъ и богатыхъ, мужей и женъ, стариковъ и дѣтей!

Гдѣ-же намъ, бр., искать помощи и защиты, какъ не у всегдашней Заступницы усердной рода христіанскаго, обѣщавшей и по успеніи Своемъ не оставлять Своею помощью вѣрующихъ въ Сына Ея возлюбленнаго? И дѣйствительно, русскій народъ и нынѣ, какъ встарь, въ горячихъ молитвахъ къ Царицѣ Небесной ищетъ отрады и утѣшенія въ скорбяхъ и помощи въ безвыходномъ, тяжкомъ положеніи. Не за тѣмъ-же-ли и вы, бр. и сестры, въ такомъ громадномъ числѣ собрались нынѣ со всѣхъ концовъ Руси святой въ эту св. обитель Богоматери?

Но... уже годы идутъ, уже счетъ дорогимъ жертвамъ войны потерянъ, уже море слезъ, уже рѣки крови пролиты, а Господь все не отводитъ Свою карающую десницу отъ нашей страны: врагъ не только не побѣжденъ, но даже не выгнанъ изъ нашихъ предѣловъ, а внутри страны жизнь становится все тяжелѣй и труднѣй. Что-же это значитъ? Почему нѣтъ намъ помощи свыше? Почему всегдашняя наша Заступница доселѣ не умолитъ Сына Своего и Бога преложить Свой праведный гнѣвъ на милость?

А вотъ почему, бр. и сестры! Чтобы Матерь Божія могла намъ помочь Своими молитвами предъ Сыномъ Своимъ должны и сами не только молиться, но и каяться въ своихъ прегрѣшеніяхъ, за которыя Господь караетъ насъ въ настоящее время, не только каяться, но и приносить плоды, достойные покаянія. Наши предки въ старину знали этотъ долгъ и потому, прибѣгая среди народныхъ бѣдствій подъ защиту Небесной Заступницы, они не забывали слезами покаянія, добрыми дѣлами, исправленіемъ своей жизни преклонять Господа на милость къ родной странѣ. Нужно-ли напоминать вамъ, бр., о томъ, какъ въ такихъ случаяхъ весь русскій народъ дружно бралъ на себя подвигъ всенароднаго покаянія, молитвы и поста, какъ постились не только взрослые, но и дѣти, даже грудные младенцы, даже домашній скотъ. А теперь, что мы, бр., видимъ? Вѣдь теперь каждому извѣстно, за что Господь прогнѣвался на Русь, за какіе всенародные грѣхи страждемъ всѣ мы; но замѣтно-ли, что всѣ русскіе люди усердно каются въ этихъ грѣхахъ, стараются принести плоды, достойные покаянія? Нѣтъ, бр., мало это замѣтно среди насъ, особенно среди городского населенія!

Мы, бр., несомнѣнно страдаемъ за то же, за что уже сто лѣтъ тому назадъ страдала Русь. Мы измѣнили завѣтамъ предковъ, отказались отъ исконныхъ основъ жизни русской, православной и преклонились предъ чужими кумирами, забывъ родные обычаи и нравы и устремившись подражать во всѣхъ областяхъ жизни западнымъ образцамъ и примѣрамъ. Разница только въ томъ, что сто лѣтъ тому назадъ образцомъ для измѣнниковъ родной старинѣ были французы, а теперь — нѣмцы. И вотъ, что говорили въ покаянной молитвѣ русскіе люди сто лѣтъ тому назадъ, то должно говорить въ слезахъ и намъ, бр. и сестры; Мы оставихомъ путь правды Твоея (Господи) и ходихомъ въ воляхъ сердецъ нашихъ... еще-же и отеческія преданія ни во что же вмѣнивше прогнѣвахомъ Тя о чуждихъ. Ихже ради и насъ объятъ лютое обстояніе, и о ихъ-же ревновахомъ наставленіихъ, сихъ враговъ имѣяхомъ буіихъ и звѣронравныхъ [3].

