Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово въ день рожденія Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича, 6 мая 1897 года.
Объ основаніяхъ и побужденіяхъ благоговѣйно чтить самодержавную царскую власть
[1].

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. 20, 1).

Нынѣ у насъ, братіе радостный и торжественный день. Нынѣ весь русскій православный народъ, отъ конецъ и до конецъ нашего великаго отечества, празднуетъ и веселится о своемъ царѣ. Нынѣ всѣ русскіе люди отъ мала и до велика собираются въ храмы Божіи для того, чтобы въ общей благодарственной молитвѣ предъ Господомъ Богомъ излить чувства своей благоговѣйной любви и преданности возлюбленному Монарху. Вотъ и мы всѣ, здѣ предстоящіе, раздѣляя общее радостно-торжественное настроеніе русскаго народа и повинуясь влеченію собственнаго сердца, собрались въ семъ святомъ храмѣ для того, чтобы вознести здѣсь особенно усердную молитву къ Богу о благоденствіи Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, день рожденія Котораго нынѣ празднуемъ.

На чемъ же, спросимъ, основывается эта глубоко-благоговѣйная любовь русскаго народа къ своему Царю, яснымъ выраженіемъ которой служитъ и всеобщая нынѣшаяя радость русскихъ людей и настоящая наша молитва о своемъ Монархѣ?

Она зиждется на истинно-христіанскомъ пониманіи русскимъ народомъ царской самодержавной власти и на особенномъ, чрезвычайномъ значеніи этой послѣдней въ исторіи нашего отечества.

Русскій царь есть истинный избранникъ Божій. Въ руцѣ Господни власть земли, и потребнаго во время воздвигнетъ на ней (Сир. 10, 4). Всякому народу Богъ поставляетъ вождя (Сир. 17, 14) и возвоситъ избраннаго изъ народа (Псал. 88, 20). Такъ учитъ Св. Писаніе о Божественномъ происхожденіи царской, верховной власти въ народѣ. Такого же убѣжденія держится и русскій народъ. Всегда онъ смотрѣлъ и смотритъ на своихъ Царей, какъ на избранниковъ Божіихъ. Это убѣжденіе всегда жило и живетъ въ немъ и только въ моменты особеннаго подъема народнаго духа, хорошо извѣстные всякому русскому человѣку, оно открыто обнаруживается и всенародно заявляется. И да пребудетъ непоколебимымъ и неизмѣннымъ и впредь навсегда святое убѣжденіе русскаго народа въ Божественномъ происхожденіи самодержавной верховной власти и въ Богоизбранности русскихъ Царей! Да будетъ оно основнымъ началомъ въ міровоззрѣніи русскаго православнаго народа! И да хранитъ Господь подъ Своимъ Спасающимъ Божественнымъ Покровомъ самодержавную царскую властъ въ Россіи всегда и въ послѣдующіе вѣки на благо русскаго народа!

Русскій Царь, далѣе, есть не только избранникъ, но и помазанникъ Божій. А какъ помазанникъ Божій, Онъ есть священнѣйшая Особа, предъ Которою благоговѣютъ и должны благоговѣть всѣ русскіе люди. Освященіе царской самодержавной власти происходитъ въ таинствѣ мѵропомазанія, которое совершается надъ каждымъ русскимъ Царемъ въ началѣ Его царствованія. Знаменательнѣйшее это священнодѣйствіе! Въ немъ преподаются русскому царю особенные благодатные дары, необходимые для совершенія Имъ Своего великаго и труднаго подвига — царскаго служенія. Съ другой стороны, посредствомъ этого священнодѣйствія Русскій Царь «вѣнчается» съ Своимъ народомъ, вступаетъ съ нимъ въ таинственннй духовно-нравствевный союзъ. Въ этой тайнѣ вѣнчанія Государя съ своимъ народомъ, безъ сомнѣнія, скрывается одно изъ главныхъ основаній той благоговѣйной вѣрности и той глубокой царелюбивости, благодаря которымъ русскій народъ становится едино тѣло и единъ духъ съ своимъ Царемъ, все достояніе государства считаетъ царскимъ и готовъ на всѣ жертвы для Царя. Да пребываетъ же неизмѣннымъ и впредь сей благодатно-родственный союзъ между Русскимъ Царемъ и народомъ! Да будетъ всегда живо многовѣковое убѣжденіе русскаго народа въ томъ, что этотъ союзъ есть вѣрнѣйшій залогъ благоденствія нашего отечества! И да благословитъ Господь этотъ союзъ въ началѣ новаго лѣта жизни нашего Возлюбленнаго Монарха!

