Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Митр. Трифонъ Туркестановъ († 1934 г.)
Рѣчь при нареченіи во епископа.

Преосвященнѣйшіе Архипастыри!

Въ эти святыя единственныя минуты моей жизни, обозрѣвая ее мысленно, по-истинѣ не могу не сказать съ чувствомъ глубокаго умиленія: Отъ Господа исправляются стопы человѣку (Псал. 36, 23).

Эту промыслительную благостную руку Божію, направляющую человѣка ко спасенію, я съ ранняго дѣтства видѣлъ надъ собой. Онъ, Милосердый, отъ юности вложилъ въ меня любовь къ храму своему, къ божественной службѣ. Рано стали мнѣ знакомы чудные напѣвы церкви, уставъ богослужебный, и нигдѣ такъ отрадно не чувствовала себя душа моя, какъ въ святомъ храмѣ, и пламеннымъ желаніемъ моимъ было служеніе, хотя бы въ самомъ маломъ чинѣ церковномъ, церкви Божіей, — служеніе, къ которому я, по-видимому, не подготовлялся ни рожденіемъ, ни свѣтскимъ мірскимъ воспитаніемъ. Скажи мнѣ, Господы, путь въ онь же пойду, яко къ Тебѣ взяхъ душу мою (Псал. 142, 8), слезно молился я и въ послѣдующіе годы моей жизни. И Господь, Человѣколюбецъ, внялъ моему прошенію и, проведя меня среди многихъ искушеній, привелъ меня въ обитель иноческую, гдѣ я могъ пользоваться руководствомъ богопросвѣщенныхъ старцевъ. Недолго я тамъ пробылъ, но много полезнаго вынесъ. Тамъ я укрѣпился въ сознаніи, что только въ подвигѣ самоусовершенствованія, постоянной молитвѣ, усиленной работѣ надъ собой, при благодатной помощи Божіей и непрестанной провѣркѣ своихъ мыслей и чувствъ Священнымъ Писаніемъ и твореніями отцевъ подвижниковъ, и заключается истинный смыслъ жизни христіанина, а основаніе ея — отсѣченіе своей воли и смиренное послушаніе волѣ духовныхъ руководителей, чрезъ которыхъ Самъ Господь вѣщаетъ волю свою. Изъ послушанія имъ вступилъ я въ обитель высшаго духовнаго просвѣщенія. Иноку тяжело жить среди мірянъ; не напрасно святые отцы говорятъ, что какъ засыпаетъ рыба, выброшенная на берегъ, такъ можетъ умереть духовною смертію монахъ, находящійся среди мірянъ, внѣ обители. И для меня это время было бы весьма тяжело, еслибы и здѣсь не хранила меня и не укрѣпляла благостная десница Божія. А по окончаніи курса наукъ, когда я уже надѣялся снова возвратиться въ дорогую мнѣ обитель иноческую, я противъ желанія становлюсь послѣдовательно во главѣ нѣсколькихъ духовныхъ вертоградовъ и въ этомъ назначеніи, которому я подчинился съ трудомъ, единственно лишь изъ послушанія, вижу я теперь особый промыслъ Божій надъ собой, ибо только на этомъ поприщѣ я могъ на опытѣ познакомиться съ ходомъ учебно-воспитательнаго дѣла въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ, — этихъ разсадникахъ будущихъ пастырей Церкви Христовой.

И вотъ нынѣ волею Благочестивѣйшаго Самодержца и избраніемъ Святѣйшаго Сѵнода предстоитъ мнѣ великій подвигъ служенія епископскаго. Что могу сказать на сіе? Страшусь, зная всю тяжесть епископскаго служенія, всю величайшую отвѣтственность предъ Богомъ, какую возлагаетъ на человѣка немощнаго и слабаго сей санъ, а особенно въ наше колеблющееся, неустойчивое, маловѣрное время, когда духъ отрицанія, вольномыслія, антихристіанскія идеи, — все это стало злобою дня, носится какъ бы въ воздухѣ, проникая всюду, особенно въ среду такъ называемыхъ интеллигентныхъ людей. А заразивъ высшіе классы, начинаетъ проникать и въ низшіе, доселѣ твердые и непоколебимые въ вѣрѣ православной. Страшился бы еще болѣе, зная скудость своихъ тѣлесныхъ и душевныхъ силъ, но когда представлю себѣ весь пройденный мною путь жизни, всегдашнее попеченіе о мнѣ милосердія Божія, все Его человѣколюбіе, когда по искреннему и нелицемѣрному сознанію своему готовъ утверждать, что я не искалъ себѣ почестей церковныхъ и готовъ былъ бы быть малѣйшимъ изъ братій моихъ священнослужителей, тогда радостною надеждой окрыляется духъ мой, и вижу я въ этомъ новомъ служеніи моемъ именно тотъ путь, который необходимъ для моего спасенія и изъ глубины души глаголю: благодарю Господа моего и пріемлю сіе великое назначеніе безъ ропота и не смѣю, хотя мало, вопреки глаголати.

