Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Свт. Тихонъ, еп. Воронежскій, Задонскій чудотворецъ († 1783 г.)
Слово на новый годъ (1765).

Покайтеся (Матѳ. 4, 17).

Всякъ, надѣюся, слыша предложеніе сіе: покайтеся, — удивляяся, во умѣ своемъ такъ помышляетъ: вотъ что намъ проповѣдникъ сей нынѣ предлагаетъ. Праздникъ нынѣ веселъ и свѣтелъ есть всѣмъ, вси нынѣ другъ друга новымъ годомъ поздравляютъ, а онъ печаль намъ предлагаетъ: покайтеся. Празднуемъ мы въ сей день, во первыхъ, обрѣзаніе по плоти Спаса нашего Іисуса Христа, которое Самъ древле вѣрнымъ Своимъ рабомъ Авраамомъ узаконилъ въ пользу людей своихъ, второе, совершаемъ память и великаго вселенныя свѣтила, Василія Великаго; третіе, начинаемъ новый годъ, годъ 1765-й отъ Рождества Христова. Вси сіи обстоятельства требуютъ веселости, требуютъ поздравленія, а онъ намъ печальную матерію предлагаетъ: покайтеся. Обстоятельства дне праздникъ представляютъ, а онъ намъ налагаетъ постъ: покайтеся. День велитъ веселиться, а онъ намъ совѣтуетъ плакать: покайтеся. Тако, уповаю, всякъ, взирая на мене, и въ себѣ помышляя, на мене негодуя, говоритъ. — Не незнаю и я, возлюбленный слушателю, не незнаю, что три вышереченныя обстоятельства свѣтелъ намъ составляютъ праздникъ, не преминую и я счастію твоему сорадоватися, и новымъ годомъ, а съ новымъ годомъ и счастіемъ новымъ поздравить. Но какъ разсудимъ силу слова сего: покайтеся, то оно очень дню сему сходно намъ покажется; возмемъ только съ помощію Божіею оное себѣ въ разсужденіе, и помыслимъ, какъ кто новый годъ начинаетъ, и тогда подлинно увидимъ истину.

Человѣку-христіанину едино только несчастіе, едина бѣда сія есть, по словеси святаго Златоустаго, Бога прогнѣвать. Ибо христіанину какъ едино только зло есть — душевное зло: такъ едино только несчастіе, которое отъ гнѣва Божія послѣдуетъ; гнѣвъ же Божій преступленіе заповѣдей Его святыхъ содѣловаетъ. У царя земнаго во гнѣвѣ находящіися тѣлесное только несчастіе претерпѣваютъ, то-есть, или казнь смертную, или ссылку, или отъятіе имѣній, или лишеніе чести, или на тѣлѣ наказаніе, или иное какое; а несчастіе то душѣ безвредное, паче же и полезное бываетъ, ибо человѣкъ тѣмъ можетъ очувствоваться, и такъ спасеніе получить вѣчное. У Бога же, Царя небеснаго, находящіися во гнѣвѣ душевному и тѣлесному подпадаютъ несчастію. Ибо прогнѣвавшихъ Бога ожидаетъ вѣчная мука въ будущемъ вѣцѣ, въ которой и душею, купно и тѣломъ имѣютъ мучиться безъ конца: червь ихъ не умираетъ, и огнь не угасаетъ (Марк. 9, 44. 