Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 8 декабря 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.)
Посланіе къ епископамъ Грузинскаго Экзархата, отдѣлившимся отъ Русской Православной Церкви.

Тихонъ, Божіею Милостью Патріархъ Московскій и Всея Россіи.

Преосвященные Епископы бывшій Полоцкій и Витебскій Киріонъ, Гурійско-Мингрельскій Леонидъ, Имеретинскій Георгій, Горійскій Антоній и Алавердскій Пирръ! Богъ мира да будетъ со всѣми вами (Рим. 15, 33).

Священнымъ для себя долгомъ почитаемъ обрататься къ вамъ со словомъ правды и любви.

Болѣе ста лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ единовѣрная Грузія, какъ въ государственномъ, такъ и въ церковномъ отношеніи, соединилась съ Россіей подъ одною общею и гражданскою и церковною властію. И такое присоединеніе Грузіи къ Россіи въ теченіе цѣлаго столѣтія не вызывало никакихъ возраженій, особенно въ отношеніи высшей церковной власти, безспорно принадлежавшей Россійскому Святѣйшему Сѵноду. Напротивъ, въ распоряженіи Святѣйшаго Сѵнода имѣется много данныхъ, исходящихъ и отъ грузинскаго народа, для доказательства благоплодности его управленія въ епархіяхъ Закавказья. Самимъ Грузинскимъ духовенствомъ, въ лицѣ Преосвяшеннаго Киріона, нынѣ «грузинскаго католикоса»; въ его «Краткой Исторіи Грузинской Церкви въ XIX столѣтіи» засвидѣтельствовано, что присоединеніе Грузіи къ Россіи послужило источникомъ возрожденія находившейся въ упадкѣ церковной жизни въ Грузіи. Лишь въ 1905 г. обнаружились попытки къ возстановленію автокефаліи Грузинской церкви, и вамъ, Преосвященные Епископы, хорошо извѣстно, что въ 1906 г. Святѣйшій Сѵнодъ постановилъ перенести на обсужденіе предстоявшаго Помѣстнаго Собора Русской Церкви, наряду со многими предметами изъ области высшаго церковнаго управленія, и вопросъ о грузинской автокефаліи, который, по каноническому порядку, и долженъ быть рѣшенъ только Соборомъ Православной Русской Церкви. Но въ путяхъ Божественнаго Промысла время созванія Помѣстнаго Собора Русской Церкви было предначертано лишь въ 1917 году. И слава и благодареніе Господу! — Священный Соборъ Русской Церкви въ составѣ цѣлаго сонма іерарховъ, представителей клира и мірянъ отъ всѣхъ епархій собрался и совершилъ, съ помощью Божіей, многія важныя дѣянія и, въ частности, возстановилъ патріаршество въ Русской Церкви и совершилъ наше избраніе на патріаршій престолъ Московскій и всея Россіи. На сей Священный Всероссійскій Соборъ, по силѣ обнародованнаго положенія о его созывѣ, приглашались и епископы Гурійско-Мингрельскій и Имеретинскій вмѣстѣ съ другими представителями Кавказскихъ епархій, но, къ великому нашему сожалѣнію, они уклонились отъ участія въ дѣяніяхъ Собора, какъ и вообще всѣ вы, Преосвященные Епископы, вмѣсто того, чтобы принести свои пожеланія и стремленія къ самостоятельности въ церковномъ отношеніи на судъ Всероссійскаго Священнаго Собора и, оставаясь въ единеніи вѣры и любви съ Православною Русскою Церковью, ожидать ея соборнаго рѣшенія, порвали съ нею всякія сношенія вопреки каноническимъ правиламъ и совершили цѣлый рядъ самочинныхъ дѣяній.

