Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово въ день тезоименитства Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны и въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ, 23 апрѣля 1900 года.
О призваніи и общественномъ служеніи женщины-христіанки
[1].

И жены нѣкія, яже бяху исцѣлены отъ духовъ злыхъ и недугъ... служаху Ему отъ имѣній своихъ (Лук. 8, 2-3).

И изшедше скоро отъ гроба со страхомъ и радостію веліею, текостѣ возвѣстити ученикомъ Его (Матѳ. 28, 8).

Знаменательно для насъ, православныхъ русскихъ людей, совпаденіе въ нынѣшній день двухъ празднествъ: церковнаго и гражданскаго. Какъ чада Церкви православной, мы нынѣ чтимъ память святыхъ женъ мѵроносицъ; какъ члены великаго государства русскаго, мы торжественно и радостно празднуемъ нынѣ день тезоименитства Благочестивѣйшей Государыни нашей Императрицы Александры Ѳеодоровны.

Въ лицѣ женъ мѵроносицъ мы почитаемъ память первыхъ святыхъ женъ христіанскихъ, свято исполнившихъ и осуществившихъ въ своей жизни и дѣятельности высокое и чистое христіанское ученіе о призваніи и обшественномъ служеніи жеищины; въ лицѣ Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны мы чтимъ живой образъ истинно христіанской женщины, первой Жены и Матери нашего отечества, — образъ, которому должны подражать и, дѣйствительно, подражаютъ наши лучшія русскія христіанскія женщины.

По свидѣтельству евангельскому, святыя жены мѵроносицы были тѣ еврейскія женщины, которыя, будучи облагодѣтельствованы нашимъ Спасителемъ, исцѣлившимъ ихъ отъ различныхъ недуговъ, увѣровали въ Него и, увѣровавъ, предались Ему съ искреннею и горячею любовію, постоянно ходили вслѣдъ Него и отъ имѣній своихъ служаху Ему и всему обществу первыхъ христіанъ (Лук. 8, 2-3). Женамъ мѵроносицамъ первымъ явился Спаситель, по воскресеніи Своемъ, и онѣ первыя съ радостію веліею возвѣстили объ этомъ Апостоламъ (Матѳ. 28, 8). По вознесеніи Господнемъ на небо, онѣ постоянно пребывали съ Апостолами и другими христіанами въ молитвѣ и моленіи (Дѣян. 1, 14) и помогали имъ въ проповѣди Евангелія. По церковному преданію, святая мѵроносица Марія Магдалина съ проповѣдію евангельскою доходила даже до Рима и здѣсь, дерзновенно явившись римскому императору и подавая ему красное яйцо, какъ символъ Воскресенія Христова и возрожденія всего міра человѣческаго посредствомъ ученія Христова, привѣтствовала его пасхальнымъ ангельскимъ привѣтствіемъ: Христосъ воскресе!

Такимъ образомъ, благотвореніе и просвѣщеніе въ широкомъ смыслѣ сихъ словъ составили подвигъ и служеніе, которымъ посвятили всю свою жизнь и дѣятельность первыя святыя христіанскія жены мѵроносицы. Благотвореніе и просвѣтительная дѣятельность и навсегда должны служить тѣми поприщами, на которыхъ могутъ прилагать свои силы и способности, дарованныя отъ Бога, всѣ христіанскія женщины, или самымъ своимъ положеніемъ въ обществѣ призываемыя, или же добровольно желающія и стремящіяся внести долю своего труда въ жизнь общественную.

По ученію апостольскому, женамъ, посвящающимъ себя благочестію, прилично украшать себя не плетеніемъ волосъ, ни золотомъ, ни жемчугомъ, ни многоцѣнною одеждою, но добрыми дѣлами (1 Тим. 2, 10). Состраданіе несчастнымъ, помощь слабымъ и бѣднымъ, участіе и уходъ за страждущими суть такія добрыя дѣла, которыя наиболѣе соотвѣтствуютъ и самой природѣ женской.

Высокіе примѣры истинно христіанской благотворительности и служенія обществу посредствомъ сей благотворительности мы видимъ въ лицѣ Августѣйшихъ женскихъ Особъ нашего Царскаго дома. Исторія наша знаетъ уже нѣсколько русскихъ Государынь Императрицъ и другихъ Августѣйшихъ Особъ, которыя съ безпримѣрнымъ самоотверженіемъ предавали себя святому дѣлу помощи и благотворенія всѣмъ страждущимъ, бѣднымъ и слабымъ. Намъ, кіевлянамъ, подобная самоотверженная, смиренная, плодотворная, истинно христіанская дѣятельность Августѣйшихъ Благотворительницъ особенно близко извѣстна и дорога.

Въ лицѣ Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны мы видимъ самый чистый и свѣтлый образъ истинно христіанскаго служенія всѣмъ нуждающимся и слабымъ посредствомъ широкой, щедрой и разумной благотворительности. Можно сказать, съ первыхъ же дней Своего пребыванія среди народа русскаго Благочестивѣйшей Государыни нашей Императрицы, Она самоотверженно предалась дѣлу благотворенія и помощи бѣднымъ и слабымъ. Въ теченіе пяти лѣтъ Ея благословенной Богомъ жизни среди насъ русскій народъ уже неоднократно, особенно въ годины общественныхъ бѣдствій, испыталъ на себѣ Ея благодѣющую, щедро благотворящую, заботливую, истинно материнскую руку помощи и состраданія. Въ сравнительно короткій промежутокъ времени заботами нашей Царицы-Благотворительницы созданъ у насъ уже цѣлый рядъ благотворительныхъ обществъ и учрежденій, имѣющихъ своею цѣлію придти на помощь всѣмъ нуждающимся, больнымъ и слабымъ. Какой высокій, чистый, живой и поучительный примѣръ для всѣхъ русскихъ христіанскихъ женщинъ, или самымъ своимъ общественнымъ положеніемъ призываемыхъ, или же добровольно желающихъ и стремящихся принять дѣятельное участіе въ жизни общества!

