Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Свят. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.)
Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ по случаю первой годовщины октябрьской революціи отъ 13/26 октября 1918 года.

Отъ Святѣйшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ.

«Всѣ взявшіе мечь, мечемъ погибнутъ» (Матѳ. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаемъ мы къ вамъ, нынѣшніе вершители судебъ нашего отечества, называющіе себя «народными» комиссарами. Цѣлый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи, но рѣками пролитая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія?

Поистинѣ, вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Матѳ. 7, 9-10). Народу изнуренному кровопролитной войной, вы обѣщали дать миръ «безъ аннексій и контрибуцій».

Отъ какихъ завоеваній могли отказаться вы, приведшіе Россію къ позорному миру, унизительныя условія котораго даже вы сами не рѣшались обнародовать полностью? Вмѣсто аннексій и контрибуцій, великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и въ уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите въ Германію не вами накопленное золото.

Вы отняли у воиновъ все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили ихъ, недавно еще храбрыхъ и непобѣдимыхъ, оставить защиту родины, бѣжать съ полей сраженія. Вы угасили въ сердцахъ воодушевлявшее ихъ сознаніе, что «больше сія любви никто не имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (Іоан. 13, 15). Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ, хотя сами отлично знаете, что, когда дѣло касается защиты отечества, пролетаріи всѣхъ странъ являются вѣрными его сынами, а не предателямя.

Отказавшись защищать родину отъ внѣшнихъ враговъ, вы, однако, безпрерывно набираете войска.

Противъ кого вы ихъ ведете?

Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собою страны и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью, и, вмѣсто мира, искуссно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войнѣ, такъ вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи.

Не Россіи нуженъ былъ заключенный вами позорный миръ съ внѣшнимъ врагомъ, а вамъ задумавшимъ окончательно разрушить внутренній миръ. Никто не чувствуетъ себя въ безопасности; всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Хватаютъ сотнями беззащитныхь, гноятъ цѣлыми мѣсяцами въ тюрьмахъ, казнятъ смертію часто безъ всякаго слѣдствія и суда. Казнять не только тѣхъ, которые передъ вами въ чемъ либо провинилисъ, но и тѣхъ, которые даже предъ вами завѣдомо ни въ чемъ не виновны, а взяты лишь въ качествѣ «заложниковъ»; этихъ несчастныхъ убиваютъ въ отместку за преступленія, совершенныя лицами, не только имъ не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вамъ по убѣжденіямъ. Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой то расплывчатой и неопредѣленной контръ-революціонности. Безчеловѣчная жизнь отягчается для православныхъ лишеніемъ послѣдняго предсмертнаго утѣшенія — напутствія Св. Тайнами, а тѣла убитыхъ не выдаются родственникамъ для христіанскаго погребенія.

Но есть ли это верхъ безцѣльной жестокости со стороны тѣхъ, которые выдаютъ себя благодѣтелями человѣчества и будто бы сами когда то много претерпѣли отъ жестокихъ властей.

Но вамъ мало, что вы обагрили руки русскаго народа его братскою кровью, прикрываясь различными названіями контрибуцій, реквизицій, и націонализацій, вы толкнули его на самый открытый и беззастѣнчивый грабежъ. По вашему наущенію разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скотъ; грабятъ деньги, вещи, мебель, одежду.   С н а ч а л а   подъ именемъ «буржуевъ», грабили людей состоятельныхъ, потомъ, подъ именемъ «кулаковъ» стали уже грабить и болѣе зажиточныхъ и трудолюбивыхъ крестьянъ, умножая такимъ образомъ, нищихъ, хотя вы не можете не сознавать, что съ разореніемъ великаго множества отдѣльныхъ гражданъ уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнивъ темный и невѣжественный народъ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совѣсть и заглушили въ немъ сознаніе грѣха; но какими бы названіями не прикрывались злодѣянія, — убійство, насиліе, грабежъ всегда останутся тяжкими и вопіющими къ Небу объ отомщеніи грѣхами и преступленіями.

Великое благо — свобода, если она правильно понимается, какъ свобода отъ зла не стѣсняющая другихъ, не переходящая въ произволъ и своеволіе. Но такой то свободы вы и не дали; во всяческомъ потворствѣ низменнымъ страстямъ толпы, въ безнаказанности убійствъ и грабежей заключается дарованная вами свобода. Всѣ проявленія какъ истинной гражданской, такъ и высшей свободы человѣчества подавлены вами безпощадно. Это ли свобода, когда никто безъ особаго разрѣшенія не можетъ провезти себѣ пропитаніе, нанять квартиру, переѣхать изъ города въ городъ? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населеніе цѣлыхъ домовъ выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно раздѣлены на разряды, изъ которыхъ нѣкоторые отданы на голодъ и на разграбленіе. Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мнѣніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи. Гдѣ свобода слова и печати, гдѣ свобода церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровію мученичества многіе смѣлые церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать кромѣ узко-большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ вѣры. Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы на Церковь Христову и ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря, заставляете епископовъ рыть окопы (епископъ тамбовскій Гермогенъ) и посылаете священниковъ на грязныя работы. Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное поколѣніями вѣрующихъ людей и не задумались нарушить ихъ посмертную волю. Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей, безъ всякаго къ тому повода и причины. Вы закрыли доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приходъ, уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя просвѣтительныя учрежденія, разгоняете церковно-епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для православнаго воспитанія духовной пищи.

«И что же еще скажу. Не достанетъ мнѣ времени» (Евр. 11, 32), чтобы изобразить всѣ тѣ бѣды, какія постигли родину нашу. Не буду говорить о распадѣ нѣкогда великой и могучей Россіи, о полномъ разстройствѣ путей сообщенія, о небывалой продовольствонной разрухѣ, о голодѣ и холодѣ, которые грозятъ смертью въ городахъ, объ отсутствіи нужнаго для хозяйства въ деревняхъ. Все это у всѣхъ на глазахъ. Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря. Сбываются слова пророка: «Ноги ихъ будутъ ко злу и они спѣшатъ на пролитіе невинной крови, мысли ихъ — мысли нечестивыя, опустошенія и гибель на стезяхъ ихъ» (Ис. 59, 7).

Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія Насъ въ противленіи власти: но чѣмъ выше будетъ подниматься «столпъ злобы» вашей, тѣмъ вѣрнѣйшимъ будетъ то свидѣтельствомъ справедливости нашихъ обличеній.

Не ваше дѣло судить о земной власти! всякая власть отъ Бога допущенная привлекла на себя Наше благословеніе, еслибы она воистину явилась «Божіимъ слугою» на благо подчиненныхъ и была «страшная не для добрыхъ дѣлъ, а для злыхъ» (Рим. 13, 34). Нынѣ же къ вамъ, употребляющимъ власть на преслѣдованіе ближнихъ и истребленіе невинныхъ, простираемъ Мы наше слово увѣщанія: отпразднуйте годовщину своего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія вѣры; обратитесь не къ разрушенію, а къ устроенію порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный имъ отдыхъ оть междоусобной брани. А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. 11, 51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечь (Матѳ. 26, 52)».

Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи.       

13/26 Октября 1918 г.

Источникъ: Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона. // Православный приходской листокъ. Изданіе русскаго Свято-Николаевскаго Каѳедральнаго собора въ Нью Іоркѣ, № 9. — Сентябрь 1919 года. — 4 с.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0