Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 25 мая 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.)
Новогоднее слово (1 января 1918 года).

Минувшій годъ былъ годомъ строительства Россійской Державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ Вавилонскаго строительства?

На всей землѣ былъ одинъ языкъ и одно нарѣчіе. И сказали люди: построимъ себѣ городъ и башню высотою до небесъ, и сдѣлаемъ себѣ имя, прежде нежели разсѣемся по лицу всей земли. И сошелъ Господь посмотрѣть городъ, и башню, которую строили сыны человѣческіе. И сказалъ Господь: Сойдемъ и смѣшаемъ тамъ языкъ ихъ такъ, чтобы одинъ не понималъ рѣчи другого. И разсѣялъ ихъ Господь оттуда по всей землѣ (Быт. 11, 1. 4-5. 7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планамъ Божественнаго домостроительства. «Сотворимъ себѣ имя», — не напоминаетъ ли это желаніе нашихъ прародителей быть яко боги (Быт. 3, 5); и единый дотолѣ языкъ смѣшался въ разныя нарѣчія и единый народъ раздѣлился на разныя племена, враждебныя другъ другу и истреблявшія одно другое.

Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіе его, напрасно рано встаютъ и поздно просиживаютъ (Псал. 126, 1-2). Это исполнилось въ древности на Вавилонскихъ строителяхъ. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желаютъ сотворить себѣ имя, своими реформами и декретами облагодѣтельствовать не только несчастный русскій народъ, но и весь міръ, и даже народы гораздо болѣе насъ культурные. И эту высокомѣрную затѣю ихъ постигаетъ та же участь, что и замыслы Вавилонянъ: вмѣсто блага приносится горькое разочарованіе. Желая сдѣлать насъ богатыми и ни въ чемъ не имѣющими нужды, они на самомъ дѣлѣ превращаютъ насъ въ несчастныхъ, жалкихъ, нищихъ и нагихъ (Апок. 3, 17). Вмѣсто такъ еще недавно великой, могучей, страшной врагамъ и сильной Россіи, они сдѣлали изъ нея одно жалкое имя, пустое мѣсто, разбивъ ее на части, пожирающія въ междоусобной войнѣ одна другую. Когда читаешь «Плачь Іереміи», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.

Какъ Господь повергъ на землю красу нашу, какъ разрушилъ укрѣпленія, какъ отвергъ царей и князей нашихъ. Страна, нѣкогда многолюдная, стала одинока какъ вдова, великій между народами, князь надъ областями дѣлается данникомъ. Горько плачетъ онъ, и слезы на ланитахъ его, и нѣтъ у него утѣшителя. Враги его стали во главѣ, непріятели благоденствуютъ, и врагъ простеръ руку на самое драгоцѣнное у него. Воззри, Господи, и посмотри, какъ мы унижены, и есть ли болѣзнь, какъ наша, какая постигла насъ. Весь народъ вздыхаетъ, ища хлѣба, отдаетъ драгоцѣнности свои за пищу, дрова достаетъ за большія деньги и наслѣдіе наше переходитъ къ чужимъ. Дѣти просятъ хлѣба и никто не подаетъ имъ. Ѣвшіе сладкое истаеваютъ на улицахъ и воспитанные на багряницѣ жмутся къ навозу (Пл. Іер. 2, 1-2; 1, 1-2. 5. 10-12; 4, 4-5; 5, 2-4). И это въ странѣ, бывшей житницею цѣлой Европы и славившейся своими богатствами.

И вся эта разруха и недостатки оттого, что безъ Бога строится нынѣ Русское Государство. Развѣ слышали мы изъ устъ нашихъ правителей святое имя Господне въ нашихъ многочисленныхъ совѣтахъ, парламентахъ, предпарламентахъ? Нѣтъ, они полагаются только на свои силы, желаютъ сдѣлать имя себѣ, а не такъ, какъ наши благочестивые предки, которые не себѣ, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышній посмѣется планамъ нашимъ и разрушитъ совѣты наши. Подлинно праведенъ Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его (Пл. Іер. 1, 18).

Забыли мы Господа! Бросились за новымъ счастьемъ, стали бѣгать за обманчивыми тѣнями, прильнули къ землѣ, хлѣбу, къ деньгамъ, упились виномъ свободы, — и такъ, чтобы всего этого достать какъ можно больше, взяли именно себѣ, чтобы другимъ не оставалось. Заботимся о томъ, что преходитъ, — прилежати же о душѣ вещи безсмертнѣй совсѣмъ забываемъ. Оттого и наши заботы о созданіи «храминъ и житницъ» постигаетъ неудача. Церковь осуждаетъ такое наше строительство, и мы рѣшательно предупреждаемъ, что успѣха у насъ не будетъ никакого до тѣхъ поръ, пока не вспомнимъ о Богѣ, безъ Котораго ничего добраго не можетъ быть сдѣлано (Іоан. 15, 5), пока не обратимся къ Нему всѣмъ сердцемъ и всѣмъ помышленіемъ своимъ (Матѳ. 22, 38). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительныя потуги, которыми мы были такъ богаты въ мимошедшее лѣто, спасутъ Россію, а только чудо, — если мы будемъ достойны этого.

Будемъ же молить Господа, чтобы Онъ благословилъ вѣнецъ наступающаго лѣта Своею благостію и да будетъ оно для Россіи лѣто Господне, благопріятное (Ис. 61, 2).

Патріархъ Тихонъ.    

Января 1 дня 1918 г.

Москва.

Источникъ: Патріархъ Тихонъ. Новогоднее слово. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 1. — 5 января 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 1-3.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0