Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово въ день священнаго вѣнчанія на царство ихъ Императорскихъ Величествъ, 14 мая 1902 года.
(О значеніи православія, самодержавія и любви народа къ Царю въ исторіи Россіи)
[1].

Господи, силою Твоею возвеселится иарь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. 20, 1).

Веселится духомъ нынѣ нашъ русскій Царь. Веселится и торжествуетъ вмѣстѣ съ нимъ и весь русскій православный народъ, все наше русское царство.

День священнаго вѣнчанія нашего Благочестивѣйшаго Государя на царство — великій праздникъ, одинъ изъ самыхъ радостныхъ и торжественныхъ церковно-гражданскихъ праздниковъ. Какъ Пасха выдѣляется изъ ряда всѣхъ собственно церковныхъ праздниковъ, такъ и день священнаго коронованія Государя возвышается надъ всѣми высокоторжественными днями, что и выражается въ особенностяхъ, усвояемыхъ церковью только дню коронаціи, торжественномъ колѣнопреклоненномъ моленіи за Царя и цѣлодневномъ звонѣ.

На чемъ же основывается и чѣмъ обусловливается эта особенная торжественность нынѣшняго коронаціоннаго праздника?

Для того, чтобы понять и уяснить себѣ особенное значеніе нынѣшняго праздника, мы должны обратиться мыслію къ тому дню, который послужилъ первообразомъ и началомъ нынѣшняго торжества, къ тому дню, въ который совершилось дѣйствительное вѣнчаніе нашего Благочестивѣйшаго Государя на Царство. Когда мы будемъ знать священныя дѣйствія, которыя совершаются при коронаціи русскаго Царя, и понимать ихъ смыслъ, то для насъ станетъ совершенно понятною и особенная торжественность нынѣшняго праздника.

Священнодѣйствіе вѣнчанія Царя на царство начинается тѣмъ, что Государь, по приглашенію первосвятителя русской Церкви, въ слухъ вѣрныхъ своихъ подданныхъ исповѣдуетъ православно-каѳолическую вѣру. Чтеніемъ православнаго символа вѣры Государь всенародно исповѣдуетъ свою вѣру въ Бога, свою преданность Божію Провидѣнію, избравшему Его Царемъ и Судіею людей Своихъ и вмѣстѣ съ тѣмъ торжественно свидѣтельствуетъ о полномъ своемъ единеніи съ русскимъ народомъ, о своемъ единеніи съ нимъ въ исповѣданіи православной вѣры.

Православная вѣра составляетъ драгоцѣннѣйшее достояніе русскаго народа, самую коренную основу всей исторической жизни его. Потому такъ и дорого русскому народу слышать торжественное исповѣданіе православной вѣры устами его Верховнаго Вождя. Православіе — это чистѣйшая истина въ христіанствѣ, совершеннѣйшая любовь и правда въ истинной вѣрѣ. Православіе драгоцѣнно для русскаго народа и по тому величайшему значенію, какое оно имѣло въ исторической жизни его. Всѣ важнѣйшія ступени въ историческомъ развитіи русскаго государства неразрывно связаны съ православною вѣрою. Православіе освѣтило русскій народъ истиннымъ боговѣдѣніемъ, создало его письменность, облагородило языкъ, измѣнило нравы, бытъ, самое общественное устройство, дало ему законъ, утвердило единодержавіе и самодержавіе, а чрезъ все это малое и слабое русское княжество возвысило на степень великаго могущественнаго царства. Да будетъ русскій народъ всегда и неизмѣнно вѣренъ православію, даровавшему ему столь великія благодѣянія!

Послѣ торжественнаго всенароднаго исповѣданія Государемъ православной вѣры, другимъ важнѣйшимъ моментомъ во время священнаго вѣнчанія русскаго Царя на царство является возложеніе Государемъ на самого себя и на Супругу Свою царской порфиры и короны и принятіе Государемъ въ свои руки другихъ знаковъ царскаго достоинства, символовъ самодержавной власти. Знаменательное дѣйствіе! Не народъ, а Самъ Царь, предъ лицемъ Живаго Бога и въ присутствіи избранныхъ сыновъ Россіи, возлагаетъ на себя знаки своего царскаго достоинства. Не народъ, слѣдовательно, а Провидѣніе Божіе и права, унаслѣдованныя отъ предковъ, даютъ Царю священный царскій санъ. Что можетъ быть яснѣе, трогательнѣе, торжественнѣе такого выраженія идеи самодержавія, драгоцѣннѣйшей для русскаго народа, составляющей другую, послѣ православной вѣры, коренную основу исторической жизни русскаго народа? Самодержавіе и единодержавіе, освященное православною церковію и постоянно укрѣпляемое ею, создало исторію русскаго народа и съ нимъ неразрывно связаны важнѣйшія стадіи въ постепенномъ возрастаніи русскаго царства: принятіе христіанства, спокойное состояніе и быстрый ростъ русскаго государства при равноапостольномъ князѣ Владимірѣ и Ярославѣ Мудромъ, освобожденіе отъ татарскаго ига и удѣльной розни, поколебавшей было народившееся у насъ, подъ вліяніемъ христіанства, неограниченное единодержавіе и самодержавіе, постепенное возрастаніе Россіи до степени нынѣшняго ея могущества. Избавленіе Россіи отъ великихъ бѣдствій Московской смуты, преобразованіе Россіи при Петрѣ Великомъ, освобожденіе крестьянъ и другія великія преобразованія Царя Освободителя и Царя Миротворца могли совершиться у насъ только при самодержавной власти нашихъ Царей.