Но чтоже мы, бр.? Увидѣвъ въ лицѣ недавнихъ учителей-нѣмцевъ враговъ «буіихъ и звѣронравныхъ», сознали-ли мы свое вѣковое заблужденіе, увидѣли-ли драгоцѣнность своей сѣдой старины, обратились-ли отъ чужихъ кумировъ къ роднымъ алтарямъ, къ завѣтамъ предковъ, къ устоямъ истинно-русской православной жизни? О, нѣтъ, далеко нѣтъ! Ужъ слишкомъ глубоко въѣлась нѣметчина въ сердце и нравы нашего народа, особенно — образованнаго класса! Ужъ слишкомъ трудно вырвать эту занозу изъ довольно крѣпко установившагося строя народной, особенно городской жизни! И вотъ, въ то время, какъ Господь событіями этой тяжкой войны очень ясно показываетъ, отъ чего долженъ отказаться русскій народъ, чтобы молитва Небесной Заступницы имѣла успѣхъ, когда Самъ Господь разбиваетъ наши новые кумиры, мы все-таки не находимъ въ себѣ достаточно силы, чтобы окончательно оторваться отъ нихъ, бросить ложную дорогу и твердо стать на путь народной жизни, на путь, глубоко проторенный вѣками сѣдой старины, сотнями поколѣній нашихъ предковъ, да еще и теперь не заросшій въ деревенской глуши, вдали отъ такъ наз. культурныхъ центровъ.

Дѣйствительно, присмотритесь, бр., къ нашей русской жизни. Вмѣсто смиренія, которымъ такъ славились наши предки, у насъ, подъ вліяніемъ западныхъ образцовъ, развилась крайняя гордость, вмѣсто надежды на Бога — самонадѣянность. Началась война, и мы, обрадованные тѣмъ, что вмѣстѣ съ нами возстали противъ нашихъ враговъ и французы, и англичане, думали, что пройдетъ нѣсколько мѣсяцевъ, и наши войска будутъ въ Вѣнѣ или Берлинѣ. Но вотъ пошелъ уже третій годъ войны, а мы не можемъ выгнать врага даже изъ нашихъ предѣловъ! Правда, многіе русскіе люди теперь поняли, что только Божья помощь можетъ дать намъ рѣшительную побѣду надъ врагомъ: все чаще и чаще русскіе люди взываютъ ко Господу о помоши, особенно среди военныхъ неудачъ. Но чуть засіяютъ лучи побѣды надъ нашими войсками, какъ мы снова начинаемъ хвалиться своими силами, храбростью своихъ войскъ, могуществомъ нашихъ союзниковъ. Нѣтъ, бр., только тогда Господь окончательно сокрушитъ нашихъ враговъ подъ ноги храбраго воинства нашего, когда окончательно не только воинство наше, но и всѣ мы смиримся подъ крѣпкую руку Господню и будемъ взывать вмѣстѣ съ Псалмопѣвцемъ: Не на лукъ нашъ уповаемъ и мечъ нашъ не спасетъ насъ (Псал. 43, 7). Не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей (Псал. 113, 9) въ громкихъ побѣдахъ христолюбиваго воинства нашего!

Вмѣсто самой строгой преданности уставамъ, а особенно обрядамъ православной Церкви, чѣмъ такъ славились наши предки въ старину, русскій народъ, подъ вліяніемъ протестантскаго Запада, сталъ пренебрегать этими уставами и обрядами, превзойдя въ этомъ своихъ учителей. Это особенно ярко выразилось въ отношеніи русскаго народа къ постамъ православной Церкви. Съ легкой руки военныхъ властей, почти уничтожившихъ посты въ войскахъ и военныхъ школахъ, пренебреженіе къ постамъ захватило въ послѣднее время весьма широкіе круги нашего общества. Кто въ городахъ у насъ соблюдалъ вь послѣднее время посты? Даже простой народъ, особенно живущій въ городахъ и вблизи нихъ, сталъ съ спокойной совѣстью самымъ грубымъ образомъ нарушать посты. Церковь еще въ прошломъ году, зная этотъ грѣхъ русскаго народа, обратилась къ нему съ призывомъ къ общенародному трехдневному посту, но общество наше, особенно интеллигентное, равнодушно отнеслось къ этому призыву Церкви, а иные органы печати даже осуждали за это Св. Синодъ. Но вотъ Господь привелъ русскій народъ къ тому, что онъ по неволѣ принужденъ поститься въ виду дороговизны мяса и въ силу распоряженія власть имущихъ, и поститься не два дня въ недѣлю, какъ Церковь повелѣваетъ, а четыре. Но все-таки и понынѣ русскіе люди не вполнѣ искренно и глубоко опознали и исправляютъ эти свои грѣхи. Русскіе люди какбы нарочно подчеркиваютъ свое пренебреженіе къ церковнымъ уставамъ: вынужденные прибѣгнуть къ мясопустамъ, они вводятъ ихъ не во времена, Церковью установленныя, а въ указываемые ими дни. Нѣтъ, бр., только тогда Господь услышитъ наши молитвы, приметъ нашъ постъ и воздержаніе, когда они будутъ проистекать изъ послушанія Церкви, изъ свободныхъ внутреннихъ религіозныхъ побужденій, а не изъ соображеній экономическихъ, насильственно въ жизнь проводимыхъ. Только тогда Господь помиловалъ ниневитянъ, когда они добровольно въ покаяніи наложили на себя постъ. Только тогда явилъ Свою помошь Господь по молитвамъ Богородицы и русскому народу въ годы лихолѣтія, когда весь русскій народъ поднялъ на себя бремя строжайшаго церковнаго поста. Какъ было древле, такъ будетъ и впредь: Господь вчера и днесь Той-же и во вѣки (Евр. 13, 8)!

Вмѣсто постояннаго памятованія и заботъ о небесномъ нашемъ отечествѣ и душѣ своей, чѣмъ такъ заняты были древніе предки наши въ отличіе отъ Запада, всегда внимательнаго къ земнымъ интересамъ, русскіе люди, подъ растлѣвающимъ вліяніемъ этого Запада, его антихристіанскаго просвѣщенія, устремили всѣ свои интересы къ землѣ, здѣсь ища цѣлей своей жизни. И вотъ, мы видимъ, какъ быстро распространяется среди насъ этотъ западный взглядъ на жизнь: цѣль ея видятъ въ богатствѣ, въ роскоши, въ весельи, въ довольствѣ тѣлесномъ, въ самыхъ разнообразныхъ развлеченіяхъ, въ удовлетвореніи разныхъ прихотей и страстей. И человѣкъ настолько погрязъ въ этой тинѣ житейской суеты, что иному даже нѣтъ возможности поднять свои очи къ небу и вспомнить, что его отечество и домъ не здѣсь, на землѣ, а тамъ, на небѣ. Но вотъ Самъ Господь тяжкими обстоятельствами войны насильно отрываетъ русскаго человѣка отъ этихъ земныхъ интересовъ и показываетъ, что есть интересы высшіе, что можно жить и безъ богатства и роскоши, и такая жизнь болѣе осмысленна, болѣе достойна высокаго званія человѣка. Однихъ Господь отрываетъ отъ роскоши, богатства и заботъ житейскихъ, призывая на поле брани; и съ ними происходитъ здѣсь яркое преображеніе: они какбы просыпаются отъ сна грѣховнаго и видятъ, какими ничтожными интересами наполнена была ихъ прежняя жизнь. Другимъ Господь попускаетъ попасть въ руки спекулянтовъ и мародеровъ разнаго типа, которые, подымая до небывалыхъ размѣровъ цѣны на всѣ товары, дѣлаютъ для нихъ недоступнымъ многое, къ чему они привыкли, съ чѣмъ сроднились, безъ чего, думали, и жить не возможно. Но вотъ, при теперешней страшной дороговизнѣ многимъ приходится думать не о роскоши, не о развлеченіяхъ, не о прихотяхъ своихъ, а о хлѣбѣ насущномъ, приходится отказываться отъ многихъ своихъ привычекъ и потребностей, искусственно созданныхъ. Мы слышимъ, что физическій трудъ, черная работа на себя самого перестали считаться чѣмъ-то унизительнымъ, постыднымъ. Мы видимъ, что изнѣженныя женщины стали обходиться безъ прислугъ, начали сами становиться у домашняго очага, стали шить на себя я дѣтей, стали даже обувь себѣ, дѣтямъ, а то — и мужу тачать. Но, къ сожалѣнію, должно сказать, что мало кто, перемѣнивъ по нуждѣ форму своей жизни, измѣнилъ самые взгляды свои на жизнь, на земныя блага и удовольствія. Воздержаніе и трудъ большинство несетъ только насильственно, только по принужденію, только временно. Мы видимъ, что тамъ, гдѣ открывается возможность жить и теперь среди роскоши и веселья, царитъ такая безумная роскошь, такое безпутное веселье, что становится жутко за страну, въ которой такъ много пирующихъ среди общей нужды, скорби и слезъ. Тысячи спекулянтовъ на чужихъ слезахъ, на бѣдствіи своего отечества создаютъ колоссальныя богатства и часто тутъ-же прожигаютъ ихъ на свои безумныя прихоти и страсти. Тысячи купающихся въ этомъ богатствѣ женщинъ не знаютъ никакихъ предѣловъ роскоши и веселья. А за ними толпой устремляются и недавніе бѣдняки-труженники, получившіе возможность при безмѣрно поднявшихся цѣнахъ на трудъ имѣть въ рукахъ такія деньги, какихъ они никогда не имѣли. И вотъ, мы видимъ, какъ недавніе бѣдняки покупаютъ самыя дорогія вина и сласти, какъ театры и другія увеселительныя мѣста ломятся отъ посѣтителей, какъ у ихъ дверей стоятъ длинныя очереди. И когда увидишь чуть не рядомъ стоящія длиннѣйшія очереди, съ одной стороны, у театровъ, а съ другой — у магазиновъ съ продажей хлѣба, то невольно подумаешь: О, какъ еще далекъ русскій человѣкъ отъ истиннаго покаянія, отъ искренняго исправленія своей жизни! Нѣтъ, тогда только молитвы Нашей Небесной Заступницы претворятъ гнѣвъ Божій на милость, когда всѣ русскіе люди сознаютъ ничтожество земныхъ удовольствій, развлеченій, роскоши, безумнаго веселья, когда всѣ будутъ заботиться и просить у Господа только хлѣба насущнаго, а не исполненія разныхъ прихотей. Горе вамъ богатымъ, яко воспріемлете утѣшеніе ваше. Горе вамъ насыщеніи нынѣ, яко взалчете. Горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6, 24-25). Вы не только сами не хотите, обратившись отъ своего распутства, преложить гнѣвъ Божій на милость, но своею нераскаянностью задерживаете этотъ гнѣвъ на всѣхъ насъ, на всей Руси страждущей. О, убойтесь-же стона даже лучшихъ людей на Руси, которые уже взываютъ: да пріидутъ же и на васъ дни нужды и лишенія, дабы и вы среди скорби и лишенія слезами омыли свои грѣхи, исправились и тѣмъ ускорили-бы проявленіе милости Господней къ русскому народу!

