Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Архіеп. Тихонъ Покровскій († 1885 г.)
Рѣчь при погребеніи протоіерея Александра Ѳеодоровича Орлова, сказанная 9 сентября 1870 года по совершеніи паннихиды.

Отцы и братія!

По чувству любви и уваженія къ почившему собрату нашему, желалъ бы я хотя изъ нѣсколька словъ соплести ему надгробный вѣнокъ: но, признаюсь, я такъ не богатъ цвѣтами краснорѣчія, что мой словесный вѣнокъ далеко не будетъ соотвѣтствовать достоинству покойнаго. Не цвѣтисто, но тѣмъ не менѣе искренно скажу вамъ только о томъ, какъ покойный отецъ протоіерей отразился въ моемъ личномъ сознаніи.

Покойнаго отца протоіерея я давно знаю, и прежде всего знаго его какъ лицо, на которое указывая, всегда не обинуясь можно сказать: да, это — былъ истинный человѣкъ. Нельзя не согласиться, что человѣкъ, въ полномъ значеніи этого слова, составляетъ всегда явленіе довольно рѣдкое. Древняя мудрость съ фонаремъ въ рукѣ искала человѣка между людьми — и не находила. Напрасно и новѣйшіе мудрецы думаютъ однѣми только своими силами, безъ помощи свыше, водворить на землѣ такъ называемую человѣчность. Изъ такой человѣчности, повѣрьте, никогда ничего не выйдетъ, кромѣ утонченнаго язычества со всѣмъ его внѣшнимъ лоскомъ, при внутреннемъ безобразіи.

Нѣтъ! послѣ грѣхопаденія, человѣкъ, по всемъ своемъ первобытномъ достоинствѣ и какъ образецъ для человѣчества, впервые, или даже разъ навсегда, явился въ лицѣ Богочеловѣка Іисуса, когда Онъ, послѣ біеній, заплеваній и заушеній, въ багряницѣ и терновомъ вѣнцѣ выведенъ былъ на внѣшнее крыльцо преторіи, и когда Пилатъ, указывая на Него народу, возгласилъ: се человѣкъ (Іоан. 19, 5)!

Съ той поры самоотверженіе стало существеннѣйшимъ свойствомъ истиннаго человѣка. Съ той поры быть человѣкомъ стало значить — быть обреченнымъ всецѣло на служеніе общественному благу, до забвенія о своей личности. Съ той поры быть человѣкомъ значитъ тоже самое, что быть истиннымъ христіаниномъ. А не такимъ ли точно и былъ покойный отецъ протоіерей? Въ этомъ, надѣюсь, согласится со мною всякій, кто хотя только нѣсколько знавалъ покойнаго.

Покойнаго отца протоіерея я давно зналъ и какъ академическаго наставника. Не скажу, чтобы онъ принадлежалъ къ свѣтиламъ первой величины на научномъ горизонтѣ; не скажу, чтобы онъ особенно ярко блисталъ какими-либо талантами: но при всемъ томъ онъ усердно слѣдилъ за ходомъ и развитіемъ своей науки, и все, что только находилъ новаго и замѣчательнаго въ ея области, съ напряженною ревностію старался передавать своимъ слушателямъ. Въ этомъ, надѣюсь, согласится со мною всякій, кто только имѣлъ случай бывать въ его аудиторіи и слушать его уроки.

Наконецъ, покойный отецъ протоіерей издавна мнѣ извѣстенъ и какъ пастырь словеснаго стада Христова. Всѣ черты, которыми характеризуется добрый пастырь, долженъ быть образцемъ для вѣрныхъ въ словѣ: изъ устъ покойнаго никто никогда не слышалъ ни одного гнилаго слова; рѣчь его всегда растворялась солію христіанской мудрости; уста его во всю его жнзнь, большею частію, отверзались на святое дѣло законоучительства. Добрый пастырь долженъ служить образцемъ для вѣрныхъ въ жизни: что касается до жизни почившаго, то было бы желательно, чтобы у насъ побольше было такихъ пастырей, которые также ярко свѣтили бы своею жизнію, какъ свѣтилъ своею покойный отецъ протоіерей. Добрый пастырь долженъ быть образцемъ для вѣрныхъ въ любви, въ духѣ, въ вѣрѣ, въ чистотѣ (1 Тим. 4, 12); покойный отецъ протоіерей въ любви къ Богу и ближнимъ — былъ нелицемѣренъ, духомъ — кротокъ и смиренъ, вѣрою твердъ и незыблемъ, чистотою безукоризненъ до того, что всегда былъ готовъ совершати святыню Господню во страсѣ Божіи.

Вообще все благоповеденіе покойнаго отца протоіерея даетъ намъ полное право торжественно и по совѣсти заявить, что онъ во всю свою жизнь былъ благимъ и вѣрнымъ рабомъ Бога Вышняго. А потому вѣруемъ и уповаемъ, что онъ внидетъ въ радость Господа своего. Аминь.

Источникъ: Протоіерей Александръ Ѳеодоровичь Орловъ. (Некрологъ). // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1870. — Томъ IV. — С. 301-303.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0