Еще 12 марта 1917 года, вы «епископы, клиръ церковный и представители мірянъ; собравшись въ Мцхетѣ, въ католикосскомъ всея Грузіи храмѣ Двѣнадцати Апостоловъ, — какъ говорится въ одномъ составленномъ вами документѣ, — единогласно и единодушно постановили — съ этого момента считать возстановленнымъ автокефальное церковное управленіе Грузіи и, пока произведены будутъ каноническіе выборы католикоса Грузинской церкви, мѣстоблюстителемъ его назначить Преосвященнаго Леонида, Епископа Гурійско-Мингрельскаго, и при немъ для управленія церковію, подъ его предсѣдательствованіемъ, учредить временное управленіе Грузинской церкви въ составѣ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ». Тогда же вы заявили Экзарху Грузіи, архіепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону, что онъ «юридически и фактически перестаетъ быть Экзархомъ Грузіи, архіепископомъ Карталинскимъ и Кахетинскимъ, и лишается права распоряжаться грузинскими епархіями». Порвавъ каноническія отношенія съ Православною Русскою Церковью, вы поспѣшили исхлопотать у Временнаго Правительства особое постановленіе отъ 27 марта относительно автокефаліи Грузинской церкви. И хотя въ этомъ постановленіи было сказано, что Временное Правительство не касается канонической стороны возстановленія автокефаліи Грузинской церкви и выражаетъ твердую увѣренность, что «закрѣпленіе церковно-каноническихъ основъ акта самоопредѣленія Грузинской церкви» совершится «въ духѣ церковнаго мира и любви, по сношеніи церкви Грузинской съ Православною Русскою Церковью», вы, однако, продолжали пребывать внѣ всякаго общенія съ Русскою Церковью, не признавали канонической надъ собою власти Святѣйшаго Сѵнода и дѣйствовали съ полнымъ пренебреженіемъ къ русскому церковному представительству въ Закавказьѣ. Одновременно вами допускались разныя нарушенія церковнаго порядка въ епархіяхъ съ русскимъ православнымъ населеніемъ и по отношенію къ тамошнимъ русскимъ дѣятелямъ на поприщѣ управленія и просвѣщенія и совершались захваты принадлежащаго русскимъ учрежденіямъ имущества. Ваши неканоническія дѣйствія завершились 8 сентября избраніемъ епископа русской церкви, Преосвященнаго Киріона, католикосомъ всея Грузіи, открытіемъ новыхъ митрополичьихъ и епископскихъ каѳедръ и возведеніемъ на нихъ подчиненныхъ Святѣйшему Сѵноду епископовъ и архимандритовъ.