И не только все наше историческое прошлое должно приводить насъ къ непоколебимому убѣжденію въ томъ, что самодержавіе есть именно та форма правленія, которая требуется всѣмъ складомъ и характеромъ жизни русскаго народа, но и современное состояніе нашего государства необходимо требуетъ самодержавія въ Россіи. Стоитъ только взглянуть на карту современной Россіи, чтобы понять всю необходимость самодержавія для цѣлостнаго и прочнаго существованія нашего отечества. Россія занимаетъ громадное пространство, равняющееся 1/6 части всей суши и расположенное въ двухъ частяхъ свѣта. На этомъ обширномъ пространствѣ живетъ чрезвычайно разноплеменное, разновѣрное, разнохарактерное и разнообразное по языку, быту и степени умственнаго и нравственнаго развитія народонаселеніе. Безусловно необходимо требовалась сильная единая власть для того, чтобы сплотить это разнообразное населеніе въ одинъ цѣлый государственный организмъ. Безусловно необходима единая самодержавная власть и теперь для того, чтобы этотъ организмъ не распался на части. Да будетъ же весь нашъ русскій народъ неизмѣнно вѣренъ самодержавной царской власти, даровавшей ему столь великія благодѣянія въ прошломъ и такъ необходимой ему и для дальнѣйшаго благополучнаго, лучшаго и счастливаго развитія.

Всѣ другія священнодѣйствія царскаго вѣнчанія: молитва Царя посреди своего народа и вмѣстѣ съ нимъ и священное мѵропомазаніе Царя на царство, въ присутствіи представителей не только одного русскаго народа, но и всѣхъ другихъ народовъ, свидѣтельствуютъ о высокомъ и полномъ единеніи русскаго Царя съ своимъ народомъ. Знаменательно, что и на языкѣ церковномъ и въ народномъ словоупотребленіи священнодѣйствіе мѵропомазанія Царя на царство называется «вѣнчаніемъ» Царя на царство. Слѣдовательно, духовно-нравственный союзъ Государя съ народомъ, освящаемый въ коронованіи, по вѣрованію Церкви и по убѣжденію всего русскаго народа, такъ же тѣсенъ и близокъ, какъ и супружескій союзъ. Слѣдовательно, Боговѣнчанный Царь есть такая же глава своего народа, какъ Христосъ есть Глава Своей Церкви и какъ мужъ есть глава своей жены. Священное коронованіе Царя есть, поэтому, таинственное вѣнчаніе Царя съ своимъ народомъ, почему въ прежнее время при совершеніи его употреблялись даже настоящіе вѣнчальные обряды. Въ этой тайнѣ вѣнчанія Государя съ своимъ народомъ, безъ сомнѣнія, скрывается коренная причина и основаніе той вѣрности и того царелюбія, благодаря которымъ русскій народъ становится едино тѣло и единъ духъ съ своимъ Царемъ, все достояніе государства считаетъ царскимъ (какъ и Царь считаетъ свое достояніе народнымъ), и, какъ члены тѣла, безпрекословно повинующіеся своей главѣ, готовъ на всѣ жертвы для Царя.

Вотъ какое событіе мы празднуемъ нынѣ. Воспоминая священное вѣнчаніе Благочестивѣйшаго нашего Государя на царство, мы празднуемъ торжество идеи православія, самодержавія и народной любви къ царямъ въ исторіи нашего государства. Какъ велико значеніе этихъ идей въ исторіи нашего народа, такъ должно быть высоко и радостно и торжество его въ нынѣшній день.

Помолимся отъ всего сердца Господу Богу о нашемъ Царѣ, «да укрѣпитъ Онъ всесильнымъ Духомъ Своимъ державу правленія Его и да подастъ Ему силу къ укрѣпленію порядка и правды въ дѣлахъ, къ просвѣщенію народа въ истинахъ вѣры, къ утвержденію въ каждомъ званіи вѣрности долгу и закону, къ охраненію всеобщей безопасности, къ возвеличенію благоденствія и славы возлюбленнаго нашего отечества».

Господи, спаси Царя, и услыши ны, въ оньже аще день призовемъ Тя (Псал. 19, 10). Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. 20, 1). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ соборѣ при архіерейскомъ служеніи.

Источникъ: Свящ. Ѳеодоръ Титовъ. Слово въ день священнаго вѣнчанія на царство ихъ Императорскихъ Величествъ, 14 мая 1902 года. (О значеніи православія, самодержавія и любви народа къ Царю въ исторіи Россіи). // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1902. — Томъ II. — Кіевъ: Типографiя И. И. Горбунова, 1902. — С. 332-337.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0