Въ служеніи землѣ вмѣсто неба, плоти вмѣсто духа особенно много повинна, бр., русская женщина, вышедшая подъ вліяніемъ Запада изъ терема на арену мірской суеты и тщеславія. Гдѣ теперь, бр., тѣ скромныя русскія женщины, которыя считали грѣхомъ даже смотрѣть на мужчинъ? Вырвавшись изъ терема на свободу, русская женщина опьянѣла отъ этой свободы и предалась самому необузданному увлеченію земными радостями и развлеченіями, роскошью и прихотями, увлекая грѣховною сладостью женской красоты и мужчинъ. И вотъ, разрушеніе семейныхъ узъ, паденіе и распущенность нравовъ, распутство стали обычнымъ явленіемъ жизни нашего общества. Женщина стала все ниже и ниже падать, теряя уваженіе мужчины. И сколько теперь она придумываетъ способовъ и средствъ привлечь къ себѣ вниманіе мужчины? Въ какіе постыдные, не столько прикрывающіе, сколько обнажающіе тѣло наряды она облекается? Къ какимъ разнообразнымъ средствамъ въ косметикѣ, въ туалетѣ, въ прическахъ, въ рѣчахъ, въ улыбкахъ, въ игрѣ глазъ и всего тѣла она прибѣгаетъ для этого? Забыла она и свою честь, и свое назначеніе, данное Творцомъ и такъ ясно опредѣленное апостоломъ — въ чадородіи обрѣтать свое спасеніе (1 Тим. 2, 15). И вотъ, уже начинаетъ сбываться на ней грозное слово пророка: И смиритъ Господь начальныя дщери Сіони и Господь открыетъ срамоту ихъ, и отиметъ Господь славу ризъ ихъ и красоты ихъ (Ис. 3, 17-18). И имутся седмь женъ за мужа единаго, глаголюще: хлѣбъ нашъ ясти будемъ и въ ризы наша одѣватися, точію имя твое да наречется на насъ, отыми укоризну нашу (Ис. 4, 1). Милліоны мужчинъ — мужей и жениховъ пали на полѣ брани, и милліоны женъ и невѣстъ остались навсегда вдовами и безнадежными невѣстами. Самъ Господь ужасами войны напоминаетъ русской женщинѣ о цѣломудріи и дѣвствѣ, какъ высшемъ идеалѣ жизни. Правда, русская женщина въ тяжелую годину испытаній, кажется, поняла свое увлеченіе: мы знаемъ тысячи женщинъ изъ самыхъ обезпеченныхъ классовъ, безкорыстно и съ поразительнымъ самоограниченіемъ и самоотреченіемъ служащихъ народной скорби на войнѣ и въ тылу. Мы видимъ ихъ въ скромныхъ одеждахъ сестры милосердія вмѣсто былыхъ роскошныхъ костюмовъ; и ихъ нѣжныя, такъ усердно выхоленныя руки съ нѣжною ласкою и мягкостью обмываютъ грязныя и смрадныя раны страдальца-воина! Но это, къ скорби нашей должны сказать, почти исключенія. Далеко не всѣ русскія женщины образумились и въ покаяніи, въ тяжкомъ трудѣ на пользу страждущей родинѣ исправляютъ свою жизнь. Мало-ли женщинъ теперь вы увидите на каждомъ шагу въ нашемъ градѣ, разодѣтыхъ по послѣдней модѣ, тратящихъ безумныя деньги на наряды и украшенія, заставляющихъ своихъ мужей идти на преступленія и подлоги ради добычи средствъ на эти наряды, веселящихся въ безумномъ вихрѣ наслажденій, преданныхъ самому утонченному распутству, торгующихъ своей красотой. И, быть можетъ, именно за ихъ нераскаянность, за ихъ упорство во грѣхахъ плоти Господь до сихъ поръ не внемлетъ молитвамъ Матери Своей за насъ грѣшныхъ. О, безумныя, опомнитесь, осмотритесь кругомъ! Время-ли теперь веселиться? Время-ли заниматься нарядами, косметикой, любимыми собачками, породистыми кошками? Время-ли предаваться распутству? Опомнитесь, покайтесь, исправьтесь и дайте возможность Матери Божіей умолить Сына Своего на милость къ страждущей, но цѣломудренной Руси!