Вотъ тѣ печальныя событія, которыя послужили основаніемъ раздѣленія въ Русской Церкви, создали отчужденіе закавказскихъ епархій отъ высшей церковной власти въ нашемъ Отечествѣ, породили церковную смуту и великій церковный соблазнъ и наполнили души всѣхъ преданныхъ сыновъ Православной Церкви великою скорбію. Ибо всѣ эти дѣянія надлежитъ признать противоканоническими и весьма опасными для церковнаго благочинія и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете въ глубинѣ своего сознанія найти оправданіе вашимъ неканоническимъ дѣяніямъ. Прежде всего всѣ вы получили хиротонію по избранію Святѣйшаго Сѵнода и отъ русскихъ іерарховъ, всѣ вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротоніи клятвенное обѣщаніе подчиняться и повиноваться ея Власти. Какъ же вы исполнили данное вами торжественное обѣщаніе? — Вы измѣнили своей присягѣ, нарушили обязанность церковнаго послушанія и создали раздѣленіе въ Церкви. Будучи викаріями или полусамостоятельными епископами, вы отвергли власть своего киріарха, архіепископа Карталинскаго и Кахетинскаго Платона, уклонились отъ повиновенія ему, самочинно прекратили возглашать его имя за богослуженіемъ; безъ разрѣшенія Святѣйшаго Сѵнода и своего киріарха вы созвали церковный соборъ, самовольно вторглись въ церковную область, подчиненную вашему киріарху, совершали внѣ предѣловъ своихъ епархій рукоположенія и вершили другія церковныя дѣла. Всѣ такія дѣйствія осуждаются канонами Вселенской Церкви. Именно, 2-е правило II Вселенскаго Собора ясно говоритъ: «Не бывъ приглашены, епископы да не приходятъ за предѣлы своея области для рукоположенія, или какого либо другого церковнаго распоряженія». О томъ же повелѣваетъ и 9-е правило Антіохійскаго Собора: «Въ каждой области епископамъ должно вѣдати епископа, въ митрополіи начальствующаго, и имѣющаго попеченіе о всей области, такъ какъ въ митрополію отовсюду стекаются всѣ, имѣющіе дѣла. Посему разсуждено, чтобы онъ и честію преимуществовалъ, и чтобы прочіе епископы ничего особенно важнаго не дѣлали безъ него, по древле принятому отъ отецъ нашихъ правилу, кромѣ того токмо, что относится до епархіи, принадлежащія каждому изъ нихъ, и до селеній, состоящихъ въ ея предѣлахъ. Ибо каждый епископъ имѣетъ власть въ своей епархіи, и да управляетъ ею, съ приличествующею каждому осмотрительностію, и да имѣетъ попеченіе о всей странѣ, состоящей въ зависимости отъ его града, и да поставляетъ пресвитеровъ и діаконовъ и да разбираетъ всѣ дѣла съ разсужденіемъ. Далѣе же да не покушается что либо творити безъ епископа митрополіи, а также и сей безъ согласія прочихъ епископовъ». 13-е правило Антіохійскаго Собора устанавливаетъ взаимныя отношенія епископовъ и ихъ киріарха: «Ни который епископъ да не дерзаетъ изъ единыя епархіи переходити въ другую, ни поставляти кого либо въ церкви ея для совершенія священнослуженія, ниже приводити съ собою другихъ; развѣ прибудетъ, бывъ призванъ грамотами митрополита и сущихъ съ нимъ епископовъ, въ область которыхъ приходитъ. Аще же никѣмъ не бывъ призванъ, внѣ порядка пойдетъ для рукоположенія нѣкоторыхъ, и для устроенія церковныхъ дѣлъ, до него не принадлежащихъ: то все содѣянное имъ да будетъ недѣйствительнымъ: и онъ за безчиніе свое и за безразсудное начинаніе, да понесетъ приличное наказаніе чрезъ немедленное изверженіе изъ своего чина святымъ Соборомъ». И Соборъ не можетъ быть созванъ безъ разрѣшенія киріарха. 16-е правило Антіохійскаго Собора говоритъ: «Совершенный Соборъ есть тотъ, на которомъ присутствуетъ съ прочими (епископами) и митрополитъ» (Ср. 8-е правило VI Всел. Собора). Кромѣ того 35-е правило Святыхъ Апостоловъ повелѣваетъ: «Епископъ да не дерзаетъ внѣ предѣловъ своея епархіи творити рукоположенія во градѣхъ и селахъ, ему не подчиненныхъ. Иначе да будетъ изверженъ и онъ и постановленный отъ него». Кромѣ того 14-е правило Двукратнаго Собора предписываетъ: «Аще который епископъ, поставляя предлогомъ вину своего митрополита, прежде соборнаго разсмотрѣнія, отступитъ отъ общенія съ нимъ, и не будетъ возносити имя его, по обычаю, въ Божественномъ тайнодѣйствіи: о таковомъ Святый Соборъ опредѣлилъ: да будетъ низложенъ, аще токмо обличенъ будетъ, яко отступилъ отъ своего митрополита, и сотворилъ расколъ. Ибо каждый долженъ вѣдати свою мѣру: и ниже пресвитеръ да не пренебрегаетъ своего епископа, ниже епископъ своего митрополита».

Такимъ образомъ, вы, созвавши Соборъ безъ вѣдома и согласія Святѣйшаго Сѵнода и вашего киріарха и вторгнувшись въ предѣлы не подчиненной вамъ церковной области, подвергли себя осужденію церковныхъ каноновъ.

Ваше заблужденіе состоитъ и въ томъ, что вы провозгласили церковную автокефалію по способу, который совершенно уклоняется отъ каноническаго порядка, установившагося во Вселенской церкви въ дѣлахъ подобнаго рода.

По каноническому порядку требуется согласіе и разрѣшеніе киріархальной церкви на автокефалію другой помѣстной церкви, которая подчинялась прежде ея юрисдикціи. Обыкновенно та церковь, которая ищетъ независимости, обращается съ просьбою къ киріархальной церкви и, на основаніи данныхъ политическаго и церковнаго характера, испрашиваетъ ея согласія на полученіе автокефаліи. Просьба обращается отъ имени какъ церковной и гражданской власти страны, такъ и отъ народа, съ ясно выраженнымъ заявленіемъ о всеобщемъ и единодушномъ желаніи получить церковную независимость. Такъ было въ Греціи, Сербіи и Румыніи, но не такъ было въ Болгаріи, гдѣ возникла хорошо намъ извѣстная схизма, и, къ сожалѣнію, не такъ было и въ Закавказьѣ въ 1917 году.