46), по словеси Христову. А здѣ въ мірѣ семъ мучитъ ихъ совѣсть, грѣхами раздраженная, которое мученіе человѣку бѣдному паче ссылки, темницы, нищеты, безчестія, болѣзни тяжчайшее есть. Народъ простый и всякъ незнающій надлежащей своей пользы несчастіе свое полагаетъ въ томъ, когда находится въ болѣзни, въ изгнаніи и въ прочіихъ симъ подобныхъ, отъ Бога посылаемыхъ наказаніяхъ: якоже вопреки думаетъ того быть счастлива, который въ здравіи, въ богатствѣ, въ чести, въ славѣ и прочіихъ міра сего благихъ процвѣтаетъ. Правда, что надлежитъ до тѣла нашего, и я въ томъ не спорю; что надлежитъ до внѣшняго человѣка, и я въ томъ же благополучіе быть признаю. А понеже человѣкъ изъ двухъ частей состоитъ, изъ души и тѣла, то и благополучіе двоякое бываетъ, душевное и тѣлесное. Душевное благополучіе есть совѣсть спокойная, мирная, радующаяся о Бозѣ Спасѣ своемъ, на земли небесное веселіе чувствующая, въ темницѣ, въ узахъ, въ нищетѣ, въ безчестіи, въ ранахъ, въ изгнаніи, въ болѣзни и въ слезахъ веселящаяся. Тѣлесное благополучіе есть: тѣла здравіе, честь, богатство, слава, насыщеніе, увеселеніе, и проч. Но часто бываетъ, что тѣло счастливо, да душа несчастлива; тѣло здорово, да душа нездорова; тѣло въ богатствѣ, да душа въ нищетѣ; тѣло въ чести, да душа въ безчестіи; тѣло веселится, да душа сѣтуетъ; тѣло радуется, да душа унываетъ; тѣло процвѣтаетъ, да душа истлѣваетъ; тѣло банкетуетъ, да душа гладствуетъ; тѣло благоухаетъ, да душа злосмрадную воню издаетъ. Якоже, напротивъ, бываетъ тое, что тѣло въ злополучіи, а душа въ благополучіи; тѣло въ печали, а душа въ радости; тѣло въ нищетѣ, а душа въ богатствѣ; тѣло алчетъ, а душа насыщается; тѣло смердитъ, а душа благую издаетъ воню, воню Богу пріятную, какъ о томъ и Павелъ святый написалъ нѣгдѣ: аще и внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ, но внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. 3, 16). Внѣшнимъ человѣкомъ называетъ здѣсь Павелъ святый тѣло сіе, якоже внутреннимъ душу. А сіе рѣдко бываетъ, чтобы человѣкъ и душею, и тѣломъ былъ счастливъ. Ибо міръ какъ любителей своихъ жалуетъ, упокоеваетъ, прославляетъ, такъ тѣхъ, кои ему не сообразуются, злобой его и прелестьми его гнушаются, ненавидитъ, безпокоитъ, гонитъ: и вси, глаголетъ Павелъ апостолъ, хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ, гоними будутъ (2 Тим. 3, 12). И тако, ежели кто въ душевномъ и тѣлесномъ счастіи прешедшій препроводилъ годъ, и новый въ томъ же счастіи начинаетъ: о, коль благополученъ тотъ! коль благополучно годъ проводилъ! коль благополучно и новый начинаетъ! Сорадуюся и я толикому его благополучію, хотя и самъ того не имѣю; а притомъ благополучнымъ и окончаніемъ прешедшаго и начатіемъ новаго года поздравляю, и желаю притомъ ему въ томъ Божіемъ благословеніи, паче же въ большемъ день отъ дне, годъ отъ году въ Божію славу процвѣтать. До сего такъ благополучно и весело начинающаго новый годъ слово оное, въ началѣ рѣчи моей положенное: покайтеся, — не касается. А ежели кто въ злополучіи тѣлесномъ, да въ благополучіи душевномъ прешедшій годъ прожилъ, и такъ новый годъ начинаетъ, — и того благополучію сорадуюсь я, поздравляю и его тѣмъ счастіемъ, объявляю и ему свое усердіе, чтобъ онъ и тѣломъ благополученъ былъ, когда обоихъ, и тѣла и души, благополучіе помѣститься можетъ; а если не можетъ, какъ и подлинно рѣдко бываетъ, то я тогожде единаго только и впредь ему благополучія желаю, которое доселѣ имѣлъ, — да еще и умножить данный ему сей терпѣнія талантъ, да тако бѣдному способнѣе будетъ внити въ животъ вѣчный, нежели тѣломъ счастливу — и душою, и тѣломъ ввержену быть въ геенну огненную, по словеси Христову (Марк. 9, 43. 45). Лучше бо съ нищимъ Лазаремъ и ранами смердящимъ на гноищи умереть, да несену быть ангелами на лоно Авраамле въ вѣчную радость, нежели съ богатымъ одѣяну въ порфиру и виссонъ, между ликами и музыкою окончать житіе, да во адъ низриновенну быть, и въ вѣчномъ пламени страдать (Лук. 16, 19-25). Но и до сего вышереченное слово: покайтеся, — не простирается. Ибо сіи, какъ праведніи, по словеси Христову, не требуютъ покаянія (Лук. 15, 7), якоже здравіи, какъ тойжде небесный Учитель научаетъ, не требуютъ врача, но болящіи (Матѳ. 9, 12). Ежели кто тѣломъ счастливо, а душою бѣдственно прошлый прожилъ годъ, и такъ начинаетъ новый: о, коль бѣдственно начинаетъ! Что бо пользуетъ тѣлеснымъ счастіемъ, которое какъ цвѣтъ скоро увядаетъ, какъ паръ вмалѣ является и потомъ изчезаетъ, — что, глаголю, пользуетъ, такъ маловременнымъ, или паче сказать, мнимымъ счастіемъ красоваться, а душевнаго, истиннаго, постояннаго, никогда неотъемлемаго не имѣть? Но кто и такъ несчастливо проводилъ, я и того поздравляю окончаніемъ прошедшаго года; я и тому сорадуюсь, да только не въ томъ, что онъ такъ неблагополучно проводилъ, но въ томъ, что ему Богъ, всѣхъ обращенія, покаянія и исправленія ожидающій, до сего времени дожить потерпѣлъ, и не по правосудію Своему, но по Своему долготерпѣнію съ нимъ содѣлалъ. Да и совѣтъ даю ему, чтобы отъ всего усердія Божію благоутробію благодарилъ, что не судилъ ему по дѣламъ его, что не по беззаконіямъ его сотворилъ съ нимъ, ни по грѣхамъ его воздалъ ему; ибо многихъ по согрѣшеніи тотчасъ казнь Божія постигла. Жена Лотова, вспять обозрѣвшися, бысть столпъ сланъ (Быт. 19, 26). Даѳанъ и Авиронъ на Бога и на Моѵсея раба Его возроптали, и живыя землею пожерты (Числ. 16, 31-32). Ананія и Сапфира солгали Духу Святому, и внезапною смертію поражены суть (Дѣян. 5, 3. 5). Сіи примѣры на умъ приводя, пусть благодаритъ Господу, что тогожде не пріялъ наказанія.