Но, конечно, бр., не однѣ женщины виновны предъ Господомъ въ постыдномъ служеніи плоти вмѣсто служенія духу. Не менѣе виновны въ этомъ и мужчины. Мало того, у нихъ, у мужчинъ, служеніе плоти приняло еще болѣе разнообразныя формы и выраженія. Мы уже говорили о плотоугодіи, какъ причинѣ пренебреженія къ яснымъ законамъ Церкви о постахъ; но плотоугодіе уже давно на Руси нашло еще болѣе постыдную форму въ пьянствѣ. Страшно даже вспомнить, что было на Руси въ такъ недавнее время, когда свободно пили всѣ — и старые, и малые, и богатые, и бѣдные, и мужи и жены: сколько было преступленій самыхъ ужасныхъ, разврата, воровства, грабительства, разбоя, хулиганства... — Весь русскій народъ, казалось, разлагается, гніетъ въ постыдномъ безпробудномъ пьянствѣ. Но, благодареніе Господу, слава борцамъ за трезвость, а особенно — Государю нашему: времена эти, кажется, безвозвратно прошли! Торговля этой страшной отравой воспрещена, и Русь отрезвѣла! Такъ Господь бѣдствіями войны укрѣпилъ Государя въ непреклонномъ рѣшеніи уничтожить пьянство, а русскій народъ — въ готовности покорно вести борьбу съ этимъ зломъ. Но, бр., и здѣсь не безъ тѣней, но безъ недостатковъ! Жива еще страсть винопитія у многихъ; силенъ еще врагъ нашего спасенія, чрезвычайно успѣшно дѣйствовавшій чрезъ эту страсть! Мы слышимъ, какъ изобрѣтательны винопійцы въ поискахъ удовлетворенія своей страсти. Мы и теперь все таки видимъ упившихся даже на улицахъ и площадяхъ. Мы слышимъ, какъ ревностно хлопочутъ покровители этой страсти о разрѣшеніи продажи крѣпкихъ спиртныхъ напитковъ. Мы съ крайнимъ безпокойствомъ видимъ, что торговля слабыми винами и пивомъ уже разрѣшена, и цѣлыя вереницы жаждущихъ стоятъ у винныхъ магазиновъ. Нѣтъ, значитъ, и въ этой области жизни русскаго народа искренняго и глубокаго раскаянія и исправленія. Русь, кажется, готова каждую минуту сорваться съ насильно наложенной на нее цѣпи трезвости и броситься вновь въ пучину пьянства и связанныхъ съ нимъ пороковъ. Вотъ потому-то Господь и не прекращаетъ Своего гнѣва, ожидая отъ насъ полнаго раскаянія и исправленія. О, винопійцы и покровители ихъ, убойтесь-же гнѣва Божія, пожалѣйте родину страждущую, между прочимъ, и за ваши грѣхи! Убойтесь прещенія Господня пьяницамъ, такъ грозно гремящаго въ страшныхъ тяготахъ нынѣшней войны! Покайтесь, исправьтесь, бросьте навсегда свою постыдную страсть, отрезвитесь, чтобы Матерь Божія могла безпрепятствевно возстать въ молитвахъ за Русь трезвую предъ Сыномъ Своимъ возлюбленнымъ!