Каноническій порядокъ еще требуетъ, чтобы киріархальная церковь на своемъ Соборѣ добровольно и на основаніи положительныхъ и безспорныхъ данныхъ признала правильнымъ и законнымъ ходатайство того или иного народа или области о церковной независимости, обсудила его во всѣхъ подробностяхъ и путемъ соборнаго рѣшенія провозгласила данную церковную автокефалію. Объ этомъ издается особое соборное опредѣленіе, которое киріархальною церковью и сообщается церкви, ищущей автокефаліи. О томъ же киріархальная церковь особымъ посланіемъ извѣщаетъ и всѣ православныя помѣстныя автокефальныя церкви, дабы всѣ онѣ вошли въ каноническое общеніе съ новою помѣстною автокефальною церковью. Вообще, только Соборъ киріархальной церкви можетъ даровать независимость той или иной помѣстной церкви, безъ Собора же киріархальной церкви всякіе акты провозглашенія церковной независимости признаются недѣйствительными и не имѣющими канонической силы. Въ этомъ состоитъ коренное требованіе церковно-каноническаго порядка и традиціи Вселенской Православной Церкви. Если это требованіе не соблюдается, Церкви угрожаетъ схизма. Церковная автокефалія не можетъ быть пріобрѣтена ни въ силу соборнаго опредѣленія только той церкви, которая ищетъ автокефаліи, ни въ силу постановленія гражданской власти. Такъ, церкви Элладская и Румынская, первоначально объявившія свою независимость лишь по опредѣленію мѣстныхъ соборовъ, должны были потомъ искать своей автокефаліи лишь отъ Константинопольской церкви. Съ другой стороны, султанскій фирманъ 1870 года не далъ Болгарской церкви общепризнанной во Вселенской Церкви автокефаліи. И было бы ошибкою полагать, что Грузинская церковь, какъ имѣвшая до присоединенія Грувіи къ Россіи независимость, находатся на особомъ и исключительномъ положеніи въ дѣлѣ возстановленія своей автокефаліи. И церкви Сербская и Болгарская прежде были независимы, однако въ XIX вѣкѣ онѣ, какъ потерявшія свою древнюю автокефалію и находившіяся подъ юрисдикціей Константинопольской церкви, искали своей независамости отъ этой послѣдней, — одна каноническимъ порядкомъ, а другая противоканоническимъ. И епархіи Закавказья, какъ болѣе столѣтія входившія въ составъ Русской церкви, должны въ дѣлѣ пріобрѣтенія независимости подчиниться общему каноническому порядку. Объ этомъ говоритъ и постановленіе Временнаго Правительства, на которомъ вы, Преосвященные Епископы, основываете Грузинскую автокефалію. Но вы не только уклонились отъ духа мира и любви, но и нашли излишнимъ вступить въ сношенія съ Русскою церковью по важнѣйшему церковному вопросу.

Указавъ ваши заблужденія и ошибки, предлагаемъ вамъ, Преосвященные Епископы, подчиниться требованію церковныхъ правилъ и, слѣдуя каноническому порядку, явиться на Всероссійскій Священный Соборъ и, сознавъ свои заблужденія, предать свои вожделѣнія объ автокефальномъ устроеніи Грузинской церкви на судъ сего Всероссійскаго Собора, дабы вамъ не подвергнуться суду каноновъ и не подпасть великому и тяжкому грѣху отчужденія отъ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Умоляемъ васъ, братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа: да не будетъ между нами раздѣленій и да будемъ всѣ мы соединены въ одномъ духѣ и въ однѣхъ мысляхъ (1 Кор. 1, 10). Станемъ на путь мира и взаимной любви и совмѣстно обсудимъ создавшееся положеніе. Пастыреначальникъ Христосъ и Кормчій Церкви Святый Духъ да вразумятъ насъ найти на основаніи каноновъ выходъ, пріемлемый для насъ и для васъ, и устроить церковную жизнь обоихъ единовѣрныхъ народовъ къ ихъ общей пользѣ и славѣ Божіей. Возлюбимъ другъ друга да единомысліемъ исповѣмы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздѣльную.

Смиренный Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи.   

№ 3. 29 декабря 1917 г. Москва.

Источникъ: Посланіе Святѣйшаго Патріарха. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями. № 3-4. 31 января 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 1-2.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0