Просвѣтительная дѣятельность составляетъ второе высокое и отвѣтственное поприще общественнаго служенія женщины-христіанки, освященное примѣромъ первыхъ святыхъ христіанскихъ женъ. Какъ важно воспитать и съ дѣтскихъ лѣтъ подготовить истиннаго христіанина и добраго гражданина! И это невозможно безъ участія женщины-матери. Нѣжность, терпѣніе, внимательная заботливость, безъ которыхъ немыслимо доброе воспитаніе дитяти, присущи самой природѣ женской. Потому лучшія воспитательницы дѣтей суть женщины-матери христіанскія.

Кто, напримѣръ, обратилъ въ христіанство блаж. Августина? Мать. Кто воспиталъ св. Іоанна Златоуста? Мать. Кто спасъ св. Василія Великаго? Тоже мать. Мать есть лучшая воспитательница своего дитяти въ дѣтскихъ лѣтахъ его, вѣрный стражъ чистоты и невинности его въ юношескомъ возрастѣ его и надежнѣйшій другъ и совѣтникъ его въ зрѣлыхъ лѣтахъ его жизни.

Высокіе образы общественнаго служенія женщины-христіанки на поприщѣ воспитанія и просвѣщенія мы видимъ въ лицѣ первыхъ женъ нашего отечества — Государынь Императрицъ и другихъ Августѣйшихъ Женскихъ Особъ нашего Царскаго дома, заботами которыхъ у насъ созданъ многочисленный рядъ просвѣтительныхъ и воспитательныхъ учрежденій, въ которыхъ дѣти русскаго народа получаютъ правильное воспитаніе и образованіе. Выразительный примѣръ подобнаго же общественнаго служенія женшины-христіанки посредствомъ воспитательно-просвѣтительной дѣятельности являетъ намъ и Благочестивѣйшая Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна. Заботами Ея созданы многіе пріюты и учрежденія, въ которыхъ дѣти подготовляются къ честной трудовой жизни и дѣятельности. Подъ Ея милостивымъ покровительствомъ состоятъ многочисленныя русскія просвѣтительныя заведенія. Въ самую благотворительную дѣятельность Ея, по Ея же указаніямъ, вводится идея просвѣтительно-образовательная.

Но особенно поучительный для всѣхъ образъ женщины-христіанки, первой и лучшей воспитательницы своихъ дѣтей, являетъ намъ Благочестивѣйшая Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна на примѣрѣ воспитанія Своихъ Августѣйшихъ Дѣтей въ тѣсномъ единеніи съ православною Церковью и въ близкомъ общеніи съ народомъ русскимъ. Еще такъ недавно весь русскій народъ съ благоговѣйнымъ умиленіемъ слѣдилъ за тѣмъ, какъ его Царь и его Царица съ Дѣтьми Своими спѣшили «провести дни страстной недѣли, удостоиться пріобщенія Святыхъ Таинъ и встрѣтить праздниковъ праздникъ въ Москвѣ, среди величайшихъ народныхъ святынь, подъ сѣнью многовѣкового Кремля» и — что самое важное — «въ молитвенномъ общеніи съ народомъ Своимъ». Вотъ истинно великій образъ жены христіанской, помощницы своему мужу! Вотъ образъ истинно христіанской матери, воспитательницы своихъ дѣтей!

Въ чувствахъ благоговѣйной радости, любви и преданности своему Царю и своей Царицѣ, день тезоименитства Которой мы нынѣ празднуемъ, вознесемъ усердныя наши молитвы къ Престолу Всевышняго; да услышитъ Онъ прошеніе всего народа русскаго, молящагося нынѣ за свою Царицу Благотворительницу! Да благословитъ Онъ добрымъ успѣхомъ всѣ благія намѣренія, начинанія и дѣйствія нашей Царицы на пользу страждущихъ, бѣдныхъ, слабыхъ и всѣхъ непросвѣщенныхъ! Да пробавитъ Онъ, Милосердный, Свою неизреченную благость надъ Тою, Которая явила столько милости къ народу русскому! Да услышитъ Онъ, Царь Небесный, молитву нашего Царя земного, еще такъ недавно молившагося всенародно Господу, «да подкрѣпитъ Онъ вѣрующихъ, удержитъ колеблющихся, да возсоединитъ отторгнувшихся и да благословитъ Россійскую державу, прочно покоющуюся на незыблемой истинѣ православія, свято хранящаго вселенскую правду любви и мира». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ соборѣ при архіерейскомъ богослуженіи.

Источникъ: Священникъ Ѳ. Титовъ. Слово въ день тезоименитства Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны и въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ, 23 апрѣля 1900 года. О призваніи и общественномъ служеніи женщины-христіанки. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — Кіевъ: Типографiя И. И. Горбунова, 1900. — Томъ II. — С. 107-112.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0