Вы, можетъ быть, ждете отъ меня изложенія предначертаній и плановъ моей будущей дѣятельности, но не смѣю давать никакихъ обѣщаній. Я знаю, твердо вѣрю и въ своей жизни неоднократно испыталъ, что духовная дѣятельность и мірская неизмѣримо разнятся между собою и въ то время, когда свѣтскій дѣятель все свое вниманіе обращаетъ на внѣшнюю дѣятельность, служитель Церкви Христовой — рабъ Божій исповѣдуетъ, что сила Божія въ немощи совершается, — и главное вниманіе обращаетъ на дѣятельность внутреннюю, на очищеніе своего сердца, своей внутренней храмины отъ всякаго зла и порока; тогда лишь плодотворна будетъ его дѣятельность, когда онъ будетъ образцомъ для вѣрныхъ въ словѣ, въ житіи, въ любви, въ духѣ, въ вѣрѣ, въ чистотѣ (1 Тим., 4, 12). Такъ учатъ насъ и наши иноческіе учителя; святой Іоаннъ Лѣствичникъ, напримѣръ, книга котораго можетъ назваться настольною книгой всякаго монаха. Описывая свойства истиннаго пастыря, онъ говоритъ: «Истинный пастырь есть тотъ, кто можетъ погибшихъ словесныхъ овецъ взыскать и исправить своимъ незлобіемъ, тщаніемъ и молитвою; кормчій духовный тотъ, кто получилъ отъ Бога и чрезъ собственные подвиги такую духовную крѣпость, что не только отъ треволненія, но и отъ самой бездны можетъ избавить корабль душевный; врачъ духовный тотъ, кто стяжалъ и тѣло и душу свободныя отъ всякаго недуга, и уже не требуетъ никакого врачевства отъ другихъ». А святой Василій Великій подтверждаетъ сіе: «Предстоятель слова долженъ быть для другихъ образцемъ всего добраго, самъ прежде исполняя, чему учитъ». И съ другой стороны тотъ, кто, не заботясь объ очищеніи своего сердца и не расчитавъ своихъ духовныхъ силъ, берется за великіе подвиги, впадаетъ часто въ великія искушенія. Такъ съ помощію Божіею, неустанно работая надъ собой и со смиреніемъ исполняя возложенное на меня послушаніе, надѣюсь я пройти безпреткновенно назначенное мнѣ поприще жизни. Да помогутъ мнѣ въ этомъ ваши святительскія молитвы. Особенно къ тебѣ, возлюбленный архипастырь и первостоятель Московскія церкви, съ надеждою на молитвенную помощь и отеческое наставленіе обращаюсь я. Уже нѣсколько лѣтъ работаю я предъ лицомъ твоимъ, и за это время ты явилъ мнѣ много милостей и теперь мнѣ являешь великую благость, не смотря на мои немощи, призывая меня къ еще болѣе близкому сотрудничеству. Знаю, какъ одинъ изъ ближайшихъ очевидцевъ, твои заботы и труды о ввѣренной тебѣ паствѣ, знаю лучше многихъ, какъ болѣешь ты душею о ея духовномъ просвѣщеніи, да исполнюсь и я духомъ твоимъ и буду тебѣ истиннымъ и добрымъ помощникомъ во всѣхъ твоихъ благихъ начинаніяхъ. Усердно прошу и васъ всѣхъ, боголюбезнѣйшіе отцы и архипастыри, помолиться обо мнѣ.

А теперь отъ сей земной церкви обращаясь къ небесной, отъ пастырей здравствующихъ къ пастырямъ нетлѣнно почивающимъ, среди которыхъ мнѣ придется принять хиротонію архіерейскія благодати, уже не своими, но златыми словами златословеснаго святителя Іоанна взываю ко всѣмъ вамъ и дольнимъ, и горнимъ пастырямъ: о, помолитесь о ниспосланіи мнѣ великой помощи свыше. Я нуждался въ защитѣ и прежде, когда жилъ самъ по себѣ покойною жизнію; когда же я выведенъ на средину и принялъ на себя это крѣпкое и тяжкое иго, то мнѣ нужно много рукъ помощи, нужны безчисленныя молитвы, чтобы я могъ въ цѣлости возвратить залогъ давшему его Владыкѣ въ тотъ день, когда получившіе таланты будутъ позваны и приведены, и должны будутъ отдать въ нихъ отчетъ. Итакъ, помолитесь, чтобы мнѣ быть не въ числѣ связанныхъ и ввергаемыхъ во тьму, но въ числѣ имѣющихъ получить хотя малое снисхожденіе, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, которому слава, и держава, и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Рѣчь архимандрита Трифона при нареченіи его во епископа Дмитровскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1901. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 953-956.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0