Итакъ, бр., въ горнилѣ тяжкихъ испытаній небывалой войны мы, русскіе, правильно поняли причину гнѣва Божія и намѣтили вѣрный путь покаянія и исправленія. И Господь по молитвамъ Богоматери являетъ все новыя и новыя Свои милости къ намъ. Ужъ одно то, что врагъ, 40 лѣтъ тщательно готовившійся къ войнѣ и напавшій на насъ неожиданно, не разорилъ насъ въ конецъ, а мы, выдержавъ натискъ, сплотившись, забывши рознь и распри, за два года войны собрались съ полными силами, является чудомъ милости Нашей Заступницы къ русской землѣ. Но эта милость не разъ находила еще болѣе яркое выраженіе въ теченіи этой войны: сколько разъ Сама Богоматерь въ дивныхъ массовыхъ видѣніяхъ являлась на полѣ брани не только христолюбивому воинству нашему, вдохновляя его на подвигъ ратный, но и врагамъ нашимъ, устрашая ихъ и гоня ихъ предъ нашими войсками! А сколько поистинѣ чудныхъ явленій помощи Богоматери было съ отдѣльными воинами нашими! Явно, бр., всему міру явно, что съ нами Богъ, что Заступница рода христіанскаго и нынѣ стоитъ на стражѣ русской земли, какъ стояла отъ лѣтъ древнихъ, что и нынѣ Она воздвигаетъ Свои руцѣ пречистыя къ Сыну Своему за русскихъ людей. Если-же, несмотря на это, врагъ еще въ предѣлахъ нашей земли, если онъ еще не сломленъ, не сокрушенъ, то только потому, что русскій народъ, ставъ на правильный путь смиренія, покаянія, исправленія, возвращенія къ завѣтамъ сѣдой древне-русской православной старины, къ великому прискорбію, еще не крѣпко, стоитъ на немъ, еще не твердо, не единодушно идетъ этимъ путемъ. Взявшись за рало, мы все-таки оглядываемея назадъ (Лук. 9, 62). Вышедъ, подобно Израилю, изъ рабства египетскаго, изъ рабства грѣху, мы вспоминаемъ египетскія мяса и хлѣбъ, и лукъ, и чеснокъ — всѣ сладости грѣховной жизни. И вотъ, какъ колеблется наше смиреніе и наша надежда на помощь Божію, наше усердіе къ уставамъ церковнымъ и вѣрность преданіямъ истинно христіанской жизни, борьба наша съ плотскими страстями и навыками, такъ колеблется и помощь Богоматери нашему христолюбивому воинству, такъ колеблются и успѣхи его на полѣ брани между побѣдой и неудачами.

Будемъ-же, бр., со слезами молить Царицу Небесную да укрѣпитъ Она насъ въ смиреніи и преданности Церкви да поможетъ Она намъ очиститься отъ заразы служенія землѣ и плоти, отъ Запада къ намъ пришедшей, да образумитъ Она тѣхъ изъ насъ, кто до сихъ поръ не понялъ знаменія времени и пребываетъ въ нераскаянности. Объединимся-же, бр., дружно въ молитвѣ, постѣ, воздержаніи, слезахъ и покаяніи. Брибѣгнемъ снова и снова къ Небесной нашей Заступницѣ, и врагъ съ позоромъ возвратится вспять, а мы съ веселіемъ воспоемъ Богу Нашему: Съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покоряйтеся, яко съ нами Богъ! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Великой церкви св. Кіево-Печерскія Успенскія Лавры 15 августа 1916 года.
[2] Прологъ на 15 августа.
[3] Молитва «Благодарств. и молеб. пѣнія на Рождество Христово».

Источникъ: Архимандритъ Тихонъ. Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы. За что страдаетъ Русь и что ей нужно для спасенія. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1916. — Томъ III. — Сентябрь-Октябрь. — Кіевъ: Типографія Акц. Об-ва «Петръ Барскій въ Кіевѣ», 1916. — С. VII-XVI.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0