Наконецъ, Русскій Царь, Богоизбранный и Боговѣнчанный, есть высокій Представитель и живой Носитель самодержавія, которое, будучи истиннымъ воплощеніемъ библейско-христіанскаго понятія о верховной власти, въ то же самое время имѣетъ величайшее значеніе въ историческомъ развитіи русскаго народа. Самодержавная царская власть, по ученію нашей вѣры, служитъ главнымъ основаніемъ спокойнаго развитія государственной жизни народа. Молю, — говоритъ св. ап. Павелъ, — прежде всѣхъ творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія... за царя и за всѣхъ, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 1-2). Самодержавіе, освященное православною Церковью и постоянно укрѣпляемое ею, создало русскую исторію въ настоящемъ ея видѣ. Съ самодержавіемъ царской власти связаны неразрывно всѣ важнѣйшіе моменты въ исторіи русскаго народа. Принятіе русскимъ народомъ христіанской вѣры при св. князѣ Владимірѣ, спокойное состояніе древней Руси и быстрый ростъ русскаго государства при первыхъ единодержавныхъ князьяхъ, униженіе удѣльно-вѣчевой Руси и подпаденіе ея подъ татарское иго, постепенное возрожденіе и возрастаніе московскаго государства, новое униженіе русскаго государства во время смутъ самозванщины, всестороннее обновленіе русскаго государства и быстрое расширеніе его при первыхъ царяхъ изъ благословеннаго нынѣ Царствующаго Дома Романовыхъ, великія преобразованія Петра Великаго, избавлевіе отъ нашествія почти всей Европы въ началѣ и половинѣ настоящаго столѣтія, освобожденіе русскихъ крестьянъ, подавленіе внутренней крамолы и умиротвореніе русскаго государства Царемъ Миротворцемъ, — все это находится въ тѣснѣйшей и неразрывной связи съ самодержавіемъ русской царской власти. Да процвѣтаетъ же и впредь въ нашемъ отечествѣ столь благодѣтельная самодержаввая царская власть! Да хранитъ Господь русское самодержавіе на благо нашего народа! Да благословитъ Онъ, Всемогущій, скипетръ самодержавнаго царствованія нашего Возлюбленнаго Монарха въ началѣ новаго лѣта Его жизни!

Вотъ тѣ основанія, на которыхъ зиждется благоговѣйная любовь и преданность русскаго народа къ своему Царю, и тѣ побужденія, которыя располагаютъ всѣхъ насъ къ благоговѣйному почитанію Богоучрежденой, Боговѣнчанной, священной самодержавной царской власти и къ охраненію ея всѣми возможными средствами и, прежде всего, конечно, молитвою предъ Господомъ Богомъ.

Вознесемъ же въ нынѣшній торжественный день въ жизни нашего возлюбленнаго Монарха особенно усердныя молитвы ко Всевышнему, да благословитъ Онъ начало новаго лѣта жизни Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, Его же оправдалъ Онъ царствовати надъ нами, да укрѣпитъ Его мышцу, возвыситъ Его десницу, удержавитъ Его царство, даруетъ Ему глубокій и неотъемленый миръ, возглаголетъ въ сердцѣ Его благая о Церкви Своей и о всѣхъ людехъ Своихъ и да подастъ Ему силу къ укрѣпленію порядка и правды въ дѣлахъ, къ просвѣщенію народа въ истинахъ вѣры, къ утвержденію во всякомъ званіи вѣрности долгу и закону, къ охраненію всеобщей безопасности, къ возвеличенію благоденствія и славы возлюбленнаго нашего отечества.

Господи, спаси Царя, и услыши ны, въ онь же аще день призовемъ Тя (Псал. 19, 10)! Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. 20, 1)! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ Соборѣ.

Источникъ: Священникъ Ѳеодоръ Титовъ. Слово въ день рожденія Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича, 6 мая 1897 года. (Объ основаніяхъ и побужденіяхъ благоговѣйно чтить самодержавную царскую власть). // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи». — Кіевъ: Типографiя Императорскаго Университета св. Владиміра, 1897. — Томъ II. — С. 147-151.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0