Вотъ, слышатели, таковымъ, такъ несчастливымъ, средствіе счастія, какъ немощнымъ врачевство покаянія предлагаю: покайтеся! Тако несчастливо проводившимъ годъ и начинающимъ новый годъ, слово Христово: покайтеся, — представляю. Уповаю, и вы сами признаете, что симъ слово сіе: покайтеся — прилично и благовременно при начатіи новаго года предлагается, ежели разсудите, что то есть покаяніе. Покаяніе бо есть прежняго грѣхолюбиваго житія омерзеніе, и новаго, по закону Божію управляемаго, исправленіе. Такъ напримѣръ сказать: кто былъ піяница доселѣ и прочіихъ сластей любитель, тому надобно воздержнымъ быть; кто въ плотскихъ нечистотахъ валялся, какъ свинія въ блатѣ, тому, отринувъ сихъ страстей неистовство, надобно чистоту тѣлесную и душевную возлюбить, то-есть, не только тѣло не осквернять, но и умъ отъ помысловъ скверныхъ хранить; кто въ ссорѣ и враждѣ съ ближнимъ житіе свое доселѣ препровождалъ, тому надобно примириться, и со всѣми, что надлежитъ до его стороны, миръ имѣти (Евр. 12, 14), по словеси апостола, — съ ненавидящими мира мирну быть (Псал. 119, 6), какъ глаголетъ Псаломникъ; кто былъ мздоимецъ и хищникъ, тому должно руки своя удержать отъ окаяннаго грабительства, но и отъ злѣсобраннаго сокровища, какъ Закхей мытарь сдѣлалъ, половину раздать нищимъ, и кого обидѣлъ, четверицею возвратить, да тако и онъ услышитъ гласъ Христовъ: днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 9); кто злорѣчивымъ языкомъ имене ближняго касался, и такъ славу его терзалъ, тому надобно языкъ свой привязать, и не попущать болѣе, какъ только на славословіе Божіе, на пользу и созиданіе ближняго. Буде же кто въ злорѣчіи такъ привыкъ, что не можетъ отъ того отстать, то я ему здравый совѣтъ даю такой: пусть онъ обратитъ языкъ свой на себе, сыщетъ онъ у себе что судить, что порочить, и что злословить; пусть представитъ самъ себѣ грѣхи своя, которые отъ самаго младенчества содѣялъ, и за тіи себе какъ хощетъ поноситъ. Пусть обратитъ злорѣчіе свое на глаза, которые чуждые пороки смотрѣли, и тѣмъ къ осужденію приводили, и прочіихъ грѣховъ виновными были; пусть — на уши, что скверныя пѣсни, клеветы на ближняго слушали. Пусть злословитъ языкъ свой, что праздное и мерзкое слово болталъ, что ближняго осуждалъ, порочилъ, злословилъ, честь терзалъ; пусть злословитъ руки, что чуждое имѣніе грабили; а вопервыхъ волю свою окаянную и необузданную пусть укоряетъ, что она всѣхъ золъ виновна бываетъ. Ибо сіе только едино злословіе ему полезно будетъ, а ближняго да не дерзаетъ осуждать: ибо рабъ Божій есть, своему Господеви стоитъ или падаетъ, по словеси апостолову (Рим. 14, 4). Такъ и прочіи грѣшники оставить должны грѣхолюбивый нравъ свой, и начать новое, противное прежнему, житіе: должны уклониться отъ зла, по совѣту Псаломника, и сотворить благое, да притомъ и о преждесодѣянныхъ злыхъ Бога милосердаго слезами и говѣніемъ умилостивлять, жалѣть, что страсть свою какъ идола какого любили, паче нежели Бога, тварь паче Творца, къ созданію сердца прилагали болѣе паче Создателя. — Вотъ что есть покаяніе, слышатели! Прилично убо грѣшникамъ слово: покайтеся, грѣшникамъ, новый годъ начинающимъ. Празднующе убо, — къ грѣшникамъ говорю, — Господне по плоти обрѣзаніе, обрѣжите сердца ваша отъ похотей лукавыхъ, отсѣцыте страсти безчестія. А совершая память великаго учителя, который и словомъ, и дѣломъ приводилъ всѣхъ къ покаянію, послушайте его ученія: покайтеся; а новый годъ начинающе, новое начните житіе: покайтеся. Доселѣ Богъ преблагій вамъ терпѣлъ, ожидая вашего обращенія, терпѣлъ, что вы Его не слушали, что вы законъ Его разоряли: а впредь стерпитъ ли, не знаю, и ничего о томъ не говорю, а только вамъ предлагаю самаго Бога грѣшникамъ некающимся гласы. Христосъ Богъ, какъ пришли нѣцыи и сказали Ему о бѣдствіи Галилеанъ, которыхъ кровь Пилатъ смѣси съ жертвами ихъ, такъ сказалъ имъ: мните ли, яко Галилеане сіи грѣшнѣйши паче всѣхъ Галилеанъ бяху, яко тако пострадаша? ни, глаголю вамъ: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Или они осмнадесяте, на нихъ же паде столпъ Силоамскій, и поби ихъ, мните ли, яко тіи должнѣйши бяху паче всѣхъ живущихъ во Іерусалимѣ? Ни, глаголю вамъ: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лук. 13, 2-5). Чрезъ Псаломника такъ грозитъ: аще не обратитеся, оружіе свое очиститъ, лукъ свой напряже, и уготова и, и въ немъ уготова сосуды смертныя (Псал. 7, 13-14). Чрезъ Исаію и того страшнѣе къ сынамъ Израилевымъ гремитъ: бысте Ми въ сытость, ктому не стерплю грѣховъ вашихъ. То-есть, до сытости Я вамъ терпѣлъ, уже не стало у Мене терпѣнія; болѣе не стерплю грѣховъ вашихъ, но по дѣламъ вашимъ воздамъ (Ис. 1, 14). Убойтеся убо, грѣшницы, прещенія Божія, покайтеся, да не погибнете; обратитеся, пока изъ лука своего напряженнаго стрѣлъ не испуститъ, прибѣгните со слезами къ Нему, пока еще терпитъ; покайтеся, обновитеся, новый годъ начинающе. Се нынѣ время благопріятно, се нынѣ день спасенія, апостолъ глаголетъ. Измыйтеся, и чисти будете (Ис. 1, 16-18), вопіетъ Исаія пророкъ. Отъимите лукавствія отъ душъ вашихъ предъ очима Моима, престаните отъ лукавствъ вашихъ, научитеся доброе творити. Взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу: покайтеся. Приближитеся Богу, увѣщаваетъ васъ Іаковъ апостолъ, и приближится вамъ: очистите руцѣ, грѣшницы, исправите сердца ваша двоедушніи; постраждите, и слезите, и плачитеся: смѣхъ вашъ въ плачъ да обратится, и радость въ сѣтованіе. Смиритеся предъ Господемъ, и вознесетъ вы (Іак. 4, 8-10). По Христѣ молимъ, — тако молитъ насъ, о бѣдныи грѣшники, сосудъ избранный пронести имя Христово, вселенныя учитель Павелъ святый, — по Христѣ молимъ, яко Богу молящу нами: молимся убо по Христѣ, примиритеся съ Богомъ. Невѣдѣвшаго бо грѣха по насъ грѣхъ сотвори, да мы будемъ правда Божія о Немъ (2 Кор. 5, 20-21). Сихъ убо богодухновенныхъ и великихъ учителей послушавше, начните новый годъ въ новости жизни. Въ семъ дѣлѣ будите мудры яко змія, которая, когда состарѣется, проходитъ сквозь тѣсное мѣсто, и такъ старую свою съ себе слагаетъ кожу, какъ повѣствуютъ естества описатели. Тако и вы, отбросивше грѣхолюбивое и пространное житіе, вводящее въ пагубу, и избравше тѣсный путь, который единъ только вводить въ животъ вѣчный, совлецытеся ветхаго человѣка съ дѣяньми его, и облецытеся въ новаго, обновляемаго въ разумѣ, по образу создавшаго его (Кол. 3, 9-10). А когда такъ начнете новый годъ, о коль благополучно начнете, а еще и того лучше, когда тако наченше и скончаете! Ибо не всякъ кто начинаетъ хорошо, хорошо и кончаетъ. Я вамъ и себѣ, какъ сей, и ежели Богъ изволитъ, и прочіе слѣдующіи годы тако начать и прочее житія время въ сей душеполезной новости препроводить, и тако христіанскую кончину получить желаю, — чего на всякъ день неоднократно у преблагаго и милосердаго Бога въ церкви просимъ. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Тихона Задонскаго. Томъ первый. 1760-1768 гг. — Изданіе пятое. — М.: Въ Синодальной типографіи, 1889. — С. 32-37.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0